Научная статья на тему 'Уточнение принципов Устава ООН как потенциал реформирования организации'

Уточнение принципов Устава ООН как потенциал реформирования организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ООН / UN / РЕФОРМА / REFORM / УСТАВ / CHARTER / ПОТЕНЦИАЛ ПРИНЦИПОВ / POTENTIAL OF PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламаренко Роман Юрьевич

В статье показана реализация принципов Устава ООН, эволюция раскрытия их потенциала в контексте реформирования организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the principles of the UN Charter as potential of reforming the organization

The article shows the implementation of the principles of the UN Charter, the evolution of the disclosure of their potential in the context of reforming the organization.

Текст научной работы на тему «Уточнение принципов Устава ООН как потенциал реформирования организации»

Слово - молодым ученым

Р.Ю. ПАЛАМАРЕНКО аспирант кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова*

Уточнение принципов Устава ООН как потенциал реформирования организации

В современном мире одним из острых политических вопросов в отношениях между государствами является реформирование «глобальной системы ООН»1. Реформа всей системы ООН пока что находится на уровне постановки научной задачи, однако некоторые фрагментарные исследования на эту тему проводятся в международно-политической науке.

Разносторонние реформы в ООН необходимы для адаптации всех главных и вспомогательных органов организации, ее программ, фондов и специализированных учреждений к меняющимся условиям глобального миропорядка. Из всех идей, проектов, предложений можно выделить как перспективные пути усовершенствования деятельности ООН, так и те, которые воплотить в жизнь не представляется реальным, так как организация по своей природе многосторонняя, а это требует согласования множества интересов суверенных государств-членов и даже групп государств, продвигающих свои внешнеполитические интересы на международной арене. Например, значимая реформа Совета Безопасности трудно реализуема на практике, в ней заключено много противоречий, преодолеть которые почти невозможно, о чем пишется во многих научных работах2.

* Паламаренко Роман Юрьевич, e-mail: ro1155@yandex.ru

1 Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития: научное издание / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М., 2016, с. 162.

2 См.: Weiss T. The Illusion of UN Security Council Reform // The Washington Quarterly, 2003, № 26, p. 147-161; Современный мир и геополитика / Отв. ред. М.А. Неймарк. М., 2015, с. 185-214.

В то же время ООН как несущая конструкция системы международной безопасности заслуживает положительных оценок, так как не допустила новой мировой войны, выполняя, таким образом, свою главную функцию. Поэтому следует избегать бездоказательной критики и неоправданного пессимизма в отношении работы ООН и ее перспектив в будущем. Хотя проблем в ее работе более чем достаточно.

Одним из перспективных направлений усовершенствования деятельности ООН является более полное раскрытие потенциала принципов, заложенных в основу ее Устава. Устав ООН - это наиглавнейший международно-правовой документ в мире, на котором зиждется весь комплекс правовых документов, регулирующих отношения между государствами, именуемый международным правом.

В этой статье мы покажем некоторые особенности эволюции раскрытия смысла тех глубоких идей, которые были сформулированы в виде принципов, их непреходящую природу, широту практического применения, дальновидность и мудрость отцов-основателей ООН, которые пережили все бедствия, потери и страдания своих народов во Второй мировой войне.

В Преамбуле Устава ООН написано, что «народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека... решили объединить усилия... и учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»1.

Положения Преамбулы об исключении войны из жизни человечества и утверждении веры в основные права человека не случайно стоят рядом. Главное право человека -

это право на жизнь. Если человек погибает, то все осталь-

2

ные права ему уже не нужны .

Далее в ст. 2 Устава сформулированы принципы, которые, как было задумано, должны быть основополагающими в международных отношениях. Перечислим их:

1. принцип суверенного равенства государств;

2. принцип добросовестности;

1 Преамбула Устава ООН. - URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/preamble/index.html

2 См.: Алексеев С.С. Тайна и сила права. М., 2009, с. 123.

3. принцип мирных средств решения споров;

4. принцип воздержания от угрозы силой или ее применения;

5. принцип единства действий с организацией;

6. воздействие на государства, не входящие в организацию;

7. принцип невмешательства в дела, по существу относящиеся к внутренней компетенции государств.

Сверхважность этих принципов была подтверждена историческим событием 24 октября 1970 г., когда в день своего 25-летия ООН на Генеральной Ассамблее приняла Декларацию, в которой напомнила миру о глубоком смысле принципов, закрепленных в Уставе1. Приведем эти принципы в том порядке, как они записаны в Декларации:

1. принцип воздержания от угрозы силой или ее применения;

2. принцип мирного разрешения споров между государствами;

3. принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

4. принцип сотрудничества;

5. принцип равноправия и самоопределения народов;

6. принцип суверенного равенства государств;

7. принцип добросовестности.

Как видим, принципы расположены в ином порядке, чем в Уставе. Декларация особенна тем, что в ней даны обширные пояснения каждого принципа, чего не было в Уставе и что подчеркивает важность их правильного понимания. Таким образом, был сделан следующий шаг в раскрытии глубины принципов Устава ООН. Авторы Декларации также зафиксировали необходимость кодификации каждого принципа в будущем.

Мы приведем разъяснение двух принципов Устава, как оно дано в Декларации, при этом отметим сразу, что эти принципы вступают в существенное противоречие друг с другом. Речь идет о принципе равноправия и самоопределения народов и о принципе невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Более

1 См.: Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г. (А/8082) - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTON/GEN/-NR0/351/54/IMG/NR035154.pdf?OpenElement

глубокое раскрытие смысла этих идей помогает объективно рассматривать многие конфликтные ситуации и видеть пути их разрешения.

Начнем с принципа равноправия и самоопределения народов. В Декларации он прописан более детально, чем в Уставе и еще более детально пояснен. Это право означает свободное определение народом без вмешательства извне своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития, обязанность других государств уважать такое самоопределение. Кроме того формами реализации этого права являются: создание суверенного государства, свободное присоединение к суверенному государству или объединение с ним, а также установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Из этих пояснений необходимо осознать суть этого принципа: имеет значение, в какой форме это право реализуется, но самое важное значение имеет то, чтобы это право было реализовано в принципе. Свободная воля любого народа должна быть услышана. Это также подразумевает не слишком жесткие бюрократические правила реализации этого права в ряде случаев. Степень жесткости данных правил не должна помешать реализации этого права народа. А насильственные действия других государств в отношении таких народов или создание препятствий в реализации этого права тем более недопустимы.

Пояснения к принципам не должны истолковываться как санкционирующие или поощряющие действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенного государства. Это означает, что для реализации этого права в ряде случаев правительство должно быть готово к тому, что какой-то народ в составе их суверенного государства пожелает самоопределиться и уважать это право правительством входит в его обязанность.

Рассмотрим другой принцип Устава ООН, который вступает в противоречие с принципом самоопределения народов - принцип территориального суверенитета. В нем заложена прогрессивная идея о том, что заниматься развитием государственности, решением проблем и вопросами благополучия своих граждан возложено на их официальное правительство и вмешиваться во внутренние дела недопусти-

мо. Таков порядок всего мирового устройства, установленный Уставом ООН. Означает ли это, что если сами власти являются источником проблем, от которых страдают их граждане, например, вооруженных конфликтов по поводу власти среди разных политических группировок, этнических конфликтов вплоть до чисток, то международное сообщество может полностью снять с себя ответственность и никак не реагировать на происходящие события, аргументируя свое бездействие территориальным суверенитетом? Логично, что нет. Тогда как преодолевать данное противоречие, заложенное в Устав ООН с самого начала? Эту проблему видели и осмысливали многие политики и ученые, и как результат таких усилий появился специальный доклад в ООН, подготовленный специалистами по миротворческой деятельности и названный «Ответственность защищать»1.

Выражение «ответственность защищать» впервые было употреблено в докладе Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета, созданной в 2001 г. Комиссия была создана как ответ на поставленную тогдашним Генеральным секретарем ООН задачу: определить, на каком этапе международное сообщество несет ответственность за вмешательство во внутренние дела государств с гуманитарными целями. В докладе разъясняется, что суверенитет государства - это не только контроль над территориями, но и непосредственная ответственность защищать своих граждан на своей территории.

В докладе подчеркивается, что «государственный суверенитет предполагает ответственность, и главная ответственность по защите своего народа лежит на самом государстве. Если где-либо население страдает и испытывает серьезные лишения в результате междоусобной войны, мятежей, репрессий или несостоятельности государства и данное государство не желает или неспособно предотвратить или прекратить их, принцип невмешательства уступает место принципу международной ответственности по защите». Итак, в случае невозможности для официальных властей предоставлять защиту своим гражданам или нежелания ее предоставлять ответственность по защите населения переходит к международному сообществу в лице ООН.

1 URL https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/525/72/IMG/-N0252572.pdf?OpenElement

В докладе развивается данная идея как более глубокое раскрытие принципов Устава. Одним из направлений реформы ООН видится разъяснение смысла и раскрытие потенциала принципов, заложенных в Уставе. Противоречия в этих принципах стараются использовать силы, стремящиеся к достижению своих политических целей, и манипулируют ими в своих действиях искажая смысл.

В 2004 г. данное правило (символически обозначенное R2P - responsibility to protect) Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам одобрила для применения Советом Безопасности, наделяя Совет правом принимать решения по военному вмешательству в случаях геноцида, массовых убийств, этнических чисток, когда официальные власти не могут или не хотят их предотвратить. Группа разработала критерии определения серьезности и пропорциональности принимаемых мер вплоть до военного вмешательства.

В Итоговом документе Всемирного саммита с участием России в 2005 г. эта мысль была подтверждена и поддержа-на1. Отметим, что смысл этой идеи не нов, он заложен в один из принципов Устава, просто глубже раскрыт потенциал этого принципа. Положительным является то, что на международном уровне публично и документально зафиксирована приверженность данному принципу и его верному толкованию.

В 2009 г. в докладе Генерального секретаря ООН был сделан акцент на трех пунктах концепции «ответственность защищать»2. Итак, стратегическая линия сочетания двух принципов состоит из трех пунктов-этапов.

1. Государство несет главную ответственность за защиту населения от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, этнических чисток и подстрекательства к ним.

2. Международное сообщество обязано всячески способствовать выполнению государствами этой обязанности.

3. Международное сообщество обязано использовать соответствующие дипломатические, гуманитарные и другие средства, чтобы защитить население от подобных преступлений. Если государство не в состоянии защитить свое

1 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.-shtml

2 См.: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/206/-12/PDF/N0920612.pdf?OpenElement

население, международное сообщество должно быть готово предпринять коллективные действия по защите населения в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2010 г. в докладе Генерального секретаря «Раннее предупреждение, оценка и ответственность по защите» продолжена линия раскрытия более глубокого смысла принципов Устава1. В докладе анализируются недоработки в реализации данной концепции и предлагается дополнительно использовать механизмы раннего предупреждения, включая информацию по операциям на местах для обеспечения быстрых и гибких действий везде, где появляется угроза геноцида, военных столкновений или этнических чисток.

В 2011 г. Генеральный секретарь предлагает превентивные меры на уровне региональных организаций . Каждый регион планеты «должен двигаться вперед» и «каждый регион будет приводить этот принцип в действие в соответствии со своей спецификой и временными рамками».

Напомним, что еще в 2004 г. в ООН учреждается должность Специального советника по предупреждению геноцида, в 2008 г. - должность Специального советника по вопросу об ответственности по защите.

Итак, это те меры, которые приняты в ООН в развитие принципов Устава. Кодификацию принципов не осуществили, но во многих документах зафиксировали понимание их смысла, что уже важно. В контексте реформы ООН требуется более продуктивная научно-аналитическая работа в этом направлении.

Пояснения принципов, зафиксированных в исторической Декларации, способствовали бы реализации идеи кодификации. Тогда, возможно, многих политических противоречий в будущем удастся избежать. Сегодня же дела обстоят таким образом, что многие исторические документы, принятые на международном уровне в силу ряда причин, в том числе политических, забываются, современные мировые политики и дипломаты могут даже не догадываться об их существовании, не говоря уже о рядовых гражданах.

В июне 2009 г. при Министерстве иностранных дел РФ был создан Международно-правовой совет в целях усо-

1 См.: URL https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/450/22/-PDF/N1045022.pdf?OpenElement

2 См.: URL https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/391/45/-PDF/N1139145.pdf?OpenElement

вершенствования сотрудничества ведомства с научными кругами страны, повышения научной обоснованности внешнеполитических решений и инициатив. Хотелось бы, чтобы этот Совет подключился к более полному раскрытию потенциала принципов Устава ООН. Таким образом, был бы сделан серьезный шаг по пути реформирования ООН.

Паламаренко Р.Ю. Уточнение принципов Устава ООН как потенциал реформирования организации. В статье показана реализация принципов Устава ООН, эволюция раскрытия их потенциала в контексте реформирования организации.

Ключевые слова: ООН, реформа, Устав, потенциал принципов.

Palamarenko R. Y. The implementation of the principles of the UN Charter as potential of reforming the organization. The article shows the implementation of the principles of the UN Charter, the evolution of the disclosure of their potential in the context of reforming the organization.

Keywords: UN, reform, Charter, potential of principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.