Научная статья на тему 'Анализ взаимодействия гребного винта с рулевым органом судна'

Анализ взаимодействия гребного винта с рулевым органом судна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
98
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бажанкин Ю. В.

В статье приведён анализ работы открытого гребного винта при криволинейном движении судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROPELLER – STEERING ELEMENT INTERACTION

This article presents the analysis of open propeller performance at vessel’s curvilinear motion

Текст научной работы на тему «Анализ взаимодействия гребного винта с рулевым органом судна»

УДК 656.62.052.4:629.12.03

Ю В. Бажанкин, ст. преподаватель, ВГАВТ.

603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА С РУЛЕВЫМ ОРГАНОМ СУДНА

В статье приведён анализ работы открытого гребного винта при криволинейном движении судна.

Подавляющее большинство исследований работы системы двигатель - движитель посвящены анализу усилий, развиваемых гребным винтом при прямолинейном движении судна. Результаты таких исследований могут быть использованы либо для расчёта и проектирования гребных винтов [1-6], либо для определения инерционных характеристик судов [7].

Первая попытка исследования работы винтового движителя при перекладке рулевого органа в швартовном режиме и на циркуляции была предпринята в 1988-1990 годах С.В. Филатовым [8, 9] и В.В. Бажанкиным [10]. Однако результаты, полученные ими путём тензометрического определения момента и упора гребного винта, носят отрывочный характер, не систематизированы и позволяют лишь качественно судить о работе движителя при циркуляции судна.

Попытаемся приближённо проанализировать работу открытого гребного винта при криволинейном движении судна, основываясь на известных в теории ходкости положениях.

В случае равномерного прямолинейного движения судна со скоростью V и частотой вращения винтов П полезная тяга, создаваемая движительным комплексом, уравновешивается силой сопротивления воды, то есть

^в Ре = R , (1)

где zв - число движителей;

Ре - полезная тяга винта;

R - сопротивление воды прямолинейному движению судна.

Полезная тяга открытого гребного винта, работающего вблизи корпуса судна, определяется по выражению [1]:

Ре = К1(1 - *с )pn2D^. (2)

Здесь К1 - коэффициент упора винта в свободной воде;

tс - коэффициент засасывания (при работе винта за корпусом судна); р - плотность воды;

Dв - диаметр винта.

Коэффициент упора К1 для гребного винта, имеющего вполне определённые геометрические элементы (число лопастей zл , дисковое в и шаговое Нв/Dв отношения), с использованием диаграмм для расчёта открытых гребных винтов [3] может быть представлен в виде зависимости

К1 = ^1 - в1Хр - С1Хр , (3)

где Л[, В1, С - коэффициенты регрессии;

Хр - относительная поступь гребного винта.

Режим работы винта и создаваемые им гидродинамические усилия определяются относительной поступью

Хр = ^ . (4)

nDв nDв

Здесь под величиной Vр понимается скорость перемещения винта вдоль своей оси [1], а под величиной у/0

- расчётное значение коэффициента попутного потока, определяемого для водоизмещающих судов внутреннего плавания по выражению [1]:

П 1 1 °Л6 с2

У0 = 0,11 Л---------о

У, (5)

где 2 - величина, равная 1 для винтов, расположенных в диаметральной плоскости, и 2 - для бортовых винтов;

г

5 - коэффициент полноты водоизмещения судна;

V - объёмное водоизмещение судна;

y/w - коэффициент волнового попутного потока.

Величина y/w рассчитывается по формуле [1]

¥w = 0,35 (Fr - 0,2) и учитывается лишь в тех случаях, когда число Фруда Fr > 0,2.

Коэффициент засасывания t(. может считаться величиной постоянной, зависящей лишь от геометрических характеристик кормовой оконечности судового корпуса в районе выхода гребного вала. При известном значении сопротивления воды продольному движению судна коэффициент засасывания может быть подсчитан по выражению:

, CX0LTvl

к = 1-------0 2 4, (6)

2 гв K10 «0 Ав

где CX0 - коэффициент общего сопротивления воды продольному движению судна;

L, T - расчётные длина и осадка судна;

V0 - скорость прямолинейного движения судна, соответствующая частоте вращения винтов «0 ;

Ki0 - коэффициент упора винта при Хр0 = V0 (l -^0 )/ «0Ав .

Очевидно, что коэффициент полезной тяги Ke может быть представлен в виде зависимости, аналогичной выражению (3), то есть

Ke = K1(l - ^ )= Ae - вв^р - Св^р. (7)

При перекладке руля от нулевого положения на угол 5r симметричность его обтекания струёй

движителя нарушается, что приводит к появлению составляющей скорости струи Ur, усреднённое направление которой может быть принято перпендикулярным к плоскости хорды руля. В результате ось струи винта, согласно постулату Жуковского - Чаплыгина и равенству

U5 = U - Ur,

отклонится от оси гребного вала в ту же сторону, что и руль, на угол 5r .

Поскольку внешний поток жидкости практически не изменяет направления реакции вытекающей в него под некоторым углом струи [11], то последняя может рассматриваться как бесконечная струя с прямолинейной осью, совпадающей с осью её начального участка.

Упор винта P после перекладки руля будет представлять собой сумму двух составляющих: реакции отклонённой струи P5 и дополнительной реакции R5 , возникающей вследствие натекания части струи на переложенный руль. Применяя векторную форму закона сохранения количества движения, можем записать:

P5 = P - R5 . (8)

Необходимо отметить, что на руле возникает сила Rr, равная величине R5, но противоположно направленная, то есть

Rr = -R5 . (9)

Проецируя равенства (8) и (9) на диаметральную плоскость судна и плоскость мидельшпангоута, получаем выражения для продольной и поперечной составляющих силы P5 :

Px = P5 cos 5r = P (l - sin2 5r ); (10)

Py = P5 sin 5r = P sin 5r cos 5r . (11)

Таким образом, после перекладки руля, расположенного в струе движителя, на некоторый угол 5r на

кормовую часть корпуса судна через конусы гребных валов будут действовать продольная и поперечная

составляющие силы, развиваемой движителями:

Xp = zePx(1 -^ас)= zePe1 -sin2 5r); (12)

Yp = zePy (1 - ^зас) = zePe sin 5r cos 5r , (13)

а каждый гребной вал при этом будет воспринимать дополнительное усилие

Qx = Pdr sin2 5r , (14)

где вг = Fg / Fp - коэффициент, учитывающий отношение площади диска винта, перекрываемой рулём при

гипотетической перекладке последнего на 90°, ко всей площади диска.

Увеличение усилия, воспринимаемого гребным валом при перекладке руля, фиксируется тензодатчиками [8-10], но ошибочно трактуется С.В. Филатовым как рост упора вследствие изменения

а коэффициент момента К с использованием диаграмм для расчёта открытых гребных винтов [3] может быть представлен в виде, аналогичном зависимости (3), то есть

Для приближённых расчётов, согласно данным работы [7], крутящий момент Мс учётом работы регулятора частоты вращения винта может быть представлен следующим образом:

а коэффициент момента К20 находится в зависимости от значения Хр^ .

Криволинейное движение судна приводит к тому, что поток жидкости подтекает к винту под углом Рр к оси гребного вала, равным местному углу дрейфа в районе движительно-рулевого комплекса (ДРК). При этом режим работы винта и создаваемые гидродинамические усилия (упор Р , полезная тяга Ре и момент Мс) будут определяться продольной составляющей скорости судна vx [1, 11, 12]. Следовательно, выражения (12)-(15) при использовании значения продольной составляющей скорости vx будут справедливы и для случая циркуляционного движения судна.

Заметим также, что при криволинейном движении на открытом гребном винте возникает стабилизирующая поперечная сила Qy, действующая в плоскости его диска по направлению поперечной

составляющей скорости потока. Эта сила, линейно зависящая от угла Рр , может быть определена по данным работы [13].

Литература

[1] Басин А. М. Ходкость и управляемость судов. - М.: Транспорт, 1977. - 456с.

[2] Басин А. М., Миниович И. Я. Теория и расчёт гребных винтов. - Л.: Судпромгиз, 1963. - 760с.

[3] Басин А. М., Степанюк Е. И. Руководство по расчёту и проектированию гребных винтов судов внутреннего

плавания. - Л.: Транспорт, 1981. - 352с.

[4] Русецкий А. А., Жученко М. М., Дубровин О. В. Судовые движители. - Л.: Судостроение, 1971. - 287с.

[5] Сандлер Л. Б. Практические методы расчёта ходкости судов внутреннего плавания. - Новосибирск: НИИВТ, 1970. -432с.

[6] Судовые тяговые расчёты. Анфимов В. Н., Ваганов Г. И., Павленко В. Г. Под ред. В. Г. Павленко. Учебник для ин-

тов водн. трансп. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1978. - 216с.

[7] Горелкин В. И. Определение инерционных характеристик судов с дизельными энергетическими установками. - М.: Транспорт, 1990. - 76с.

[8] Филатов С. В. Совершенствование паспортных характеристик судов // Речной транспорт, 1988, №9, с. 27-29.

[9] Филатов С. В. Методические положения разработки базового справочника маневренных характеристик судов речного флота. - Тр./ГИИВТ, 1988, вып. 230, с. 26-57.

[10] Бажанкин В. В. Исследование влияния условий эксплуатации на степень загрузки главных двигателей «Нефтерудовоза-8». - Тр./ГИИВТ. 1990, вып. 253, с. 91-117.

характера кривой К1 [Хр ).

Подводимая к винту мощность Nр с учётом выражения (15) может быть представлена в виде

V /

/

Тогда

Мдв = Мс (і + вг sin2 8Г ).

(15)

Здесь Мдв - крутящий момент на валу гребного винта;

Мс - момент сопротивления жидкости вращению винта. Момент сопротивления Мс определяется известной формулой

М с = К2рп2 Dв5,

(16)

(17)

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мдв = Мсо (1,1 - 0,02п - 0,08п 2), М с0 = К20 рп0 Dв5; п = п / п,,

(18)

[11] Гофман А. Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Справочник. - Л.: Судостроение, 1988. -360с.

[12] Васильев А. В. Управляемость судов: Учеб. Пособие. - Л.: Судостроение. 1989. - 328с.

[13] Ходкость и управляемость судов: Учебник для вузов / В. Ф. Бавин, В. И. Зайков, В. Г. Павленко, Л. Б. Сандлер. Под ред. В. Г. Павленко. - М.: Транспорт. 1991. - 397с.

ANALYSIS OF PROPELLER -STEERING ELEMENT INTERACTION

Y. Bazhankin

This article presents the analysis of open propeller performance at vessel’s curvilinear motion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.