Научная статья на тему 'Утрата профессиональной идентичности преподавателя вуза'

Утрата профессиональной идентичности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преподаватель вуза / реформирование образования / учебная работа / научная работа / профессиональные деформации / профессиональная идентичность / university teacher / educational reform / academic work / scientific work / professional deformations / professional identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарь Сергей Алексеевич

Рассматриваются проблемы, возникающие в работе преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования на современном этапе; проблемы осознания им своей роли и места в системе обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Анализируются возможные профессиональные деформации преподавателей как педагога в процессе реализации основных задач преподавательской деятельности: воспитательной, учебной и научной, способные привести к утрате субъективности и профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарь Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOSS OF PROFESSIONAL IDENTITY UNIVERSITY LECTURER

The article deals with the problems that arise in the work of a University teacher in the context of reforming the higher education system at the present stage; the problems of their awareness of their role and place in the system of training and education of specialists with higher education. The article analyzes possible professional deformations of teachers as a teacher in the process of implementing the main tasks of teaching: educational, educational and scientific, which can lead to the loss of subjectivity and professional identity.

Текст научной работы на тему «Утрата профессиональной идентичности преподавателя вуза»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10452 ГУБАРЬ Сергей Алексеевич,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Тихоокеанского государственного университета

e-mail: gsa1953@mail.ru

УТРАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Рассматриваются проблемы, возникающие в работе преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования на современном этапе; проблемы осознания им своей роли и места в системе обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Анализируются возможные профессиональные деформации преподавателей как педагога в процессе реализации основных задач преподавательской деятельности: воспитательной, учебной и научной, способные привести к утрате субъективности и профессиональной идентичности.

Ключевые слова: преподаватель вуза, реформирование образования, учебная работа, научная работа, профессиональные деформации, профессиональная идентичность.

GUBAR Sergey Alekseevich,

candidate of technical Sciences, associate professor, associate Professor of the Department «Internal combustion engines» Pacific National University

LOSS OF PROFESSIONAL IDENTITY UNIVERSITY LECTURER

Annotation. The article deals with the problems that arise in the work of a University teacher in the context of reforming the higher education system at the present stage; the problems of their awareness of their role and place in the system of training and education of specialists with higher education. The article analyzes possible professional deformations of teachers as a teacher in the process of implementing the main tasks of teaching: educational, educational and scientific, which can lead to the loss of subjectivity and professional identity.

Key words: university teacher, educational reform, academic work, scientific work, professional deformations, professional identity.

Введение. Общественные процессы, происходящие в России в последние годы отличает высокая динамичность и непредсказуемость и это не может не затронуть систему высшего образования. Процесс реформирования образования, длящийся уже более 15 лет, становится перманентным. С 2013 года действует новый закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий различные траектории получения высшего образования и усиливающий действие рыночной составляющей в деятельности вуза. В течении последних лет регулярно меняются Федеральные государственные образовательные стандарты. Последнее поколение стандартов, определяющих приоритет компетентностного подхода в системе подготовки выпускников, требует принципиального пересмотра взглядов на построение учебного процесса и основательной переработки плановой и методической документации. Создаётся ситуация, при которой работнику высшей школы приходится уделять большую часть вре-

мени работе с документами, а не общению со студентами.

Отмеченные обстоятельства обуславливают необходимость корректировки преподавателями сложившихся представлений, если не о целях и задачах своей деятельности, то, по меньшей мере, о путях и методах их решения. Современное положение дел в высшей школе вызывает настороженность у многих авторов. Как отмечает Е.И. Нидергаус [1] «Представления преподавателей о цели их профессиональной деятельности претерпевают значительные изменения в связи с переходом к новой модели высшего образования: от классического гумбольдтовского к предпринимательскому университету. В классическом университете преподаватель объединяет в себе роли преподавателя, воспитателя и исследователя, в то время как предпринимательская модель университета навязывает преподавателям рыночный подход к труду и подталкивает к исследовательской деятельности не только с точки зрения про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

движения науки, но и с точки зрения привлечения финансовых средств в вузы».

Задача настоящей работы заключается в попытке проанализировать ситуацию, в которой рискует оказаться преподаватель современного вуза, исходя из выполнения им основных видов традиционной преподавательской деятельности, оценить вероятность его профессиональной деформации, как педагога, и возможность утраты им профессиональной идентичности.

Основная часть. С позиций сегодняшнего дня трудно объективно оценивать происходящие процессы, однако некоторые результаты перемен не могут не настораживать. в этой связи достаточно выделить два момента дающих повод для беспокойства.

Во первых - снижение качества подготовки выпускников вузов. Результаты исследований, проведённых ВЦИОМ [2], свидетельствуют, что 91% работодателей отмечают недостаточный уровень подготовки молодых специалистов, указывая, прежде всего, на недостаток практических навыков, а каждый второй работодатель считает низким и уровень теоретических знаний молодых специалистов. Можно предполагать, что причина этого заключается в переходе на учебные программы бакалавриата, сократившие объёмы подготовки по специальным дисциплинам, и снижение качества материальной базы вузов вследствие недостаточного финансирования. Однако негативное воздействие отмеченных, и иных факторов, влияющих на состояние высшей школы, могло быть менее значительным, если бы происходящие изменения не повлияли бы на изменение осознания преподавателем своего места и значимости в системе образования, на его субъективность.

Ухудшаются социально-демографические характеристики педагогического состава вузов. Тенденции этого процесса Е.Р. Ахметшиной [3] определяются прежде всего в старении и феминизации, низкой степени ротации и мобильности преподавательских кадров, утечке молодых преподавателей из сферы высшего образования, множественной вторичной занятости педагогов в ущерб качеству работы на основной должности.

Профессиональная деятельность педагога по определению направленная на обучение, воспитание и развитие личности, на производство новых знаний сталкивается с необходимостью обеспечивать выполнение показателей, определяющих эффективность работы вуза, его финансовое благополучие, и далеко не всегда отвечающих классическим задачам образовательной деятельности. Теряется в определённой мере смысл работы преподавателя, вера преподавателя в важность и необходимость для общества его про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

фессии. Можно говорить о профессиональной деформации преподавателей как педагога, об утрате им своей субъективности и профессиональной идентичности.

Утрата преподавателями своей субъективности и профессиональной идентичности следует рассматривать как второй, и возможно более существенный, момент негативного воздействия происходящих в обществе и в высшей школе перемен.

Профессиональная идентичность предполагает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, осознание своего единения с профессиональным сообществом. Профессиональная идентичность свидетельствует о принятии человеком своей профессиональной деятельности как средства самореализации и развития, предполагает ощущение важности и полезности для общества выбранного вида деятельности.

Потеря (утрата) профессионального самосознания и идентичности преподавателя соответственно предполагает неудовлетворённость результатами своей деятельности, потерю ощущения причастности к возможности решения важнейшей задачи - воспроизводства интеллектуального потенциала общества, потерю единства с педагогическим сообществом.

Можно ли сегодня говорить об утрате профессиональной идентичности преподавателями вузов? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть основные составляющие профессиональной деятельности преподавателя в свете степени их соответствия классическим задачам обучения, воспитания и развития личности.

В настоящее время работа преподавателя вуза планируется и ведётся по трём основным направлениям: учебная работа, методическая работа, научная работа. Важнейшей составляющей должна быть воспитательная работа, именно она формирует обучаемого как личность, но этот вид деятельности в существующих шаблонах индивидуальных планов преподавателя сведен к минимуму, планируют лишь кураторство и руководство общественной активностью студентов. При таком подходе формально воспитательной деятельностью может заниматься небольшая часть преподавательского состава, тогда как элементы воспитания должны присутствовать у каждого преподавателя на каждом занятии и при каждой встрече со студентами. Такая постоянная работа требует определённых усилий и эмоционального напряжения, но при жестком планировании и в существующих формах отчётности этот вид деятельности для большинства преподавателей опущен. К тому же, сложно говорить о воспитательной работе при настоятельных рекомендациях использовать элементы дистанционных

форм обучения, исключающих очное общение со студентами. Таким образом, формальное исключение или снижение значимости воспитательной работы не может не сказываться на ощущениях преподавателями своей значимости в формировании обучаемого как личности, а это ощутимый удар по профессиональной идентичности.

Основным направлением деятельности преподавателя является учебная работа. Эта деятельность предполагает проведение на высоком научном и методическом уровне всех видов учебных занятий. Объём и содержание учебной работы конкретного преподавателя определяют рабочие программы дисциплин, разработанные на основании действующих Федеральных государственные образовательных стандартов и индивидуальный учебный план. Стандарты третьего поколения внесли принципиальные изменения в требования к оценке результатов образования обучающихся, продекларировав отход от системы обучения и контроля уровня освоения образовательной программы «по дисциплинам», и введение «компетенций», как меры подготовленности выпускника вуза. Не изучение учебных дисциплин, а формирование компетенций, отражающих требования будущего работодателя, становится целью процесса обучения. Компетенции носят характер рамочных условий, как обеспечивать их выполнение - определяет вуз. Большинство компетенций формируются не одной, а несколькими дисциплинами, сгруппированными исходя из её конкретного содержания. Совокупность дисциплин или отдельных разделов, обеспечивающих выполнение требований данной компетенции, может быть определена как «учебный модуль». Модульный подход к организации системы обучения хорошо известен в системе образования [4, 5], но, если раньше модуль в основном рассматривался как объединение дидактических единиц, решающих определённую педагогическую задачу, сохраняя целостность учебных дисциплин, то образовательные стандарты третьего поколения, положив в основу образования формирование компетенций, предполагают отход от системного освоения традиционных учебных дисциплин. Для выполнения требований компетенций достаточно включать в образовательные программы необходимые фрагменты (разделы) традиционных учебных курсов. Возможно, следуя логике компетентностного подхода, что в системе вуза должны создаваться структуры, формирующие у студентов отдельные компетенции или группы компетенций; может возникнуть необходимость создания новых учебных курсов, учебников и полного методического обеспечения. Какова же в этом случае роль университетских кафедр, объединяющих и организующих

работу преподавателей близких научных направлений, и судьба традиционных учебных дисциплин? Отсутствие в образовательных стандартах требований по номенклатуре и содержанию учебных дисциплин уже сегодня приводит к тому, что из учебных планов ряда технических направлений исключаются или значительно сокращаются, как правило, сложные для освоения, курсы, составляющие основу инженерной подготовки. Разрушаются существовавшие многие десятилетия логические межпредметные связи. Образование может быть сведено к «натаскиванию» выпускников на выполнение определённых функций, необходимых для конкретной профессиональной деятельности, на удовлетворение запросов работодателя. Будет ли выпускник без системной фундаментальной полготовки творческой личностью, способной развивать науку и создавать новые технологии? Будет ли преподаватель, призванный обучать, воспитывать и развивать личность, получать в этих условиях удовлетворение от своей деятельности, видеть в своей профессии средство самореализации и развития, ощущать себя членом сообщества, создающего интеллектуальную базу общества - это большой вопрос.

Неотъемлемой сферой деятельности преподавателя в современном вузе является научная работа. Эта работа составляет значительную часть планируемой нагрузки и в основном сводится к написанию и публикации научных статей, изданию монографий, подачи заявок на получение патента, гранта и т. п. Проблемы организации и ведения научной работы начинаются с того, что существующая практика планирования не предполагает нормирование научной работы «в часах», по каждому пункту фиксируются «штуки». При такой системе значимость и нормируемые трудозатраты на подготовку, например, монографии и опубликование статьи в низкорейтинговом издании - практически одинаковы. Такая же система существует и при планировании методической работы. Это приводит к фактической перегрузке и вынуждает преподавателей, даже при желании заниматься реальной научной работой, думать не о получении эффективных научных результатов, а о возможности любыми путями выполнить плановые показатели. Дальнейшее развитие сложившейся в вузах ситуации создаёт риск замены творческой образовательной деятельности преподавателя её имитацией. В качестве основной причины происходящего авторы работы [6] называют бюрократизацию всех сфер деятельности. Р.Р. Гареев [7], выделяя сложившиеся типы современных преподавателей-исследователей, отмечает, что на основе анализа официальных нормативных документов (ФГОСов, положений о рейтинге преподавателей, «эффективных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

контрактов» и т. п.), сформировался «бюрократический» тип преподавателя-исследователя. Особенность этого типа заключается в том, что акцент переносится с независимой научной деятельности на его институциональный формат существования и работу в пользу вуза. Следует также отметить, что публикация научных статей перестала быть надёжным показателем научной эффективности любого научного работника, в том числе и преподавателя. Формальная потребность в большом количестве публикаций разного уровня сформировала соответствующий рынок услуг. Появилось большое количество организаций, готовых за определённую плату выполнить при необходимости научное редактирование и доработку статьи, подготовку рецензий, осуществлять сопровождение статьи до выхода подобранного журнала и т.п. Ряд организаций предлагает услуги по написанию статьи или включению в список соавторов готовой работы. Вопрос научной эффективности становится вопросом финансовых возможностей человека. Можно ли в подобных условиях говорить о научной деятельности преподавателя как средстве самореализации и развития, о важности для общества своей деятельности, об отождествлении себя с профессией?

Складываются веские основания к смещению профессионального самосознания преподавателя в сторону, «продавца» образовательных услуг и отход от роли воспитателя, просветителя, основной задачей которого является приобщение новых поколений к творческой деятельности по выбранной профессии и личной культуре. Как показывает ряд исследований, проведенных в преподавательской среде, эта тенденция получает своё подтверждение. переходит из категории «риска» в категорию свершившегося факта. Так по результатам социологического исследования, проведённого в Уральском федеральном университете [1], ни одна возрастная группа преподавателей не отметила среди характеристик привлекательности профессии престиж преподавательского труда, а твёрдую уверенность в выборе своей профессии подтвердили только один из пяти опрошенных. Близкие по смыслу и результатам оценки преподавательской деятельности показали и результаты исследований в вузах Ульяновской области [3], отмечается, что такие ценности как престиж в глазах ближнего окружения и заработная плата практически вытеснены из системы ценностных представлений профессорско-преподавательского состава вузов о своей профессии. Это подтверждает общероссийскую тенденцию углубления дискомфорта профессиональной группы «преподаватель вуза» и снижение статуса этой профессии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

На протяжении ряда лет (со времени начала глобальной перестройки образования) в педагогических исследованиях [3, 6, 8] прослеживается проблема риска утраты профессиональной идентичность преподавателя вуза. Как отмечают авторы [6], «риск всегда сопряжен с возможной опасностью, именно с возможной, т.е. которая грядет, может быть, а не той, которая свершается или уже имеет место».

Заключение. Исходя из сложившейся реальности, приходится констатировать, что сегодня процесс утраты профессиональной идентичности преподавателя - это сложившийся факт, а не возможная опасность. Возникает извечный вопрос - что делать? В работе [6] сформулирована рекомендация: «найти нишу, где бы ты был свободен в своем творчестве нельзя поступаться фундаментальными принципами, а тактически необходимо действовать, учитывая конкретную ситуацию». Укрывшись в «нише», возможно и удастся сохранить профессиональную идентичность, но ситуацию в целом никак не изменить. Остается надеяться, что количество публикаций по поводу утраты профессиональной идентичности преподавателя вуза трансформируется в качественные решения по поводу состояния дел в российском высшем образовании.

Список литературы:

[1] Нидергаус Е.О. Профессиональная идентичность преподавателей высшей школы в условиях трансформации академической среды / Е.О. Нидергаус // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2.(53). - С. 85-92.

[2] 91% работодателей не устраивает уровень подготовки выпускников вузов. Электронный ресурс - URL: https://www.lawmix.ru/state/4378. (дата обращения: 17.03.20).

[3] Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России / Е.Р. Ахметшина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 80-87.

[4] Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики сущность, технологии // Молодой учёный. - 2013. - № 12.

[5] Губарь С.А. Реализация модульного подхода при изучении курса «Детали машин» // Проблемы высшего образования: Материалы междунар. науч.-метод. конф. / Под ред. Т.В. Гомза, Хабаровск, 8-10 апреля 2015 г. - Хабаровск, ТОГУ. - 2015. - С 225-229.

[6] Москвина Н.Б. О рисках утраты субъект-ности и профессиональной идентичности препо-

давателя вуза. / Н.Б. Москвина, С.П. Машовец, Б.Е. Фишман // Педагогика. - 2019. - №3. - С. 93-99.

[7] Гареев Р.Р. Научно-исследовательская деятельность современного преподавателя российского вуза: проблемы и возможные решения // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2017. - № 4 (24). - С. 77-83.

[8] Гомза Т.В. Преподаватель: проблемы самоидентификации / Т.В. Гомза // Высшее образование в России.- 2005. - № 1. - С. 130-133.

Spisok lite ratury:

[1] Nidergaus E.O. Professional'naya identich-nost' prepodavatelej vysshej shkoly v usloviyah trans-formacii akademicheskoj sredy / E.O. Nidergaus // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta. - 2018. - № 2.(53). - S. 85-92.

[2] 91% rabotodatelej ne ustraivaet uroven' podgotovki vypusknikov vuzov. Elektronnyj resurs -URL: https://www.lawmix.ru/state/4378. (data obrash-cheniya: 17.03.20).

[3] Ahmetshina E.R. Professional'naya iden-tichnost' prepodavatelya vuza v usloviyah reform-irovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii /

E.R. Ahmetshina // Izvestiya vysshih uchebnyh zave-denij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. -2009. - № 4 (12). - S. 80-87.

[4] Golovanova Yu.V. Modul'nost' v obrazovanii: metodiki sushchnost', tekhnologii // Molodoj uchyo-nyj. - 2013. - № 12.

[5] Gubar' S.A. Realizaciya modul'nogo pod-hoda pri izuchenii kursa

«Detali mashin» // Problemy vysshego obrazovaniya: Materialy mezhdunar. nauch.-metod. konf. / pod red. T.V. Gomza, Habarovsk, 8-10 aprelya 2015 g. — Habarovsk, TOGU. - 2015. - C 225-229.

[6] Moskvina N.B. O riskah utraty sub»ektnosti i professional'noj identichnosti prepodavatelya vuza. / N.B. Moskvina, S. P. Mashovec, B. E. Fishman // Pedagogika. - 2019. - №3. - S. 93-99.

[7] Gareev R.R. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' sovremennogo prepodavatelya rossi-jskogo vuza: problemy i vozmozhnye resheniya // Chelovecheskij kapital i professional'noe obra-zovanie. - 2017. - № 4 (24). - S. 77-83.

[8] Gomza T.V. Prepodavatel': problemy samoidentifikacii / T.V. Gomza // Vysshee obra-zovanie v Rossii. - 2005. - № 1. - S. 130-133.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

4

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ИЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.