Научная статья на тему 'Моделирование компетенций команд образовательных проектов при формировании кадрового потенциала аэрокосмических предприятий'

Моделирование компетенций команд образовательных проектов при формировании кадрового потенциала аэрокосмических предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалова С.М., Казакова А.Н., Авдеева К.В., Рунова Е.В.

Кратко представлены основные положения, касающиеся особенностей моделирования компетенций команд образовательных проектов. Выводы основаны на опыте реализации интегрированного образовательного проекта «КМС-2011».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохвалова С.М., Казакова А.Н., Авдеева К.В., Рунова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOMPETENCES OF EDUCATIONAL PROJECTS TEAMS: MODELING FOR THE MANAGEMENT OF STUFF POTENTIAL OF AEROSPACE ENTERPRISES

The research is devoted to the modeling of educational projects of teams for stuff potential of aerospace enterprises.

Текст научной работы на тему «Моделирование компетенций команд образовательных проектов при формировании кадрового потенциала аэрокосмических предприятий»

Решетневскце чтения

Модель компетенций для отбора и оценки участников краткосрочных интенсивных образовательных проектов на базе аэрокосмических предприятий

Кластеры компетенций Компетенции в кластере Направления реализации компетенции

Достижение и действие к1 - Ориентация на достижение А - Интенсивность и завершенность действия, ориентированного на достижения

Б - Масштаб воздействия достижения

В - Масштаб инновативности достижения

к2 - Готовность к порядку и стандартизации А - Самоконтроль

Б - Участие в стандартизации

к3 - Инициатива А - Связь действий со временем

Б - Самомотивация, усилия, предпринятые самостоятельно

к4 - Поиск информации А - Масштаб поиска информации

Когнитивные способности к1 - Знания А - Уровень знаний

Б - Пополнение знаний

В - Распространение собственных знаний в группе

к2 - Аналитическое мышление А - Сложность анализа

Б - Масштаб исследуемой проблемы

к3 - Концептуальное мышление А - Распознавание концепций

Б - Сложность и оригинальность концепций

Личная эффективность к1 - Гибкость А - Широта изменений

Б - Скорость действия

Командная работа к1 - Межличностное понимание А - Восприятие информации от команды

Б - Реагирование на информацию, поступающую от участников команды

к2 - Сотрудничество в команде А - Вовлеченность в команду

Б - Инициативность в развитии команды

О. E. Podverbnikh, E. L. Sokolova, S. M. Samokhvalova Siberian State Airspace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

MANAGEMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF AIRSPACE ENTERPRISES: COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATIONAL PROJECTS

Results of analytical work on creation of a model of competences of a command of short-term educational projects realized on the basis of airspace enterprises are presented.

© Подвербных О. Е., Соколова Е. Л., Самохвалова С. М., 2011

УДК 371:351.851

С. М. Самохвалова, А. Н. Казакова, К. В. Авдеева, Е. В. Рунова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМАНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кратко представлены основные положения, касающиеся особенностей моделирования компетенций команд образовательных проектов. Выводы основаны на опыте реализации интегрированного образовательного проекта «КМС-2011».

Современное предприятие, осуществляющее разработку, производство и сервисное сопровождение аэрокосмической продукции, должно обеспечивать управляемый прирост кадрового потенциала по ключевым направлениям кадровой стратегии. Данный фактор, а также то, что этап разработки и модификации аэрокосмической продукции требует проведения

научных исследований, такие предприятия, как правило, осуществляют целевое взаимодействие с профильными вузами. Стратегическая ориентация Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) на использование инновационных образовательных технологии в процессе формирования кадрового потен-

Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе

циала для одного из наиболее значимых в стране аэрокосмических кластеров стала основой создания инновационной образовательной инфраструктуры вуза. На сегодняшний день одним из лидеров в реализации инновационных образовательных проектов является отраслевой ресурсный центр «Космические аппараты и системы» СибГАУ, где успешно реализуются несколько проектных направлений, в частности, краткосрочные проекты-погружения, обеспечивающие вовлечение максимально широкой аудитории студентов технических специальностей и направлений в целях создания и развития корпоративных, когнитивных и ролевых компетенций в процессе командной работы студентов. Опыт реализации образовательного проекта «КМС-011» подтвердил целесообразность создания в рамках проекта командной структуры (рис. 1).

В целом, необходимость разработки модели командных компетенций показана в дополненной схеме управления человеческими ресурсами проекта [1] (рис. 2). Применение выделенных инструментов и методов в последовательности основано на модели командных компетенций.

Моделирование командных компетенций образовательного проекта, обеспечивающее реализацию описанных в схеме элементов, целесообразно выполнять в рамках адаптированного процесса (рис. 3).

Библиографические ссылки

1. Руководство к своду знаний по управлению проектами. 4-е изд. // Project Management Institute Inc., 2008

2. Спенсер-мл. Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе : пер. с англ. М. : HIPPO, 2005.

Студенты и магистранты

Экспертная команда оценки компетенций

Ж

Команда управления ОП i i i Проектирование К Проектирование К Проектирование К

1 1 Электроника ма д Р Электроника ма д Р 2 Электроника ма д р 3

1 1 1 1 Мех. обработка Мех. обработка Мех. обработка

Команда тренеров

Рис. 1. Командная структура образовательного проекта «КМС-2011»

Рис. 2. Схема управления человеческими ресурсами краткосрочного образовательного проекта

Рис. З. Адаптированный процесс моделирования командных компетенций краткосрочного образовательного проекта (основа для адаптации представлена в исследовании Лайла М. Спенсера-мл. и Сайна М. Спенсера [2])

S. M. Samokhvalova, A. N. Kazakova, K. V. Avdeeva, E. V. Runova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

œMPETENCES OF EDUCATIONAL PROJECTS TEAMS: MODELING FOR THE MANAGEMENT OF STUFF POTENTIAL OF AEROSPACE ENTERPRISES

The research is devoted to the modeling of educational projects of teams for stuffpotential of aerospace enterprises.

© Самохвалова С. М., Казакова А. H., Авдеева К. В., Рунова Е. В., 2Gii

УДК 65.012.4

Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рассматриваются уникальные для каждой компании ключевые компетенции. Становление экономики на инновационный путь развития и преодоление кризисной ситуации определяет новый уровень факторов конкурентоспособности компании.

Решетневские чтения

Устойчивый экономический рост может обеспечиваться только конкурентоспособной экономикой региона. В мировой теории и практике существуют определенные подходы к обеспечению и оценке конкурентоспособности предприятий, выработке соответствующей промышленной политики на региональном уровне. Наиболее перспективные управленческие теории связаны с воздействием на экономическую сферу общества информационных и коммуникационных технологий, формированием так называемой экономики знаний. Первостепенное значение приобретают системы организационных знаний и, в этой связи, как основа обеспечения конкурентоспособности предприятия - методы защиты от их копирования конкурентами. Сегодня появился новый вид управленческой деятельности, новая функция управления -«управление знаниями», что подчеркивает решающее значение знаний, новых технологий, способностей и компетентности персонала в достижение устойчивых конкурентных преимуществ предприятия [1].

Необходимо отметить, что проблема защиты от имитирования конкурентами составляющих организационных знаний, новых идей состоит не столько в технических мерах защиты, юридической защиты, а в системе воспроизводства уникальных знаний, не поддающихся формализации и копированию. Это, в свою очередь, означает развитие не только глубоко связанных с личностью каждого сотрудника компании способностей, навыков и умений, но и формирование необходимых для этого условий, т. е. необходимых параметров самой системы управления, использование наукоемких технологий, опережающее создание, удержание и развитие специфических для нее ресурсов и способностей. Все данные аспекты включает в себя современная теория о конкурентных преимуществах - концепция ключевых компетенций предприятия.

Основополагающей в развитии концепции ключевых компетенций является работа Г. Хамела, К. К. Прахалада [2]. Также употребляется термин «стержневая компетенция», «отличительная способность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.