Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как мера совершенствования юридического образования'

Интерактивное обучение как мера совершенствования юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копченко И.Е.

Рассматриваются вопросы, связанные с мерами совершенствования юридического образования. Подготовка юристов в современное время должна быть направлена не только на изучение теории, но и на формирование умения применять полученные знания на практике. Развитие у студентов профессиональных компетенций юриста возможна благодаря использованию интерактивных методов обучения методов сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems associated with the measures of improving legal education are considered. Training of lawyers in modern times should be directed not only on study the theory, but also on the formation of the ability to apply this knowledge in practice. Development of professional competencies of the lawyer is possible through the use of interactive teaching methods methods of cooperation.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как мера совершенствования юридического образования»

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

И.Е. Копченко

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир, Россия

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с мерами совершенствования юридического образования. Подготовка юристов в современное время должна быть направлена не только на изучение теории, но и на формиро -вание умения применять полученные знания на практике. Развитие у студентов профессиональных компетенций юриста возможна благодаря использованию интерактивных методов обучения - методов сотрудничества.

Ключевые слова: юридическое образование, компетенции, интерактивные методы обучения, сотрудничество, творческие задания.

Problems associated with the measures of improving legal education are considered. Training of lawyers in modern times should be directed not only on study the theory, but also on the formation of the ability to apply this knowledge in practice. Development of professional competencies of the lawyer is possible through the use of interactive teaching methods - methods of cooperation.

Key words: legal education, competence, interactive teaching methods, cooperation, creative tasks.

Вопросы совершенствования юридического образования и качество подготовки современного юриста волнуют общество давно. 26 мая 2009 г. Президентом РФ был принят Указ «О мерах по совершенствованию юридического образования в Российской Федерации», в котором указана необходимость увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования [4].

На сегодняшний день в условиях быстро меняющегося времени как в политическом, так и в правовом плане возникает необходимость брать курс при получении юридического образования на формирование у будущих юристов таких качеств, которые позволят им давать адекватную оценку происходящим событиям, иметь собственную позицию по разным юридическим проблемам и уметь их решать, верно применяя законодательство. Как известно, развитие личности проявляется в ее социально и профессионально значимых качествах (компетенции [1, с.24]). Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту [2, с.17], а формирование у будущих юристов профессиональной компетентности, что в свою очередь обуславливает интенсивное организационно-психологическое интеллектуальное взаимодействие преподавателя со студентами. Такое взаимодействие возможно при условии использования преподавателем целой палитры современных образовательных технологий, смещающих акценты на формирование у студентов компетенции, которую можно выразить через понятия «готовность» и «способность» (обучаться самостоятельно, использовать новые идеи и инновации, принимать решения и нести за них ответственность, работать совместно ради достижения цели и пр. [1, с.26]).

Очень важно, чтобы педагог обладал не поверхностными знаниями, чтобы он знал «корни» юридической науки и был знаком с фундаментальными работами выдающихся юристов.

Задача каждого преподавателя заключается в том, чтобы выпускники-юристы были хорошо подготовлены, имели не только теоретические знания и знакомство с законодательством, но и могли эти знания применять на практике, умели составлять юридические документы.

Важно на лекционных занятиях пробудить у студентов мотивацию к изучению той либо иной отрасли права, продемонстрировать на конкретном примере, как студенты смогут применить те или иные теоретические знания, а на семинаре непосредственно сделать это. Тогда определенный объем знаний будет усваиваться не любым способом (осмыслением или зубрежкой) без учета личности и способности к обучению, а в процессе использования и развития имеющихся у студентов особых способностей к восприятию правовой действительности, способностей к работе в области юриспруденции. Тем самым будут созданы предпосылки к самомотивации к обучению на основе самоопределения, самоорганизации и самореализации.

Проведение занятий не на уровне информирования (доведение или получение определенной информации), а на уровне управления процессом развития у студентов профессиональных компетенций юриста требует от преподавателя применения адекватных методов обучения, приближающих студентов к профессиональной деятельности; это могут быть любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов. Обучение такой работе ориентирует преподавателей на использование интерактивного личностно-деятельностного подхода, предполагающего разнообразные активные методы обучения. Интерактивные методики (от англ. interactiv - взаимодействовать, т.е. находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга) предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения.

Интерактивное обучение - это обучение, которое, используя действие, происходит в совместном сотрудничестве студентов и преподавателей. Взаимодействие студентов происходит при работе в команде, где преподаватель выступает в качестве организатора, определяя цель и являясь комментатором их действий. И, что важно, такое обучение направлено на решение практических проблем, которые могут возникнуть уже в профессиональной деятельности.

В числе интерактивных методов организации учебной деятельности студентов в рамках изучения учебных дисциплин можно выделить:

• использование кейс-технологий;

• круглый стол;

• мозговой штурм;

• дебаты;

• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

• учебные групповые дискуссии;

• тренинги;

• творческие задания и др.

Необходимость использования интерактивных технологий обучения при изучении учебных дисциплин основывается на их преимуществах, которые заключаются в том, что эти технологии дают возможность:

• пробуждения у студентов интереса к изучаемой дисциплине;

• поощрения за активное участие каждого обучаемого в учебном процессе;

• усвоения учебного материала более эффективно;

• осуществления обратной связь (ответной реакции аудитории);

• формирования у обучающихся мнений, жизненных навыков;

Одним из ценных является метод творческих заданий, позволяющий «пропустить учебный материал через сознание». Кроме того, сам процесс творчества дает его участнику мощный положительный эмоциональный импульс, что усиливает мотивацию к изучению дисциплины.

Как отмечалось, быстрые темпы развития общества диктуют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, что в свою очередь обуславливает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, оригинально и качественно решать существующие проблемы. Слово «творческий» означает «созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное» [3, с.645]. Стратегия современного юридического образования заключается в предоставлении возможности всем студентам проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной высшей школы, в которой делается акцент на развитие креативных способностей студентов, их склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт студентов, актуальные потребности каждого из них.

Творческие задания можно охарактеризовать как задания, требующие от студентов творческой деятельности, в которых они должны найти способ решения, применить знания в новых (нестандартных, незнакомых) условиях, создать нечто новое (по крайней мере, для них).

Творческие задания всегда носят проблемный характер. В отличие от простых заданий (подготовить вопрос из методички к семинару, написать реферат, написать терминологический диктант и пр.), они требуют от студентов творческого подхода, а не простого воспроизведения информации (ретрансляции). В них всегда содержится элемент неизвестности, и никогда нет одного раз и навсегда данного правильного решения. Решений может быть несколько или множество.

Наиболее распространенными являются следующие виды творческих заданий:

• составление юридического документа (заявления, ходатайства, жалобы, законопроекта или его части);

• написание эссе;

• исполнение роли в деловой игре;

• составление резюме;

• комментирование ответа коллеги;

• комментирование решение суда;

• подготовка выступления по определенной проблеме;

• придумывание наименований статей КоАП РФ;

• составление тестов;

• составление схем;

• анализ конкретных юридических ситуаций (например, анализ деятельности государственных служащих);

• обсуждение проблемы в малых группах;

• решение ситуационных задач, юридических казусов;

• выполнение упражнения (например, отыскание и исправление логической или стилистической ошибки в нормативном акте);

• имитационное моделирование (например, моделирование отсутствие коррупционной составляющей в деятельности государственных служащих);

• завершение фразы (например, в конце семинара каждый должен сказать: «Оказывается....» и др.

Творческие задания, ориентированные на привлечение внимания студентов к актуальным проблемам теории и практики, к современным тенденциям, прогнозам развития государственно-правовых событий и явлений, практически всегда порождают дискуссии, обмен мнениями, позволяющие глубже вникнуть в проблему, выявить ее различные грани и тем самым полнее понять предмет, дисциплинировав мыслительный процесс. Такие задания стимулирует поиск различных источников информации, последующее осмысление и комментирование добытого материала, проявление плюрализма и недогматичности подходов к его оценке. Помимо закрепления пройденного, работа над проблемными заданиями всегда сопровождается генерацией идей, максимумом мнений студентов. Вокруг творческих заданий создается атмосфера делового заинтересованного общения студентов и преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитан К.М. Юридическая педагогика: Учебник. М.: Норма, 2008. 432с.

2. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа / Под ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 20 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. М., 1989. 750 с.

4. Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.06.2009. № 22. ст. 2698.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.