Научная статья на тему 'Концепция ключевых компетенций в управлении конкурентоспособностью предприятия в аэрокосмической отрасли'

Концепция ключевых компетенций в управлении конкурентоспособностью предприятия в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / KEY COMPETENCES / ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апрелкова И. А.

Рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью организации в аэрокосмической отрасли. Разрабатываются вопросы формирования конкурентных преимуществ, а также современная теория конкурентных преимуществ на основе ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF KEY COMPETENCIES IN MANAGING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN AEROSPACE INDUSTRY

The article deals with the management of competitiveness at an organization in the aerospace industry. The issues of formation of competitive advantages are developed, as well as the modern theory of competitive advantages based on key competences.

Текст научной работы на тему «Концепция ключевых компетенций в управлении конкурентоспособностью предприятия в аэрокосмической отрасли»

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

УДК 658

КОНЦЕПЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

ПРЕДПРИЯТИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

И. А. Апрелкова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью организации в аэрокосмической отрасли. Разрабатываются вопросы формирования конкурентных преимуществ, а также современная теория конкурентных преимуществ на основе ключевых компетенций.

Ключевые слова: ключевые компетенции, конкурентоспособность предприятия.

THE CONCEPT OF KEY COMPETENCIES IN MANAGING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN AEROSPACE INDUSTRY

I. A. Aprelkova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article deals with the management of competitiveness at an organization in the aerospace industry. The issues offormation of competitive advantages are developed, as well as the modern theory of competitive advantages based on key competences.

Keywords: key competences, enterprise competitiveness.

В настоящее время инновационное развитие отраслей экономики страны является актуальным в реализации перехода к шестому технологическому укладу, ухода от «сырьевого проклятия» экономики России. В этой связи, возникает необходимость поиска новых факторов конкурентоспособности организаций в аэрокосмической отрасли как одной из главных отраслей для инновационного развития экономики страны. Возникшая актуальная проблема формирования и повышения конкурентоспособности таких предприятий определяет поиск новых инструментов и методов управления конкурентоспособностью.

В истории развития управленческой мысли и подходов к стратегическому управлению организации формировались разные модели и принципы управления конкурентоспособностью организации в ответ на изменения, происходящие в окружающей организационной среде.

На сегодняшний день конкурентоспособность рассматривается как универсальное многоуровневое понятие. Факторами конкурентной борьбы выступают не только рыночно-экономические, но и политические и военные механизмы в условиях международной среды. Внутренними факторами конкурентоспособности является используемые технологии в данной отрасли, навыки и квалификация персонала, система организации производства. Чтобы выстоять в этой борьбе, предприятиям различных отраслей необходимо принимать участие в процессе интенсивного роста -в широком использовании инновационного потенциа-

ла, активизации инновационной деятельности и усиления конкурентных преимуществ, что невозможно в современных условиях без особой системы управления, создающие знания, которые сложны для копирования конкурентами. В этой системе важными составляющими являются компетенции, которые можно рассматривать как на уровне персонала, так и на уровне организации [1].

Гэри Хэмел (Gary Hamel) и Прахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определяют ключевые компетенции как «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды». Они также используют термин «ключевая компетенция» для обозначения набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знания и опыта, которая становится основой успешной конкуренции. Хэмел и Прахалад утверждают, что с точки зрения перспектив стратегическое планирование не представляется ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. Вместо этого его целью остается постепенное улучшение [2].

С этой точки зрения может быть выделено три категории компетенций в управлении конкурентоспособными предприятиями:

1. Широко используемые. Компетенции, которые уже взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в отраслевые стандарты. Они не дают фирме конкурентных преимуществ и являются скорее обязательным условием выживания на рынке.

Решетневские чтения. 2017

2. Компетенции, которые в данный момент имею статус закрытой информации, но в ближайшем будущем могут стать широко доступными. В кратко- и среднесрочной перспективе фирма должна решительно защищать достижения такого рода и максимально их использовать. Однако базой долгосрочной стратегии они быть не могут. Задача же соперников в том, чтобы выявить и нейтрализовать подобные компетенции.

3. Стратегическое значение имеют только те компетенции, которые фирма может защитить на протяжении длительного времени, т. е. которые являются устойчивыми или ключевыми. При этом данные компетенции должны быть надежно защищены. В этой связи важно выяснить, что представляет собой надежная защита ключевой компетенции. Ряд авторитетных исследователей считают, что для этого надо обеспечить следующее:

- сложность ключевой компетенции, которая должна быть достаточно высокой, чтобы конкурент не мог понять и легко ее использовать;

- секретность и скрытность ресурсов;

- величину предприятия. Конкурент должен опасаться финансовых, политических и рыночных санкций со стороны крупного соперника;

- высокие издержки перехода клиента от одного поставщика к другому. Если эти издержки достаточно высоки, то клиент не решится воспользоваться услугами конкурента;

- временной фактор, связанный со скоростью разработок и продвижения продукта на рынок;

- каналы сбыта продукции.

Примером ключевых компетенций организации в российской аэрокосмической отрасли является производство втулки винта для Ми-26. Китайцы пытались повторить втулку винта для Ми-26 (вертолет). Она имеет нетривиальную конструкцию. Подбор материалов, с учетом последующего режима резания, фрезерования, обработки, охлаждения, приводил к набору нужного набора свойств. Китайцы повторили геометрию с точностью до микрона и даже пытались пилить и выяснить микроструктуру материала. Но китайская втулка винта физически разрушалась уже через полгода, что не шло ни в какое сравнение

с запчастями производства РФ и, конечно и совершенно не соответствовала требованиям безопасности полетов.

Ключевые компетенции организации - это то, что способно дать конкурентные преимущества на долго или инновационные технологии, воспроизведение которых потребует от конкурентов значительных финансовых и временных ресурсов. Но как только знания станут товаром, технологией, т. е. будут описаны и документированы, они станут доступны конкурентам. Вместе с тем, перевод нематериальных активов (знаний) в материальные (патенты, технологии, услуги) позволяет извлечь прибыль для компании в целом.

Инновационные знания в аэрокосмической области, формируемы на основе ключевых компетенций организации, обеспечивает лидирующие позиции России во внешнеполитических отношениях, что обеспечивает не только экономическую но и политическую безопасность страны.

Библиографические ссылки

1. Сумина Е. В. Теоретические подходы к достижению устойчивого конкурентного преимущества в стратегическом развитии предприятия // Проблемы повышения эффективности региона : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. Г. П. Белякова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005.

2. Prahalad C. K., Hamel G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review. 1990.

References

1. Sumina E. V. Theoretical approaches to achieving sustainable competitive advantage in strategic enterprise development // Problems of increasing the efficiency of the region : Interuniversity sb. sci. tr. / Ed. prof. G. P. Belyakov ; SibSAU. Krasnoyarsk, 2005.

2. Prahalad C. K., Hamel G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review. 1990.

© Апрелкова И. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.