Научная статья на тему 'Устойчивые конкурентные преимущества компании на основе концепции ключевых компетенций'

Устойчивые конкурентные преимущества компании на основе концепции ключевых компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Е.В.

Рассматриваются уникальные для каждой компании ключевые компетенции. Становление экономики на инновационный путь развития и преодоление кризисной ситуации определяет новый уровень факторов конкурентоспособности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEADY COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY BASED ON CORE COMPETENCE CONCEPT

The authors consider сore competences, which are unique for each company. Formation of economy on to a new innovative way of development and overcoming of a crisis situation defines the new level of factors of company’s competitive ability.

Текст научной работы на тему «Устойчивые конкурентные преимущества компании на основе концепции ключевых компетенций»

Рис. 3. Адаптированный процесс моделирования командных компетенций краткосрочного образовательного проекта (основа для адаптации представлена в исследовании Лайла М. Спенсера-мл. и Сайна М. Спенсера [2])

S. M. Samokhvalova, A. N. Kazakova, K. V. Avdeeva, E. V. Runova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

COMPETENCES OF EDUCATIONAL PROJECTS TEAMS: MODELING FOR THE MANAGEMENT OF STUFF POTENTIAL OF AEROSPACE ENTERPRISES

The research is devoted to the modeling of educational projects of teams for stuffpotential of aerospace enterprises.

© Самохвалова С. М., Казакова А. Н., Авдеева К. В., Рунова Е. В., 2011

УДК 65.012.4

Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рассматриваются уникальные для каждой компании ключевые компетенции. Становление экономики на инновационный путь развития и преодоление кризисной ситуации определяет новый уровень факторов конкурентоспособности компании.

Решетневские чтения

Устойчивый экономический рост может обеспечиваться только конкурентоспособной экономикой региона. В мировой теории и практике существуют определенные подходы к обеспечению и оценке конкурентоспособности предприятий, выработке соответствующей промышленной политики на региональном уровне. Наиболее перспективные управленческие теории связаны с воздействием на экономическую сферу общества информационных и коммуникационных технологий, формированием так называемой экономики знаний. Первостепенное значение приобретают системы организационных знаний и, в этой связи, как основа обеспечения конкурентоспособности предприятия - методы защиты от их копирования конкурентами. Сегодня появился новый вид управленческой деятельности, новая функция управления -«управление знаниями», что подчеркивает решающее значение знаний, новых технологий, способностей и компетентности персонала в достижение устойчивых конкурентных преимуществ предприятия [1].

Необходимо отметить, что проблема защиты от имитирования конкурентами составляющих организационных знаний, новых идей состоит не столько в технических мерах защиты, юридической защиты, а в системе воспроизводства уникальных знаний, не поддающихся формализации и копированию. Это, в свою очередь, означает развитие не только глубоко связанных с личностью каждого сотрудника компании способностей, навыков и умений, но и формирование необходимых для этого условий, т. е. необходимых параметров самой системы управления, использование наукоемких технологий, опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и способностей. Все данные аспекты включает в себя современная теория о конкурентных преимуществах - концепция ключевых компетенций предприятия.

Основополагающей в развитии концепции ключевых компетенций является работа Г. Хамела, К. К. Прахалада [2]. Также употребляется термин «стержневая компетенция», «отличительная способность».

Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе

Все эти термины обозначают уникальные способности, знания, устоявшиеся поведенческие модели организации, которые являются потенциальным источником ее конкурентного преимущества. Успешная фирма в современных условиях использует те же факторы производства, что и ее соперники, но, благодаря организационным способностям, компетенциям, преобразовывает эти факторы в продукты и услуги, обладающие ценностью для потребителя. Ключевые компетенции не идентичны ключевым факторам успеха, а представляют собой систему организационных знаний, свойственных только одной компании, не подлежат копированию и наиболее приемлемы и эффективны в данных условиях. Компетенции - это свойства, подобные навыкам, знаниям, технологиям и отношениям, которые присущи конкурентам на рынке одной отрасли. Общие компетенции не отличаются от компетенций конкурентов в отрасли и не показывают наилучшего результата функционирования предприятия, а обеспечивают лишь его выживание в конкретном виде бизнеса. Только на основе ключевых компетенций возможно стратегическое развитие предприятия и обеспечение его устойчивых конкурентных преимуществ. Существует множество определений ключевых компетенций.

Ключевые компетенции - это система взаимосвязанных навыков, умений, способностей персонала организации, направленных на реализацию уникальных инновационных производственных и управленческих технологий, обеспечивающая превосходство продукции по потребительским свойствам продукцию конкурентов. Это способности компании осуществлять какой-либо бизнес-процесс эффективнее конкурентов, что создает исключительную потребительскую стоимость продукта и лидирующее положение компании в отрасли.

Ключевая компетенция основывается не просто на реактивном реагировании потребностей рынка, а на их прогнозировании и даже создании новых потребностей, что требуют абстрагирования от внешних па-

раметров традиционного продукта и формирования концепции нового инновационного продукта.

У любого предприятия имеется ряд навыков и способностей, необходимых для вхождения в отрасль, но не создающих значительную конкурентную дифференциацию компаний. Не имеет смысла определять компетенцию как ключевую, если она вездесуща или легко копируется конкурентами. Конкретная компетенция, уже присутствуя во всей отрасли, может быть недостаточно развитой. Такую компетенцию можно расценивать как инструкции к действию, но ключевые компетенции скопировать невозможно именно потому, что уникальна сама комбинация различных элементов компетенций, уникален опыт и личностные характеристики каждого сотрудника и набор преобразуемых ситуационных факторов (доступ к материальным ресурсам, географическое положение и другие факторы).

Многие теоретические подходы раскрывали лишь различные факторы конкурентоспособности предприятия, а в современных условиях намного более значимым становится выявление и развитие «эксклюзивных» организационных способностей.

Сибирский регион обладает исключительной ресурсной базой, повышение конкурентоспособности является приоритетным в направлении промышленного развития. Имеются ситуационные факторы, ключевые факторы успеха промышленных предприятий, но требуется новое концептуальное и методологическое наполнение в направлении формирования устойчивых конкурентных преимуществ промышленности на основе ключевых компетенций.

Библиографические ссылки

1. Milner B. Z., Rumjantseva Z. P., Smirnova V. G, Blinnikova A. V. Knowledge management in corporations: Manual. М. : Business, 2006.

2. Hamel G. Competing for the future. Markets' creation tomorrow; translation from English. М. : Olympus-business, 2002.

E. V. Sumina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

STEADY COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY BASED ON CORE COMPETENCE CONCEPT

The authors consider core competences, which are unique for each company. Formation of economy on to a new innovative way of development and overcoming of a crisis situation defines the new level of factors of company's competitive ability.

© Сумина Е. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.