УДК 316.7
Кярова М. А. Kjarova М. А. УТОПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АЛЬ-ФАРАБИ THE UTOPIAN HERITAGE OF AL-FARABI
В статье обсуждается проблема формирования человека, его мировоззрения и обретения счастья и добродетели. Аль-Фараби считает это естественным состоянием человека, которое может быть достигнуто в процессе воспитания и обучения. Другая проблема, которую обсуждает философ, - это достижение и построение справедливого общества, в котором воцарятся свобода, всеобщее равенство, взаимное уважение, полное благополучие. Достичь это состояние можно только через науку, знания. Великий утопист, будучи величайшим гуманистом своей эпохи, выступал против войн, захватов и грабежей, против несправедливости и обмана, защищал права человека на труд, знания, мирную жизнь, мечтал о процветании общества на основе взаимной помощи людей. Политическая философия (фальсафа маданийя), или гражданская наука (ильм ма-данийй) разыскивает общие законы и дает рекомендации по их применению в различных конкретных случаях. Эта наука состоит из двух частей. Одна изучает, что такое счастье истинное и неистинное, каковы пороки и добродетели и чем добродетель отличается от недобродетели; вторая - как они распределяются в человеческих городах и каковы виды искусства правления. По мнению Фа-раби образцом идеального общества являются жители городов, а жители деревни неполноценными. Фараби впервые в эпоху средневековья разработал учение об общественном прогрессе, сыгравшее огромную роль в развитии социологической мысли.
This paper discusses the problem of formation of man, his personal philosophy and happiness and virtue. Al-Farabi believed that it is natural state of man, it can be achieved in the process of education and training. Another issue that the philosopher discusses is the achievement and build a just society where there is freedom, equality, mutual respect. Such society can be only achieved through science, knowledge. The great utopian, being the greatest humanist of his era had opposed wars, robberies, defended human rights to work, to live in peace, dreaming about the prosperous society. Political philosophy (falsafa madanijja) or civil Science (ILM build Ma-danijj) searches for general laws and makes recommendations for their application in different specific cases. This science consists of two parts. One investigates what is a true and false happiness, what virtues and vices of mankind are. According to Farabi model of an ideal society ma-danijja are urban residents, and villagers inferior. Farabi was the first in the middle ages to develop the doctrine of social progress, which played a huge role in the development of sociological idea.
Ключевые слова: общественный договор, государство, добродетель, философия, счастье, утопия, город-государство.
Key words: social contract,State,virtue, philoso-phy,happiness, Utopia, City-State.
Кярова Мадина Алиевна -
кандидат философских наук, заведующая кафедрой истории и философии, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 719 77 92 E-mail: mad-kyarova@yandex.ru
Kjarova Madina Alievna -
Candidate of Philosophical Sciences, Head of Department of History and Philosophy, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 719 77 92 E-mail: mad-kyarova@yandex.ru
Общественно-философская система Фа-раби занимает выдающееся место в духовной культуре Востока, при этом идейное наследие его необычайно велико и разнообразно. Об этом свидетельствуют многочисленные труды, которые принесли ему широкую известность не только в странах мусульманского Востока, но и во всем мире. Аль-Фараби изучал и сравнивал известные в то время отрасли знаний, такие, как этика, политика, естествознание, психология, эстетика, логика. Особое значение придавал вопросам нравственности, гуманизма, которые считал основами достижения человеком счастья. На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему.
Фараби, основываясь на положении о том, что у новорожденного разум представляет собой чистую возможность, то есть находится в потенциальном состоянии и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием, считал, что добродетели приобретаются человеком в процессе его жизни. Такое изначальное состояние человека он называет естественным и согласно ему, оно не есть ни добродетель, ни порок, хотя человек может быть предрасположенным к ним, как к писанию, чтению. Человек лишь по мере совершенствования своего разума способен выбрать между добром и злом, вследствие чего он, повторяя добрые и злые действия, приобретает определенный нрав. И хорошие, и плохие нравы благоприобретены, считает философ. Согласно мыслителю, человек не обречен на грех и порок, а становится таковым при том условии, если не будет стремиться к добродетели: «Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетелям, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков» [1, с. 151]. Поэтому человеку необходимо закреплять в себе доброде-
тели, превращая их в привычки. Говоря о пути достижения нравственного совершенства, философ утверждает и то, что «если человек достигает искомой цели и становится абсолютно хорошим и достойным, но идет к этой цели непохвальным путем, то это порицается. Самое лучшее - это достичь цели красиво и достойно» [1, с. 150]. Помимо этого, Аль-Фараби подчеркивает: «В пути приобретения привычки к справедливости, целомудрию, храбрости и других, равно как в отрицании дурных поступков, необходимо, чтобы прошло время, в течение которого человек отказывается от плохих поступков. ...необходимо, чтобы была сильна надменность, с тем, чтобы сдерживать любовь от сладострастных желаний. В этом случае следует извлекать пользу из гнева, чтобы не дать своей душе всего того, что губит человека, а приучить его с самого начала к проявлению недовольства собой» [1, с. 178]. Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека. Так мыслитель из города Фараб пишет: «Воспитание - это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании» [2, с. 320]. Помимо этого, философ убежден в том, что воспитательный процесс порождает разумность и подчеркивает особую роль законов в этом процессе: «У кого отсутствует воспитанность, тот находит приятными пороки, а обладающий воспитанностью находит приятными только блага. Закон - это путь к благам и, следовательно, законодателю следует приложить усилие в укреплении воспитания. Если привычки и характер человека не являются законными, прекрасными и удовлетворительными, то он всегда будет в состоянии низости, безобразности, он будет отступником всякий раз по мере того, как будет порицать закон» [1, с. 165]. Основным и глубочайшим по своей сути произведением Аль-Фараби является произведение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором он раскрыл сущность, структуру, развитие и процветание «идеального города». Составной частью проблемы «идеального города» Фараби является вопрос о различных нравственных категориях и вос-
питании совершенного человека. Говоря о совершенном человеке, Фараби имеет в виду главу государства. По его мнению, такой правитель должен быть причиной существования добродетельного государства, причиной формирования у его членов необходимых качеств [3, с. 309]. Философ уподобляет правление нравственно совершенного правителя искусству. Правитель, по Фараби, должен уметь образно передавать словами свои знания и направлять наилучшим способом людей к счастью. Великий мыслитель также обратился к врожденным качествам совершенного человека, таким, как любовь к правде, справедливости, ненависть ко лжи и лжецам, гордость души, честь, презрение к деньгам и другим атрибутам мирской жизни. «Пороки исчезают из городов либо когда добродетели укрепляются в душах людей, либо когда последние становятся воздержанными» [2, с. 185]. В добродетельном государстве воспитание и обучение осуществляется двумя методами: методом убеждения, который стоит на первом месте, и методом принуждения, который должен применяться по отношению «к бунтующим и непокорным горожанам и народам, которые не побуждаются добровольно, по собственному желанию к благоразумию» [2, с.323]. В трактате «Сущность «Законов» Платона» философ из города Фараб соглашается с мнением Платона о чувстве умеренности, которое необходимо для совершенствования личности: «Воспитанным людям - говорит Платон, необходимо заставить свои души пренебречь тем, что выходит за рамки умеренности, подобно постоянной радости, чрезмерному смеху, сильной печали, чрезмерной скорби. Если человек питает надежду на приобретение божественных добродетелей, то жизнь его будет наиприятнейшей, а образ жизни -наипрекраснейшим. А прекрасный образ жизни бывает прекрасным и у народа, и у богов» [1, с. 178-179]. Как отмечает философ, глава государства, или «идеальный» человек, в процессе воспитания и нравственного совершенствования должны знать и определять идеальную меру воздействия, которое не должно быть ни чрезмерным, ни недостаточным. Аль-Фараби дает определение нравственным категориям, тем самым характеризуя понятие «середина». Храбрость он определяет, как середину между безрассудством
и трусостью, щедрость как - между скупостью и расточительством. Умеренность в действиях, согласно Фараби, полезна для здоровья человека. Плохой же нрав есть не что иное, как болезнь души, которую можно устранить, как и болезнь тела. Избыток или недостаток в нравах доводить до умеренного состояния, кое есть добродетель, искусным приемом, убеждал Фараби, предлагая в качестве приема самоанализ и самодисциплину. Огромное значение придается философом «мыслительной добродетели». В частности, философ утверждает, что самая совершенная мыслительная добродетель - это забота о народах, народе и городе, рассчитанная на долгое время. За ней следуют мыслительные добродетели, которые распространяются на каждое искусство, на каждый дом, на индивида в его повседневной жизни [2, с. 222]. Вопрос о счастье, о нравственном совершенстве человека, о путях и способах его достижения был в эпоху великого ученого Аль-Фараби одним из проблематичных вопросов. Сегодня этот вопрос не потерял своей актуальности.
По Фараби, совершенство человека, становление его добродетелей - это процесс, длящийся всю его жизнь и прекращающийся со смертью. К нравственным качествам философ причисляет темперамент, мужество, великодушие, справедливость. Но Фараби утверждает, что полного совершенства можно достичь при присутствии рациональных добродетелей. Таким образом, мыслитель подчеркивает связь этического и рационального, нравственности и разума, критикуя тех, кто ее не признает. Исходя из неразрывности этих понятий и их взаимообусловленности, он трактует гуманистические идеалы совершенного человека и добродетельного общества. Воплощение подлинного нравственного совершенства и знания, которые ведут к счастью, есть основная идея философии Фа-раби.
Учения об общественной жизни - илм аль-мадани (буквально город-государство) занимает одно из основных мест в научном наследии Фараби. Теории общественного развития он посвятил следующие работы: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «О достижении счастья», «Указание путей счастья» и другие.
В этих трактатах, в период средневековья, Фараби разработал стройное учение об образцовом обществе. При создании этого учения он опирался на достижения греческой мысли, особенно на политические и этические идеи Аристотеля и Платона.
Фараби рисовал общество будущего как справедливое, в котором воцарятся свобода, всеобщее равенство, взаимное уважение, полное благополучие. Единственный путь к этому обществу он видел в науке, знаниях. Великий утопист, будучи величайшим гуманистом своей эпохи, выступал против войн, захватов и грабежей, против несправедливости и обмана, защищал права человека на труд, знания, мирную жизнь, мечтал о процветании общества на основе взаимной помощи людей.
В трактате «О достижении счастья» Фа-раби указывает, что задача науки о человеке, т.е общественная наука включает определение истинного счастья и его отличия от мнимого, иллюзорного счастья, определение достоинств добродетельного города и его отличия от невежественного, определение видов искусств - ремёсел, распространенных в этих двух противоположных городах.
Государствоведение, этика и наука о воспитании преследуют одинаковую цель - определение счастья для людей. Государство, устанавливающее определенные правила поведения и нравственные нормы, является необходимым орудием, направляющим жителей государства к достижению счастья.
В «Трактате о взглядах жителей идеального города» Фараби считал, что первичной формой совершенного общества является город, а жители деревни, являются неполным обществом. Селение или деревня принадлежит городу, ибо обслуживает его. В эпоху Фараби в жизни общества особенно вырастала роль города как центра торговли, культуры, государственного управления.
Фараби разделяет города на добродетельные или идеальные (аль-мадина аль-фазиля), и невежественные (аль мадина аль-джахия). Города, где совершается зло - невежественные. Города, где обретается истинное счастье, являются добродетельными.
Идеи Фараби о возможности единого добродетельного общества и взаимной помощи всех народов звучат как обвиненения в
адрес современных ему правителей, во имя своих корыстных интересов ввергавших народы в пучину бесконечных войн.
Во главе добродетельного города стоит добродетельный глава, который ставит перед собой цель - добиться счастья для всех членов общества. В этом городе господствуют добро и справедливость, а несправедливость и зло осуждаются.
Невежественный город, это тот, где не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а заботятся только о телесном здоровье, богатстве и наслаждениях.
Общество, строящее свое благосостояние на войнах, на набегах с целью завоевания чужих стран, превращения их жителей в рабов, он называет несправедливым и невежественным.
Фараби признает богатство как необходимый признак главы государства, условия его авторитета и власти. Глава государства должен иметь также развитый ум и интеллектуальные, нравственные качества. В идеальном государстве Фараби группирует людей по их материальному состоянию, по профессиям, по их занятиям искусствами (ремеслами).
В своем учении о государстве Фараби четко определил его внешнюю и внутреннюю задачу. Внешняя задача заключается в охране жителей от нападения внешних врагов, т.е. оборона.
Идеальное государство не должно воевать с другими городам. Захват имущества, взятие в плен, по мнению Фараби, признак невежественного государства. Таким образом, Фараби критикует политику войны и выступает за добрососедские отношения между государствами и народами. Внутренняя задача государства заключается в осуществлении необходимых мероприятий, посредством которых достигается подлинное счастье его жителей: установление справедливости, просвещение народа, нравственное и интеллектуальное воспитание, распространение добра и лучших нравов, привычек и моральных норм.
Фараби предъявляет следующие требования к главе идеального государства: мудрость, знание законов и правил государственного управления, умение творчески применять эти законы, знание военного искусства, справедливость, любовь к правде.
Фараби предлагает в качестве главы города двух или нескольких людей, так как: «Совмещение всего этого в одном человеке -вещь трудная, вот почему люди, одаренные подобной природой, встречаются очень редко и составляют лишь меньшинство».
Большое значение Фараби придает также воспитанию и обучению. Для достижения совершенного счастья воспитание и обучение играют решающую роль. Задача главы государства, согласно Фараби, аналогична задаче учителя, он выступает в качестве воспитателя всего народа данного государства. Фараби впервые в эпоху средневековья разработал учение об общественном прогрессе, сыгравшее огромную роль в развитии социологической мысли.
Учение Фараби о «Добродетельном государстве» во главе с просвещенным и мудрым монархом было, по существу, идеализированной формой феодального государства, а призывы к установлению взаимопомощи, поддержки и уважения, всеобщего благопо-
Литература
1. Абдильдин Ж.М., Бурабаев М.С. Аль-Фараби. Историко-философские мыслительные трактаты; перевод с арабского. Алма-Ата: Наука, 1985.
2. Аль-Фараби. Книга указания пути к счастью. Хайдарабад, 1927.
3. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1970.
4. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Алма-Ата: Наука, 1979.
5. Аль-Фараби. Гражданская политика. Алма-Ата: Наука, 1970.
6. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
7. Кярова М.А. Смысл истории в философской концепции Э. Блоха // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Т. 1. С. 149-152.
8. Хайруллаев М.М. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973.
9. Хайруллаев М.М. Уйгониш даври ва шарк мутафаккири (Эпоха Возрождения и мыслитель Востока). Ташкент: Узбекистан, 1971.
10. Хайруллаев М. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.
лучия, справедливости и равноправия в условиях феодального общества были утопичны.
Но, тем не менее, социальные этические идеи Фараби открыли путь новому направлению в системе общественно-философских воззрений. Вместо потустороннего счастья было предложено реальное счастье, счастье в этой жизни. Поэтому против социологических идей Фараби выступали апологеты ислама.
Фараби был великим гуманистом, будущее общество представлял без войн, нищеты, мечтал о всеобщем счастье, торжестве справедливости, равенстве, взаимоуважении народов.
Сегодня, в связи с событиями в Сирии, Украине, Йемене, идеи Фараби о мире без войн, взаимоуважении народов, приоритете разума в управлении актуальны как никогда.
Свободомыслие, прогрессивные идеи и трактаты Фараби стали как научное наследие, его труды служат дальнейшему духовному обогащению культуры современной цивилизации.
References
1. Abdildin Zh.M., BurabaevM.S. Al-Farabi. Istoriko-filosofskie traktaty; perevod s arabsko-go. Alma-Ata: Nauka, 1985.
2. Al-Farabi. Kniga ukazaniya puti k schas-tyu. Khaydarabad, 1927.
3. Al-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma-Ata: Nauka, 1970.
4. Al-Farabi. Traktat o vzglyadakh zhiteley dobrodetelnogo goroda. Alma-Ata: Nauka, 1979.
5. Al-Farabi. Grazhdanskaya politika. Alma-Ata: Nauka, 1970.
6. Al-Farabi. Sotsialno-eticheskie traktaty. Al-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma-Ata, 1970.
7. Kyarova M.A. Smysl istorii v filosofskoy kontseptsii E. Blokha // Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2016. №4. T. 1. S. 149152.
8. Khayrullaev M.M. Farabi - krupneyshiy myslitel srednevekovya. Tashkent, 1973.
9. Khayrullaev M.M.Uygonish davri va shark mutafakkiri (Epokha Vozrozhdeniya i myslitel Vostoka). Tashkent: Uzbekistan, 1971.
10. Khayrullaev M. Abu Nasr al-Farabi. M., 1982.