41 (176) - 2010
Экономика и управление
ФОРМИРОВАНИЕУСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ НАОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Г. Я. БЕЛЯКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой международного бизнеса E-mail: [email protected]
Е. В. СУМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса E-mail: [email protected] Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева
Показано, что становление экономики на инновационный путь развития и преодоление кризисной ситуации определяют новый уровень факторов конкурентоспособности компании. В условиях чрезвычайно быстрого распространения и копирования конкурентами инновационных производственных технологий, методов и приемов, сокращения жизненных циклов продукции особую значимость приобретают уникальные для каждой компании ключевые компетенции. Сделан вывод о том, что проблема защиты от имитирования конкурентами составляющих организационных знаний состоит не столько в технических мерах защиты, сколько в системе воспроизводства уникальных знаний.
Ключевые слова: устойчивые конкурентные преимущества, концепция ключевых компетенций, методика формирования и развития ключевых компетенций промышленного предприятия.
Устойчивый экономический рост может обеспечиваться только конкурентоспособной экономикой региона. В мировой теории и практике существуют определенные подходы к обеспечению и оценке конкурентоспособности предприятий, выработке соответствующей промышленной политики на региональном уровне. Наиболее перспективные управленческие теории отражают воздействие на экономическую сферу общества информационных и
коммуникационных технологий, формирующих инновационную экономику (экономику знаний). Первостепенное значение приобретают нематериальные ресурсы предприятия, системы организационных знаний и, в этой связи, как основа обеспечения конкурентоспособности предприятия — методы защиты от их копирования конкурентами с учетом появления небывалых возможностей распространения и обработки информации. Сегодня появился новый вид управленческой деятельности, новая функция управления—управление знаниями, что подчеркивает решающее значение знаний, новых технологий, способности и компетентности персонала, играющих решающую роль в достижении устойчивых конкурентных преимуществ предприятия.
Необходимо отметить, что проблема защиты от имитирования конкурентами составляющих организационных знаний, новых идей состоит не столько в технических мерах защиты с помощью достижений в области программного обеспечения, юридической защиты объектов интеллектуальной собственности, а в системе воспроизводства — уникальных знаний, не поддающихся формализации и копированию. Это в свою очередь означает развитие не только глубоко связанных с личностью каждого сотрудника компании способностей, навыков и умений, но и формирование необходимых для этого
условий, т. е. необходимых параметров самой системы управления, использование наукоемких технологий, опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и способностей. Все данные аспекты включает в себя современная теория о конкурентных преимуществах — концепция ключевых компетенций предприятия.
Основополагающей в развитии концепции ключевых компетенций является работа Г. Хамела, К. К. Прахалада, которая послужила базовой для дальнейшей разработки данной теории в работах других авторов, использующих термины «стержневая компетенция» и «отличительная способность». Все эти термины обозначают уникальные способности, знания, устоявшиеся поведенческие модели организации, которые являются потенциальным источником ее конкурентного преимущества. Успешная фирма в современных условиях использует те же факторы производства, что и ее соперники, но благодаря организационным способностям, компетенциям преобразовывает эти факторы в продукты и услуги, обладающие ценностью для потребителя. Серьезные коррективы в понимание субъектов конкуренции вносит быстрое распространение стратегических альянсов и сетевых структур. Ключевые компетенции не идентичны ключевым факторам успеха. Ключевые компетенции предприятия представляют собой систему организационных знаний, они свойственны только одной компании, не подлежат копированию и наиболее приемлемы и эффективны в данныхуслови-ях. Компетенции — это свойства, подобные навыкам, знаниям, технологиям и отношениям, которые присущи конкурентам на рынке одной отрасли. Общие компетенции не отличаются от компетенций конкурентов в отрасли и не дают наилучшего результата функционирования предприятия, а обеспечивают лишь его выживание в конкретном виде бизнеса. Только на основе ключевых компетенций возможно стратегическое развитие предприятия и обеспечение его конкурентоспособности. Существует множество определений ключевых компетенций. Для лучшего восприятия содержания этого понятия можно дать следующее определение.
Ключевые компетенции — это система взаимосвязанных навыков, умений, способностей персонала организации, направленных на реализацию уникальных инновационных производственных и управленческих технологий, обеспечивающих превосходство продукции по потребительским свойствам по отношению к продукции конкурентов. Это способности компании осуществлять какой-либо бизнес-процесс эффективнее конкурентов, имен-
но система навыков и технологий, а не отдельно взятый навык или технология, создающая исключительную потребительскую стоимость продукта и лидирующее положение компании в отрасли.
То, что ключевая компетенция должна вносить существенный вклад в потребительскую ценность, не означает, что потребитель продукции способен понять сущность ключевой компетенции. Покупатели воспринимают сами преимущества, удобства, выгоды, а не технические и организационные аспекты, которые их создают. Существует важное исключение из правила о том, что ключевая компетенция должна вносить значительный вклад в создание потребительских ценностей. Производственные компетенции, которые приводят к ощутимому снижению издержек, т. е. выгодны для производителя, можно также считать ключевыми, даже если покупатель получает мало или вообще никаких ценовых выгод от них. Таким образом, любой набор навыков, приносящий значительную ценовую выгоду не только клиенту, но и производителю, также можно назвать ключевой компетенцией.
Ключевая компетенция основывается не просто на реактивном реагировании на потребности рынка, а на их прогнозировании и даже создании новых потребностей, что требуют абстрагирования от внешних параметров традиционного продукта и формирования концепции нового продукта.
У любого предприятия имеется ряд навыков и способностей, необходимых для вхождения в отрасль, но не создающих значительной конкурентной дифференциации компаний. Не имеет смысла определять компетенцию как ключевую, если она вездесуща или легко копируется конкурентами. Конкретная компетенция, уже присутствуя во всей отрасли, может быть недостаточно развитой. Такую компетенцию можно расценивать как потенциально ключевую, если имеются возможности для ее развития.
Как уже отмечалось, ключевая компетенция формируется в результате интеграции навыков и технологий. Сложность связана с определением границы между конкретным навыком и ключевой компетенцией. Нецелесообразно говорить о 40—50 или еще большем числе компетенций, более вероятно, что это отдельные навыки и технологии. Однако, если представить иерархию компетенций — от самых главных и ключевых до отдельных навыков, то вопрос грани между навыками и компетенциями непринципиален и зависит в основном от специфики предприятия и процесса управления.
Формирование ключевых компетенций определяется созданием по предлагаемой терминологии
Г. Хэмелаи К. К. Прахалада «стратегической архитектуры», представляющей будущие ценности и «функциональности», предлагаемые потребителю. Невозможно создать подробный план конкурентного поиска на 10—15 лет вперед. Планирование предполагает определенную степень точности параметров (цены, ассортимента, каналов сбыта, функциональных характеристик товара, ресурсов и т. п.). В существующей сложности и динамике рыночных процессов данные параметры невозможно точно рассчитать и на два—три года вперед. «Стратегическая архитектура» показывает те организационные способности и возможности, которые необходимо наращивать в системе сложившихся ситуационных факторов, с целью обеспечения долгосрочной конкурентной позиции компании в будущем. В связи с этим необходимо различать составляющие ключевых компетенций как направления создания «стратегической архитектуры».
Авторы предлагают выделять следующие виды и уровни ключевых компетенций предприятия:
1) динамичные ключевые компетенции — результат сложного взаимодействия уникальных технологий, методов организации и осуществления производства, опыта, навыков, знаний и умений персонала, которые обеспечивают более эффективное, чем у конкурентов, выполнение функций текущей деятельности предприятия по производству и созданию потребительской стоимости продукции. К динамичным ключевым компетенциям относятся:
• ключевые компетенции процессов снабжения, гибкие системы взаимодействия с поставщиками, эффективная логистика;
• ключевые компетенции процессов взаимодействия с потребителем, эффективные методики в сфере маркетинга, рекламы, сбытовая сеть, методы исследования рынка;
• ключевые компетенции производственных процессов, связанные со спецификой производственной технологии, использование современных инновационных технологий, ноу-хау в сфере профиля данной компании;
• ключевые компетенции в области НИОКР, эффективная постоянно действующая система взаимодействия персонала в области НИОКР;
2) системные ключевые компетенции — уникальные организационные системы, технологии и методы управления, являющиеся необходимыми условиями для формирования и развития динамичных ключевых компетенций. К сис-
темным ключевым компетенциям предприятия относятся:
• система управления персоналом, направленная на мобилизацию и эффективное использование творческих способностей работника, высокий уровень корпоративной культуры;
• методики и программы подготовки, развития, обучения и повышения уровня квалификации кадров;
• система управления инновациями, постоянство инновационных процессов, гибкость, способность к быстрой адаптации, своевременному переключению на новые сферы деятельности, использование новых стратегических возможностей;
• эффективная информационная система предприятия, адаптированная к его специфике и использованию современных корпоративных информационных систем;
3) личностные ключевые компетенции — уникальные знания, умения, навыки, таланты сотрудника, определяющие его исключительную важность для деятельности предприятия, функционирования динамичных ключевых компетенций. Данные ключевые компетенции связаны с опытом и способностями конкретного работника предприятия, определяются как неформализуемые, неявные знания, наиболее трудно имитируемые конкурентами. Выделяются следующие уровни ключевых компетенций: динамичные (более других подверженные изменениям, не связанные с конкретными носителями, делятся по функциональным областям) и базовые (обеспечивающие условия функционирования и изменения динамичных ключевых компетенций, наиболее ценные, трудно имитируемые для конкурентов, делятся на системные и личностные).
Предлагаемая методика формирования и развития ключевых компетенций промышленного предприятия позволяет решать задачи управления ключевыми компетенциями на каждом из выделенных авторами этапов: инвентаризации, поиска, разработки, углубления и сохранения ключевых компетенций. Методика основывается на разработке комплекса взаимосвязанных и взаимосодейс-твующих для достижения устойчивого конкурентного преимущества предприятия, направлений его стратегии по видам, уровням и критериям развития ключевых компетенций предприятия.
Методика представлена на рисунке. На первом этапе (инвентаризация) производится выявление
| ЭТАП ИНВЕНТАРИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ |_
Создание специальной аналитической группы экспертов из ведущих специалистов в области стратегического управления (привлечение специалистов консалтинговых фирм)
"Г
Определение области ключевых компетенций: система управления, персонал, компетенции, снабжение, производство, маркетинг и сбыт на основе экспертных оценок
- 1 -
Определение фактического состояния элементов ключевых компетенций I
Получение «инвентаризационной описи» ключевых компетенций; определение имеющихся динамичных, системных и личностных ключевых компетенций Формирование системы ключевых показателей, косвенных пока зателей развития каждого вида ключевых компетенций
Оценка критериев развития ключевых компетенций: рыночного (потребительского) капитала и инвестиционной привлекательности предприятия
Анализ факторов, негативно воздействующих на деятельность предприятия
Формулирование проблем
Выявление факторов, обусловливающих проблемную ситуацию
Определение способов решения проблем
ЭТАП ПОИСКА НОВЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Идентификация функциональных свойств продукта, определяющих его уникальность, новизну и высокую потребительскую стоимость (моделирование «базовой функциональности» продукта), путей повышения операционной эффективности
Идентификация требуемых для обеспечения «базовой функциональности» продукта ресурсов, навыков, способностей и технологий, новых более совершенных методов управления и требуемых личностных компетенций
Идентификация необходимых для отраслевого лидирования компании ключевых компетенций
Построение иерархии навыков и способностей, определяющих их синерге-тическую эффективность
Создание «стратегической архитектуры» в соответствии с новыми возможностями, обеспечиваю_щими «интеллектуальное лидерство» компании в отрасли_
Определение «миграционных дорожек» - путей осуществления новых возможностей
ЭТАП РАЗРАБОТКИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ
Построение стратегии развития предприятия на основе ключевых компетенций, постановка стратегических целей по направлениям:
Базовых ключевых компетенций (стр; тегические цели развития личностных и системных ключевых компетенции Динамичных ключевых компетенций (стратегические цели развития ключевых компетенций по функциональным областям предприятия Рыночное (стратегические цели роста рыночного капитала компании за счет устойчивого превосходства продукции по потребительской стоимости, новизне, уникальности над продукцией конкурентов) Финансовое (стратегические цели обеспечения инвестиционной привлекательности компании)
Формирование системы "ключевых показателей" в стратегическом развитии предприятия
Перевод стратегии развития предприятия на основе ключевых компетенций на уровень оперативной деятельности
ЭТАП УГЛУБЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
факторов, на которых основывается конкурентная стратегия предприятия, определяются используемые источники конкурентных преимуществ.
Необходимо отметить, что представленная методика формирования и развития ключевых компетенций детализируется и адаптируется к специфике каждого конкретного предприятия.
На первом этапе производится определение фактического состояния элементов ключевых компетенций предприятия на основе экспертных оценок областей ключевых компетенций предприятия (в работе выделяются следующие области: система управления, персонал, снабжение, производство, маркетинг и сбыт), получение инвентаризационной описи ключевых компетенций и формирование системы ключевых показателей по каждому их виду.
Поиск ключевых компетенций промышленного предприятия связан с идентификацией их новых элементов на основе определения функциональных свойств продукта, обеспечивающих роль «интеллектуального лидера» компании в отрасли, путей повышения операционной эффективности.
На этапе разработки происходит формализация целей стратегии развития предприятия на основе ключевых компетенций и перевод стратегических целей в форму ключевых показателей, определяющих степень достижения поставленных стратегических целей развития компании на основе ключевых компетенций и их детализация до уровня операционной деятельности.
Этап углубления ключевых компетенций включает в себя контроль за реализацией поставленных стратегических целей, построение гипотез стратегического развития предприятия на основе ключевых компетенций, углубление уникальных знаний, совершенствование навыков, развитие тех способностей персонала, технологий, процессов, организационных систем, которые являются элементами динамичных и базовых ключевых компетенций предприятия.
Сохранение ключевых компетенций осуществляется на основе установки барьеров, защищающих от имитирования конкурентами уникальных параметров внутренней среды предприятия. Методы, применяемые на данном этапе, связаны с мотивацией персонала, юридической защитой объектов интеллектуальной собственности предприятия, эффективностью инновационных процессов, способностями организации к обновлению ключевых компетенций предприятия.
В ходе апробации методики формирования и развития ключевых компетенций промышленного
предприятия проведена инвентаризация ключевых компетенций ряда предприятий г. Красноярска. Можно проиллюстрировать следующий пример промышленного развивающегося предприятия, обладающего ключевыми компетенциями.
Группой экспертов из ведущих специалистов компании проведена оценка выделяемых в методике областей ключевых компетенций (рис. 2). В каждой области выделяются 8 показателей, представленных в табл. 1, максимальное количество баллов в одной области равно 160.
В результате оценки ведущими специалистами компании установлено, что области ключевых компетенций исследуемого предприятия — «производство» и «маркетинг и сбыт».
На основе оценки критериев развития ключевых компетенций (рыночного (потребительского) капитала и инвестиционной привлекательности предприятия), ключевых показателей внешних и внутренних стратегических целей определяется эффективность использования имеющихся ключевых компетенций. Если фактическое состояние элементов ключевых компетенций не соответствует значению критериев их развития — необходим анализ факторов, негативно воздействующих на деятельность предприятия (как во внутренней, так и во внешней среде), ограничивающих развитие выявленных ключевых компетенций, и определения способов их ликвидации.
По результатам проведенных исследований выявлены следующие фактически имеющиеся элементы ключевых компетенций, представленные в табл. 2.
Снабжение
□ Область ключевых компетенций
Рис. 2. Пример оценки областей ключевых компетенций промышленной компании
Таблица 1
Показатели оценки областей ключевых компетенций
Область ключевых компетенций Вид ключевых компетенций Показатель
Снабжение Динамичные ключевые компетенции Надежность и бесперебойность снабжения производственных процессов
Гибкость системы взаимодействия с поставщиками, влияющая на возможность минимизации запасов
Уровень требований к качеству поставляемого сырья и материалов
Уровень взаимодействия с поставщиками
Технологический уровень оборудования для подачи сырья и материалов в производство, его соответствиеуровню производственного оборудования
Общий уровень логистики
Лояльность поставщиков
Способность быстрого поиска новых поставщиков
Производство Степень улучшения потребительских свойств продукции по применяемой технологии по сравнению технологиями-аналогами, применяемыми конкурентами
Наукоемкость технологии
Новизна технологии, соответствие мировому уровню
Гибкость технологии
Сложность освоения производственной технологии
Уникальность используемой технологии в отрасли
Обновляемость производственного оборудования
Технологичность оборудования
Маркетинг и сбыт Эффективность методов исследования рынка
Способность к непрерывному и систематическому анализу потребностей ключевых потребительских групп
Способность к «экспедиционному маркетингу», прогнозированию и формированию будущих потребностей рынка
Разветвленность сбытовой сети
Способность к быстрому продвижению на новом рынке
Эффективность коммуникационной политики с целью информирования потребителя и продвижения продукции
Скорость продвижения нового продукта на рынке
Гибкость маркетинговой стратегии
Управление и организационные системы Системные ключевые компетенции Уровень организации НИОКР
Позиции в области лицензирования и патентования, обладания «ноу-хау»
Уровень корпоративной культуры
Уровень креативности персонала
Способность быстрой организации и адаптации персонала, его переориентации на новые сферы деятельности, реагирования предприятия на изменения во внешней и внутренней среде
Уровень используемых КИС
Эффективность структуры управления, организационных коммуникаций
Уровень мотивации персонала
Персонал Личностные ключевые компетенции Инициативность персонала в разработке рационализаторских предложений
Информированность персонала о стратегии развития предприятия, доступность стратегической информации
Участие персонала в управлении компанией
Востребованность конкурентами ведущих сотрудников компании
Позиция компании в области ноу-хау, связанными с конкретным физическим лицом (работниками компании)
Квалификация кадров
Постоянство кадрового состава, ведущих специалистов компании
Удовлетворенность сотрудников
Анализ элементов ключевых компетенций • условия приобретения и доставки продукции (см. табл. 1), позволяет определить ключевые ком- (реализация продукции в кредит, уровень сер-
петенции исследуемого предприятия: виса);
Таблица 2
Пример выявления элементов ключевых компетенций промышленного предприятия
Ключевые компетенции
Системные
ключевые
компетенции
Личностные
ключевые
компетенции
Динамичные
ключевые
компетенции
Фактическое наличие элементов ключевых компетенций
Эффективная система управления персоналом, система мотивации, поощрение новаторских предложений, креативных решений, повышающих эффективность выполнения функциональных обязанностей работника
Постоянство инновационных процессов (ежегодные инвестиции в развитие компании, производство)
Собственный стиль, корпоративная культура, дружный сплоченный коллектив
Гибкость, способность к быстрой адаптации, открытость новым возможностям (посещение выставок, использование сети Интернет, периодических изданий и других источников информации по инновационным технологиям переработки стекла)
Сотрудники, обладающие навыками, способностями, весомым опытом работы, знаниями, необходимыми для успешного функционирования компании и недоступными конкурентам (знания клиентской базы, связи с поставщиками, партнерами, креативность, профессионализм)
Индивидуальный подход к каждому потребителю, гибкая система скидок, возможность реализации в кредит, отработанная система взаиморасчетов (данная практика отсутствует у конкурентов)
Опережающая технологическая позиция, гибкость производственной технологии, более широкие возможности удовлетворения различных запросов потребителей, чем у конкурентов; более высокая скорость изготовления стеклопакетов на высокотехнологичном оборудовании; наличие уникальных для рынка сбыта компании производственных технологий (закаленное стекло)
• высокое качество и широкии ассортимент стеклопакетов (производство стеклопакетов неправильной формы, из различного вида стекла и с различными свойствами — теплосберегающими свойствами, специальными пленками и др.);
• предложение уникальной для данного региона продукции (гнутого закаленного стекла для внутреннего использования).
Ключевые показатели исследуемого предприятия за 2005—2008 г. представлены в табл. 3.
По результатам апробации этапа инвентаризации ключевых компетенций на предприятии определены
области ключевых компетенций по предлагаемым в исследовании показателям, выявлены имеющиеся динамичные, личностные и системные ключевые компетенции, позволяющие занимать лидирующее положение компании. Расчет ключевых показателей, включающих косвенные показатели развития каждого вида ключевых компетенций и показателей роста рыночного (потребительского) капитала и инвестиционной привлекательности компании (критериев развития ключевых компетенций), показал соответствие фактического состояния элементов ключевых компетенций значению их критериев развития, вместе с тем выявлены некоторые ограничивающие развитие ключевых компетенций факторы:
• факторы, связанные со взаимоотношениями с поставщиками, транспортировкой листового стекла (несоответствие требуемому уровню качественных характеристик стекла, потери, срывы сроков поставки и форс-мажорные обстоятельства при транспортировке);
• несогласованность стратегии и структуры управления компании (широчайший ассортимент, как в коммерческой, так и в производственной сфере деятельности компании, ее дальнейшее динамичное развитие требует более гибкой организационной структуры, повышающей прозрачность и управляемость всех направлений деятельности предприятия);
• приобретение конкурентами оборудования для производства закаленного стекла. Необходимо отметить, что менеджмент исследуемой компании отслеживает все возможные пути инновационного развития предприятия.
В данной публикации, имеющей определенные ограничения по объему, предлагаются основные концептуальные моменты системного подхода к управлению конкурентоспособностью промышленного предприятия. Именно к управлению конкурентоспособностью, так как многие исследователи в этой области и менеджеры обладают пониманием того, что способность компании быть инновационной, удовлетворять, прогнозировать и формировать новые потребности рынка за счет обладания какими-либо уникальными знаниями сотрудников и технологиями и является основой устойчивости конкурентных преимуществ. Многие теоретические подходы раскрывали лишь различные факторы конкурентоспособности предприятия, а в условиях экономики знаний намного более значимым становится концентрация и перестройка всей системы управления (а не однобокое выделение одного фактора) на выявление и развитие «эксклюзивных» организационных способ-
Таблица 3
Система ключевых показателей исследуемой компании
Показатель Год
2005 2006 2007 2008
Экономическая добавленная стоимость (EVA), тыс. руб. 5 047 5 582 5 856 27 453
Отдача на собственный капитал 0,28 0,21 0,19 0,45
Коэффициент текущей ликвидности 3,85 7,27 1,71 2,00
Коэффициент срочной ликвидности 0,95 2,99 0,65 0,89
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25 0,32 0,15 0,23
Показатель финансовой маневренности 0,38 0,16 0,10 0,18
Общий коэффициент покрытия 0,82 0,91 0,67 0,66
Чистый оборотный капитал, тыс. руб. 14 603 23 878 16 772 24 786
Доля рынка, %:
производство стеклопакетов 30 60 70 70
производство закаленного стекла - - 90 90
Доля постоянных клиентов (являющихся клиентами болеедвухлет), % Более 60 Более 80 Более 90 Более 90
Доля новых клиентов (от общей клиентской базы на конец года), % Более 10 Более 40 Более 30 Более 35
Доля нового (обновленного) продукта, % 10 65 30 35
Эффективность производственного цикла (МСГ):
производство стеклопакетов 0,56 0,60 0,63 0,75
производство закаленного стекла - - 0,78 0,78
Уровень освоения новой техники, % 133 68 163 94
Текучесть ключевого персонала, % 0 0 0 0
Коэффициент квалификации работников 0,85 0,89 0,92 0,95
Коэффициент использования квалификации работников 0,89 0,93 0,96 0,96
Интегральный эффект инноваций, тыс. руб. -562 794 -6 082 3 494
ностей. Предлагаемая методика позволяет осуществить данную перестройку в достижении устойчивых конкурентных преимуществ.
Ключевые компетенции не являются просто видом деятельности, в котором предприятие проявляет себя наилучшим образом, или каким-либо фактором конкурентоспособности. Как уже отмечалось, структура ключевых компетенций представляет собой сложную взаимосвязь навыков и технологий. Также можно выделить составляющие ключевых компетенций: системные, личностные, динамичные. Поэтому нецелесообразно говорить об одной ключевой компетенции, но может возникать сине-ргетический эффект, который создается при взаимодействии системных, личностных и динамичных составляющих компетенций, выражающийся в тех или иных потребительских свойствах продукта (услуги). Можно скопировать инструкции к действию, но ключевые компетенции скопировать невозможно именно потому, что уникальна сама комбинация различных элементов компетенций, уникален опыт и личностные характеристики каждого сотрудника и набор преобразуемых ситуационных факторов (доступ к материальным ресурсам, географическое положение и др.), также препятствует имитированию инновационных наукоемких технологий.
Сибирский регион обладает исключительной ресурсной базой, повышение конкурентоспо-
собности является приоритетным в направлении промышленного развития региональной экономики. Имеются ситуационные факторы, которые при применении наукоемких инновационных технологий и соответствующем концептуальном и методологическом наполнении политики развития промышленности будут основой формирования и развития ключевых компетенций промышленных предприятий как основы устойчивых конкурентных преимуществ, повышения конкурентоспособности экономики региона.
Список литературы
1. Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 10.
2. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / A.A. Дынкин,. Ю. В Куренков и др. М.: Меж-дунар. отношения, 2006. 376 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура; Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
4. Кемпбелл Э., Саммерс К. Стратегический синергизм. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
5. Управление знаниями в корпорациях: учеб. пособие / Б.З. Мильнер, З.П. Румянцева, В. Г. Смирнова, А. В. Блинникова. М.: Дело, 2006. - 304 с.
6. Хамел Т. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / пер. с анг. М.: «Олимп-Бизнес», 2002. 288 с.