_Ошибка! Неверная ссылка закладки. / <<ШУШЗДЦМ~^©иТМа1>>#2Щд7)),2(0]9
УДК 378.147.34
Зверева Е.Б.
старший преподаватель кафедры профессиональной языковой подготовки Владимирский юридический институт ФСИН России (ВЮИ ФСИН России) Россия, г. Владимир DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10786 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Zvereva E.B.
Senior Lecturer at the Department of Professional Language Training Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
(VLIFPS of Russia) Russia, Vladimir
FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF FUTURE LAWYERS IN THE COURSE OF TEACHING THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH»
Аннотация
Статья посвящёна проблеме формирования коммуникативных навыков студентов юридических институтов. Автор анализирует способы повышения речевой культуры будущих юристов в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи».
Abstract
The article is devoted to the problem offormation of communicative skills of students at legal institutions. The author analyzes the ways of improving the speech culture of future lawyers when teaching the discipline "Russian language and culture of speech".
Ключевые слова: коммуникативные навыки, юрист, культура речи, языковая грамотность, литературный язык.
Key words: communication skills, lawyer, speech culture, literacy, literary language.
Не вызывает сомнений тот факт, что язык является основным орудием профессиональной деятельности юристов, поскольку они выступают в разных коммуникативных ролях: разъясняют гражданам правовые нормы и последствия, которые могут повлечь несоблюдения этих норм, оформляют документацию (протоколы, договоры, судебные иски и т. п.), ведут деловую переписку и пр. Правозащитникам приходится общаться с представителями самых разных профессий и разных социальных слоёв. Кроме того, каждый сотрудник правоохранительных органов регулярно выступает и как оратор, и как пропагандист правовых знаний. Все эти функции реализуются посредством языка. Таким образом, культура речи не личное дело каждого сотрудника правоохранительных органов, а общественная необходимость.
Обучение профессиональному мастерству начинается в стенах учебных заведений, поэтому в юридических институтах большое внимание уделяется совершенствованию языковой компетенции студентов. Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» - формирование у будущих юристов коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для практического владения современным русским литературным языком в сферах научного и профессионального делового общения; расширение кругозора студентов и слушателей, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры общения, мышления и речи.
Иными словами, в процессе освоения данной дисциплины обучающиеся должны стать социаль-
но самостоятельными, квалифицированными специалистами, умеющими эффективно обмениваться информацией в различных ситуациях общения в рамках своей будущей профессиональной деятельности.
Во время практических занятий преподаватели используют методики обучения с учетом прак-тикоориентированного подхода на основе интеграции русского языка и содержания профилирующих дисциплин [1, с. 333-339].
Самыми эффективными способами повышения уровня речевой культуры обучающихся, по мнению преподавателей и самих студентов, являются следующие:
1. Работа с текстами. Чтение и анализ текстов разных функциональных стилей способствуют формированию требуемых компетенций. При работе с такими текстами учитываются профессионально значимые сведения, необходимые для дальнейшей служебной деятельности обучающихся.
2. Организация бесед, дискуссий, дебатов с целью совершенствования языковой компетенции обучающихся. Предметом учебных дискуссий могут стать такие вопросы: «Является ли отсутствие языковой грамотности поводом усомниться в профессионализме сотрудника правоохранительных органов?», «Ораторами рождаются или становятся?», «Иноязычные слова в русской речи: польза или вред?» и т. п.
3. Выполнение творческих заданий, которые позволяют совершенствовать навыки грамотного, связного и последовательного изложения мыслей,
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#2Щ47)),2(0]9 / Ошибка! Неверная ссылка закладки.
обоснования своей точки зрения по тому или иному вопросу, создания творческих работ в различных жанрах. В частности, целесообразно предложить студентам написать эссе на морально-этические темы:
1) Быть успешным. Что это значит для меня?
2) Почему я выбрал профессию юриста?
3) В чём смысл человеческой жизни?
4) Человек с активной гражданской позицией. Какой он?
4. Выполнение упражнений, направленных на исправление грамматических, лексических, стилистических ошибок в устной и письменной речи обучающихся. Вот пример подобного упражнения:
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях:
1) Курсант Васильев приехал с Нижегородской области.
2) Это озеро более глубже, чем соседнее.
3) Согласно приказа необходимо явиться в казарму до 20.00.
4) На предприятии имеется свободная вакансия юриста.
5) Бросив кирпич, потерпевшему были нанесены тяжкие телесные повреждения гражданином Смирновым.
5. Решение лингвистических задач, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Примером может служить следующее задание: прочтите диалог двух приятелей. Объясните, почему они не поняли друг друга.
- Привет, можешь занять мне тысячу рублей?
- Я подумаю. Не знаю, где можно занять.
- Мне очень нужно! Будь другом, займи тысячу рублей!
- Да не у кого мне занять!
- Ну ты и жмот, оказывается!
6. Проведение поэтических «пятиминуток», во время которых преподаватель или сами обучающиеся читают наизусть стихотворение, обсуждают его тему и идею, анализируют художественные средства, объясняют смысл незнакомой лек-
сики. Такая форма работы помогает расширять кругозор обучающихся, пополнять их лексикон, а также способствует активизации интереса к изучению родного языка.
7. Работа со словарями, направленная на обогащение лексикона обучающихся и формирование у них представления о языковом богатстве русского языка. Задание: Прочтите словарную статью из Большого толкового словаря русского языка. Какую информацию отсюда можно почерпнуть?
Таким образом, в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся понимают, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков должна продолжаться и за пределами института, поскольку, как писал К. Паустовский, «языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
Как показывает практика, уровень речевой подготовки сотрудников правоохранительных органов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Юристы часто совершают ошибки как в письменной речи (при составлении документации), так и в устной. Правозащитники не гнушаются употреблением жаргонизмов, просторечий, инвективной лексики, что совершенно недопустимо. Следовательно, им необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать уровень культуры речи. Психологи и лингвисты советуют для этих целей читать художественную литературу, чаще ходить в театры, музеи, на выставки и расширять круг своего общения, чтобы вступать в речевые контакты не только с представителями своей профессии. Всё это позволит повысить уровень речевой и общей культуры.
Список литературы:
1. Гализина Е.Г. Формирование общекультурной языковой компетенции при обучении профессиональной лексике студентов специальности «Юриспруденция»: сборник научных трудов / Е.Г. Гализина // Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. - М., 2014.