Научная статья на тему 'Устойчивые мотивы сюжета 'геопатогенная зона' в городской легенде'

Устойчивые мотивы сюжета 'геопатогенная зона' в городской легенде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА / ЖАНР / СЮЖЕТ 'ГЕОПАТОГЕННАЯ ЗОНА' / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Евгения Валерьевна

В статье рассматривается сюжетно-мотивная, тематико-мотивная организация городских легенд (сюжет 'геопатогенная зона'). Анализируются причины появления тех или иных мотивов, выделяются общие и сюжетообразующие мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивые мотивы сюжета 'геопатогенная зона' в городской легенде»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21 (202). Филология. Искусствоведение. Вып. 45. С. 114-119.

Е. В. Смирнова

УСТОЙЧИВЫЕ МОТИВЫ СЮЖЕТА ‘ГЕОПАТОГЕННАЯ ЗОНА'

В ГОРОДСКОЙ ЛЕГЕНДЕ

В статье рассматривается сюжетно-мотивная, тематико-мотивная организация городских легенд (сюжет ‘геопатогенная зона’). Анализируются причины появления тех или иных мотивов, выделяются общие и сюжетообразующие мотивы.

Ключевые слова: городская легенда, жанр, сюжет ‘геопатогенная зона’, тематическая группа, сюжетные мотивы.

В начале XX века в отечественной фольклористике впервые были зафиксированы городские тексты - о слухах, пророчествах, чудесах, а позже в 20-е годы главные города страны нашли своих исследователей: издаются книги Н. П. Анцифирова1, Е. Баранова2, В. В. Стратена3; в дальнейшем исследования были прекращены, а новый всплеск к интересующему нас жанру в отечественной фольклористике возник лишь в 80-е годы под влиянием изысканий зарубежных ученых, таких как Г. Файн4, Д. Смит5, В. Николайсен6,

В. Н. Топоров.

В настоящее время популярны тексты об экстрасенсах, НЛО и энлонавтах, каннибалах, кругах на полях, порталах в параллельные миры, аномальных зонах, полтергейстах, привидениях, одичании животных, обнаружении кладбищ, крокодилах, пираньях в канализации мегаполиса и др. Некоторые из этих историй мигрировали в русскую культуру, другие изменили традиционную структуру, подчинились закону нового жанра; встречаются тексты, созданные в «переломное» время, которые были отдушиной или интерпретацией исторических событий.

В жанровом определении такого рода повествований у фольклористов согласия нет. Ученые предлагают, используют различные термины для обозначения одних и тех же текстов: городской суеверный рассказ, современная легенда, современный мифологический рассказ, мигрирующая легенда и др. Несмотря на разногласия в кругу фольклористов, у современных людей не возникает недоумения по поводу обозначения «городская легенда»

- этот термин достаточно укрепился в сознании общества, что доказывает анкетирование, проведенное автором статьи. В нашем архиве насчитывается около ста текстов исследуемого жанра. В качестве респондентов выступа-

ли знакомые автора, студенты Челябинского колледжа культуры, ЧелГУ, преподаватели названных учебных заведений, источниками были и интернет-ресурсы, вырезки из газет. Повествования записывались в ходе беседы с помощью диктофона, выявлялись через анкету, где, помимо самого текста, опрашиваемые оставляли паспортные данные фольклорного текста. Возможно, в дальнейшем это поможет установлению каких-либо отношений между особенностями текста и родом занятий или гендерной принадлежностью респондента.

В сознании современного человека термин «городская легенда» не вызывает недоумения. Респонденты с легкостью вспоминали тексты интересующего нас жанра, возможно, благодаря средствам массвой информации (многочисленные сайты с названиями «urban legend» с дальнейшей вариативной частью, художественный и серия документальных фильмов с аналогичным названием). Городская легенда - это жанр фольклора, который передается путем устной коммуникации или через Интернет; это непременно смешной, страшный, необъяснимый случай, претендующий на достоверность. Городская легенда включает в себя множество сюжетов, которые объединяет удивляющий или даже шокирующий эмоциональный эффект, структура текстов, особенности развития повествования, мотивы (например, кладбища самоубийц, страха, появление призрака, суицида, исчезновения (предметов, людей, животных - в зависимости от сюжета и темы городской легенды) и многое другое).

Но при этом возможно выделить мотивы, характерные только для рассматриваемого нами сюжета.

В геодезии и геологии существует термин ‘геопатогенная зона’, исследователи предлагают подробное естественнонаучное объ-

яснение возникновения подобных мест, но если обратимся к текстам городской легенды, то увидим, что предпосылкой образования аномальных мест служат проклятия колдуна, захоронения не по принципам христианской церкви. Лишь в некоторых записях дается рациональное, близкое к научному толкованию объяснение происходящему в геопатогенной зоне. Следует отметить, что такие тексты были нами зафиксированы посредством интернета. Итак, сюжет городской легенды «Геопатогенная зона» включает в себя ряд тем:

1) дом на костях,

2) башня колдуна,

3) происхождение и название места,

4) проклятая вещь как часть дома,

5) кладбище иноверцев,

6) скряги с Мясницкой,

7) дорога смерти,

8) проклятое место,

9) проклятые люди,

10) удивительное место,

11) дом советских политиков.

Как видно из перечисленного списка, в ряду обозначена тема, характерная для традиционной легенды (происхождение и название места). Это объяснение географического объекта. Можно было бы смело говорить, что текст не принадлежит или имеет косвенное отношение к изучаемому жанру, если бы не свойственные сюжету, и в целом жанру, мотивы: образование воронки от метеорита, страх перед «темным местом».

В данной классификации есть городские легенды, которые представлены в единичном примере - «башня колдуна», «скряги с Мясницкой», «проклятая вещь как часть дома», что связано с источником нахождения текста

- это сайт услуг по туризму в Москве по мистическим местам7. Организаторы туризма предлагают подобные истории для завлечения клиентов.

Но существуют темы во множестве записей, например, «проклятое место». Мы предлагаем их деление для удобства на следующие локусы. В качестве этих мест могут быть: переулок, дом, комната, озеро, пруд, болото, поляна. Почему выбрано наименование «проклятое место» - ведь в эту группу объединены записи, которые не включают мотив проклятья? Если обратимся к мотивам, встречающимся в названной теме, то обнаружим в первую очередь мотив проклятия кого-либо кем-либо, например, домов в пере-

улке женщиной, которая, по словам очевидца, оказалась колдуньей: «Она что-то хотела спросить, но ей не дали сделать это собаки, которые почему-то накинулись на неё. Начали сильно гавкать, сбивать её с ног, а одна даже укусила её так, что полилась кровь. И тогда женщина произнесла сильное проклятье на это место и на людей, живущих там. А один мужчина узнал в этой женщине колдунью, которая раньше жила в лесу недалеко от его деревни»8. В группе присутствуют тексты, отличные от вышеназванных; в них не произносятся слова проклятия, а события, ситуации повторяются, но уже с другими участниками, и связана периодичность с «тёмным», проклятым местом. Это очень важно, т. к. отличие несёт в себе изменение мотивов в теме. Сравним: в легенде «Проклятые дома» видим мотивы прихода женщины в переулок, агрессивного поведения собак, проклятия переулка, узнавания в проклинающей женщине колдуньи, пресле-

'“'9

дования несчастьями проклятых людей9; а в легенде «Проклятый пруд» следующую последовательность: мотивы опасного места, исчезновения животных, смерти ребенка в пруду10. Ещё одно объяснение происхождения проклятого места - воздействие космических тел, которые принесли с собой беду, необъяснимые события, имеющие место в современном мире

- это истории о метеоритах11. Итак, в первом случае (вербальное проклятие) видим следующие устойчивые мотивы: проклятия, преследования несчастьями, предсказания несчастий (№ 612, 1313). Остальные мотивы являются побочными. Был зафиксирован текст, для которого характерна контаминация мотивов, в связи с чем его можно отнести к различным сюжетным группам: ‘геопатогенная зона’, ‘порталы’. В записи выделяются мотивы, свойственные сюжету о порталах (исчезновения пары влюбленных, далее мотив обнаружения портала), но интересно объяснение события: «Говорят, что он (портал) возник не случайно, так как там находится сгусток темной энергии из-за древнего проклятья какого-то колдуна»14.

В текстах, где проклятое место трактуется как «тёмное место», находим иной комплекс устойчивых мотивов: суицида жильцов комнаты или, как вариант, их исчезновения или смерти. При анализе текстов и объединении их в тематические группы мы добавили ряд, который условно назвали «время - пространство», что позволило говорить о периодичности событий, их повторяемости. Периодич-

ность в сюжете «геопатогенная зона» зависит от нескольких причин:

1) проклятие и как следствие предсказание несчастий (например, проклятые часы проявляют себя перед историческими ката-клизмами15);

2) несчастье из-за несоблюдения запрета в сакральное время, в Троицу16;

3) месть (погибшая девушка мстит за то, что случай разлучил ее с любимым, теперь на этой трассе разбиваются молодые люди17);

4) ночь как время «стирания» границ между мирами (в некоторых легендах люди встречаются с потусторонними существами ночью; иногда место проявляет себя не в любое время суток, а именно с приходом темноты18);

5) место «требует» жертв19.

Категория ‘пространство и время’ реализуется как в группе ‘проклятое место’, так и в других тематических блоках.

В некоторых текстах второй группы темы ‘проклятое место’ находим мотивы предостережения, опасного места, что создает эмоционально-психологический настрой, «будоражит нервы», хотя сверхъестественных событий не происходит. Зачастую наблюдаем следующую последовательность мотивов: опасное место, запрет, рациональное объяснение явления. Но такая цепочка мотивов встречается в текстах из газет, либо в текстах, которые выложены на сайтах, где журналисты считают своим долгом не только посвятить читателя в тайны, не только описать аномальные события, связанные с каким-либо местом, но и подкрепить личные домыслы неофициальным мнением ученых. Ссылка на авторитетное лицо - характерная особенность статьи о городской легенде.

Третий комплекс текстов в теме ‘проклятое место’ связан с падением метеоритов. Можно назвать следующие устойчивые мотивы: столкновения метеорита с Землёй, опасного места, гибели живых существ; остальные мотивы являются второстепенными. В легенде «О происхождении и названии озера»20 подробно говорится о возникновении водоема в Московской области. Существует даже версия об этимологии названия, которая раскрывается в мотиве смерти дьякона - кульминация данной легенды (Смердячье = смерть + дьякон!). Легенду можно отнести к двум тематическим блокам: к «проклятому месту» и к этиологическим по классификации Т. В. Зуевой и Б. П. Кирдана21.

Особняком стоит тема ‘удивительное место’. Подобных текстов нам заметить и зафиксировать более не удалось. Из общего ряда она выбивается не присутствием необычного, неразгаданного, а общим настроением: если все рассмотренные выше записи, будь то легенды о проклятом месте, о дороге смерти и т. д., выражают негативное в произошедшем, то в данном случае сверхъестественное не мешает жить человеку, это место не вызывает страха, тревоги, волнения, а напротив, влечет к себе как место успокоения, умиротворения. На наш взгляд, текст следует назвать не городской легендой, т. к. жанр предполагает наличие сюжета, а слухом, который, возможно, в дальнейшем обрастет фактами, событиями. В рассматриваемой записи сложно выделить мотивы - действия не происходят, свидетель лишь делится эмоциональными впечатлениями в связи с пребыванием на территории ло-куса.

Интересны легенды, представленные в тематической группе под названием ‘дорога смерти/трасса смерти’. Данные тексты мы зафиксировали в большом количестве через анкетирование. Легенды имеют общую структуру, устойчивые мотивы: опасной дороги (вводит в курс дела, создает интригу), столкновения с необычными фигурами/с призраком (иногда подчеркивается цвет одежды неизвестного - белый), смерти: объяснение происходящего может быть выражено и мотивами мщения, переустройства кладбища. В некоторых случаях видим в развязке мотивы спасения водителя, повторения несчастья (что характерно для тематической группы ‘проклятое место’), запрета. В общем можно отождествить тематические группы ‘проклятое место’ и ‘дорога смерти’, т. к. смерть, несчастья происходят не в любом месте, а именно на отдельном участке дороги. В данном случае дорога выступает как территориально ограниченный локус, так же как дом, комната, болото, озеро, пруд и т. д. Но при этом в исследуемых текстах есть объединяющее начало - мотивы, представленные в завязке, развитии действия, кульминации и развязке, средство передвижения (автомобиль) в качестве неодушевленного персонажа в данном блоке городской легенды. Для тематической группы также важна категория времени -периодичность: например, смерть людей в определенный день, когда произошла первая авария, от которой потянулась цепочка следу-

ющих подобных несчастий. Встречаем текст, где аварии происходят в сакральное время, на Троицу22. Круг героев ограничен - это неве-сты23, парни (например, погибшая девушка-призрак мстит за то, что смерть разлучила ее с любимым24), молодожены25. Перечисленные персонажи, на наш взгляд, появляются в текстах не случайно. Как время, в которое совершаются аварии, является сакральным, так и герои легенд находятся в лиминальном, переходном состоянии (невесты, молодожены), отсюда и трагические события. Возможно и другое объяснение: городская легенда - это текст, который интригует, захватывает, текст, претендующий на сенсацию. Смерть молодоженов в день свадьбы - запоминающееся, громкое событие, следовательно, выбор героев связан с функцией жанра - удивить, потрясти сознание слушателя.

Из исследуемых записей выделяются тексты, которые мы объединили в группу ‘дом на костях’. Главный сюжетообразующий мотив -это мотив переустройства кладбища, который встречается как в развитии действия, так и в развязке. Названный мотив в первом случае настраивает на печальный лад, предвещает мистические события; мотив, находящийся в развязке по функции сравним с мотивом рационального объяснения, обозначенный нами выше, в тематических группах ‘дорога смерти’, ‘проклятое место’ и т. д. Данный мотив влечет за собой появление мотивов суицида, преследования несчастьями/потери сил в «загадочном» месте. Можно утверждать, что перечисленные мотивы являются ядром тематического блока ‘дом на костях’, остальные считаем второстепенными, побочными, отсюда варьирование сюжетного хода, например, мотив нахождение костей как доказательство гипотезы о пребывании в аномальном месте бывшего кладбища, как объяснения стонов по ночам в доме; мотив появления призрака, как предвестие трагедии.

В нашей коллекции есть тексты, обозначенные как «кладбище иноверцев». Записей, в отличие от других групп, немного, но все же возможно установить логику появления мотивов и выявить общее. Как и в предыдущем блоке, присутствует основной для тематической группы мотив захоронения иноверцев, вокруг которого располагаются все последующие. В двух текстах мотив встречается в первом случае в завязке26, во-втором - в развитии действия27, а в кульминации видим мо-

тивы обессиливания людей в данном месте, невидимого присутствия, звуков из-под земли, появления призраков, т. е. мотивы, указывающие на аномальные явления, связанные с локусом. Появление в современном фольклоре подобных текстов не случайно, события рассказов указывают на давнее время, начало XIX века, время захватнических войн Наполеона, когда не исполнялись в силу разных причин правила захоронения верующих, а в сознании людей были сильны идеи христианства. Известны истории о том, что душа не находит покоя, если не совершены специальные религиозные действия, если человек не успел осуществить какое-либо начатое дело и т. д.

В сюжете ‘геопатогенная зона’ встречаем мотивы, которые характерны лишь для одной тематической группы - ‘дом советских политиков’: мотивы невинных жертв, страдания заключенных, появление автомобиля-призрака. Можно было отнести эти тексты в отдельный сюжетный блок, если бы не общий для «геопатогенной зоны» мотив преследования несчастьями жильцов дома. Дом представляется как «темное место», т. к. в нем жил известный истязатель советского времени - Лаврентий Павлович Берия.

Развитие сюжета в группе «геопатогенная зона» происходит следующими путями и включает мотивы: 1) в начале текста присутствует мотив с положительной/нейтральной семантикой, например, мотивы свидания молодых28, прихода женщины в переулок29,

30

отдыха в лесу30, которые не предвещают, казалось бы, несчастья. Но по законам развития жанра далее происходят события, создающие интригу, а в развязке видим мотивы несчастья, смерти и т. д. Такой путь мы обозначаем как путь от счастья к несчастью. 2) В легендах находим мотивы, которые погружают в историю, задают тон повествования: мотивы переустройства кладбища в телецентр, смерти от голода, захоронения иноверцев, опасного места, далее интрига и развязка, где преобладают мотивы с отрицательной семантикой, например, смерти31. 3) Третий вариант аналогичен второму с разницей в развязке. В данном случае видим мотив объяснения32. Например, аварии часто случаются на этом месте потому, что «вдоль трассы проходят силовые кабели и кабели связи. И сильные электромагнитные поля воздействуют на психофизиологическое состояние водителей»33.

4) Вариант представлен в единичном слу-

чае, когда после введения в повествование не происходит реализации мотива смерти. Это текст, где развязка представлена мотивом с положительной семантикой - мотив спасения призраком34. 5) В нашем корпусе записей присутствует текст, для которого характерна следующая структура: описание «чудесных» аномалий, а далее очевидцем задается вопрос «Что бы это могло быть?»35

Итак, можно назвать мотивы, свойственные сюжету ‘геопатогенная зона’ с точки зрения: 1) развития сюжета (пять путей), 2) тематического блока, 3) повторяемости (общие для жанра и сюжетообразующие). К сюжетообразующим можно отнести мотивы невинных жертв, преследования несчастьями жильцов дома, появления автомобиля-призрака, появление призрака, опасного места, кладбища самоубийц, переустройство кладбища (в усадьбу, в жилой дом, в трассу), суицида, проклятья, предсказания несчастий, потери сил в «тёмном» месте, захоронения иноверцев, столкновения с необычными фигурами, рационального объяснения, исчезновения (людей, животных), смерти (невест, молодых людей, молодожёнов), повторения несчастья, запрета.

Рассмотренный материал убедительно демонстрирует творческую активность современного фольклора в жанре «городской легенды».

Примечания

1 Анциферов, Н. П. : 1) Быль и миф Петербурга. Пг., 1924; 2) Пути изучения города как социального организма. Л., 1925.

2 Баранов, Е. Московские легенды. Вып. 1. М., 1928.

3 Стратена, В. В. Творчество городской улицы // Художественный фольклор. Вып. 2-3. М., 1927.

4 Fine, G. A. The Kentucky fried rat: Legends and modern society // Journ. of the Folklore Institute. 1980. № 17.

5 Smith, G. Aspects of urban legend as a performance genre // Lore and Language. 1979. № 2.

6 Nicolaisen, W. F. H. Perspectives on contemporary legend // Fabula. 1985. № 26.

7 http://www.personalmoney.ru/txt.asp?sec=1534 &id=1307571

8 Личный архив автора (в дальнейшем ЛАА): сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятые дома’, № 13. Записано от оператора ПК Е. Еременко, 1984 г. р. в 2009 году.

9 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятые дома’, № 13. Записано от оператора ПК Е. Еременко, 1984 г. р. в 2009 году.

10 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятый пруд’, № 27. Записано с форума http://forum.doom55.ru

11 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘происхождение и название озера’, № 4. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/ txt.asp?sec=1534&id=1307571

12 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятая вещь как часть дома’, № 6. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571

13 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятые дома’, № 13. Записано от оператора ПК Е. Еременко, 1984 г. р. в 2009 году.

14 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятое место’, № 14. Записано от менеджера-экономиста Е. Жидковой, 1984 г. р. в 2009 году.

15 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятая вещь как часть дома’, № 6. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571.

16 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 21. Записано от студентки ЧКК М. В. Шулаповой, 1983 г. р. в 2009 году.

17 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 17. Записано от студентки ЧКК А. Нажметдиновой, 1987 г. р. в 2009 году.

18 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дом советских политиков’, № 1. Записано от преподавателя ЧКК Е. Смирновой, 1984 г. р. в 2009 году; тема ‘дом советских политиков’, № 2; тема ‘башня колдуна’, № 3; тема ‘кладбище иноверцев’, № 11. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571; тема ‘проклятое место’, № 14. Записано от менеджера-экономиста Е. Жидковой, 1984 г. р. в 2009 году.

19 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятая комната’, № 18. Записано от студентки ЧКК Ю. Досмановой 1991 г. р. в 2009 году; тема ‘проклятое озеро’, № 22. Записано от студентки ЧКК О. Д. Жуковой 1987 г. р. в 2009 году; тема ‘проклятая группа’, № 23. Записано от студентки ЧКК Н. С. Белозеровой 1983 г. р. в 2009 году.

20 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘происхождение и название озера’, № 4. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/ txt.asp?sec=1534&id=1307571.

21 Зуева, Т. В. Русский фольклор : учеб. для вузов / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 2000.

С. 177.

22 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 21. Записано от студентки ЧКК М. В. Шулаповой, 1983 г. р. в 2009 году.

23 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 19. Записано от студентки ЧКК О. М. Бабичевой 1983 г. р. в 2009 году; тема ‘дорога смерти’, № 24. Записано от студентки ЧКК Н. С. Белозеровой 1983 г. р. в 2009 году.

24 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 17. Записано от студентки ЧКК А. Нажметдиновой, 1987 г. р. в 2009 году.

25 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 20. Записано от студентки ЧКК М. А. Андреевских, 1984 г. р. в 2009 году.

26 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема

‘кладбище иноверцев’, № 9. Записано

с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571.

27 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема

‘кладбище иноверцев’, № 11. Записано

с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571.

28 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятое место’, № 14. Записано от менеджера-экономиста Е. Жидковой, 1984 г. р. в 2009 году.

29 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятые дома’, № 13. Записано от оператора ПК Е. Еременко, 1984 г. р. в 2009 году.

30 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘проклятая группа’, № 23. Записано от студентки ЧКК Н. С. Белозеровой 1983 г. р. в 2009 году.

31 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дом на костях’, № 7. Записано с форума http://forum. flirty.ru; тема ‘кладбище иноверцев’, № 11. Записано с сайта http://www.personalmoney. ru/txt.asp?sec=1534&id=1307571; тема ‘проклятый пруд’, № 27. Записано с форума http:// forum.doom55.ru

32 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дом на костях’, № 8. Записано с форума http:// forum.doom55.ru; тема ‘дорога смерти’, № 12. Записано с сайта http://www.personalmoney.ru/ txt.asp?sec=1534&id=1307571; тема ‘второй бермудский треугольник’, № 16. Записано с форума http://forum.sufism.ru; тема ‘проклятая поляна’, № 26. Записано с форума http:// forum.flirty.ru

33 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’,

тема ‘дорога смерти’, № 12. Записано

с сайта http://www.personalmoney.ru/txt. asp?sec=1534&id=1307571.

34 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘дорога смерти’, № 19. Записано от студентки ЧКК О. М. Бабичевой, 1983 г. р. в 2009 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 ЛАА: сюжет ‘геопатогенная зона’, тема ‘удивительное место’, № 15. Записано с форума http://forum.sufism.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.