Раздел 2. Охрана и защита прав человека
АНОХИН Ю.В., доктор юридических наук, доцент, [email protected] Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 656038, г. Барнаул, Чкалова, 49
ЧЕСНОКОВ А.А., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра гражданско-правовых дисциплин;
Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 656038, г. Барнаул, Чкалова, 49
ANOKHIN Yu.V.,
Doctor of Legal Sciences,
associate professor,
Barnaul Law Institute of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Chkalova St. 49, Barnaul, 656038,
Russian Federation
CHESNOKOV A.A.,
Candidate of Legal Sciences,
associate professor,
Chair of the Civil Law;
Barnaul Law Institute of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Chkalov St. 49, Barnaul, 656038,
Russian Federation
принципы защиты прав личности во внешней и внутренней правовой политике российского государства
Реферат. Показано значение принципов государственной защиты прав личности. Определяется, что принципы реализации правозащитной политики государства представляют собой систему, обусловлены основными целями и задачами самого государства — обеспечение правовой безопасности и беспрепятственного развития индивида и общества. Аргументируется, что система эта двухкомпонентная (принципы построения и деятельности государственного механизма), которая также включает и общие принципы прав человека. Заметную роль играют и те принципы, которые не закреплены в законодательстве. Положительно оценивается законодательное закрепление принципов деятельности государственных гражданских служащих по отношению к правам граждан: приоритет прав и свобод человека и гражданина; профессионализм и компетентность гражданских служащих; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность и др. Констатируется распространение фактов отступления от беспристрастности правосудия, неуважительного отношения сотрудников правоохранительных органов к гражданам. Подчеркивается необходимость усиления контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, создания условий ее полной прозрачности для общества. Резюмируется, что принципы государственной защиты прав личности — это закрепленные в международных соглашениях и национальном законодательстве руководящие основы организации и деятельности публичной власти, выражающие ее сущность, социальное назначение, а также направленность на установление высокой степени правовой защищенности человека и гражданина. Предлагается заново переосмыслить принципы функционирования Российской Федерации в сфере защиты прав граждан и соотечественников, проживающих за пределами ее территории.
Ключевые слова: права человека, защита, охрана, обеспечение, правовые принципы, правовая политика, уважение прав человека.
PRINCIPLES OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN FOREIGN AND HOME LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE
Abstract. The principles of state protection of human rights are stated to be important. The principles of human rights policy being a system are conditional on main state goals and objectives, that is ensuring legal safety and unhindered development of an individual and society. This system is argued to be two-component and to include the principles of government mechanism's construction and activity and general human rights principles. The principles which are not fixed in the legislation are also of great importance. The legislative fixing of principles of civil servants' activity concerning the human rights is positively estimated by the authors, notably the priority of rights and freedoms of man and citizen;
professionalism and competence of civil servants; availability of information on civil service; cooperation with public associations and citizens; security of civil servants against illegal intrusion into their activity. The facts of departure from impartial justice and disrespectful attitude of law enforcement officers to citizens are stated to be wide-spread. The authors prove the necessity to intensify the control of public authorities' and officials' activity, to create conditions of its full transparency for the public. The principles of state protection of human rights are ruling principles of public authority's organization and activity, stating its essence, social function and orientation on setting high level of legal security of man and citizen, fixed in the international agreements and national legislation. It is proposed to reconsider the principles of Russia's functioning in the sphere of protecting the rights of citizens and proprietors residing abroad.
Keywords: human rights, protection, safeguard, ensuring, legal principles, legal policy, respect for human rights.
11 марта 2014 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом была принята Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя*. Указанная Декларация противоречит Конституции Украины, ряду международных соглашений. Вместе с тем основным аргументом ее создателей и сторонников выступает прямое действие принципов прав человека и их примат над национальным правом. В частности, затрагиваются такие принципы, как уважение права народов на самоопределение (ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.), уважение к правам человека, равноправию и самоопределению народов (ст. 1 Устава ООН), признание воли народа как основы власти правительства (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека).
Иначе говоря, вновь поднят вопрос о прямом действии принципов прав человека, теперь уже на международной арене, и значительная роль в этом процессе принадлежит Российской Федерации. Это заставляет переосмыслить само значение указанного феномена и его влияние на правовую действительность, особенно в рамках нашего государства, провозгласившего в ст. 2 Основного Закона, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Необходимо сразу оговориться, что европейская правовая традиция видит государство как основной (часто единственный) субъект, нарушающий права человека, что отра-
* Документ официально опубликован не был. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
жено, в частности, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950). Вместе с тем наше государство, исходя из многовековой па-терналистической традиции, выступает основным субъектом обеспечения прав граждан, и его роль в защите этих прав не может быть принижена. Первоочередная обязанность государства по отношению к своим гражданам состоит в том, чтобы обеспечить их безопасное существование, оградить от каких бы то ни было посягательств на права и свободы [1, с. 20].
Действительно, для единообразной и наиболее полной реализации функций любого элемента правовой системы формулируются определенные установки, общие основы деятельности. В науке их принято называть принципами (от лат. рппарют - основа, начало). Принцип трактуется как основное положение, предпосылка, первооснова, самое первое; убеждение, взгляд на вещи, основная особенность в устройстве чего-либо; основное, исходное положение теории, учения, науки, руководящее положение, установки. Являясь отправными началами, лежащими в основе формирования, организации и функционирования элементов правовой системы государства, принципы в основе своей имеют законодательное закрепление, но могут быть выделены и при системном толковании правовых норм. Р.З. Лившиц отмечает: «Принципы охватывают всю правовую идею и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность, освобождая от конкретики и частностей» [2, с. 195].
Обеспечение единой государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина подразумевает существование общих требований как к правозащитным процедурам, так и к организациям, осуществляющим свою деятельность
в указанной сфере. В связи с этим, несмотря на многообразие видов и форм государственной деятельности, принято говорить об общих принципах ее осуществления, характерных для всех сфер официальной правозащитной деятельности [3, с. 130].
Важность анализа принципов государственной защиты прав личности определяется тем фактом, что они, с одной стороны, являются составной частью правовой системы, а с другой - выступают системообразующим элементом, сплачивающим иные компоненты государственной защиты субъективных прав. Кроме того, сущность, направленность, основные тенденции развития современного механизма государства также во многом определяются принципами прав человека.
Следует согласиться с позицией А.С. Мордовца, в соответствии с которой центральное место в деятельности государства должны занимать принципы прав человека, которые непосредственно связаны с реализацией правовой политики правоохранительных органов, эффективностью действия социально-юридического механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина [4, с. 45-46]. Под принципами прав человека и гражданина он понимает наиболее общие руководящие нормативные положения, ведущие идеи и установления, лежащие в основе естественного и позитивного права и обусловливающие правозащитную деятельность государственных и негосударственных органов, организаций, институтов, юридических лиц и самого индивида. Соглашаясь с предложенным подходом, отметим, что данная дефиниция более относится к принципам защиты прав человека, поскольку из нее выпадает, например, деятельность субъектов по реализации своих прав.
Интересна в связи с этим точка зрения А.В. Стремоухова, который, рассматривая защиту прав личности как правовую категорию, выделяет общие принципы права в правовой защите человека (законность, справедливость, гуманизм и др.) и принципы собственно правовой защиты человека (принцип личной неприкосновенности, принцип гарантированности правовой помощи и защиты, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод и т.д.) [5, с. 17-21]. М.И. Байтин отмечает
существование принципов организации и деятельности механизма государства, которые он разделяет на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, распространяющиеся на его отдельные звенья [6, с. 102].
Принципы реализации правозащитной функции государства представляют собой сложную систему. Они обусловлены его целями и задачами. Как основную цель здесь можно выделить достижение высокой степени правовой защищенности личности, обеспечение беспрепятственного развития индивида и общества. В число задач входит создание условий защиты прав личности, исключение возможных правонарушений, восстановление нарушенных прав, формирование должного уровня правовой культуры и правового сознания населения и должностных лиц. Создание и закрепление единых принципов деятельности, их непротиворечивость и соответствие реальным потребностям общества определяют качество защиты прав и свобод человека и гражданина, позволяют свести к минимуму сбои в работе государственных органов и в перспективе дают возможность подняться еще на одну ступень на пути создания правового государства [7, с. 135].
Можно отметить, что сегодня принципы защиты прав человека выступают для публично-правовых образований в двух качествах: как принципы построения государственного механизма и принципы его деятельности (характеризующие его статическую или динамическую стороны).
Имеет смысл говорить о нескольких уровнях принципов построения и функционирования государственного механизма защиты прав личности:
- общие принципы, которые лежат в основе организации и функционирования механизма государства в сфере прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Основном Законе или прямо следующие из его содержания;
- системообразующие принципы, характерные для правозащитной системы как целостного политико-правового образования;
- частные принципы, или принципы построения и деятельности отдельных элементов, структур государственного механизма.
Все эти принципы тесно взаимодействуют друг с другом, образуют определенную иерархическую структуру, в которой нижестоящие являются закономерным продолжением более общих, отражая специфику правового регулирования.
Безусловно, центральное место среди общих принципов занимают принципы прав человека, установленные Конституцией РФ, образующие фундамент современной демократической модели развития общества, с которыми должны быть согласованы все государственно-правовые институты. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил, обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты.
Здесь можно указать следующие принципы: принцип законности; формального равенства; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их высшей ценности в деятельности государства; недопустимости произвольного вмешательства в личную жизнь; гарантированности государственной защиты прав и свобод; равенства прав и свобод; единства прав и обязанностей, определяющий, что любому субъективному праву корреспондирует обязанность остальных субъектов правоотношений соблюдать это право; гласности; ответственности государственных органов за принятые решения и др.
Можно отметить, что интегрирующим началом для конституционных принципов выступает идея всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. По мнению С.В. Лекарева и В.А. Порка, «уважение прав человека - это один из общепризнанных принципов современного международного права, содержание которого составляет обязательство государств уважать права человека и основные свободы всех лиц, находящихся в пределах их юрисдикции» [8, с. 307]. Однако термин «уважение» используется и в национальном законодательстве. Кроме того, указанные авторы предлагают определение, которое, по сути, является тавтологией, что представляется не совсем корректным.
Если мы обратимся к энциклопедическим материалам, то найдем следующие определения: «уважать - душевно признавать чьи-то достоинства» [9, с. 460]; «относиться с почтением, основанным на
признании чьих-нибудь достоинств» [10, с. 670]; «считаться с кем-либо, не ущемляя чьих-либо интересов, не нарушая обычаев, порядков, признавать чьи-то заслуги, качества, достоинства» [11, с. 854]. Общим здесь выступает отношение к человеку как к личности, достигшей определенного социального статуса и обладающей достоинством и собственными интересами.
В связи с этим заслуживает внимания позиция авторов, которые применительно к деятельности милиции определяют уважение как максимально почтительное отношение к людям без различия пола, языка, религии и одновременное признание в каждом человеке его личного достоинства [12, с. 158]. Позднее A.C. Мордовец, рассматривая уважение как принцип конституционного права, предлагает следующую дефиницию: «Уважение - максимально почтительное отношение к народу как источнику власти, его выбору путей общественного развития, форм демократии, основ конституционной государственности, правам и свободам человека и гражданина» [13, с. 13].
Соглашаясь с указанным мнением, отметим, что главным элементом уважения прав должно стать не только признание достоинства, ценности личности, отношение к ней как к цели, а не как к средству, но и активное содействие полноценной социализации граждан, реализации их прав и свобод как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). В связи с этим, на наш взгляд, применительно к деятельности государственных органов можно указать, что уважение прав человека - это всемерное признание достоинства личности со стороны государства, отношение к ней как к цели правового регулирования, а также создание условий наиболее полной ее социальной реализации.
В литературе указывается и на другие принципы материального и процессуального права, которые можно отнести к разряду общих, а именно: гуманизм, справедливость, принцип правовой безопасности человека (выражающийся в предсказуемости и ясности принимаемых законов), возможность ограничения прав и свобод только в форме закона и только в той мере, в которой это необходимо для защиты конституционного строя, нравс-
твенности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и др. [14, с. 27]. Дополняя друг друга, указанные принципы могут рассматриваться как одна из гарантий прав личности, их защищенности от неправомерных посягательств.
Системообразующие принципы построения и деятельности правозащитной системы:
- обусловлены конкретными целями и задачами государственной защиты прав личности;
- являются объединяющим фактором для всех его элементов, устанавливают их согласованное эффективное взаимодействие;
- обеспечивают устойчивость государственного механизма защиты прав личности, пригодность к выполнению стоящих перед ним задач.
Важнейшей характеристикой рассматриваемых принципов выступает направленность на достижение высокой степени правовой защищенности человека и гражданина. Это подразумевает их комплексное воздействие, учет интересов индивидов и общества в целом, обусловленность общечеловеческими ценностями. Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г., зафиксировал следующие руководящие основы деятельности правоохранительных органов: служба обществу и защита всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией (ст. 1); уважение и защита человеческого достоинства, поддержка и защита прав человека по отношению ко всем лицам (ст. 2) и т.д.* Аналогичные положения закреплены в принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. Декларации о полиции**.
Определенным достижением действующего российского законодательства следует признать законодательное закрепление принципов деятельности государственных гражданских служащих по отношению к
* Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С. 319-325.
** Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 77-81.
правам граждан. Среди них можно обозначить: приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность гражданских служащих, доступность информации о гражданской службе, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность и др.***
В связи с этим системообразующие принципы государственного механизма защиты прав личности можно условно разделить на две группы. К первой можно отнести принципы, прямо предусмотренные в международном праве и отечественном законодательстве:
- принцип приоритетной направленности на защиту прав и свобод человека и гражданина, создание наиболее благоприятных условий развития личности и общества****;
- принцип эффективности государственной защиты прав личности*****;
- принцип личной ответственности должностных лиц за состояние прав граждан в соответствии с их компетенцией******;
- принцип открытости правозащитной деятельности, результативности ее обратной связи [15, с. 93-95] и др.
Вторая группа системообразующих принципов прав человека не имеет прямого закрепления в законодательстве, но в той или иной мере учитывается при осуществлении правозащитного регулирования. Эти принципы присущи государственному механизму как открытой системе, обусловлены необходимостью его устойчивого эффективного функционирования. Здесь можно указать:
- принцип соответствия государственного механизма защиты прав личности общему уровню развития и потребнос-
*** О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ: ред. от 2 апр. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215; 2014. N 14. Ст. 1545.
**** Венская декларация и программы действий (Вена, 25 июня 1993 г.) (ст.ст. 1, 4). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
***** Там же. Ст.ст. 3, 4.
****** См. ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17 дек. 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
тям государства и общества на данном историческом этапе;
- принцип соответствия формы и содержания элементов государственного механизма защиты прав личности его целям и задачам;
- принцип внутренней непротиворечивости структуры механизма, а также компетенции и функций его различных элементов;
- принцип разделения правозащитной компетенции, согласно которому отдельный государственный орган в процессе защиты прав личности выполняет, как правило, лишь часть правозащитного процесса*;
- принцип полноты осуществляемого социального регулирования, наиболее глубокого охвата случаев нарушения прав личности;
- принцип гибкости правового регулирования, адаптации государственного механизма защиты прав личности к изменяющейся обстановке;
- принцип системности, определяющий наличие множества внутренних связей и взаимодействий, позволяющих эффективно выполнять возложенные задачи.
Указанные принципы характеризуют сущностную сторону государственного механизма защиты прав личности, «программируют» его устойчивость к внешним воздействиям, способность стабильно развиваться вместе с иными элементами правовой системы государства.
* Наиболее наглядно это просматривается в сфере уголовного и административного процесса. Отдельные стадии, такие как выявление нарушения субъективных прав, установление фактических обстоятельств дела, вынесение решения, контроль и надзор, разбиваются между различными государственными органами, а в ряде случаев и элементами гражданского общества.
К сожалению, приходится констатировать, что мало законодательно регламентировать указанные принципы, нужно еще добиться их полноценной реализации, а именно здесь возникают наибольшие проблемы. На практике часто имеют место отступления от беспристрастности правосудия, неуважительного отношения сотрудников правоохранительных органов к гражданам и т.д. В связи с этим необходимо усиление контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, создание условий ее прозрачности для общественности, что позволит наиболее последовательно приводить в жизнь принципы защиты прав личности [16, с. 37].
Таким образом, можно указать, что принципы государственной защиты прав личности - это закрепленные в международных соглашениях и национальном законодательстве руководящие основы организации и деятельности публичной власти, выражающие ее сущность, социальное назначение, а также направленность на установление высокой степени правовой защищенности человека и гражданина. Они должны полноценно реализо-вываться в законотворческом процессе для преодоления пробелов законодательства, ликвидации правовых коллизий, а сегодня назрела необходимость применять их непосредственно, как нормы, занимающие высшие позиции в иерархии права.
В связи с этим Российская Федерация, проводящая политику оказания патерналистской поддержки Автономной Республике Крым, должна также заново переосмыслить принципы своего функционирования в сфере реализации прав личности, создав эффективную и согласованную систему защиты прав своих граждан и соотечественников.
Список литературы
1. Анохин Ю.В. Какими должны быть права человека в условиях реформирования политической системы общества: идеальная модель // Алтайский юридический вестник. 2013. N 3 (3). С. 18-23.
2. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. 224 с.
3. Чесноков А.А. Государственный механизм защиты прав личности: история, теория, практика: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2010. 177 с.
4. Мордовец А.С. Правовая политика и принципы прав человека // Вопросы теории государства и права: актуальные проблемы современного Российского государства и права: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2003. Вып. 4 (13). С. 45-52.
5. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1996.
6. Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Мату-зова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2002. 776 с.
7. Чесноков А.А. Государственный механизм защиты прав личности в СССР и Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: СЮИ МВД России, 2006. 240 с.
8. Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь. М., 1995. 336 с.
9. Даль В. Толковый словарь живаго великорускаго языка. М., 1882. Т. 4.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. 750 с.
11. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2004.
12. Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 1999. N 3. С. 154-162.
13. Мордовец А.С. Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: межвуз. сб. / под ред. А.С. Мордовца, А.С. Плешакова. Саратов, 2004. С. 3-14.
14. Чесноков А.А. Государственная защита прав личности в СССР: монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2008. 72 с.
15. Сальников В.П., Цмай В.В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. N 1. С. 82-98.
16. Чесноков А.А. Экономические права граждан в Российской Федерации: учеб. пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2008.
References
1. Anokhin Yu.V. Kakimi dolzhny byt' prava cheloveka v usloviyakh reformirovaniya politicheskoy sistemy obshchestva: ideal'naya model' [What should be the rights of person in the conditions of reforming the political system of society: the ideal model]. Altayskiy yuridicheskiy vestnik - Altai Law Herald, 2013, no. 3 (3), pp. 18-23.
2. Livshits R.Z. Teoriyaprava [Legal theory]. Moscow, 1994. 224 p,
3. Chesnokov A.A. Gosudarstvennyy mekhanizm zashchity prav lichnosti: istoriya, teoriya, praktika [State the mechanism of protection of individual rights: history, theory, practice]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, 2010. 177 p.
4. Mordovets A.S. Pravovaya politika i printsipy prav cheloveka [Legal policy and the principles of human rights]. Voprosy teorii gosudarstva i prava: aktual'nye problemy sovremennogo Rossiyskogo gosudarstva i prava [Problems in the theory of state and law: current problems of the modern Russian state and law]. Saratov, 2003. Edition 4 (13). Pp. 45-52.
5. Stremoukhov A.V. Pravovayazashchita cheloveka: teoreticheskiy aspect. Avtoref. Dokt. Diss. [Legal protection of rights: theoretical aspects. Autoabstract Doct. Diss.]. St. Petersburg, 1996.
6. Baytin M.I. Mekhanizm gosudarstva [Mechanism of the state]. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Yurist" Publ., 2002. 776 p.
7. Chesnokov A.A. Gosudarstvennyy mekhanizm zashchity prav lichnosti vSSSR i Rossiyskoy Federatsii (teoretiko-pravovoe issledovanie). Kand. Diss. [State mechanism of protection of individual rights in the USSR and Russian Federation (theoretical and legal research). Cand. Diss.]. Saratov, 2006. 240 p.
8. Lekarev S.V., Pork V.A. Biznes i bezopasnost': tolkovyy terminolo-gicheskiy slovar' [Business and security: explanatory dictionary of terminology]. Moscow, 1995. 336 р.
9. Dal' V. Tolkovyy slovar' zhivago velikoruskago yazyka [Explanatory dictionary of the living great russian language]. Moscow, 1882. Volume 4.
10. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka [Russian Dictionary]. Moscow, 1989. 750 p.
11. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Modern explanatory dictionary of the Russian language]. St. Petersburg, 2004.
12. Mekhovich A.M., Mordovets A.S., Silant'eva A.V. Zakonnost' i uvazhenie prav cheloveka v deyatel'nosti organov vnutrennikh del [Rule of law and respect for human rights in the activities of Internal Affairs bodies]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1999, no. 3, pp. 154-162.
13. Mordovets A.S. Uvazhenie kak universal'nyy printsip prav cheloveka i grazhdanina [Respect as a universal principle of the rights of man and citizen]. Uvazhenie kak printsip deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov [As the principle of respect for law enforcement]. Saratov, 2004. Pp. 3-14.
14. Chesnokov A.A. Gosudarstvennaya zashchita prav lichnosti vSSSR [State protection of individual rights in the USSR]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, 2008. 72 p.
15. Sal'nikov V.P., Tsmay V.V. Sovremennaya sistema zashchity prav cheloveka [Modern system of human rights protection]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1999, no. 1, pp. 82-98.
16. Chesnokov A.A. Ekonomicheskie prava grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [Economic rights of citizens in the Russian Federation]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, 2008.