Научная статья на тему 'УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ И МОМЕНТОВ НА КОРПУСЕ И ДРК МАНЕВРИРУЮЩЕГО СУДНА'

УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ И МОМЕНТОВ НА КОРПУСЕ И ДРК МАНЕВРИРУЮЩЕГО СУДНА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
47
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ / ГИДРОДИНАМИКА СУДНА / HYDRODYNAMICS OF THE VESSEL / SHIP HANDLING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тихонов В.И., Бажанкин Ю.В.

В статье представлена уточненная методика определения гидродинамических усилий и моментов, действующих на корпус и ДРК маневрирующего на малых скоростях судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVED METHOD FOR DETERMINATION OF HYDRODYNAMIC FORSES AFFECTING THE HULL, PROPULSION AND STEERING SYSTEM OF MANOEUVRING SHIP

The article presents a specified method for determination of the hydrodynamic forces and factors affecting the hull and the propulsion and steering system of maneuvering at slow speed vessel.

Текст научной работы на тему «УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ И МОМЕНТОВ НА КОРПУСЕ И ДРК МАНЕВРИРУЮЩЕГО СУДНА»

УДК 656.62.052.4:629.12.03

В.И. Тихонов, д.т.н., профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» Ю.В. Бажанкин, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ И МОМЕНТОВ НА КОРПУСЕ И ДРК МАНЕВРИРУЮЩЕГО СУДНА

Ключевые слова: математическая модель, управление судном, гидродинамика судна.

В статье представлена уточненная методика определения гидродинамических усилий и моментов, действующих на корпус и ДРК маневрирующего на малых скоростях судна.

1. Введение

В настоящее время очень востребованы адекватные математические модели управляемого движения судна, которые используются в тренажерных системах и системах автоматизированного управления судном. Для обеспечения адекватности модели необходимо точное определение гидродинамических усилий и соответствующих моментов, действующих на корпус и ДРК судна.

В настоящей работе представлена уточненная методика определения гидродинамических усилий и моментов, действующих на корпус и ДРК маневрирующего на малых скоростях судна.

2. Продольные усилия

Относительная поступь винтов Л подсчитывается следующим образом:

. (1)

nDв

Здесь

у - коэффициент попутного потока в месте расположения ДРК; п - частота вращения винта; Dв - диаметр винта.

Коэффициенты полезной тяги находятся по эмпирическим формулам, полученным на основе кривых действия винтов в свободной воде [1]:

К = А - В X, - С X], (2)

е е е 1 е 1 ' V/

где Ае, Be, Ce - коэффициенты регрессии.

Продольные составляющие усилий, развиваемых движительно-рулевым комплексом определяются по выражению [2]:

xr = K р n D4 (1 - sin2 (KA)). (3)

Здесь

Ks - коэффициент, характеризующий отношение площади диска винта, которая пе-

рекрывается рулём, ко всей площади диска; 8г - угол перекладки руля.

Кз = Ак8 - Бк8 К | " ск Д2, (4)

где АКд , БКд , СКд - коэффициенты регрессии.

При работе /'-го винта на задний ход = 0 и

Xх =-0,7К/ рп/ А4. (5)

Продольная составляющая гидродинамической силы на корпусе (сопротивление воды продольному движению судна) находится по известной формуле:

X г = 0,50^ рLTv2x. (6)

Суммарное продольное усилие, действующее на судно, подсчитывается следующим образом:

X = Хг - ХГ. (7)

3. Поперечные усилия

3.1. Гидродинамические усилия

Необходимо отметить, что при малых скоростях движения при подсчёте значений УГ и МГ составляющими волновой природы, а также дополнительными усилиями,

обусловленными креном судна, можно пренебречь. Следовательно, циркуляционные поперечные усилия, действующие на корпус судна, могут быть подсчитаны по выражению [3]:

^цир = + 4ш ^), (8)

а отрывные поперечные усилия (с учетом усилий вязкостной природы) - следующим образом:

Г = -0,5pLT

[аз + j |v,|v, -(a4 + A4r- ¡A5 + A5rj |ш|ш

. (9)

Значения величин A¡ в формулах (8) и (9) подсчитываются по выражениям: Ai = 2(/н sinqу cosqу -К sinqKу cosqу); А2 = (0,25a н - С ) sinqn, COSq«y + (0,25a 2 -1ц2к ) SÍnqK, COSqK, ; А3 = К Агнsin2 ч + К Агкsin2 q y + К Агц;

A3r Cry T '

A4 = (0,25aн -/ц2нК sin2 q - (о,25^2 А sin2 q + (/2HА

А = C B

Л4г ^Гу т

S„| 0,25aн -/ц2н I -5к[ 0,25а2 -^ 1 + 5ц[С -^

А = -

0Д25ан -/Ц3Н IАун sin2 q^ +

+ | 0,125ак -1ц3к |А, sin2 я,. +\1 ц3н +1Цк IАц

А = C А.

5v vy зт

5н | 0,125ан -1Цн I +5к \ 0,125а3 -1I | + 5ц \ IЦн +1

Суммарное поперечное гидродинамическое усилие, действующее на корпус суд-

на,

Y = Y + Y

Г цир отр '

(10)

3.2. Поперечные усилия, развиваемые движительно-рулевым комплексом и подруливающим устройством

Поперечная сила, обусловленная реакцией отклоненной струи, определяется по выражению:

Yp =-Kepn2DB4Ks sinSr cosSr. Скорость подтекания воды к винту находится по формуле:

vp = v* (1 -w),

(11)

(12)

а коэффициент упора винта определяется по эмпирическому выражению, полученному на основе кривых действия винтов в свободной воде [1]:

Kp = Ар - BpX- CpX2

(13)

где A , B , C - коэффициенты регрессии.

Упор винта подсчитывается следующим образом:

Р = Кррп2 D4.

Осевая (аксиальная) вызванная скорость воды в струе винта

8P

ш = v +---v .

а Л p П2 p

Р* DB2

(14)

(15)

Суммарная скорость натекания воды на рулевой орган находится по выражению:

(16)

Ve =yl(vp + /+(vy + )2

а угол натекания -

Pe = KPPr = Kp arCSin

vy h

№ У

где р г - угол дрейфа в районе расположения ДРК;

Кр - коэффициент, учитывающий влияние работающего винта на величину р г.

(17)

KR = 1 - 3,1146-

ю„

vp + Ша

+ 3,1030

ю„

V

v„ + ю„

(18)

3

2

Относительное удлинение пера руля подсчитывается следующим образом:

Я = Ав2/^ . (19)

Здесь - площадь руля.

Коэффициент подъемной силы руля определяется по формуле [4]:

¡иг = 2п/ Г1 + 2,2/ Я2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(20)

Циркуляционная, отрывная и стабилизирующая составляющие поперечной силы на руле подсчитываются следующим образом:

С* =-и рр5совЗ^втД + ¡Зе)со8(<5г + Д);

У°Тр = -сотр соД V2 •

2

С =-Кр

пв:

81пД + ре )• 81пД + ре );

(^+у +).

(21) (22)

4 ^р -у-,, (23)

Суммарное значение поперечной силы, развиваемой движительно-рулевым комплексом, находится по выражению:

(24)

= Е7 +ЕГф+Е7яр+ЕС.

Поперечное усилие, развиваемое подруливающим устройством, определяется следующим образом:

7пу = К рпПу Б?

(25)

Суммарное поперечное усилие, действующее на судно, подсчитывается по выражению:

7 = 7 +Е 7, + ^ПУ.

(26)

4. Моменты действующих на судно сил

Момент циркуляционных поперечных усилий определяется по выражению:

Мцир = -0,5р^Т(Б^у + Б2 а LVx).

(27)

Момент отрывных поперечных усилий (с учетом усилий вязкостной природы) находится следующим образом:

М отр = -0,5pL2T

Б3 + Б3, II ^К (Б4 +

(б4 + Б4г )|ш|Lvy - [ Б5 + Б5К V

(28)

а значения величин Б , в формулах (27) и (28) - по выражениям:

В,= А;

Б, = 2

2 3

0,125а^ -С I «П?н,, ,, - I 0,125^к - 1 ц3к 1«П?к,,

Бз = 0,5А4; Бз¥ = 0,5А4¥ ; Б4 = 2А5; БАу = 2А5у ;

У

в, —1

4

0,0625а Н - l п4н IA, sin1 qH + f l п4н - l п4к 1 A, - f0,0625a4 - l4 1 A, sin2 q

' H 4H I Ун JH y I пн цк I ,4 I ' к цк I Ук 1K y

B5 — CV —

5v vy 4T

ShI 0,0625aH -1 n4H I -8к I 0,0625a4 -1Цк | + 5ц I I Цн -11

Суммарный момент поперечных гидродинамических сил, действующих на корпус судна,

M г = M цир + M 0Тр. (29)

Момент, развиваемый подруливающим устройством

Mпу = Гпу • /пу. (30)

Момент, возникающий вследствие работы движителей «враздрай», определяется по формуле:

Mдв =(X2 - ^ . (31)

Суммарный момент действующих на судно сил

Mz = Mr + /г X Yn+ Mny + MSB. (32)

Заключение

В рамках работы, выполняемой ОАО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» по созданию системы автоматизированной швартовки были проведены натурные испытания при выполнении подхода судна к причалу под управлением опытного судоводителя. В ходе испытаний были записаны с высокой точностью параметры движения судна и работы ДРК и ПУ с частотой 4 Гц.

После этого с использованием полученных телеметрических данных был выполнен расчет траектории движения судна по представленной выше уточненной математической модели. Удовлетворительная сходимость натурной и смоделированной траекторий движения судна позволила сделать вывод о корректности уточненной методики определения гидродинамических усилий и моментов, действующих на корпус и ДРК маневрирующего на малых скоростях судна.

Список литературы:

[1] Басин А.М. Руководство по расчёту и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания / А.М. Басин, Е.И. Степанюк. - Л.: Транспорт, 1981. - 352 с.

[2] Бажанкин Ю.В. Анализ взаимодействия гребного винта с рулевым органом судна / Ю.В. Бажанкин // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 29. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2011. - С. 11-15.

[3] Тихонов В.И. Основы теории динамической системы судно - жидкость / В.И. Тихонов. - Н. Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. - 262 с.

[4] Ходкость и управляемость судов: учебник для вузов / В.Ф. Бавин [и др.]; под ред. В.Г. Павленко. - М.: Транспорт, 1991. - 397 с.

IMPROVED METHOD FOR DETERMINATION OF HYDRODYNAMIC FORSES AFFECTING THE HULL, PROPULSION AND STEERING SYSTEM OF MANOEUVRING SHIP

V.I. Tikhonov, Y. V. Bazhankin

Key words: mathematical model, ship handling, hydrodynamics of the vessel.

The article presents a specified method for determination of the hydrodynamic forces and factors affecting the hull and the propulsion and steering system of maneuvering at slow speed vessel.

Статья поступила в редакцию 23.06.2016 г.

УДК 656.62.052.4:626.1

П.Н. Токарев, к.т.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РАСЧЕТ СКОРОСТНЫХ И ИНЕРЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СУДНА НА МЕЛКОВОДЬЕ И В КАНАЛЕ

Ключевые слова: судно, мелководье, канал, коэффициент стесненности, отношение осадки к глубине, падение скорости, путь, время разгона, выбег, активное торможение, методика расчета.

Приведены исследования влияния ограниченного по габаритам фарватера на скоростные и инерционные характеристики судна. На основе анализа результатов исследований, выполненных ранее разными авторами, разработана простая методика расчета скорости движения судна, пути и времени разгона, выбега и активного торможения на мелководье и в канале.

В практике судовождения вопрос обеспечения безопасного плавания судна на мелководье и в канале часто сводится к определению места остановки судна и момента начала снижения скорости движения. Для этого, прежде всего, необходимо хорошо знать скоростные и инерционные качества своего судна в данных условиях плавания. Условия движения на мелководье и в канале существенно отличаются от условий движения на глубокой неограниченной акватории, поэтому скоростные и инерционные характеристики судов и составов значительно изменяются. Методы определения инерционных качеств судов предложены в работах В.Г. Павленко [1], Н.Ф.Соларева [2] и других авторов [3]. Применительно к условиям движения в канале - П.С. Воробьевым [4] и К.П. Степановым [5]. При определении инерционных характеристик судов в качестве исходной посылки принимаются уравнения движения судна и уравнения работы главных двигателей, т.е. рассматривается единый комплекс «корпус -движители - двигатели». Однако, используя гипотезу квазистационарности, предполагающую, что система «двигатель - движитель» может рассматриваться по отношению к системе, описывающей движение судна как безынерционная, вследствие пренебрежимо малого по сравнению с массой судна момента инерции двигательно-движительного комплекса, уравнения, описывающие работу главных двигателей, не рассматриваются [1, 3, 4]. Применив для определения силы сопротивления воды движению судна в канале Я(у) формулу, предложенную Л.И. Фомкинским [5], при расчете инерционных характеристик судна на мелководье и в канале может быть использовано уравнение

(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.