Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемы сиротства / социальное сиротство / право на жизнь и воспитание в семье ребенка сироты / банк детей / видеоанкеты. / problems of orphanhood / social orphanhood / the right to life and education in the family of a child of orphans / bank children / video recorders

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна

В статье рассматривается государственный банк детей сирот и детей оставшихся без попечения родитлей, как одна из возможностей устройства детей в семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE BASE OF CHILDREN OF ORPHANS AND CHILDREN REMAINING WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the state bank of orphans and children remaining without care, as one of the possibilities of the device for children in the family.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

VIII Международная научно-практическая конференция

УДК 34

Назарова Анна Сергеевна Anna Nazarova

Аспирант

Волгоградский филиал РАНХиГС Postgraduate student

Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

STATE BASE OF CHILDREN OF ORPHANS AND CHILDREN REMAINING WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация: В статье рассматривается государственный банк детей сирот и детей оставшихся без попечения родитлей, как одна из возможностей устройства детей в семью.

Ключевые слова: проблемы сиротства, социальное сиротство, право на жизнь и воспитание в семье ребенка сироты, банк детей, видеоанкеты.

Abstract: The article discusses the state bank of orphans and children remaining without care, as one of the possibilities of the device for children in the family.

Keywords: problems of orphanhood, social orphanhood, the right to life and education in the family of a child of orphans, bank children, video recorders.

Проблема сиротства в современных реалиях продолжает остро существовать не только в развивающихся, но и в развитых странах. Не является исключением и Россия. Примечательно то обстоятельство, что сиротство приобретает новые формы и масштабы. В настоящее время в России в отсутствии вооруженных конфликтов, более 90% от всех детей сирот, являются так называемыми социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Причиной этому является лишение родительских прав. Впервые о «социальное сиротство», в нынешнем его значении, заговорили в 1987 году на конференции

«Вопросы развития современной науки и техники» Советского детского фонда. На наш взгляд такой термин употребляется не случайно. Он подчеркивает, что внутри общества, социума, существуют серьезные проблемы, которые требуют скорейшего разрешения. Хотя само понятие социальное сиротство появилось во время второй мировой войны, и имело несколько иной смысл, связанный с последствиями вооруженных конфликтов.

Как правильно заметила Платонова Н.М. сегодня, в российском общественном сознании данное явление связывается с целым комплексом причин, среди которых ведущее место занимает системный кризис семьи. Он проявляется не только в увеличении числа разводов и неполных семей, но и в ухудшении морально-психологического климата в отношениях между родителями, что приводит к грубому нарушению прав детей [3].

Рост количества сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей, требует мер, направленных на осуществление защиты прав таких детей, и одним из прав, на которое имеет каждый ребенок, это право на жизнь и воспитание в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ[1].

Так, ст. 123 СК РФ предусматривает несколько форм устройства детей в семью: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Проблема форм устройства детей в семью долгое время состояла в том, что детей усыновляли в основном бездетные пары, количество которых ограничено, остальные граждане судьбами таких детей не интересовались. Но даже, потенциальные приемные родители, могли узнать о ребенке только в органах опеки, и очень часто им даже не оставляли права выбора.

Большим прорывом, на наш взгляд, по осуществлению и защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, стало принятие ФЗ от 16.04.2001 №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Создание банка детей оставшихся без попечения родителей, позволило в доступном виде любому гражданину увидеть краткую информацию о ребенке, который находится в учреждении для детей сирот, увидеть его фотографии, краткое описание характера, имя и год рождения. Это

VIII Международная научно-практическая конференция позволяет детям быть увиденными и соответственно дает шанс на поиск

потенциальных родителей.

Так по состоянию на 01 июня 2021 г., банк данных содержал 40 613 анкет детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, следует отметить, что указанный банк детей несовершенен, не в полной мере отвечает цели скорейшего устройства детей сирот в семью, а именно, в большей половине анкет отсутствует видеоанкета, что позволило бы потенциальным родителям более подробно изучить интересы и характер ребенка.

Видеоанкеты детей сирот, которые снимают в России в настоящее время, как правило, принадлежат благотворительным организациям, одной из таких организаций является благотворительный фонд «Измени одну жизнь». Фонд существует на добровольные пожертвования, в которых может поучаствовать любой гражданин.

Однако на наш взгляд, ФЗ от 16.04.2001 №°44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» требует внесения изменений, а именно внесения поправок в части размещения видеоанкет. Размещение указанных видеоанкет следует закрепить обязательным условием в банке данных, кроме того, следует закрепить нормы, согласно которых, указанные видеонкеты необходимо обновлять как минимум раз в два года.

Как показывает практика, создание банка данных детей сирот дало положительный эффект, так в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, указано, что в 2013 году увеличилась численность детей, переданных на воспитание в семьи граждан, по сравнению с 2012 годом (в 2013 году - 62,9 тыс. детей, в 2012 году - 61,4 тыс. детей), что рассматривается как положительная динамика на фоне ежегодного снижения этого показателя за предыдущие 5 лет на 10-15 процентов.

За 2006-2013 годы количество государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 32 процента (с 1770 до 1197 организаций),

«Вопросы развития современной науки и техники» а также численность детей, находящихся в таких организациях, - на 47 процентов

(с 123 тыс. до 65,4 тыс. детей) [2].

Но следует отметить, что несмотря на наметившуюся положительную тенденцию, она не проходит быстро и скачкообразно, а длится годами. Вместе с тем, в эти годы, дети, которые до сих пор не нашли семью, продложают жить и развиваться в социальных учреждениях, что конечно же влияет на их психологическое и физическое здоровье. Ведь какими мы бы хорошими не были условия жизни в детских домах, дети всегда будут испытывать дефицит внимания и потребность в так называемом «своем взрослом».

На наш взгляд также отсутствует достаточная информированность населения о проблемах детей сирот. Банк данных детей сирот, в который можно войти в свободном доступе, как правило посещают только те, кто уже принял для себя решение об усыновлении. Поэтому следует на государственном уровне закрепить доктрину по информированию населения не просто о проблемах сиротства, а о конкретных детях при помощи СМИ, особенно телевидения. В таком случае, при транслировании, например по местным телеканалам видеоанкет о детей сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, можно повысить шансы на устройство их в семью.

В заключении хотелось бы отметить, что за каждой фотографией в банке сирот, судьба человека, который имеет право на реализацию возможности жить и воспитываться в семье. Создание эффективного правового механизма по устройству детей в семьи, позволит избавиться государству от ряда других проблем, которое порождает сиротство, на протяжении долгих лет, когда дети со статусум ребенка сироты достигают совершеннолетия. Этим и многим другим проблемам устройства детей в семью посвящено наше исследование.

Библиографический список:

1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021)/ электронный источник/Консультант Плюс;

VIII Международная научно-практическая конференция

2. Концепции государственной семейной политики в Российской

Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р/ электронный источник/Консультант Плюс;

3. Платонова М.Н. «Современное социальное сиротство в России: причины и возможности профилактики/Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006. Т. 6. № 1. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.