Научная статья на тему 'УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ'

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

967
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное право / право на жизнь и воспитание в семье ребенка сироты / социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей после воспитания в специализированном учреждении / family law / the right to life and upbringing of an orphan child in the family / socialization of orphans and children left without parental care after being brought up in a specialized institution.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна

В статье рассматривается усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей-сирот в семью, а также основные проблемы и последствия воспитания ребенка в учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION (ADOPTION) AS A PRIORITY FORM OF PLACEMENT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN MODERN RUSSIAN LAW

The article discusses adoption as a priority form of placing orphans in a family, as well as the main problems and consequences of raising a child in an institution for orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»

XVI Международная научно-практическая конференция

УДК

Назарова Анна Сергеевна Anna Nazarova

Аспирант

Волгоградский филиал РАНХиГС Postgraduate student

Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

ADOPTION (ADOPTION) AS A PRIORITY FORM OF PLACEMENT OF

ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

IN MODERN RUSSIAN LAW

Аннотация: В статье рассматривается усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей-сирот в семью, а также основные проблемы и последствия воспитания ребенка в учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: семейное право, право на жизнь и воспитание в семье ребенка сироты, социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей после воспитания в специализированном учреждении

Abstract: The article discusses adoption as a priority form of placing orphans in a family, as well as the main problems and consequences of raising a child in an institution for orphans and children left without parental care.

Keywords: family law, the right to life and upbringing of an orphan child in the family, socialization of orphans and children left without parental care after being brought up in a specialized institution.

В условиях глобализации, научно-технического прогресса, изменения потребностей общества, меняется и совершенствуется российское право. Не является исключением и такая отрасль российского права как семейное право. Сменяются эпохи, меняются законодательные акты, регулирующие семейные отношения, меняется и отношение к самому институту семьи. Проблемы

«Научные междисциплинарные исследования» регулирования одних семейных правоотношений сменяются другими. Однако

одна из неизменных проблем, которая к сожалению, существовала во все эпохи,

и продолжает существовать, это проблема сиротства в России.

Современное семейное законодательство шагнуло далеко вперед, в том числе и в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Так если обратится к истории развития семейного права, в дохристианский период, родители могли распоряжаться судьбой своих детей, фактически дети имели бесправное положение, в некоторых источниках даже зафиксировано детоубийство родителями своих детей. Причем указанное деяние не являлось преступлением, никакого наказания родители за это не несли, а напротив это было данью традиции. Родители, могли обращаться с детьми как с собственностью, и убить младенца, если по каким - то причинам они не хотели брать на себя ответственность в его воспитании и содержании. Очень часто от таких традиций страдали младенцы девочки, ведь долгое время их считали обузой, так как повзрослев они уходили в другую семью и становились частью семьи мужа.

Опять-таки, если далее проводить исторический анализ, мы можем увидеть, что несмотря на более гуманное отношение к детям, они еще долгое время сохранили за собой бесправное положение по отношению к родителям. Зафиксированы были также случаи продажи родителями своих детей, как правило это происходило в случаях тяжелого материального положения родителей.

Если говорить о дохристианском и начале христианского периода, о правом положении детей-сирот, то можно прийти к выводу об отсутствии какой-либо эффективной политики и социальной поддержке таких детей со стороны государства. Положение детей-сирот было еще в более плачевном состоянии, чем детей, которые жили с родителями.

Современно законодательство, как и современное общество претерпело огромные изменения, изменилось прежде всего общественное сознание по

XVI Международная научно-практическая конференция отношению к детям, особенно детям-сиротам. Существует целый комплекс правовых мер, направленных на охрану и защиту прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты теперь находятся под охраной и защитой государства, так ч.2 ст.7 Конституции РФ гласит, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства».

Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1].

Также в ст. 54 СК РФ закреплено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [2].

Оговорка «на сколько это возможно», подчеркивает, что не во всех случаях, возможно реализовать указанное право ребенка на жизнь и воспитание в семье, в силу ряда причин, когда дети попадают в специализированные учреждения для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, например, ввиду смерти родителей, ограничения или лишения родительских прав, отбывания родителей в местах лишения свободы, либо под следствием.

Современное российское законодательство в ст. 123 СК РФ предусматривает несколько форм устройства детей в семью: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. [2].

П. 3 указанной статьи также гласит, что до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Однако, как показывает анализ практики, такое «временное» возложение обязанностей опекуна (попечителя) на органы опеки и попечительства, переходит в «постоянную» форму. Дети так и остаются в специализированных учреждениях для детей-сирот, не реализовав свое право на жизнь и воспитание в семье.

«Научные междисциплинарные исследования» Возникает вопрос, плохо ли это для самого ребенка? Органы опеки создают все необходимые условия, для развития, воспитания и образования таких детей. Очень часто, сами дети, особенно изъятые из неблагополучных семей, от родителей, страдающих от алкогольной и наркозависимости, отмечают, что о них заботятся, организуют досуг, и им не нужно переживать о том, «где добыть еду?».

Но как показывают многие исследования в области педагогики, медицины и психологии этого недостаточно, для нормального развития и воспитания ребенка. Самая главная проблема сирот в детских домах — это «дефицит внимания», причем это настолько серьезная проблема, что очень часто состояние таких детей может граничить между жизнью и смертью. Причем это касается не только детей дошкольного возраста, которые особенно нуждаются в материнской любви, но и уже подростков, кототорые несмотря на свой жизненный опыт, продолжают оставаться детьми, ждут поддержки взрослых и особенно мудрых советов при входе во взрослую жизнь. Ведь вопросов у подростков возникает не меньше чем у дошкольников, прежде всего это касается дальнейшего обучения, трудоустройства, вопросов жилья и формирования своей собственной семьи.

Да и потребность в родителях у этих детей мы можем проследить, лишь только пообщавшись с ними. Как правило, дети младшего возраста живут мечтой, что их «мама» и «папа» обязательно приедут и заберут, дети подросткового возраста, уже менее открыто демонстрируют данное желание, но конечено каждый из них продолжает надеется.

Так на официальном сайте фонда «Измени одну жизнь» одна из приемных мам пишет: «С Дариной, конечно, очень легко контакт получился именно благодаря ей. Она сразу же повела меня показывать разные игрушки. Я сказала, что меня зовут Маша, и она меня называла Маша. Андрея сразу же стала звать папой, хотя мы так друг друга вначале не называли при ней, а когда полетели домой, Дарина уже называла и меня мамой» [6].

XVI Международная научно-практическая конференция

У тех детей, которые не дождались родителей возникает еще множество проблем уже во взрослой жизни, после выпуска со специализированного учреждения. Ведь ребенок уже вырос, а точнее достиг совершеннолетия по законодательству нашего государства, но вырос ли он в других аспектах? Повзрослел ли он прежде всего морально? Готов ли он вступить во взрослую жизнь? И в том числе, принимать самостоятельно решения, решать свою судьбу, выбрать профессию, получить достойное образование, трудоустроится и создать семью? Ведь порую это не простая задача даже для дете й, выросших в полных семьях.

Так например, Оксана Ярославцева, выпускница детского дома, пишет «В детдоме и после выпуска я боролась за выживание», «За все мои 40 лет я впервые узнала, что есть безусловная любовь, но в моем случае я получила ее только от собаки», «В детском доме сложно привыкнуть к отсутствию выбора. Если ты протестуешь, то протест может обойтись слишком дорого. Человек не имеет право голоса, не имеет возможности выражать свое мнение. Любой протест и личное мнение осуждалось и наказывалось». [7].

Можно приводить еще множество примеров реальных людей, чьи личные примеры доказывают потребность ребенка воспитываться именно в семье, при поддержке именно «своих» взрослых, причем не важно, будет это полная семья или нет.

Именно поэтому, считаем, что приоритетной формой устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей является прежде всего усыновление (удочерение). Конечно в данном случае, мы имеем ввиду детей, у которых нет родственников, имевших возможносить оформить опеку или попеченние над несовершеннолетним ребенком (например, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, тети и дяди).

Данная форма устройства ребенка в семью поможет почувствовать ребенком-сиротой, себя обычным ребенком, без каких-либо отличий от других детей, а часто такие дети даже и не узнают о том, что являются приемными для своих родителей, что исключает многих психологических травм. Нужна ли тайна

«Научные междисциплинарные исследования» усыновления или нет в России это вопрос, который требует детального изучени

в отдельной статье.

Но можно с уверенностью сказать, что в России в настоящий момент нет, ни одного органа или должностного лица, который занимался бы целенаправленным поискам приемных родителей для детей-сирот и детей оставишмся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства всегда охотно помогают потенциальным усыновителям, но они не несут ответственности за то, что, например, ребенок сирота всю жизнь прожил в детском доме, так и не реализовав своего права на жизнь и воспитание в семье.

Большим шагом на пути, к государству без сирот, стало создание в 2001 г., банка данных детей оставшихся без попечения родителей, что позволяет ознакомиться с анкетами таких детей и вообще узнать о их существововании, выбрать потенциальным приемным родителям ребенка самостоятельно. А также требование по обязательному прохождению школы приемных родителей (ШПР) потенциальными усыновителями, для обучения и подготовки приемных родителей к трудностям адаптации и другим трудностям, с которыми сталкиваются приемные родители.

Но это всего лишь маленький шаг, на пути к искоренению сиротства в России. Требуется целый комплекс правовых мер, которые создадут такой механизм, при котором будет проводится активный поиск родителей для детей сирот. На законодательном уровне будут оговорены сроки такого поиска, и ответственные за него государственные органы и должностные лица.

На первый взгляд, мы ставим перед государством неосуществимую задачу, но если обратиться к опыту других государств, то мы увидем, что там либо детских домов нет вообще, либо их количество, а также пребывание в них, сведено к миниму. Например, Испания, Швеция, Литва, Израиль страны, в которых нет проблемы устройства ребенка в семью, наоборот, граждане стоят по десять лет в очереди, чтобы усыновить ребенка. Ребенок воспринимается как

XVI Международная научно-практическая конференция часть общества, судьба которого для этого общества не безразлична. Даже тяжело больные дети, дети-инвалиды обретают любящих родителей.

На наш взгляд, следующим шагом, к России без сирот, является принятие поправок в ФЗ от 16.04.2001 №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно в части обязательного размещения видиоанкет детей-сирот и их обновлением через каждые два года.

[3].

Необходимо введения программы «Старший брат, старшая сестра», по аналогии с международной програмиой «Big Brothers Big Sisters», которая действует лишь в отдельных регионах страны, что позволит каждому сироте иметь «своего взрослого», на постоянной основе, а именно совершеннолетнего гражданина, который до совершеннолетия ребенка будет посещать его в детском доме, что поможет быстрой и безболезненной социализации ребенка во взрослой жизни. Данная программа на наш взгляд эффективна еще тем, что позволит повысить количество потенциальных приемных родителей, ведь большинство граждан России, либо вообще ничего не знают о детях-сиротах, либо просто не хотят о них ничего знать. А длительное общение с такими детьми, может привести к усыновлению (удочерению) таких детей.

Еще одним важным шагом для создания России без сирот, является эффективная пропаганда семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о которой говорится в том числе в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. [4].

Конечно, это не весь комплекс правовых мер, необходимых для развития такой приоритетной формы устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в семью. Изучению данных механизмов в том числе будет посвящено наше исследование.

В заключении, хотелось бы отметить, что недостаточно только одного правового регулирования, изучение и решение проблемы сиротства требует в

«Научные междисциплинарные исследования» том числе междисциплинарных исследований, а также мер направленных на

измение сознания людей, их отношения к институту семьи, материнства и

детства. Ведь как только дети-сироты из «чужых детей», превратятся в «наших

детей» в общественном сознании, закроется последний детский дом в России.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)/электронный источник/Консультант Плюс;

2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021)/ электронный источник/Консультант Плюс;

3. ФЗ от 16.04.2001 №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»/ электронный источник/Консультант Плюс;

4. Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р/ электронный источник/Консультант Плюс;

5. Сергеевич В.И. «Древности русского права»/электронный источник/ http:// dugward.ru/ library/ sergeevich/ sergeevich _ drevnosti_russkogo_prava1.html;

6. официальный сайт Фонда «Измени одну жизнь» / «Мария Гомза: Вдруг заводят Дарину и она кричит «Здравствуйте!»/https://changeonelife. ru/2021/06/22/mariya-gomza/;

7. официальный сайт Фонда «Измени одну жизнь» / «Оксана Ярославцева: «В детском доме я боролась за выживание»/ https://changeonelife.ru/2021/06/18/oksana-yaroslavceva/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.