Научная статья на тему 'К социальной доктрине "второго учителя"'

К социальной доктрине "второго учителя" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / МОРАЛЬ / MORALITY / ВОЛЯ / WILL / ЭТИКА / ETHICS / ДУША / SOUL / ДОБРОДЕТЕЛЬ / VIRTUE / ПЕРВОПРИЧИНА / ROOT CAUSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алымкулов Замирбек Аманбекович

В статье рассматриваются социально-философские идеи Аль-Фараби и проводится анализ некоторых понятий. Материалы статьи являются составляющим элементом комплексной работы, цель которой изучение традиционной культуры, то есть обрядов и обычаев, характеризующих морально-нравственные ценности народов Средней Азии. Конечно, арабо-мусульманская философия средневековья исследована всесторонне на высоком уровне, что показывают приведенные ссылки. Но логико-гносеологическая связь и последовательность смыслового содержания этапов обязывает возвратиться к данным концепциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the social doctrine of "the second teacher"

The article deals with the socio-philosophical ideas of Al-Farabi and the analysis of some concepts. The materials of the article are a constituent element of the complex work, the purpose of which is the study of traditional culture, that is, the rites and customs that characterize the moral values of the peoples of Central Asia. Of course, the Arab-Muslim philosophy of the middle ages is investigated comprehensively at a high level, as shown by the above references. But the logical-epistemological connection and the sequence of the semantic content of the stages obliges to return to these concepts.

Текст научной работы на тему «К социальной доктрине "второго учителя"»

наука без границ • № 5 (22) • 2018

социологические науки

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 101-8

К СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ «ВТОРОГО УЧИТЕЛЯ»

Алымкулов Замирбек Аманбекович, кандидат философских наук, доцент, КГУ им. И. Арабаева, Бишкек, Киргизия

В статье рассматриваются социально-философские идеи Аль-Фараби и проводится анализ некоторых понятий. Материалы1 статьи являются составляющим элементом комплексной работы, цель которой изучение традиционной культуры, то есть обрядов и обычаев, характеризующих морально-нравственные ценности народов Средней Азии. Конечно, арабо-мусульманская философия средневековья исследована всесторонне на высоком уровне, что показывают приведению ссылки. Но логико-гносеологическая связь и последовательность смыслового содержания этапов обязывает возвратиться к данным концепциям.

Ключевые слова: парадигма; мораль; воля; этика; душа; добродетель; первопричина. TO THE SOCIAL DOCTRINE OF «THE SECOND TEACHER»

Alymkulov Zamizbek Amanbekovich, PhD (Cand. Phil. Sci.), associate professor, Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan

The article deals with the socio-philosophical ideas of Al-Farabi and the analysis of some concepts. The materials of the article are a constituent element of the complex work, the purpose of which is the study of traditional culture, that is, the rites and customs that characterize the moral values of the peoples of Central Asia. Of course, the Arab-Muslim philosophy of the middle ages is investigated comprehensively at a high level, as shown by the above references. But the logical-epistemological connection and the sequence of the semantic content of the stages obliges to return to these concepts. Keywords: paradigm; morality; will; ethics; soul; virtue; root cause.

Для цитирования: Алымкулов З. А. К социальной доктрине «Второго учителя» // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 118-121.

При разработке социально-этических возрений, а также логическом анализе категорий аль-Фараби находился под влиянием древнегреческих мыслителей

в частности Платона и Аристотеля. Следует отметить о компановке составных понятий, которые позволяли выявить уровень установленных категорий и пара-

социологические науки

наука без границ • № 5 (22) • 2018

дигмальных воззрений. Приняв за основу некоторые идеи античных мыслителей аль-Фараби разрабатывает их в собственной интерпретации. Социальные порядки того времени необходимым образом представлены в импровизированном описании различных типов городов. Оргинальность этих идей в том, что разработанные социально-этические парадигмы переплетены с другими аспектами философии. Этический идеал, выраженный мыслителем, воплощен в процесс освоения познания и нравственного совершенства. «Идеал, этические нормы и принципы, которыми дорожил, аль-Фараби, нашли отражение в его концепции добродетельного города» [1, С 143]. Основа гармоничного развития личности лежит в еднистве интеллектуального и морального совершенства, в результате которого многосторонние связи человека с внешним миром проходит через его внутреннее развитие.

В философских трактатах «Взгляды жителей добродетельного города», «О достижении счастья» важное место отводится и освещению связи социально-этических идей с гносеологическими, онтологическими проблемами. Онтологические принципы дают возможность наиболее четко выявить роль и место человека в окружающей действительности, результаты воздействия внешних сил на него, когда его самое «специфичное благо», иначе разум, начинает функционировать, постигая реальные связи бытия и внутренние движения души [2, С. 79].

Активизирующим моментом человека к разумной деятельности выступает пер-восущий, т. е. первопричина. Между первопричиной и человеком устанавливается двусторонняя связь. Ее начальный момент принадлежит Первопричине, когда через истечение своей сущности он превращает разум человека, находящийся в возможности, в разум в действительности. А так как разум становится действительным, то

перед человеком открывается деятельное пространство, на котором инициатива переходит в руки человека, он копит опыт и знания и посредством влияния на окружающую действительность совершенствует

тл « «

свою сущность. В дальнейшем взаимодействии между Первопричиной и человеком ведущую роль играет человек, который обусловлен обладанием им абстрактным мышлением и постижением совершенства, к которому он начинает стремится чтобы уподобится Ему. Достижение совершенства человеком, мыслитель отождествляет с достижением счастья, которое «предпочитается ради себя самого и никогда ради (чего-то) другого» [3, С. 228]. Отсюда ясно, что счастье является самым предпочтительным, самым большим и самым совершенным из благ. Круг онтологических проблем не замыкается рассмотрением взаимосвязи между первопричиной и человеком, в него также привлекаются реальные явления внешнего мира, с которыми человек тесно взаимосвязан. Освоение окружающей действительности отражает познавательные проблемы, в них прослеживается структура процесса познания, начальный момент, с которого начинается взаимодействие человека с внешним миром. Чувственное восприятие как начальный уровень познания в связи с разумом приводит человека ко второму уровню абстрактного познания, осмыслению образов духовного и материального мира. Мыслитель взаимосвязывает строение Вселенной с устройством общества, развитие последнего происходит на основе проистекающих друг из друга ступеней, как это происходит в мировой гармонии Вселенной с Первопричиной на высшей ступени [4, С. 226]. Сила, истекающая от первопричины, пройдя ряд ступеней, нисходит в подлунный мир, неся в него стройность и упорядоченность через деятельность человеческого общества, которым управляет первый глава. Влияние

наука без границ • № 5 (22) • 2018

социологические науки

первого главы на развитие человеческого общества отражает в «миниатюре» [1, С. 143] влияние Первопричины на порядок и гармонию Вселенной. В аспекте социальных учений Фараби неизменно излегается мысль об активности и свободе выбор. Так, если в вещах заложена способность возможности осуществления, то она должна быть необходимо осуществлена, в противном случае существование вещей может оказаться бесцельным. Например, Фараби утверждает, что человек познает вещи посредством здравой мысли, разделяющейся на два вида: первому присуще только чистое знание, второму - знание и действие. Суть первого знания состоит только в его завершенности, второго - в знании и действии. Второй вид, в случае если знание этих вещей не сопровождается действием, оказывается несостоявшимся. Так, справ-ледливость - хорошее качество, но если оно остается познанным, а практически неосуществленным, то его наличие бесцельно.

«Социальная философия» [5, С. 100] подразделяется на этическое искусство и политическую философию. Этика является теоретической наукой, которая исследует внутренний мир человека и его проявления в реальном мире. Политическая философия вырабатывает жизненные устои и порядки, с учетом практических достижений предыдущих поколений применительно к обществу. Разрабатывая социально-этические воззрение мыслитель использует способы сравнения и противопоставления. Используя сравнительный способ, «второй учитель» часто сопоставляет материальное духовному, к примеру, совершенство нрава сравнивается с совершенством тела. Излагая проблему достижения счастья как совершенство, Фа-раби указывает, что счастье достигается при таких случаях, которые несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К таким случаям относят-

ся физические действия, аффекты души, здравомыслие, которое проявляется через взаимодействие. Именно они составляют основу прекрасных и безобразных человеческих поступков. Прекрасные действия человека совпадают с доброй волей и свободным выбором, а претворение их обязательно на протяжении всей человеческой жизни. Принуждение, случайность, непостоянство в прекрасных действиях к счастью не приводят. Действия и аффекты души составляют нрав человека, который вырабатывается в результате привычки, а не дан от природы. Действия являются основой для добродетели и порока, благие действия приводят к добродетелям, дурные к пороку. Как добродетели, так и порок закрепляются привычкой. Добродетели бывают этические и интеллектуальные. К первым относятся умеренность, храбрость, щедрость, справедливость, ко вторым - мудрость, сообразительность, острата ума. В политических воззрениях Фараби был последователем мусульманской теократической монархии, и в прин-ципальных вопросах он расходился как с Платоном, так и с Аристотелем, создовая свою оргинальную систему, однако некоторые моменты все же близки к идеям древних греков. Он, как и Платон, критикует существующие государственные формы. Как и Аристотель, он отвергает любое государство, построенное на использовании власти в корыстных целях. Согласно Фараби в социальной жизни не должны господствовать формы, принципы животного мира. В противном случае человеческое общество уподобляется животному стаду, где постоянно идет жестокая борьба за выживание, царит вражда, полностью отсутствуют порядок, мораль и.т. п. По Аль-Фараби, люди должны жить сообща, строго придерживаясь законов совместной жизни.

Общество в его учении разделяется на народы, а последние - на городские объе-

социологические науки

наука без границ • № 5 (22) • 2018

динения. Города-государства, в свою очередь, состоят из городов добродетельных, идеальных и необходимых. В структуре социальной жизни города-необходимости имеют особое значение. Совершенное государство зависит от города-необходимости, в котором живут трудящиеся массы и производятся жизненно важные продукты: пищу, одежду, жилища и другое, без которых человек и общество не могут существовать. Аль-Фараби и здесь особо выделяет материальную потребность и выявляет ее необходимый характер. Кроме того, перспективы развития общества зависят от главы города-государства [6, С. 228]. Если это человек образованный, опытный, владеющий искусством управления, то общество достигает истинного счастья. Чтобы искусно управлять обществом, он должен, прежде всего, приобрести нужное знание, и только сочетание общего знания с опытом дает ему возможность управлять народом в соответствии с

естественными и общественными необхо-димостями. В обществе, которым управляет мудрец, создаются реальные условия для предотвращения возможности возникновения разного рода случайностей. Тот, кто управляет людьми с учетом необходи-мостей, в своей деятельности может быть относительно свободным.

Арабо-мусульманская философия разнообразна в том отношении, что она не ограничиваясь и не отрицая, в равной степени опирается как на рационалистические, так и на иррационалистические методы исследования, тем самым взаи-модополняя друг друга и расширяя горизонты познания. В последнее время остро ощущается настоятельная потребность изучения философских идей мыслителей прошлого, ибо в них в снятом виде содержится логический субстрат, т. е. онто-гно-сеологические основы филогенезной сущности современных концептуальных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры. М. : Наука, 1975. 183 с.

2. Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М. : Мысль, 1982. 198 с.

3. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата : Наука, 1972. 430 с.

4. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата : Наука, 1970. 439 с.

5. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М. : Наука, 1979. 152 с.

6. Соколов В. В. Средневековая философия. М. : Высшая школа, 1979. 448 с.

REFERENCES

1. Gafurov B. G., Kasymzhanov A. H. Al-Farabi v istorii kul'tury [Al-Farabi in the history of culture]. Moscow, Nauka, 1975, 183 p.

2. Kasymzhanov A. H. Abu-Nasr al'-Farabi [Abu Nasr al-Farabi]. Moscow, Mysl', 1982, 198 p.

3. Al'-Farabi. Filosofskie traktaty [Al-Farabi. Philosophical treatise]. Alma-Ata, Nauka, 1972, 430 p.

4. Al'-Farabi. Filosofskie traktaty [Al-Farabi. Philosophical treatise]. Alma-Ata, Nauka, 1970, 439 p.

5. Shaimuhambetova G. B. Araboyazychnaya filosofiya srednevekovya i klassicheskaya traditsiya [Arabic philosophy of the middle ages and classical tradition]. Moscow, Nauka, 1979, 152 p.

6. Sokolov V. V. Srednevekovaya filosofiya [Medieval philosophy]. Moscow, Vysshaya shkola, 1979, 448 p.

Материал поступил в редакцию 21.05.2018 © Алымкулов З. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.