Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

1214
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное право / защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей / право на жизнь и воспитание в семье / социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. / family law / protection of the rights of orphans and children left without parental care / the right to life and upbringing in a family / socialization of orphans and children left without parental care.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются основные проблемы в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье в современном российском праве, а также авторские предложения по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROTECTING THE RIGHT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO LIFE AND UPBRINGING IN A FAMILY IN MODERN RUSSIAN LAW

The article examines the main problems in the field of protecting the rights of orphans and children left without parental care to life and upbringing in a family in modern Russian law, as well as the author's proposals for their resolution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 34

Назарова Анна Сергеевна Anna Nazarova

Аспирант

Волгоградский филиал РАНХиГС Postgraduate student

Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

PROBLEMS OF PROTECTING THE RIGHT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO LIFE AND UPBRINGING IN A FAMILY IN MODERN RUSSIAN LAW

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье в современном российском праве, а также авторские предложения по их разрешению

Ключевые слова: семейное право, защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, право на жизнь и воспитание в семье, социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article examines the main problems in the field of protecting the rights of orphans and children left without parental care to life and upbringing in a family in modern Russian law, as well as the author's proposals for their resolution

Keywords: family law, protection of the rights of orphans and children left without parental care, the right to life and upbringing in a family, socialization of orphans and children left without parental care.

Современное семейное российское право несовершенно и в процессах постоянного развития общества, в том числе научно-технического прогресса, воздействия глобализации, требует совершенствования. Особое внимание здесь следует уделить тем проблемам, которые возникли не совсем недавно, как например проблемы правового регулирования суррогатного материнства, или

XМеждународная научно-практическая конференция право на использование биоматериала для создания эмбриона человека в искусственных условиях, ведь вопрос о необходимости их детального правового регулирования очевиден, а прежде всего тем проблемам, которые существуют, существовали и на наш взгляд будут существовать на протяжении веков и тысячилетий. Одной из таких острых проблем является защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

И несмотря на широкий спектр правового регулирования в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в современной России, существует достаточно много проблем которые требуют своего разрешения.

Даже сильно не углубляясь в анализ правовых норм, можно прийти к выводу, что основная проблема очевидна, в России по прежнему остается огромное количество детских домов, около 130 и 1,6 тысячи образовательных учреждений для детей сирот. Да возможно для детей в этих учреждениях созданы все условия для нормального развития, но тогда возникает вопрос, а как же право ребенка на жизнь и воспитание в семье, гарантированное Конституцией РФ? И является ли эффективной государственная политика, если по прежнему в России, несмотря на отсутствие военных конфликтов, огромное количество детей остается жить в государственных учреждениях, очень часто так и не реализовав свое право на жизнь и воспитание в семье.

Конечно, окончательно исключить сиротство в России достаточно сложная задача, так же как и создать эффективное правовое регулирование, так как прежде всего необходимо разобраться в причинах данного явления.

Лаймекина Е.Ю. например отмечает, что причины данного негативного явления кроются в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся в последние годы в России. Именно они порождают стрессовые ситуации в российских семьях. Отсутствие собственного жилья и тяжелая финансовая ситуация (как правило низкая заработная плата или безработица), усугубляемая неблагоприятными экономическими факторами (налоговая нагрузка, рост цен на

«Инновационные аспекты развития науки и техники» продукты питания и тарифы жилищно-коммунальных услуг) негативно

сказываются на нормальном существовании российских семей[1].

Если детально анализировать российское законодательство, о чем нами уже было сказано было выше, оно направлено на меры социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Однако конкретного органа, цель которого было бы устройства ребенка в семью, то есть реализация самого главного права таких детей, это жить и воспитываться в семье, в России не существует. Дети, которые в силу своего несовершеннолетия, не могут самостоятельно реализовать это право, проще говоря не могут самостоятельно заниматься поиском родителей, нуждаются в помощи специальных служб, которые помогут им в этом. На наш взгляд, одним из направлений в данной сфере должно являться ряд мер, благодаря которым, о существовании детей сирот в специальных учреждениях должны узнать как можно больше россиян, что приведет к вероятности устройства в семью таких детей. Большим прорывом в данном направлении, стало создание банка данных детей оставшихся без попечения родителей, функционирование которого регламентируется ФЗ от 16.04.2001 №44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2].

Однако, данный банк детей сирот не дает представление в полном объеме для потенциальных приемных родителей о детях оставшихся без попечения родителей, в банке указана лишь краткая характеристика ребенка, размещена одна фотография. Поиском потенциальных приемных родителей в России занимаются в основном благотворительные организации, которые снимают видеосюжеты про детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, создают целые банки видеосюжетов. К примеру крупнейший благотворительный фонд «Измени одну жизнь» [6], который снимает не только видеосюжеты, но и помогает приемным родителям, уже взявшим на воспитание ребенка. Конечно, на наш взгляд, такую огромную и трудоемкую работу, которую организует фонд по всей России, должны осуществлять государственные органы. Еще одним примером может служить передача «День ангела» на пятом канале[7], которая

XМеждународная научно-практическая конференция снимает видеосюжеты про детей сирот оставшихся без попечения родителей,

передача транслируется по всей России, что увеличивает шансы поиска

потенциальных родителей. Более того, как показывает статистика указанной

передачи, большинство детей покидают детский дом. На мой взгляд, если бы

данные меры осуществлялись системно на государственном уровне, количество

детей сирот в России значительно сократилось.

Еще одной проблемой, которая требует разрешения в России, это усыновление российских детей иностранными гражданами. Поскольку именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Анализ исследований в области медицины, психологии, педагогики и ряда драгих междисциплинарных наук, указывает на то обстоятельство, что развитие психическое и физическое, а также нормальную социализацию, соответствующую своему возрасту, ребенок может получить только в семье. Государственные учреждения создают все необходимы условия для развития и воспитания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, их реабилитации оказании им психологической и медицинской помощи. Однако каждому такому ребенку, нужен так называемый «свой взрослый», который направит его, и будет поддерживать во всех начинаниях. К сожалению, реализовать данную проблемы в социальных учреждениях достаточно сложно, персонала в учреждениях в разы меньше чем детей, и для каждого «своего взрослого» не хватает. А ведь дети, которые попадают в данные учрежления, особенно остро нуждаются в родительской любви и поддержке, для того чтобы побороть свои страхи и справиться с психологическими травмами.

В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН о правах ребенка усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного

«Инновационные аспекты развития науки и техники» способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения.

Статья 124 Семейного кодекса Российской Федерации также закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если: во-первых, невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;во-вторых, истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Здесь особенно следует уделить внимание ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», от 21.12.2012 г. [3], так называемый закон «Димы Яковлева», который вызвал большой резонанс в общественности.

Также на наш взгляд при изучении проблем правового регулирования защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, следует уделить внимание тем детям, которые уже достигли совершеннолетия, но в месте с тем, ввиду отсутствия родителей или других близких родственников, продолжают нуждаться в государственной поддержке и прежде всего это касается обеспечения жилой площадью, льгот при поступлении в учебные заведения, помощи при трудоустройстве.

Не мало важной проблемой является также условия содержания детей сирот в специальных учреждениях, которые должны быть прежде всего

XМеждународная научно-практическая конференция максимально направлены на реабилитацию таких детей и полноценное развитие

в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

В отдельных регионах, в рамках волонтерских программ, действует система наставничества для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, к примеру, «Старший брат или старшая сестра», которые помогают детям из учреждений обрести своего «взрослого» и поддерживать с ним долгосрочное общение. Но опять, все эти программы действуют не на государственном уровне, носят вариативный характер, существуют на пожертвования, не имеют хорошо скоординированной системы по всей России, что требует детального изучения и внесения корректировки в правовое регулирование сиротства.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что несмотря на планомерное развитие семейного законодательства, особенно в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, существует еще много проблем и пробелов в области правового регулирования детей сирот, которые требуют разрешения.

Семья - это основная ячейка общества, дети - это будущие ячейки общества. Следовательно, для здорового общества в целом и для каждого ребенка в отдельности воспитание в семье очень важно. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе.

В современном семейном законодательстве провозглашается приоритет именно семейного воспитания детей. Таким образом, институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения провозглашенного права ребенка жить и воспитываться в семье, в случае утраты им родительского попечения.

На сегодняшний день растет численность детей без опеки. Из них только 6 процентов сироты, все остальные имеют родителей которые лишены родительских прав, по разным причинам (лишение свободы, наркомания,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» алкоголизм) не занимаются воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут выполнять свои обязанности. В настоящее время социальное сиротство приобретает новые масштабы. По вине родителей, дети остаются без жилья и вынуждены жить на улице. В СМИ все чаше обсуждаются проблемы, возникшие сфере усыновления (удочерения) детей.

Полагаем, что именно естественное желание усыновителей реализовать возможности воспитания детей с одной стороны, и право ребенка жить и воспитываться в семье - с другой стороны, лежат в основе социального и правового института усыновления. Соответственно нормы семейного законодательства об устройстве детей сирот в семью должны быть направлены на регулирование общественных отношений, складывающихся, в первую очередь, между гражданами, желающими усыновить ребенка, а также детьми, утратившими родительское попечение.

В современной России к сожалению, очень часто мы можем встретить случаи жестокого обращения приемных родителей с детьми, когда часто приемное родительство становится одним из способов заработка и не является следствием искреннего желания воспитывать не своего кровного ребенка. Конечно в данном случае, целый ряд правовых норм требует корректировки, чтобы исключить подобных случаев.

На нащ взгляд, также есть больше перспективы по развитию наставничества, закрепленного на государственном уровне, среди детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ведь каждый ребенок в социальном учреждении нуждается в «своем» взрослом, который поддержит его нормальное психологическое состояние, поможет доверять другим взрослым.

Еще одна проблема, которая остается до сих пор, это плохая проинформированность населения о такой глобальной проблеме не только в России, но и по всему миру, как сиротство. Отсутствует эффективная государственная политика, которая бы доводила до сведения россиян о такой проблеме, о конкретных детях, которые нуждаются в родителях, о мифах и реальных трудностях с которыми сталкиваются приемные родители.

XМеждународная научно-практическая конференция Отсутствует также эффективная государственная пропаганда по принятию таких

детей в семью.

Следствием плохой проинформированности и подготовленности является например то обстоятельство, что в среднем в год возвращают примерно пять тысяч детей. Берут — от 55 до 65 тысяч детей. То есть от 8 до 10 процентов составляют так называемые вторичные возвраты. Это нерадостная статистика. Часть возвратов происходит по инициативе семей, часть забирают органы опеки за неисполнение опекунских обязанностей. Большой процент родственных отказов — когда, например, родители погибают, ребенка берет бабушка, а потом ребенок превращается в подростка, и бабушка понимает, что она уже не может с ним справиться, органы опеки это видят и предлагают бабушке его отдать.

Большим шагом в решении данной проблемы стало создание школы приемных родителей, которая, как правило, действует при органе опеки и попечительства в каждом районе города и программа которой направлена на подготовку приемных родителей к принятию ребенка в семью, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» [3].

Также здесь следует отметить, что усыновление (удочерение) ребенка происходит только в судебном порядке, что усиливает гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, ведь суд независим от каких-либо ведомственных и местных влияний. Усыновление (удочерение) также входит в число дел особого производства, что налагает ряд особенностей на такие гражданские дела. Также особенностью является то, что отмена усыновления (удочерения) ребенка происходит уже в порядке искового производства.

Но многие исследователи отмечают, что процесс усыновления часто затягивается по необоснованным причинам, в связи со сбором большого количества документов. С другой стороны, это вызвано необходимостью правомерной проверки потенциальных родителей, чтобы исключить в

«Инновационные аспекты развития науки и техники» последующем изъятия таких детей из семьи или возврата ребенка в

государственное учреждение.

К правоотношениям в области защиты прав детей оставшихся без попечения родителей, нередко можно отнести и проблемы исполнения судебного постановления в законный срок, особенно в области обеспечения детей сирот жилыми помещениями.

Так Филиппов П.М., отмечает, что ст. 6.1 ГПК РФ "Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления" указывает: "При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу". Следовательно, если срок разбирательства выходит за пределы общей продолжительности судопроизводства по делу, то встает вопрос о разумности срока разрешения дела. Неразумный срок принято называть волокитой. Суды всех инстанций, а в первую очередь суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, должны всегда при нарушении сроков рассмотрения дела устанавливать обстоятельства, причины, приведшие к волоките: правовая сложность, поведение участников процесса или недостаточность и неэффективность действий суда - и давать свою оценку. В судебных актах, принимаемых вышестоящими инстанциями, ссылки на ст. 6.1 ГПК не встречаются. В приведенном первом случае, приводящем к возможности бесконечного обжалования, следует признать правовую сложность. Процессуальный закон должен быть точным, определенным, категоричным, так как суд есть орган власти, и не надо давать повода играть с судом[5].

XМеждународная научно-практическая конференция

Резюмируя, выше сказанное, отмечу, что вопрос об увеличении числа

усыновленных (удочеренных) детей всегда останется актуальным, а, следовательно, и вопрос о совершенствовании законодательства в этой области.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)/электронный источник/ Консультант Плюс;

2. ФЗ№44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»/Консультант Плюс/электронный источник/;

3. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37205)/КонсультантПлюс/;

4. Лаймекина Е.Ю., Новые формы детей оставшихся без попечения родителей. Судебная практика// Государственная служба и кадры. 2019, №3. С. 101-106;

5. Филиппов П.М., статья: «Истоки судебной волокиты»/ "Российский судья", 2015, N 1;

6. Официальный сайт благотворительного фонда «Измени одну жизнь»/ https://changeonelife.ru/about/mission/;

7. Официальный сайт «День ангела»/ https://www.5-tv.ru/angel/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.