Научная статья на тему 'Исследование теоретических подходов к раскрытию понятия «Стратегической конкурентоспособности»'

Исследование теоретических подходов к раскрытию понятия «Стратегической конкурентоспособности» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова В. А.

Предлагается методология стратегической конкурентоспособности, реализация которой позволяет различным объектам конкурировать на будущих рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of theoretical approaches to concept disclosing «strategic competitiveness»1

Achievement of ability to compete in the future markets, for business should be a problem number 1. It will give chance to the enterprises to take worthy positions on the world markets.

Текст научной работы на тему «Исследование теоретических подходов к раскрытию понятия «Стратегической конкурентоспособности»»

УДК 330.163

В.А. Белякова, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, 89624742339, vera.belyakova@mail.ru, (Россия, Пенза, ПенГУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАСКРЫТИЮ ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

Предлагается методология стратегической конкурентоспособности, реализация которой позволяет различным объектам конкурировать на будущих рынках.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегическая конкурентоспособность.

Теоретические подходы к трактовке содержания и оценке базовых экономических категорий таких, как конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии нашли отражение в работах А. Смита, Дж.М. Кейнса, И. Ансоффа, Й. Шумпетера, М. Портера, Э. Чемберлина, Дж. Робинсона, П. Друкера, Э. Майкла, Ж.-Ж. Ламбена, Р. Питера Диксона, Дж. Траута, Э. Райса, М. Треси и Ф. Вирсема, A.M. Бранденбургера, Б.Дж. Нейлбаффа, Г. Хэмела и К.К. Прахалада, У.Ч. Кима и Р. Моборна, Ф. Котлера, К. Клейтона, И.А.Дюпюи, P.A. Фатхут-динова, В.В. Глухова, Г.Л. Азоева, М.И.Гельвановского, A.A. Гурьева, Т.Н. Гоголева, И.М. Лифица, Е.В. Малининой, Е.А. Торгунакови др.

В настоящее время можно выделить три основных научных центра, интенсивно разрабатывающих данные проблемы [1].

Наиболее значимой можно считать научную школу США, и в первую очередь — Гарвардскую школу бизнеса. Профессора М. Портер, А. Чандлер, М. Энрайт, Дж. Макартур, A.M. Бранденбургер составляют ядро этой школы [2, 3, 4]. Ими впервые были представлены решения проблемы измерения конкурентоспособности изделий, компаний и отдельных отраслей.

Другая оригинальная школа представлена научными центрами Японии. Университеты Токийский, Хитоцубаси, Васеда, Мейдзи координируют свои исследования в области неценовой конкуренции, совместного (с конкурентами) продвижения продукции. Яркими представителями японской школы являются профессора X. Такеучи, X. Кобояси, М. Цучия, Т. Ногучи [1].

Более разнообразны исследования конкуренции в Европе. Швейцария, Швеция, Дания, Австрия, Италия, Германия практически имеют собственные, хотя и во многом проамериканские модели, описывающие конкурентное поведение компании. Особенно детально представлены в научных трудах европейских ученых вопросы конкуренции в международном масштабе (глобальная конкуренция) [1].

Интересные подходы к построению конкурентоспособности появляется на стыке нескольких школ. Так, новаторскую концепцию развития бизнеса с прицелом на будущее первыми предложили Г. Хэмел (Лондонская школа бизнеса) и К.К. Прахалад (Мичиганский университет), работавшие несколько лет совместно [5]. Они отметили, что устойчивые ранее отрасли стремительно меняются, сливаются и перекраиваются по мере появления новых продуктов, а перспективность фирмы определяется первенством не на сегодняшних, а на будущих рынках. Г. Хэмел и К.К. Прахалад назвали это интеллектуальным лидерством. Такие рынки еще не существуют, но их необходимо представлять уже сейчас и стремиться к их формированию, на что может потребоваться пять, десять и более лет.

Интересную концепцию «голубых океанов» выдвинули в 1994 г. У.Ч. Ким и Р. Моборн [6].

Эволюция зарубежных взглядов на конкуренцию и конкурентоспособность представлена на таблице [7].

Эволюция зарубежных взглядов на конкуренцию и конкурентоспособность

Период развития общества Основоположники подхода Принцип, на котором выстраивается теория

Постиндустриальное общество А.Н. Бранденбургер, Б.Дж. Нейлбафф (1996 г.) Соконкуренция

Дж. Мур (1996 г.) Коэволюционное взаимодействие предпринимательских экосистем

Г. Хэмел, К. Прахалад (1994 г.) Интеллектуальное лидерство, ключевые компетенции

Индустриальное общество М. Портер (1981 г.) Управление ключевыми звеньями в цепи создания потребительской ценности

Й. Шумпетер (1942 г.) Инновации - использование существующих источников новыми способами

Доиндустриальное общество Дж. Миль (1848 г.) Экономия на масштабах

Д. Рикардо (1817 г.) Использование сравнительных преимуществ

А. Смит (1776 г.) Капитал, труд, земля

О конкуренции и методологии оценки конкурентоспособности различных объектов в экономической литературе отечественными учеными и практиками опубликовано литературы достаточно много [1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и др.].

Однако можно отметить, что окончательно сформированной и всеми признанной методологии изучения конкурентоспособности нет. Это делает необходимым обоснование конкурентоспособности как интегрированной экономической категории и определение специфических подходов к формированию конкурентоспособности различных объектов и инструментов, позволяющих реализовать задуманное на практике.

Анализируя научные публикации, можно прийти к следующему выводам.

1. Понятие конкурентоспособности увязывается с исследуемым объектом, т. е. авторами рассматриваются понятия и методики измерения конкурентоспособности страны [9, 15, 16, 17, 18 и др.], конкурентоспособности регионов и отраслей [11, 12, 13, 15, 19, 20, 21, 28 и др.], особенно большое количество публикаций по конкурентоспособности предприятия и продукции [1, 14, 22, 23, 24, 25, 26, 27 и др.].

Между всеми уровнями анализа конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимосвязь. Конкурентоспособность страны и отрасли во многом определяется возможностями конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и внешнем рынке. На каждом уровне исследования конкурентоспособность характеризуется своим набором показателей [28, с. 22-23].

2. Все показатели конкурентоспособности априори — это показатели основаны на сравнении аналогов. Без выполнения этого условия процесс оценки становится бессмысленным.

Так, например, д.э.н. проф. Голубков отмечет, что для управления конкурентоспособностью предприятий необходим объективный инструмент ее оценки. Конкурентоспособность представляет собой оценочную величину. Она отражает отличия процесса развития данного предприятия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной производственной или личной потребности, а также эффективности производственной деятельности. Оценка конкурентоспособности — это расчет, интерпретация и анализ комплекса показателей, характеризующих конкурентоспособность продукции, маркетинговой деятельности, предприятия в целом [29].

Базой сравнения могут выступать [30]:

- потребность покупателей;

- величина необходимого полезного эффекта;

- конкурирующий товар;

- гипотетический образец;

- группа аналогов.

Методики оценки сводятся к расчету интегрированного показателя конкурентоспособности. Последовательность этапов практически у всех авторов одинакова, различие лишь в сравниваемых показателях, включенных в оценку конкурентоспособности.

Как отмечает Л.В. Баумгартен, рассматривая конкурентоспособность продукции, можно утверждать, что в большинстве работ она оценивается на основе двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления [25].

Расчетные интегрированные показатели используются практически только для «внутреннего пользования». Сложные методики, предлагаемые в научных трудах ученых, иногда с непонятными и где-то не совсем объективными для большинства пользователей-неспециалистов параметрами оценки приводят к тому, что рассчитанные показатели используются только разработчиками для решения своих внутренних задач. Возникновение спорных моментов в интегральной оценке, когда рассчитывается один сводный показатель, снижает объективность расчетов для сторонних пользователей. Поэтому ни в одном финансовом учреждении, ни одним инвестором показатель конкурентоспособности не рассматривается и не требуется от предприятия. Тогда возникает принципиальный момент, что в зависимости от потребителя данной информации будет зависеть и сама методика расчета конкурентоспособности. Определяющим здесь будут требования, которые предъявляются потребителями информации к параметрам функционирования объекта оценки.

Применяемый метод нахождения интегрального показателя конкурентоспособности должен соответствовать определенным квалиметриче-ским требованиям, из которых 14 требований сформулированы известным специалистом в области квалиметрии Г.Г. Азгальдовым [26].

3. В качестве потребителей анализа конкурентоспособности рассматривается, как правило, для конкурентоспособности предприятия и товаров само предприятие, производящее оценку, для конкурентоспособности регионов, отраслей, стран — государственно-политические структуры.

Предприятие как субъект коммерческой деятельности функционирует на разных рынках с разными целями. Поэтому и заинтересованным лицом, которому необходима информация по конкурентоспособности конкретного предприятия, будут различные субъекты, взаимодействующие с ним на конкретном рынке.

4. Конкурентоспособность увязывается с понятиями «конкурентное преимущество», «ключевые факторы успеха», «ключевые компетенции», под которым понимается некая особенность (или особенности), позволяющие объекту выигрывать конкурентную борьбу. Данные особенности выявляются в ходе оценки конкурентоспособности и могут быть выявлены

в различных сферах деятельности. Для коммерческого предприятия это может быть связано:

- с функционированием на рынках товаров и услуг. Качественные, количественные, ассортиментные и стоимостные показатели товаров или услуг могут превосходить аналоги. Патентная политика защищает от вхождения на рынок или в отрасль конкурентов. Политика НИОКР обеспечивает постоянный ввод новшеств;

- с функционированием на ресурсных рынках. Рейтинг кредитоспособности позволяет быстро и дешево получить финансовые, человечские ресурсы;

- с организацией взаимодействия с контактными аудиториями. Установление взаимоотношений с органами власти позволяет добиться более льготных условий ведения бизнеса. Во многих странах лоббируются интересы самых разных бизнес-структур на всех уровнях власти;

- с потенциалом самой организации. Особенности формирования систем управления предприятием, обладание персоналом ключевых компетенций, гибкость оргструктуры, быстрота принятия решения, применения механизмов управления творческой активностью и знаниями персонала и пр. способствует или является препятствием для достижения поставленных целей и задач.

5. В основном большинство авторов рассматривают сложившуюся на текущий момент конкурентоспособность оцениваемого объекта, не пытаясь спрогнозировать его будущее развитие [1, 2, 10, 11, 30 и др.]. Немногочисленная группа авторов, например P.A. Фатхутдинов, попыталась подойти к понятию «конкурентоспособность» как к объекту управления, которому присущ весь управленческий цикл.

В частности, P.A. Фатхутдинов вводит понятие стратегической конкурентоспособности, под которой понимает потенциальную способность объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке [9, с. 17].

Методология прогнозирования конкурентоспособности различных объектов практически не разработана. Как отмечает P.A. Фатхутдинов, «в настоящее время стратегическая конкурентоспособность ни для каких объектов не прогнозируется. ... Теория стратегической конкурентоспособности отсутствует.» [9, с. 19].

Логичнее рассматривать конкурентоспособность не как статическое состояние предприятия, а как динамическое, изменяющееся во времени и, следовательно, как объект управления. Для объекта управления характерны следующие состояния: текущее, планируемое\прогнозное. Исходя из этого, показатели, которыми измеряется конкурентоспособность, можно подразделить:

а) показатели, оценивающие текущее положение и состояние предприятия;

б) показатели потенциала развития. Они покажут, хватит ли у предприятия потенциала достичь планируемых показателей;

в) показатели, планируемые или прогнозируемые, которые предприятия хотело бы достичь.

При прогнозировании стратегической конкурентоспособности объект может быть в двух формах:

а) материальной, когда будет совершенствоваться существующий объект в соответствии с нормативами конкурентоспособности;

б) виртуальной, на бумажных или электронных носителях, когда создается новый объект, отвечающий требованиям стратегической конкурентоспособности в год «выхода» объекта на конкурентоспособный рынок.

Таким образом, в любом случае, как отмечает P.A. Фатхутдинов, объект будет развиваться по нормативам стратегической конкурентоспособности [9, с. 17].

6. Практически всеми авторами отмечается многоаспектность и сложность понятия «конкурентоспособности», которая увязывает в едино «...технические, технологические, экономические, социальные, психологические и управленческие аспекты проектирования, создания, реализации и использования объекта» [9, с. 11]. Конкурентоспособность объектов рассматривается как итоговая оценка всей его деятельности. Например, конкурентоспособность предприятия рассматривается как итоговая деятельность его финансовой, маркетинговой, производственной, кадровой, инновационной политик.

Конкурентоспособность товара рассматривается как итоговая оценка всех операций, связанных с исследовательской, производственной, маркетинговой, логистической, сервисной и иных видов деятельности конкретного товара.

По нашему мнению, такой подход к конкурентоспособности является не системным и ограниченным. Он не позволяет рассматривать конкурентоспособность как объект управления, так как ориентирован только на фактически сложившиеся показатели.

Как объект управления конкурентоспособность прогнозируется, планируется и измеряется. Конкурентоспособность обобщает работу многих взаимосвязанных элементов, образуя определенную систему. Соответственно по законам системы общий ее уровень возможностей определяется уровнем самого слабого элемента, который налагает определенные ограничения в развитии всей системы. Соответственно при прогнозировании и планировании конкурентоспособности объекта должны быть рассмотрены в отдельности все системообразующие элементы, выявлены их сильные и слабые стороны, которые в целом определят уровень конкурентоспособности объекта.

7. Уровень конкурентоспособности различных объектов зависит от эффективности выполнения ими своих целей и задач. Для коммерческой

организации главной целью является получение дохода в текущем и прогнозируемом периодах. Товарная, ценовая, научно-исследовательская, производственная политики предприятия служат инструментом достижения этой цели.

Уровень конкурентоспособности различных объектов будет зависеть в таком случае от двух основополагающих факторов:

а) от способности объекта привлекать и эффективно использовать ресурсы;

б) от способности объекта прогнозировать развитие ситуации в зависимости от разных временных промежутков, планировать и реализовывать свои цели и задачи.

Обобщая вышесказанное, можно вывести следующие определения:

- конкурентоспособность объекта — это его способность достигать поставленных целей и задач на сложившихся или формирующихся рынках в текущем или прогнозируемом периодах.

В свою очередь, конкурентоспособность может быть фактической (текущей) и стратегической:

- фактическая (текущая) конкурентоспособность объекта — это его способность выдерживать условия конкуренции на сложившихся рынках в текущем периоде при достижении поставленных целей и задач;

- стратегическая конкурентоспособность объекта — это его способность составлять точные прогнозы будущего развития рынков и в соответствии с этим планировать и формировать показатели своего развития, достижение которых позволит быть конкурентным на данных рынках в прогнозном периоде.

Автором предлагается методология стратегической конкурентоспособности, включающая в себя:

а) методы маркетингового прогнозирования развития рынков, потребностей потребителей;

б) выбор показателей конкурентоспособности, которые объект предполагает достичь в будущем (разработка стандартов конкурентоспособности);

в) оценку имеющихся ресурсов и возможность привлечь недостающие;

г) разработку маркетинговой, производственной, кадровой, патентной, научно-исследовательской, финансовой стратегии.

Как показывают результаты исследования, отечественные товаропроизводители проигрывают зарубежным по текущим показателям конкурентоспособности. Можно аллегорично сказать, что «сегодня» и «завтра» уже проиграно. Выйти в инновационные лидеры возможно лишь завоевывая позиции «послезавтрашнего дня», т. е. пока еще на существующих или трансформирующихся старых рынках. Автор диссертационного исследования придерживается концепции интеллектуального лидерства, которая

сформулирована Г. Хэмелом и К.К. Прахаладом [5]. Реализация методологии стратегической конкурентоспособности различным объектам позволит конкурировать на будущих рынках.

Библиографический список

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «НОВОСТИ», 2000.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 452 с.

3. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калинина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 714 с.

4. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. 608 с.

5. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. - Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 1994.

6. Ким У.Ч., Моборн P. Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов / пер. с англ. Изд-во: Hippo, 2005. 272 с.

7. Мельников В. Конкурентоспособность: эволюция взглядов. Режим доступа: http://mevish.ru/49224990. (дата обращения: 01.11.2011).

8. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 504 с.

9. Фатхутдинов P.A. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М.: РИА «Стандарты и казачество», 2009. 464 с.

10. Савельева H.A. Формирование конкурентоспособности на мезо-уровне: монография / Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ». Ростов н/Д: РГЭУ, 2004. 122 с.

11. Коршунова Г.В. Критерии анализа конкурентоспособности трансформируемой экономики // Финансы и кредит. 2006. № 7. С. 58-60.

12. Савельева H.A. Системный подход к формированию конкурентных преимуществ на уровне мезоэкономики // Фин. бизнес. 2004. № 4 (июль-авг.). С. 66-69.

13. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с.

14. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / под ред. проф. С.Г. Светунькова. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m19/. (дата обращения: 02.05.2011).

15. РОССИЯ и мир: конкурентоспособность стран, регионов и отраслей в условиях глобализации мировой экономики: сб. науч. тр. / Байкал. гос. ун-т экономики и права, каф. мировой экономики; под ред. В.М. Ягод-киной, O.A. Чепинога. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 214 е.: ил.

16. Чертко Н.Т. Инвестиции — важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. 2000. № 7. С. 50-57.

17. Гельвановский М.И. ВТО: концептуальная конкурентоспособность России как основной инструмент решения стратегических задач // Вопросы экономики переходного периода. 2006. № 1. С. 12-46.

18. Гельвановский М.И., Носинов М.У. Конкурентоспособность национальной экономики: от концепции к закону // Вопросы экономики переходного периода. 2005. № 10. С. 36-67.

19. Шопотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 50-55.

20. Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6(26). С. 69-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Малинина Е.В. Управление повышением конкурентоспособности промышленности и его научно-практическое обеспечение: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.

22. Леонтьев В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции // Проблемы прогнозирования. 2001. №. С. 136-147.

23. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 44-52.

24. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001.

25. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продуктов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4.

26. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1982.

27. Дюпюи И.А. Оценка конкурентоспособности товара. Режим доступа : http://www.managment.aaanet.ru/management/konkerent-tovara.php. (дата обращения: 15.10.2011).

28. Яковлев Г.И. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: теория и практика (на материалах работы предприятий промышленности): автореф. дис. ... д-ра экон. наук.

29. Голубков Е.П. Маркетинг для маркетологов. Режим доступа: http://referent.mubint.ru/security/8/5385/1. (дата обращения: 15.10.2011).

30. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Изд-во: Вильяме, 2003. 240 с.

V.A. Belyakova

Research of theoretical approaches to concept disclosing «strategic competitiveness»

Achievement of ability to compete in the future markets, for business should be a problem number 1. It will give chance to the enterprises to take worthy positions on the world markets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.