Научная статья на тему 'Работа открытого гребного винта при криволинейном движении судна'

Работа открытого гребного винта при криволинейном движении судна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Небасов М. В.

В статье приведён анализ работы открытого гребного винта при криволинейном движении судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF OPEN PROPELLER AT VESSEL’S CURVILINEAR MOVEMENT

In this article, the analysis of open propeller working at vessel 's curvilinear movement is presented.

Текст научной работы на тему «Работа открытого гребного винта при криволинейном движении судна»

= -т Вх^ со cos/? - т Вх^ sin /3 + т Ви со si п/3 - т Вх со . (36)

Суммарные значения коэффициентов продольных циркуляционно-отрывных усилий Сх^ и Ст могут быть представлены следующим образом:

= ~ А*о )COs2 £ + ША*> sin2 Р +

+ т(тЛХ4 - k7Q)o)sm(5 + т[к2ь -m(AXi - тАХь + тЛ'х>)]й>2;

ст„„ = -™2вх, sin^cos/? + т2[вхг -т(в'Х2 -В"Хг)]шcosfi-

(37)

т2Вхз sin2 ft + т2BXta>sin/3 - т2Вх^й)2

(38)

Список литературы

[1] Павленко В.Г. Основы механики жидкости. - Л,: Судостроение, 1988. - 240 с.

[2] Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. - М.; Наука, 1980. - 976 с.

LONGITUDINAL COMPONENTS OF CIRCULATING AND STALLING FORCES ARISING ON VESSEL’S HULL V. L Tikhonov

In this article, the analytical definition method of longitudinal force components of circulating and stalling nature is stated.

УДК 656.62.052.4:629.12.03

М. В. Небасов. аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

РАБОТА ОТКРЫТОГО ГРЕБНОГО ВИНТА ПРИ КРИВОЛИНЕЙНОМ ДВИЖЕНИИ СУДНА

В статье приведён анализ работы открытого гребного винта при криволинейном

движении судна.

Подавляющее большинство исследований работы системы двигатель-движитель посвящены анализу усилий, создаваемых гребным винтом при прямолинейном движении судна. Результаты таких исследований могут быть использованы либо для расчёта и проектирования гребных винтов [1-6], либо для определения инерционных характеристик судов [7].

Первая попытка исследования работы движителя при перекладке рулевого органа в швартовном режиме и на циркуляции была предпринята в 1988-1990 годах С.В. Филатовым [8, 9] и В.В. Бажанкиным [10]. Однако результаты, полученные ими путём тензометрического определения момента и упора гребного винта, носят отрывочный характер, не систематизированы и позволяют лишь качественно судить о работе движителя при циркуляции судна.

Попытаемся приближённо проанализировать работу открытого гребного винта при криволинейном движении судна, основываясь на известных в теории ходкости положениях.

В случае равномерного прямолинейного движения судна со скоростью у0 и частотой вращения винтов п0 полезная тяга, создаваемая движительным комплексом, уравновешивается силой сопротивления воды, то есть

где га - число движителей;

Ре - полезная тяга винта;

Я - сопротивление воды движению судна.

Полезная тяга открытого гребного винта, работающего вблизи корпуса судна, определяется по выражению [1]:

Здесь Кл коэффициент упора винта в свободной воде;

^-коэффициент засасывания (при работе винта за корпусом судна); р - плотность воды;

П - частота вращения винта;

Ов- диаметр винта.

Коэффициент упора К] для гребного винта, имеющего вполне определённые геометрические элементы (число лопастей гд , дисковое 9 и шаговое н,/о. отношения), с использованием диаграмм для расчёта открытых гребных винтов [3] может быть представлен в виде зависимости

где А1, , С, - коэффициенты регрессии;

Ар - относительная поступь гребного винта.

Режим работы винта и создаваемые им гидродинамические усилия определяются относительной поступью

В формуле (4) под величиной Vр понимается скорость перемещения винта вдоль

своей оси [1], а под величиной - расчётное значение коэффициента попутного потока, определяемого для водоизмещающих судов внутреннего плавания по выражению [1];

(1)

(2)

(3)

(4)

«А яО,

(5)

где z - величина, равная 1 для винтов, расположенных в диаметральной плоскости, и 2 - для бортовых винтов;

8 - коэффициент полноты водоизмещения судна;

V - объёмное водоизмещение судна;

y/w - коэффициент волнового попутного потока.

Величина \j/w рассчитывается по формуле [ 1 ]

y/w =0,3S(Fr-0,2) (6)

и учитывается лишь в тех случаях, когда Fr > 0,2.

Расчётное значение коэффициента засасывания t для судов внутреннего плавания с обычными кормовыми обводами (без туннелей) находится из выражений [1]:

*с0 =0,6^0(1 + О,67у/0); (7)

*С. =0,8^о (1 + 0,25^о ), (8)

первое из которых относится к винтам, расположенным в диаметральной плоскости, а второе — к бортовым винтам.

Коэффициент попутного потока у/0 практически не меняется с изменением режима работы гребного винта, то есть lf/Q ж const [1]. Коэффициент же засасывания tc существенно зависит от режима работы винта. Поэтому для учёта зависимости величины !с от относительной поступи Лр Э. Э. Папмелем предложена следующая

формула [1]:

1-----р—

HJD,

где /0 - коэффициент засасывания на швартовах (при Лр =0);

Н1 - шаг нулевого упора.

Проанализируем выражение (9). Для случая Лр - Н]/Эв значения коэффициента засасывания = оо, а коэффициента упора Кх = 0. Тогда произведение даёт неопределенность

ЛГ,(1-/>0(-«о).

Следовательно, предложенная Э. Э. Папмелем формула (9) не может быть признана корректной.

Очевидно, что в рассмотренном случае произведение АТ, (1 — £с), представляющее собой значение коэффициента полезной тяги Ке, должно быть равным нулю. Для выполнения этого условия достаточно, чтобы при Лр = Нх /Пв значение коэффициента засасывания стало равным 1,0. Тогда

ке=к,{1-0=00,

то есть неопределенность устраняется. Поэтому для вычисления коэффициента засасывания 1С в зависимости от режима работы винта предлагается использовать следующую формулу:

и

%=■

я,/А

(Ю)

При этом величина (0 будет определяться выражением:

Ра

$> —1

(п)

1-ї.

Ро

'• я,/в.

- у0(і-^0)

Здесь лрп —---—-----расчётное значение относительной поступи винта при

заданном режиме движения судна.

Очевидно, что коэффициент полезной тяги Ке может быть найден с использованием формул (3) и (10) для различных значений Лр, а затем представлен в виде зависимости, аналогичной выражению (3), то есть

к.=*,(і-0=4-ял-с.4- <12)

При перекладке руля от нулевого положения на угол дг симметричность его обтекания струёй движителя нарушается, что приводит к появлению составляющей скорости струи иг (рис. 1), усреднённое направление которой может быть принято перпендикулярным к плоскости хорды руля. В результате ось струи винта, согласно равенству

йв=и-иг,

отклонится от оси гребного вала в ту же сторону, что и руль, на некоторый угол 5 .

Поскольку внешний поток жидкости практически не изменяет направления реакции вытекающей в него под некоторым углом струи [11], то последняя может рассматриваться как бесконечная струя с прямолинейной осью, совпадающей с осью её начального участка.

Для приближённого определения усилий, развиваемых движителем при перекладке руля, обратимся к упрощённой схеме, представленной на рис. 2. Упор винта

Р после перекладки руля будет представлять собой сумму двух составляющих:

реакции отклонённой струи Ре и дополнительной реакции Я5, возникающей вследствие натекания части струи на переложенный руль. Применяя векторную форму закона сохранения количества движения, можем записать:

Необходимо отметить, что на руле возникает сила Кг, равная величине , но противоположно направленная, то есть

Проецируя равенства (13) и (14) на диаметральную плоскость судна и плоскость мидельшпангоута, получаем выражения для продольной и поперечной составляющих

силы Рв:

ческой перекладке последнего на 90°, ко всей площади диска.

Таким образом, после перекладки руля, расположенного в струе движителя, на некоторый угол 8Г на кормовую часть корпуса судна через конусы гребных валов будут действовать продольная и поперечная составляющие силы, развиваемой движителями:

Ось ГВ

Рис. 2. Схема сил, развиваемых движителем при перекладке руля

(13)

(14)

(15)

Ру - Рб 5Ш^С = Рвг ,

(16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(18)

а каждый гребной вал при этом будет воспринимать дополнительное усилие

&=Р0Г8 т23г.

(19)

Увеличение усилия, воспринимаемого гребным валом при перекладке руля, фиксируется тензодатчиками [8-10], но ошибочно трактуется С. В. Филатовым как рост

упора вследствие изменения характера кривой Кг [Лр ).

Подводимая к винту мощность Nр с учётом выражения (19) может быть представлена в виде

а крутящий момент М в зависимости от частоты вращения п - по результатам испытаний двигателя. Для приближённых расчётов можно принять

Коэффициент момента К2 с использованием диаграмм для расчёта открытых гребных винтов [3] может быть представлен в виде, аналогичном зависимости (3), то есть

Криволинейное движение судна приводит к тому, что поток жидкости подтекает к винту под углом (Зр к оси гребного вала, равным местному углу дрейфа в районе ДРК. При этом режим работы винта и создаваемые гидродинамические усилия (упор Р , полезная тяга Ре и момент Мс) будут определяться продольной составляющей

скорости судна у, [1, 11, 12]. Следовательно, выражения (17) - (20) при использовании значения продольной составляющей скорости \>х будут справедливы и для случая циркуляционного движения судна.

Заметим также, что при криволинейном движении на открытом гребном винте

возникает стабилизирующая поперечная сила Qy, действующая в плоскости его диска по направлению поперечной составляющей скорости потока. Эта сила, линейно зависящая от угла рр, может быть определена по данным работы [13].

Nр = 2ппМ с + 0хУр ,

откуда

МС=М -

(20)

2 7ГП

Здесь Мс - момент сопротивления жидкости вращению винта; М - крутящий момент на валу гребного винта.

Момент сопротивления Мс определяется известной формулой

Мс — К2рп2 ИІ,

(21)

М = МСа = К2рп\П] - сопбі .

(22)

(23)

Список литературы

[1] Басин А.М. Ходкость и управляемость судов. - М.: Транспорт, 1977. - 456 с.

[2] Басин А.М., Миниович И.Я. Теория и расчёт гребных винтов. - Л.: Судпромгиз, 1963. - 760 с.

[3] Басин А.М., Степанкж Е.И. Руководство по расчёту и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания. - Л.: Транспорт, 1981. - 352 с.

[4] Русецкий А.А., Жученко М.М., Дубровин О.В. Судовые движители. - Л.: Судостроение, 1971.-287 с.

[5] Сандлер Л.Б. Практические методы расчёта ходкости судов внутреннего плавания. - Новосибирск: НИИВТ, 1970. -432 с.

[6] Судовые тяговые расчёты. Анфимов В.Н., Ваганов Г.И., Павленко В.Г. Под ред. В.Г. Павленко. Учебник для ин-тов водн. трансп. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1978. - 216 с.

[7] Горелкин В.И. Определение инерционных характеристик судов с дизельными энергетическими установками. - М.: Транспорт, 1990. - 76 с.

[8] Филатов С.В. Совершенствование паспортных характеристик судов // Речной транспорт, 1988.-Х» 9. -С. 27-29.

[9] Филатов С.В. Методические положения разработки базового справочника маневренных характеристик судов речного флота // Тр. ГИИВТ. - 1988, вып. 230. - С. 26-57.

[10] Бажанкин В.В. Исследование влияния условий эксплуатации на степень загрузки главных двигателей «Нефтерудовоза-8» И Тр. ГИИВТ. - 1990, вып. 253. - С. 91-117.

[11] Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Справочник. - Л.: Судостроение, 1988. - 360 с.

[12] Васильев А.В. Управляемость судов: Учеб. Пособие. - Л.: Судостроение. 1989. - 328 с.

[13] Ходкость и управляемость судов: Учебник для вузов / В.Ф. Бавин, В.И. Зайков, В.Г. Павленко, Л.Б. Сандлер. Под ред. В.Г. Павленко. - М.: Транспорт. 1991. - 397 с.

WORK OF OPEN PROPELLER AT VESSEL’S CURVILINEAR MOVEMENT

М. V. Nebasov

In this article, the analysis of open propeller working at vessel's curvilinear movement is

presented.

УДК 656.62.052.4:629.12.03

М. В. Небасов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ СУДНА НА УСТАНОВИВШЕЙСЯ ЦИРКУЛЯЦИИ

В статье излагается метод приближённого аналитического определения линейной скорости судна на установившейся циркуляции.

Уравнение продольных сил, действующих на судно при установившейся циркуляции имеет следующий вид [1]:

т(\-к20)уа>8т/3 = Хр - (1)

где т - масса судна;

к2о - коэффициент присоединённой массы жидкости, участвующей в формировании продольной составляющей центробежной силы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.