Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового механизма обеспечения прав и свобод граждан'

Некоторые вопросы правового механизма обеспечения прав и свобод граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / REALIZATION OF HUMAN RIGHTS / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПРАВООБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL-JURIDICAL MECHANISM / STATAL-LEGAL MECHANISM / LEGITIMATENESS / RIGHTS INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воситов Хамзаали Абдувохитович

В статье рассматриваются основные правовые механизмы обеспечения прав и свобод граждан. Предметом исследования является механизм защиты прав и свобод граждан как целостная система закрепленных законом направлений, методов, способов, средств, применяемых субъектами правозащитной деятельности в целях обеспечения конституционных прав, свобод и интересов юридических лиц и граждан, оказания им помощи по реализации и восстановлению своего правового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues on Law Mechanism Working for Insurance of Citizens'' Rights and Freedoms

The article dwells on the principle law mechanisms aimed at insurance of human rights and freedoms. The subject of research is a mechanism of advocacy in reference to human rights and freedoms taken as an integral system of trends, methods, modes, means enforced by the law and applied by the subjects of right advocacy activity in order to ensure constitutional rights, freedoms and interests of both bodies corporate and common citizens, rendering of juridical help on realization and reinstatement of their legal status.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового механизма обеспечения прав и свобод граждан»

Воситов Хамзаали Абдувохитович,

ассистент кафедры теории и истории государства и права ТГУПБП

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Права и свободы человека1 - это общее достижение человеческой цивилизации, которое занимает центральное место среди духовных ценностей современного мира. Данная проблема прошла через столетия, неизменно оставаясь важным предметом политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. В различные эпохи, на разных этапах развития общества права человека получали различное толкование, будучи тесно связанными с формой правления, политическим режимом, социальной позицией находящейся у власти элиты, господствующей в обществе идеологией и другими факторами [4,1].

Столь же непросто шло развитие законодательного закрепления конституционных основ прав и свобод человека в Таджикистане. На рубеже XX-XXI веков в общественном сознании общества прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране.

Впервые Конституция Республики Таджикистан 1994 г. создала легитимную основу современной государственности, построенную на демократических принципах. [1] Концептуальной основой Конституции признано закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Таджикистан воспринял основные принципы и стандарты мирового сообщества в области прав человека на законодательном уровне.

Впервые в истории отечественного права в Конституции РТ закреплено, что эти права являются естественными, неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Наряду с восприятием естественно - правовой доктрины прав человека, Конституция РТ содержит позитивное закрепление широкого круга прав и свобод граждан. Государство взяло на себя обязательства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека. Последние определяют смысл, содержание и

1Термин «права человека» в данном исследовании используется как естественные возможности человека, признанные, гарантированные государством, а понятие "гражданин" - как объединяющий понятия "человек", "личность", "индивид" и не несет специальной смысловой нагрузки. Хотя, безусловно, названные категории по своему содержанию различны. О соотношении этих понятий смотри: Сативалдыев Р.Ш. Теория права и государства.- Душанбе, 2001, С.143; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов, 1972. - С.66-79.

применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 5, 14 Конституции РТ). Новым мощным импульсом в нормотворческом процессе и правоприменительной деятельности нашего государства стало присоединение Таджикистана в 1993г. к Конвенции Содружества Независимых Государств о защите прав человека и основных свобод. Республика Таджикистан стала полноценным членом СНГ. Это, безусловно, оказало заметное влияние на развитие нашего национального законодательства и совершенствование всех институтов правозащитного комплекса. [2]

Е.А. Лукашева отмечает, что содержащиеся в Конституции нормы прямого действия о правах человека не могут быть реализованы "вне конкретных процедур и механизмов, т.е. юридических гарантий, установленных законом". [5,3] Однако большинство ученых полагает, что юридические гарантии являются составной частью механизма обеспечения прав граждан, который включает наряду с гарантиями и другие социально-правовые институты. В связи с этим в последние годы в научный оборот введены такие понятия, как: "социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина" (А.С. Мордовец), "механизм обеспечения прав и свобод граждан" (С.В. Рыбак), "механизм социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан" (П.П. Глущенко).

А.С. Мордовец определяет социально - юридический механизм обеспечения прав человека "как систему международных и национально-государственных средств, правил и процедур, гарантирующих уважение и условия достойного существования личности, соблюдение, охрану и защиту всех её прав". [6,85]

В структуру данного механизма автор включает: общественные нормы; правомерную деятельность субъектов прав человека и гражданина; гласность; общественное мнение; гарантии (общие, специальные, юридические, организационные); процедуры; ответственность; контроль. [6,8]

Разделяя в целом данное мнение, Л.А. Морозова пишет, что структура механизма, сформулированная А.С. Мордовцем, должна также включать "средства стимулирования реализации прав и свобод человека, в том числе создание условий, при которых закрепленные права и свободы могут реально принадлежать конкретному человеку, использоваться им без каких-либо внешних препятствий". [7,168-169]

На наш взгляд, в концептуальном плане точка зрения А.С. Мордовца и Л.А. Морозовой о широком понимании "правообеспечительного механизма" является верной, поскольку такая объемная трактовка названного механизма выявляет глубокий социальный контекст реализации прав граждан, нацеливает на объединение усилий государственных и негосударственных институтов общества в решении сложнейшей проблемы обеспечения прав и свобод человека. Учитывая, что в социально - юридическом механизме обеспечения прав граждан ведущая роль принадлежит государству, основным звеном этого механизма является институт "государственной защиты" прав и свобод человека.

В юридической литературе понятие "механизм" широко используется при рассмотрении многих политико-правовых проблем. [8,300] Данная категория в юриспруденции давно стала методологической: механизм государства, механизм

правового регулирования, механизм правотворчества, механизм формирования правомерного поведения, механизм формирования правового государства и т.д.

Особенно значительное распространение в юридической литературе эта категория получила в контексте правоохранительной деятельности государственных и общественных структур. В частности, в специальной литературе используются понятия "механизм охраны", "механизм защиты", "механизм реализации", "механизм гарантирования реализации", "механизм обеспечения". Во всех этих случаях речь идет о механизме обеспечения прав и свобод субъектов правоотношений.

Анализ существующих точек зрения о названном механизме дает основание полагать, что в науке нет единого мнения по ряду аспектов этой правовой категории. В частности, отдельные авторы отождествляют механизм охраны и защиты прав и свобод граждан с политическими, идеологическими, материальными, организационными и юридическими гарантиями этих прав.

Под "государственной защитой" в отечественной и российской литературе понимается "деятельность всех ветвей власти, направленная на беспрепятственную реализацию прав и свобод всех и каждого". [9,13] Не оспаривая в принципе такого подхода, следует уточнить, что государственная защита - это правозащитная деятельность не только различных органов ветвей власти, закрепленных в Конституции РТ, но и других государственных структур, которые на конституционном уровне непосредственно не отнесены к какой-либо ветви власти. Например, Конституция РТ не относит ни к одной ветви государственной власти Прокуратуру РТ, Уполномоченного по правам человека в РТ и некоторые другие органы. Существуют разные точки зрения по названным вопросам.1 Является дискуссионным вопрос о вхождении в конституционную "триаду" властей Президента РТ -гаранта Конституции РТ, прав и свобод человека и гражданина. При Президенте РТ действует один из важных правозащитных институтов - Управление по правам человека. Такая же схема в законодательстве России. Все названные органы, безусловно, являются ведущими субъектами государственной защиты прав и свобод личности. В современном обществе главной функцией государства должна стать охрана интересов человека, защита и восстановление его прав и свобод.

Р.Х. Зойиров предсказывал, что в новых условиях «нам нужно совершенно новое видение права», при котором станет возможным «добиться приоритета прав и интересов человека по отношению к прерогативам государственных органов». [10,44-45]

Поэтому мы считаем, что из всего сложного "социально-юридического механизма обеспечения прав человека", включающего как юридические, так и социальные аспекты, следует вычленить основной элемент - "государственно -правовой механизм обеспечения прав и свобод граждан".

1Например, многие ученые считают, что Президент РФ занимает особое положение и не входит в структуру законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. См.: Радченко В.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 1995, С.5; Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. - С.15-23 и др.

Разумеется, выделяя государственно-правовую составляющую реализации прав человека и придавая ей ведущую роль, не следует недооценивать негосударственные институты и социальные средства обеспечения прав и свобод личности. Их значимость в правозащитном движении высока и в перспективе будет расти. В частности, А.Э. Рахматулоев подчеркивает эффективную роль правозащитных организаций наравне с государственными структурами". [11,9-12]

Выделение в социально-юридическом механизме государственно-правового элемента обеспечения прав личности подчеркивает, во-первых, особую роль правового государства в защите прав человека, и, во-вторых, позволяет отразить организаторскую функцию государства по развитию и совершенствованию всех общественных институтов и неюридических средств защиты прав граждан. Государственно - правовой блок правоохраны призван взаимодействовать со всеми неправительственными организациями для выполнения общей правообеспе-чительной задачи.

Идея введения в научный оборот категории "государственно-правовой механизм обеспечения прав граждан" не нова. Впервые в юридической литературе понятие "государственно-правовой механизм" применила Н.Г. Салищева, которая, однако, вела речь не о механизме обеспечения, а о "государственно-правовом механизме защиты", [12,297] что, по нашему мнению, не совсем точно. Н.Г. Салищева также не давала содержательной характеристики этого понятия.

Анализируя содержание категорий "защита" и "охрана", мы исходим из того, что действующее законодательство четких различий между ними не проводит, однако их разграничение имеет определенное теоретическое значение. Мы разделяем мнение ученых, соотносящих категории "защита" и "охрана" как часть и целое. "Защита" - одна из многих форм охраны права. "Защита" осуществляется при нарушении (реальной угрозе нарушения) или оспаривании прав и свобод. "Охрана" последних начинается с установления общего конституционно-правового режима данных прав и свобод. Основным содержанием правоохраны является борьба с преступностью и иными правонарушениями.

В юридической литературе, среди ученых и практиков укрепилось мнение о том, что суд не может рассматриваться в качестве одного из правоохранительных органов. Более того, названное суждение получает официальную поддержку, что усматривается из ряда нормативных правовых актов. Например, в «Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденном Президентом РТ, имеется специальный раздел о взаимодействии прокуратуры и других правоохранительных органов с судами. Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя. Термин "правоохранительные органы" является собирательным, и к таким органам, разумеется, относится и суд. Располагая основным юридическим средством - действующим законодательством, и осуществляя свою главную - правозащитную функцию, суды, безусловно, выполняют охрану прав, свобод и законных интересов граждан. [3]

Однако организационно-структурное обособление суда от системы правоохранительных органов, что является в целом позитивным фактором, не может само по себе изменить статус суда как правоохранительного органа. Как верно

отмечает М.И. Байтин, «с позиций функционального подхода суды были и остаются органами, специально созданными для охраны права, законности и правопорядка, т.е. правоохранительными органами». [13,295] А продолжающийся по этому вопросу спор является, на наш взгляд, во многом схоластичным, не имеющим серьезного практического значения.

В итоге можно сформулировать определение "государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод граждан". Это система государственных органов и правовых средств, с помощью которых достигается полная и эффективная реализация прав, свобод и законных

интересов человека и гражданина.

Структура данного механизма, на наш взгляд, состоит из следующих основных элементов.

Во-первых, государственно-правовой механизм включает субъектов обеспечения прав и свобод личности. Учитывая, что роль главного субъекта право-обеспечительной деятельности выполняет государство, то к названным субъектам необходимо отнести все государственные органы, которые осуществляют функции государства. Безусловно, в перечень субъектов обеспечения прав и свобод граждан следует включить также должностных лиц, выполняющих названные государственные задачи.

Во-вторых, государственно - правовой механизм содержит правовые средства как основания юридического обеспечения прав человека. Это прежде всего нормы и принципы права. Как отмечает Е.А. Лукашева, важнейшей «предпосылкой реального обеспечения прав и свобод человека являются объективные и стабильные законы, отражающие идеи социальной справедливости и основанные на общепризнанных принципах права». [14,383]

К правовым средствам также относятся правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и другие правовые средства, используемые в рамках данной правовой системы.

В-третьих, элементом государственно - правового механизма обеспечения прав являются объекты правообеспечительной деятельности.

К ним относятся не только субъективные права, но и охраняемые законом интересы граждан, которые в законодательстве иногда четко не закреплены.

Между тем, охраняемые законом интересы непосредственно связаны с субъективными правами, и категория «законный интерес» наиболее близко соприкасается с субъективными правами.

Выделение законных интересов в качестве объекта правообеспечения имеет, по нашему мнению, большое не только теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет удовлетворять многие потребности и запросы граждан, которые не имеют статуса субъективных прав.

Таким образом, в гражданском обществе роль главного субъекта в право-обеспечительном механизме выполняет государство, все его ветви власти. Однако наиболее весомо во всех элементах государственно-правового механизма -

институционном, нормативном, инструментальном «представлена» судебная власть,

что делает её центральным звеном в системе обеспечения прав и свобод граждан.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Таджикистан (06 ноября 1994г.) - Душанбе: Шарки озод, 2003.

2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г.; Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // Российская газета. 2001. 23 марта.

3. Конституционный закон Республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан» от 6 августа 2001, №30.

4. Общая теория прав человека. Под ред. Е.А.Лукашевой. - М., 1996.

5. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты //Государство и право. 1994. № 10.

6. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996.

7. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. -М., 1998.

8. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / Под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2011.

9. Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Саратов, 1999.

10. Зойиров Р.Х. Об основных формах усиления защиты личных и имущественных прав граждан /Правовое государство и органы юстиции. - Душанбе, 1990.

11. Рахматулоев А.Э. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. / Сб. научных трудов ТГУПБП - Худжанд, 2002.

12. Салищева Н.Г. Механизм защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. -М., 1996.

13. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов, 2001.

14. Права человека: Учебник /Отв. ред. Е.А. Лукашева. - 2-е изд., перераб. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Х.А. Воситов

Некоторые вопросы правового механизма обеспечения прав и свобод граждан

Ключевые слова: Конституция, права человека, социально-юридический механизм, государственно-правовой механизм, реализация прав человека, легитимность, правообеспечение

В статье рассматриваются основные правовые механизмы обеспечения прав и

свобод граждан.

Предметом исследования является механизм защиты прав и свобод граждан как целостная система закрепленных законом направлений, методов, способов, средств, применяемых субъектами правозащитной деятельности в целях обеспечения конституционных прав, свобод и интересов юридических лиц и граждан, оказания им помощи по реализации и восстановлению своего правового статуса.

Kh.A. Vositov

Some Issues on Law Mechanism Working for Insurance of Citizensл Rights and Freedoms

Key words: constitution, human rights, social-juridical mechanism, statal-legal mechanism, realization of human rights, legitimateness, rights insurance

The article dwells on the principle law mechanisms aimed at insurance of human rights and freedoms.

The subject of research is a mechanism of advocacy in reference to human rights and freedoms taken as an integral system of trends, methods, modes, means enforced by the law and applied by the subjects of right advocacy activity in order to ensure constitutional rights, freedoms and interests of both bodies corporate and common citizens, rendering of juridical help on realization and reinstatement of their legal status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.