Научная статья на тему 'Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения'

Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Инновация / способ / культура общения / метод / казус / профессиональные термины / работа в подгруппах / способ. / innovation / method / culture of communication / method / incident / professional terms / work in subgroups / method.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хулкар Ахмедова

В статье рассказывается об опыте реализации инновационных способов обучения студентов-юристов при проведении практических занятий по русскому языку для будущих инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Современные интерактивные способы усвоения профессиональной лексики позволяют будущим студентам-юристам лучше усвоить языковые знания по русскому языку и получить необходимые умения и профессиональные навыки, лексический запас в области права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning professional terminology using an interactive learning method

The article describes the experience of implementing innovative methods of teaching law students during practical classes in the Russian language for future crime prevention and public safety inspectors. Modern interactive ways of mastering professional vocabulary allow future law students to better master the language knowledge of the Russian language and get the necessary skills and professional skills, vocabulary in the field of law.

Текст научной работы на тему «Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Learning professional terminology using an interactive learning method

Khular AKHMEDOVA1

Tashkent State University of Law

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received April 2021 Received in revised form 20 April 2021 Accepted 15 May 2021 Available online 15 June 2021

Keywords:

innovation, method,

culture of communication,

method,

incident,

professional terms, work in subgroups, method.

The article describes the experience of implementing innovative methods of teaching law students during practical classes in the Russian language for future crime prevention and public safety inspectors. Modern interactive ways of mastering professional vocabulary allow future law students to better master the language knowledge of the Russian language and get the necessary skills and professional skills, vocabulary in the field of law.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Kasbiy atamalarni o'zlashtirishda interaktiv o'qitish metodlaridan foydalanish

ANNOTATSIYA

Kalit so'zlar:

innovatsiya, usul,

muomala madaniyati,

usul,

voqea,

kasbiy atamalar,

kichik guruhlarda ishlash,

usul.

Maqolada kelajakda huquqbuzarliklarni oldini olish va jamoat tartibini saqlash tizimi xodimlari uchun rus tilidagi amaliy mashg'ulotlar davomida talabalarni o'qitishning innovatsion usullarini joriy etish tajribasi tasvirlangan. Kasbiy lug'atni o'zlashtirishning zamonaviy interaktiv usullari rus tilidagi lingvistik bilimlarni yaxshiroq o'zlashtirish va huquq sohasida kerakli ko'nikma va kasbiy mahorat, so'z boyligiga ega bo'lishlariga imkon beradi.

1 Associate Professor of the Department of General Education Disciplines of Specialized branch of Tashkent State University of Law, Tashkent, Uzbekistan.

Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения

АННОТАЦИЯ_

В статье рассказывается об опыте реализации инновационных способов обучения студентов-юристов при проведении практических занятий по русскому языку для будущих инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Современные интерактивные способы усвоения профессиональной лексики позволяют будущим студентам-юристам лучше усвоить языковые знания по русскому языку и получить необходимые умения и профессиональные навыки, лексический запас в области права.

Сегодня современный учебно-познавательный процесс во всех вузах уже сложно представить без использования интерактивных способов обучения. Подготовка и переподготовка кадров обучения с применением современных форм и методов информационно-коммуникационных технологий, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной деятельностью, создание эффективной системы психологической подготовки, повышения правовой, этической, политической культуры и правосознания студентов во многом зависит от опытного преподавателя. Даже самые значимые цели теряют свою привлекательность, если процесс обучения не доставляет удовольствие студенту вызывая скуку и нежелание учиться, которое не приносит счастья познания себя и окружающего мира [2].

Результаты проведённых исследований языковедов подтвердили, что одной из причин является узость общения и незнание, и непонимание профессиональных терминов; невнимательность, пассивность, как следствие недостатка положительных интересов; изоляция студента только в учебной группе, его недостаточная включенность в жизнь студенческого коллектива, вызванная несовершенной техникой общения, неспособностью студента прийти к согласию с другими его возможностями в общении являются источником постоянного этического, эмоционального, напряжения. Именно поэтому высока ценность каждого слова преподавателя.

В данное время современная педагогика предлагает большое количество различных способов преподавания, образования при которых студент становится в ситуацию активного исследователя, участника, организатора. Изучение русского языка при получении юридического образования в рамках юридических вузов обладает своими отличительными особенностями, которые лучше решаются благодаря использованию различных инновационных учебных приемов и методов [5]. Важнейшим условием возникновения и развития профессиональной направленности, а затем и становления специалиста является интерес к учебным предметам специального цикла, применение новых форм, методов, программ и перспективных инициатив, способствующих развитию высшего юридического образования, является эффективным внедрением результатов научных разработок

Ключевые слова:

Инновация,

способ,

культура общения,

метод,

казус,

профессиональные термины,

работа в подгруппах, способ.

в законотворческую деятельность. Особенно совершенствование навыков студентов и правоприменительная практика, по работе будущих инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности и взаимодействию с населением и со средствами массовой информации в махаллях. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения, терминологические словари, слайды, плакаты, таблицы, схемы, которые студенты не только просматривают, но и вслух комментируют. Словарный запас студентов увеличивается при знакомстве со специальной профессиональной терминологией на практике решая задания, жизненные казусы, ситуации [2]. Среди наиболее распространенных методов исследователи выделяют: мозговой штурм, ледокол, кластер, видео загадка, дискуссию, демонстрацию, дебаты, казусные ринги, творческие задания, ситуативные игры, соревновательные, деловые, ролевые игры, викторина, диалоги, монологи, работу в малых группах и другие [6]. Я хотела рассказать о нескольких из этих методов, которые были использованы мной на практических занятиях по русскому языку для юристов. Хочу поделиться позитивными результатами внедрения некоторых методов на практических занятиях со студентами нашего Специализированного филиала Ташкентского государственного юридического университета. Особо хотелось бы отметить положительные результаты от использования метода работы в малых группах в виде ролевых игр. Данный способ очень удобен, так как позволяет работать с любой аудиторией по численности от нескольких человек до 20-25 (в некоторых случаях и больше). В отличие от других методов работы со студентами, он позволяет максимально задействовать всю группу студентов. Все члены группы включаются в заданный процесс, активно задают вопросы, обсуждают проблемные ситуации, предлагают свои варианты ответов. Мной был использован этот метод при проведении практических занятий по двум дисциплинам.Так, в рамках изучения предмета «Русский язык для юристов» на практическом занятии студенты были разделены на несколько подгрупп по 5 человек. В конечном, способ деления и количество групп преподаватель может варьировать исходя из сложности задания. При делении надо учитывать, делать расчёт, чтоб студенты оказывались рядом не с тем, с кем сидели всегда за одной партой и не со своими близкими друзьями, тем самым они в новом составе должны учиться взаимодействовать, решать поставленную перед ними задачу сообща. Каждой подгруппе было дано задание, составить казус (кроссворд) по теме «Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов». Было предложено составить 15 тестов по заданной теме, при этом ответы по тесту фиксировались на отдельном листе. На выполнение задания было дано 25 минут. После составления казуса (кроссворд) по теме, преподаватель собирает все составленные тесты и раздаёт варианты тестов, казусов другим подгруппам для решения. На этот процесс было выделено 25 минут. Затем подгруппам было предложено проверить друг у друга ответы, исправляя ошибки красной ручкой. Данный способ помогает студентам учиться обсуждать поставленную преподавателем задачу, обосновывать свои доводы перед подгруппой. В настоящей ситуации студент учится работать в новой группе не только со своими друзьями -коллегами. Данный способ работы позволяет студентам 1-го курса в 1-ом семестре обучения лучше и ближе познакомиться со своей группой. При групповом

составлении теста, казуса (кроссворд) по теме каждый из них участвует в процессе обсуждения, и «отсидеться не активно», как при фронтальном или индивидуальном опросе обучающихся, не получится. При такой форме работы студентам необходимо грамотно и понятно формулировать вопросы для представителей других подгрупп, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Данный метод позволил закрепить материал по данной теме, повторить юридические термины, уточнить неясные вопросы по теме. Так же способ работы в малых подгруппах использовался, к примеру, в рамках практических занятий по дисциплине «Письменные и устные коммуникативные навыки юриста» по теме «Влияние культуры речи на профессиональный уровень юриста». Изначально студенты группы были разделены на 3 подгруппы. Вся группа готовилась по теме семинарского занятия в рамках «Культура общения как этическая и эстетическая категория деятельности юриста». При этом каждой подгруппе на самостоятельное изучение было дано по одному вопросу для разностороннего изучения. Каждая подгруппа должна была досконально изучить материалы по теме, научную литературу по поставленному вопросу. Так, 1-я группа исследовала вопрос «Основные требования в процессе общения», 2-я группа изучала вопрос «Коммуникативная характеристика речи», а 3-я группа рассматривала вопрос «Точность, краткость, норму и логику профессионального речевого этикета». Таким образом, каждая подгруппа становилась своего рода экспертом в отдельном вопросе. На самом практическом занятии эти сформированные заранее подгруппы снова перемешиваются «Вариант Радуга» структуры и создаются новые подгруппы. В новых структурах оказываются по несколько студентов (все зависит от численности учебной группы) из каждой первоначально сформированной подгруппы, для того, чтобы они поделились знаниями по вопросам, которые разносторонне готовили. Представителям каждой изначально сформированной малой подгруппы дается время и учебный материала для изложения остальным членам новой подгруппы. Преподаватель засекает время от 7 до 10 минут и дает возможность представителям 1-й подгруппы рассказать остальным членам группы важные аспекты 1-го вопроса. Затем после окончания установленного времени, также излагается 2-ой вопрос, задаются вопросы друг другу, уточняются все аспекты и аргументы. После изучения 3-го вопроса представители подгрупп возвращаются в свои группы, и теперь каждый из них владеет полной информацией по каждому из трех вопросов. Для закрепления полученных знаний и их проверки преподаватель просит теперь выступить публично и сделать презентацию 2-ой и 3-ей подгруппы по первому вопросу, а представители 1-ой подгруппы, являясь экспертами по данной части (т.к. ее исследовали в рамках домашнего задания), внимательно слушают и после ответа комментируют, поправляют, уточняют, оценивают. Затем представители 1-ой и 3-ей подгруппы рассказывают проблемы по второму вопросу, а эксперты 2-ой подгруппы, выслушав в отведенные минуты времени выступающего, резюмируют, аргументируют, корректируют ответы и оценивают. Таким способом рассматривается каждый из трех вопросов темы. По окончании этого процесса преподаватель делает общий вывод по теме, анализирует работу студентов, оценивает, где надо поощряет студентов. Данный интерактивный способ обучения позволяет студентам более глубоко, четко уяснить все аспекты темы. Такой метод требует от них постоянного внимания, активной творческой работы на протяжении

всего процесса. Полученный опыт работы и навык будет также полезен в дальнейшей практической работе будущих юристов, так как дает им опыт взаимодействия, дружеского грамотного этического общения с разными людьми в будущем, которые обращаются за консультацией, умение быстро ориентироваться в новом материале, решать возникающие разногласия [5].

Метод работы «Вариант Радуга» на практических занятиях был также использован в курсе изучения предмета «Русский язык для юристов» по теме «Конституция Республики Узбекистан. Студенты были разделены на 4 подгруппы. Затем внутри каждой подгруппы преподаватель просит студентов рассчитаться от 1 до 3, таким образом создаётся новые подгруппы. Студенты пересаживаются к новым членам подгруппы в соответствии с выпавшими им цифрами. Всем членам подгруппы было дано задание за 20 минут изучить 1 поставленный вопрос. 1-ой подгруппе необходимо было рассмотреть, как создавалась история Конституции Республики Узбекистан, 2-ой подгруппе необходимо было узнать сегодняшнюю историю Конституции Республики Узбекистан, 3-ей подгруппе необходимо было, отобрать 10 статей по Конституции которые чаще встречается в студенческой повседневной жизни. По окончании отведенного времени студенты возвращались в свои подгруппы и по очереди (за 5-7 мин.) должны раскрыть все 3 заданных вопроса. Затем, по завершении этой части работы, преподаватель приглашает рассказать каждый из вопросов подробно по очереди одного представителя из подгруппы. На ответ каждому представителю подгрупп дается по 3-4 минуты. После, эксперты по каждой теме резюмируют сказанное, уточняют: что было сказано верно, а где были ошибки. В завершении каждого практического занятия с использованием интерактива, студентам было предложено оценить данные формы проведения занятий. Во всех случаях они отмечали, что занятия в таких игровых формах проходили интересно для них, время протекало незаметно. Им особенно понравилось работать в подгруппах, так как материал им дается легче, понятнее. Даже само перемещение по аудитории в варианте «Радуга» также показалось им интересным, так как менялось и их пространственное местонахождение, и вид деятельности, поэтому студенты не уставали от работы, как при классическом проведении занятий. Использование интерактивных методов такого формата метода позволяет развивать у студентов красноречие, умение быстро ориентироваться в новом для них материале, четко работать в установленных рамках времени. Такая форма публичных выступлений, в отличие от классических докладов, дает возможность вовлечь в активную работу студентов всей группы, а не только выступающих. Поэтому студенты лучше запоминают разнообразные вопросы, ориентируются в различных позициях сторон.

При рассмотрении используемых методов большое внимание уделяю аспектам четкого распределения времени всех составляющих занятий. Это очень значимая часть подготовки преподавателем занятий с использованием интерактивного соревновательного подхода, помимо цели и средств занятия, т.к. необходимо держать под контролем активный игровой соревновательный процесс, всегда напоминать подгруппам о важности соблюдения правил.

В заключении хотелось бы отметить, подбирая материал для занятия, важно учитывать тип предлагаемого студентам обучающего метода, которые позволяют проводить практические занятия на более качественно новом уровне. С их помощью студент становится активным, заинтересованным участником учебного процесса. Его знания приобретают большее значение, он видит их практическое применение в настоящем времени уже во время обучения [3].

Обучающие методы и приемы должны быть наиболее эффективны в учебной работе с отобранным языковым материалом. Работа с эффективными образовательными методами по специальности расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность у будущих инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности, творческую инициативу, пробуждает интерес к изучению языка. Всё это в совокупности дает возможность рассматривать конкурентоспособную, компетентность и профессиональную подготовленность специалиста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Ахмедова Х.О. Русский язык. Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Т.: 2016.

2. Ахмедова Х.О. «Узость общения и незнание профессиональных терминов -причина неуспеваемости студентов» Молодой ученый. - 2020. - № 7 (297). - С. 234-236.

3. Ахмедова Х.О. «Профессионально-ориентированное обучение языкам сотрудников правоохранительных органов - конкурентоспособность и профессионализм будущего» Молодой ученый. - 2020. - № 32 (322). - С. 143-144.

4. Бердиева М.А. Практикум по культуре речи. Т.: ТГЮИ, 2018.

5. Курас С.Л. Особенности проведения занятий по правовым дисциплинам на примере специальности «Таможенное дело» // Третьи университетские социально-гуманитарные чтения 2009 г.: материалы в 2 т. / ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет». - Иркутск, 2009.

6. Проблемы и пути развития профессионального образования Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции ИрГУПС. Иркутск, 15-18 апр. - 2019. - С. 195, 196, 197.

7. Шапова С.П. Методическое пособие по русскому языку для студентов национальных групп «Развитие творческих способностей студентов во время проведения деловых и ролевых игр». Т.: 2010. - С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.