Научная статья на тему 'К вопросу о роли гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов правового профиля'

К вопросу о роли гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов правового профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION HUMANIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION TECHNOLOGY / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / GRADE-RATING SYSTEM / ТЕСТЫ / QUIZZES / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ROLE-PLAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Борис Георгиевич

В статье обосновывается роль гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов правового профиля. Рассматриваются такие средства формирования профессионально-значимых компетенций будущих юристов, как балльно-рейтинговая система, тесты остаточных знаний, ролевые игры. Образовательные технологии, которые используются преподавателями при обучении иностранному языку студентов-юристов, по мнению автора, должны иметь прикладной характер по отношению к их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов Борис Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE HUMANITARIAN DISCIPLINES IN TRAINING LEGAL PROFILE SPECIALISTS

In article the role of humanitarian disciplines is proved in training of specialists of a legal profile. Examines the means of future lawyers professionally significant competences forming, including the grade-rating system, residual knowledge tests, role-plays. Educational technologies used by teachers, according to the author, when teaching foreign language to students of law should be applied to their future careers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов правового профиля»

УДК 800.732 : 82-1 : 882 ББК 60

Солдатов Борис Георгиевич Soldatov Boris Georgievich

доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат филологических наук, доцент.

Associate Professor, Department of Foreign Languages, Rostov branch of Russian Customs Academy, PhD in Philology, Associate Professor. Тел.: 8(906) 453-49-94.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

On the role of the humanitarian disciplines in training legal profile specialists

В статье обосновывается роль гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов правового профиля. Рассматриваются такие средства формирования профессионально-значимых компетенций будущих юристов, как балльно-рейтинговая система, тесты остаточных знаний, ролевые игры. Образовательные технологии, которые используются преподавателями при обучении иностранному языку студентов-юристов, по мнению автора, должны иметь прикладной характер по отношению к их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гуманизация образования, образовательные технологии, балльно-рейтинговая система, тесты, инновационные методы, интерактивные методы, ролевые игры.

Глобальные и стремительные изменения в современном обществе способствовали превращению высшего образования в стратегический фактор его научно-педагогического и социокультурного потенциала, связанного с повышением образовательного и профессионального уровня населения.

Разработка национальной стратегии вхождения России в европейское образовательное пространство предъявляет повышенные требования к образованию и науке, которые формируют и развивают творческий потенциал личности. В этих условиях существующая система образования должна претерпеть (и уже претерпевает) существенные изменения, ориентированные на опережающее образование [2, с. 21]. Особое внимание при этом следует обратить на развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемных технологий, опережающую подготовку специалистов на основе привлечения студентов к научным исследованиям в наиболее перспективных облас-

In article the role of humanitarian disciplines is proved in training of specialists of a legal profile. Examines the means of future lawyers professionally significant competences forming, including the grade-rating system, residual knowledge tests, role-plays. Educational technologies used by teachers, according to the author, when teaching foreign language to students of law should be applied to their future careers.

Keywords: education humanization, education technology, grade-rating system, quizzes, innovative methods, interactive methods, role-plays.

тях знаний. Заслуживает внимания и система развития индивидуального творческого мышления, в основе которой - гуманизация и гуманитаризация, что позволяет готовить не просто будущего профессионала, а человека с его индивидуальной системой ценностей и взглядов, формировать личность, способную творчески, оригинально и нестандартно решать любые проблемы и задачи, которые возникают в сегодняшнем мире.

В контексте гуманизации и гуманитаризации образования серьезное внимание в учебных планах, в том числе и по направлению подготовки «Юриспруденция», уделяется дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Изучение иностранного языка в высших учебных заведениях имеет важное значение в процессе воспитания, образования и становление личности профессионала. Образовательные технологии, которые используются преподавателями при обучении иностранному языку студентов правового профиля, должны иметь прикладной характер по

отношению к их будущей профессиональной деятельности. Учебный материал должен способствовать развитию интеллектуальных способностей студентов и иметь практическую направленность. Таким образом, студенты правового профиля должны уметь анализировать вербальную информацию, применять теоретические знания на практике и руководствоваться ими в будущей профессиональной деятельности. Подготовка конкурентоспособных специалистов в области юриспруденции на современном этапе невозможна без применения инновационных методов, основанных на принципах деятельностного подхода, индивидуализации и стремлении к профессиональному самосовершенствованию. Они нацелены на улучшение учебного процесса с помощью формирования у обучающихся творческих качеств и способности к самоконтролю (методы проектного обучения, ситуационные методы, исследовательские методы, тренинги, дискуссии, деловые игры). Так, например, на практическом занятии по теме «Законодательный процесс» студенты разрабатывали проект закона. Затем обсудили предложенный проект на заседании законодательного органа. Студенты были разделены на несколько групп - «разработчики законопроекта», «представители фракций парламента», «руководители заседания» и так далее. На заключительном этапе занятия преподаватель подвел итоги, указал студентам на допущенные ошибки и неточности.

Инновационные методы реализуются в традиционной и дистанционной технологиях обучения, при этом использование балльно-рей-тинговой системы обучения и контроля знаний студентов также способствует актуализации самостоятельности студентов и повышению качества их подготовки.

В отечественной системе высшего образования накоплен немалый опыт работы в данном направлении. В частности, балльно-рей-тинговая система оценки успеваемости студентов, которая составляет один из постулатов системы развития индивидуального творческого мышления, получила всестороннее распространение при подготовке специалистов в Российской таможенной академии. При этом мы исходим из того, что подготовка современного работника правоохранительных органов требует активного поиска путей развития твор-

^ ___________ __т» ^

ческой деятельности студентов. В этой связи в академии осуществлен переход от авторитарного управления учебно-воспитательным процессом к системе организации поддержки и стимулирования познавательной деятельности студентов, созданию условий для их самореализации. Это обусловливает повышение уровня творческой активности не только студентов, но и научно-педагогических кадров. Иными словами, обучение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия в системах «преподаватель - студент» и «студент -студент». Данные системы базируются на следующих факторах:

- разработанной модели творческой личности студента, ядром которой стали его творческие способности;

- максимальном и эффективном использовании различных форм и методов самостоятельной работы студентов с целью развития их творческих способностей;

- значительном увеличении удельного веса интенсивных методик организации учебно-воспитательного процесса (ролевых игр, дискуссий, мозгового штурма, модульного обучения).

Рассмотрим опыт применения критериально-оценочного комплекса, разрабатываемого в Российской таможенной академии и ее филиалах, на примере дисциплин «Иностранный язык в сфере юриспруденции» и «Прикладной иностранный язык». Так, согласно балльно-рейтинговой системе полное усвоение материала оценивается как 100 баллов, а рейтинг ниже 60 баллов соответствует оценке «неудовлетворительно». В середине каждого семестра проводится текущая аттестация студентов. Зачетная оценка выставляется на основании показателей текущего и промежуточного контроля в каждом семестре. Балльно-рейтинго-вая система оценки успеваемости демонстрирует степень усвоения студентами пройденного материала и развитие навыков по иностранному языку в чтении, аудировании, говорении и письме. Достоинством данной системы является возможность проведения регулярной проверки учебного процесса по преподаваемой дисциплине [1, с. 164].

Совершенствованию языковой подготовки студентов юридического факультета очной формы обучения способствует проведение теста остаточных знаний по дисциплине «Ино-

странный язык в сфере юриспруденции», который включает в себя 40 лексико-грамматиче-ских заданий. С его помощью оценивается сформированность у студентов следующих элементов общекультурной компетенции ОК-13 по данной дисциплине: знание базовой общеупотребительной, общенаучной, официальной, социально-политической лексики, обеспечивающей межличностное и межкультурное взаимодействие; знание базовых грамматических тем иностранного языка, обеспечивающих межличностное и межкультурное взаимодействие; умение изменять грамматические формы существительного, прилагательного, глагола на иностранном языке; знание специальной терминологии на иностранном языке в объеме, обеспечивающем коммуникацию по направлению подготовки; знание базовых грамматических тем иностранного языка, обеспечивающих коммуникацию по направлению подготовки; знание специальной терминологии на иностранном языке в объеме, обеспечивающем коммуникацию по направлению подготовки.

Проанализировав результаты ежегодно проводимого теста остаточных знаний, преподаватели кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии пришли к выводу, что для качественной подготовки студентов-юристов по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» необходимо:

- проводить тест после распределения студентов 1 курса по группам на основании уровня языковой подготовки, при этом преподаватель корректирует свою работу в соответствии с полученными результатами;

- проводить контрольные срезы по лекси-ко-грамматическим темам курса дисциплины на практических занятиях;

- организовывать консультационную работу и подготовку студентов к проведению теста остаточных знаний;

- после работы с репетиционным тестом преподавателю следует определить ряд вопросов, которые вызывают у студентов затруднения;

- при проведении промежуточного тестирования следует учесть разный уровень языковой подготовки студентов, уделив особое внимание студентам с низким уровнем языковой подготовки;

- на практических занятиях применять различные виды работы со справочной и учебной

литературой в процессе выполнения учебной задачи;

- формировать комплексные академические и коммуникативные умения, связанные с использованием уже имеющихся знаний.

Важным аспектом обучения иностранному языку является создание учебных ситуаций, в которых студент самостоятельно принимает решения на основе приобретенных базовых знаний по профессиональным дисциплинам. При изучении курса «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в вузе необходимо выделить факторы, являющиеся обязательными при проведении занятия:

- постановка практических, общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей на занятии;

- формирование готовности студентов к межкультурному взаимодействию и общению при обучении иностранному языку;

- применение приемов и методов обучения, направленных на познавательную деятельность;

- использование активных и интерактивных методов, которые обеспечивают участие каждого студента в процессе обучения;

- обеспечение эмоционально-положительного взаимоотношения студентов в группе как возможности использования технологии совместного обучения преподавателя и студентов, а также их взаимодействия друг с другом [3, с. 104].

Каждое практическое занятие должно иметь свой сюжет, а все элементы его - свою мотивированность. Среди наиболее значимых средств, обеспечивающих оптимальную активность студентов, особое внимание уделяется следующим:

- содержанию учебного материала занятия, обеспечивающего мотивацию студентов к деятельности;

- системности подачи материала;

- применению различных форм наглядности;

- регулярной проверке усвоения материала;

- индивидуализации обучения.

Применение новых обучающих технологий

в учебном процессе способствует формированию коммуникативных навыков студентов и создает условия для развития их творческого потенциала. С этой целью в учебном процессе используются такие обучающие технологии, как проекты и ролевые игры, которые можно

классифицировать в зависимости от условий и целей их проведения. Представляется целесообразным подробнее остановиться на ролевых играх.

Приведем в качестве примера разработку ролевой игры «Рассмотрение споров между потребителями и фирмами-изготовителями». Целями и задачами игры являются следующие:

- развитие навыков чтения, говорения и письма по коммуникативной теме «Защита прав потребителей в России и англоязычных странах»;

- активизация нового лексического материала;

- расширение социокультурных знаний студентов, развитие умения вести дискуссии на определенную тему, а также аргументировать и отстаивать свое мнение;

- повторение ранее изученного грамматического материала.

Участие в игре дает студентам возможность изучить особенности процесса урегулирования споров между потребителями и фирмами-изготовителями, развить навыки ведения беседы и интервью с представителями завода-изготовителя и юристами из общества защиты прав потребителей, научиться высказывать, отстаивать и аргументировать собственное мнение. Данная ролевая игра является завершающим этапом работы по коммуникативной теме «Защита прав потребителей в России и англоязычных странах» в рамках модуля «Предпринимательская деятельность и защита прав потребителей».

Для подготовки к ролевой игре выбирается конкретная ситуация (например, фирменным магазином продан некачественный товар), и студенты распределяются на три группы: «покупатели», «представители фирмы-изготовителя», «юристы из общества по защите прав потребителей». Цель «потребителей» - привести аргументы, доказывающие низкое качество приобретенного товара. Цель «представителей фирмы-изготовителя» - рассказать о гарантиях, предоставляемых покупателям заводом-изготовителем, и доказать, что предприятие не несет ответственности за обнаруженный дефект товара, что неисправность товара -следствие неправильной его эксплуатации. Задача «юристов из общества защиты потребителей» - справедливо решить спор между потребителем и заводом-изготовителем и четко

изложить права и обязанности каждой из сторон рассматриваемого дела. При подготовке к ролевой игре используются материалы учебных пособий и интернет-сайтов.

Материал ролевой игры включает опорные фразы для студентов, выступающих в роли потребителей, которые приобрели некачественную продукцию, обучающихся, представляющих фирму-изготовителя, а также выступающих в роли юристов из общества защиты прав потребителей.

На организационном этапе преподавателем формулируется тема занятия, основные цели и задачи игры, распределяются роли между студентами. Перед началом игры преподаватель обсуждает со студентами основные типы споров, которые могут возникнуть между производителями и потребителями товаров (в случае, если товары оказываются некачественными). Студенты прослушивают предлагаемую преподавателем информацию по делу, которое будет рассматриваться в процессе игры. Далее каждая группа получает задание и список опорных фраз для ведения дискуссии, например:

Задание для группы «покупатели» Consumers bought different manufactured goods and soon found out that the goods are faulty. They addressed the shop where the goods had been bought. But the sellers contacted the manufacturers and refused to substitute the faulty goods, as the consumers had no proofs that the damage had been caused by the manufacturers.

Речевые образцы, используемые «покупателями»:

I'm ringing to complain about ...; I'm sorry, but I'm not satisfied with ...; Unfortunately, there's a problem with ...; The ... doesn't work; There seems to be a problem with ...; We haven't received the ...; It really isn't good enough; I'd like to know why ...; If you don't replace the product, I'll complain to the manager, and then to the court; If you can't deliver on time, we'll have to contact other suppliers.

Задание для группы «представители фирмы-изготовителя»

The company produces high quality goods, that's why they were a bit shocked having received the negative response from the consumers. The manufacturers are convinced that the damage was caused due to the improper use of the goods on the part of the consumers.

Речевые образцы, используемые «представителями фирмы-изготовителя»:

Oh dear! Sorry to hear that; I see what you mean; I'm sorry about the problem/delay; Could you give me some details, please? What happened exactly? What's the problem exactly? It's not our policy to replace the items; It's not our fault that it hasn't arrived; I'm afraid that's not quite right; OK, I'll look into it right away; I'll check the details and get back to you.

Задание для группы «юристы из общества защиты прав потребителей»

The lawyers have received the complaint from the consumers on the quality of the goods bought at the specialized shop of the ... Company. They are to interview the both parties (consumers and manufacturers) and to make the final verdict which should be binding both for the consumers and manufacturers.

Речевые образцы, используемые «юристами из общества защиты прав потребителей»:

We've studied the case carefully; How can you prove that it is the manufacturer's fault? Are you sure that the consumers are to blame? Are you sure of the quality of your products? From our point of view, it's necessary to make an independent expertise of your goods; If the expertise proves the fault of the consumer, the goods bought by the consumers should be either substituted or sent back to the plant, but the consumers should

Литература

1. Воевода Е. В. Система контроля и оценки сформированности профессионально-значимых компетенций в обучении иностранным языкам // Язык и коммуникация в контексте культуры: сборник статей по материалам 6-й Международной научно-практической конференции, 22-24 июня 2011 года. Рязань, 2011.

2. Куликова Э. Г. Юридически значимые номинации и «ключевое слово эпохи»: семантика и актуальная прагматика// Философия права. 2015. № 6 (73).

3. Солдатова Н. В. Современные технологии обучения: проблемный метод // Академический вестник. 2013. № 1 (14).

be paid the necessary compensation; We have arrived at the conclusion that the goods are of high (inferior) quality; The damage was caused by the manufacturers (carriers of goods, shop managers, consumers); The company should pay for the damage caused; The consumers are wrong, and they should repair the goods at their own expense.

На заключительном этапе студенты, выступающие в роли юристов, объясняют, по каким причинам ими было принято то или иное решение. Преподаватель подводит общие итоги занятия.

В зависимости от активности, степени грамотности использования языковых высказываний, убедительности выступлений, правильности оформления документов, необходимых для проведения ролевой игры, каждый студент может набрать от 0 до 20 баллов по балльно-рей-тинговой системе («2» - 0-5 баллов, «3» - 6-10 баллов, «4» - 11-15 баллов, «5» - 16-20 баллов).

Таким образом, целью современной высшей школы является обеспечение компетентности выпускников, которая оценивается по признакам обладания теоретическими знаниями, методами получения знаний и опытом их практического применения. При управлении качеством подготовки выпускника следует постоянно воздействовать на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста-юриста.

Bibliography

1. Voevoda E. V. The system of professionally significant competences development monitoring and evaluation in teaching foreign languages // Language and communication in the context of culture: collection of articles on materials of 6-th International scientific-practical conference, June 22-24, 2011. Ryazan, 2011.

2. Kulikova E. G. Legally meaningful categories and the «epoch keyword»: semantics and topical pragmatics // Philosophy of law. 2015. № 6 (73).

3. Soldatova N. V. Modern teaching technologies: problem-solving method // Academic Bulletin. 2013. № 1 (14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.