Научная статья на тему 'Устойчивость развития сельских территорий как условие эффективного функционирования агропромышленного кластера в республике Мордовия'

Устойчивость развития сельских территорий как условие эффективного функционирования агропромышленного кластера в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федонина Оксана Васильевна, Ерочкина Наталья Васильевна

Успешное функционирование любого региона предполагает необходимость обеспечения устойчивого развития всех секторов экономики. Республика Мордовия агропромышленный регион, поэтому рост эффективности сельского хозяйства невозможен без сельских жителей как трудового ресурса. Активное преобразование сельского хозяйства, задачи модернизации агропромышленного комплекса являются приоритетными направлениями государственной политики и в России и в Мордовии. Успешная реализация вышеобозначенных проектов невозможна без формирования модели устойчивого и эффективного развития сельского территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федонина Оксана Васильевна, Ерочкина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивость развития сельских территорий как условие эффективного функционирования агропромышленного кластера в республике Мордовия»

УДК 338.436.33(470.335-22)

Федонина Оксана Васильевна к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Ерочкина Наталья Васильевна к.э.н., доцент кафедры экономики и управления аграрным производством ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация: Успешное функционирование любого региона предполагает

необходимость обеспечения устойчивого развития всех секторов экономики. Республика Мордовия агропромышленный регион, поэтому рост эффективности сельского хозяйства невозможен без сельских жителей как трудового ресурса. Активное преобразование сельского хозяйства, задачи модернизации агропромышленного комплекса являются приоритетными направлениями государственной политики и в России и в Мордовии. Успешная реализация вышеобозначенных проектов невозможна без формирования модели устойчивого и эффективного развития сельского территорий.

Abstract: the Successful functioning of any region implies the need to ensure sustainable development of all sectors of the economy. The Republic of Mordovia agro-industrial region so the growth of the productivity of agriculture is impossible without the rural population as a labour resource. The active transformation of agriculture, the tasks of modernization of the agro-industrial complex are priority

directions of the state policy both in Russia and in the Republic of Mordovia. Successful implementation of these projects is impossible without the creation of a model of sustainable and effective development of the rural territories.

Ключевые слова: кластер, устойчивое развитие, сельское хозяйство,

инвестиции, программы развития.

Одним из типов производственных кластеров Республики Мордовия являются, прежде всего, все подсектора агропромышленного комплекса. Это связано в первую очередь с достаточно выраженным аграрным характером развития Мордовии. Основным ресурсом развития данных сегментов является как рост рынка, так и природный и производственный потенциал, существующий в регионе.

Основными направлениями развития агропромышленного кластера в ближайшее время станут:

1. Выход на новые товарные и географические рынки;

2. Усиление кооперации между предприятиями, формирующими цепочку добавленной стоимости;

3.Проведение технологической модернизации и реализация инвестиционных проектов;

4. Развитие корпоративной структуры сектора;

5.Выстраивание взаимодействия с новыми субъектами развития агропромышленного сектора, локализация которых невозможна на территории региона.

Агропромышленный комплекс Республики Мордовия представляет собой часть общероссийского АПК, в котором выделяются три основные сферы: отрасли промышленности, выпускающие основные средства производства для сельского хозяйства, перерабатывающих и обслуживающих предприятий и организаций; собственно сельскохозяйственное производство; предприятия и

организации, занимающиеся заготовкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство - одна из главных отраслей материального производства республики. За 2006-2011 годы продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась на 30 % (в сопоставимых ценах).

В 2012 г. объем реализации продукции сельского хозяйства достиг 20 млрд. рублей при росте к 2011 году на 18%.

Наращивание объемов производства сельскохозяйственного сырья обеспечивает базу развития нашим перерабатывающим предприятиям. В результате товарная продукция мясоперерабатывающих предприятий возросла по сравнению с 2011 годом на 27%, по молочной продукции рост составил 18%. На 34% возросло производство комбикормов. Более чем в полтора раза увеличено производство сахарного песка.

Различные проекты реализуемые в республике позволят к 2015 году удвоить производство мяса скота и птицы и довести его объем до 300 тыс. тонн в год (например, программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» и «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия» на 2012 - 2014 годы) [1].

Активное преобразование сельского хозяйства, задачи модернизации агропромышленного комплекса являются приоритетными направлениями государственной политики и в России и в Мордовии. Успешная реализация вышеобозначенных проектов невозможна без формирования модели устойчивого и эффективного развития сельского территорий.

Реализация Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здоровье», Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения

занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.

В 2011 году сельхозтоваропроизводителями привлечено более 10,7 млрд. рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» в сельское хозяйство было привлечено более 47,8 млрд. рублей субсидируемых кредитов.

Реализуются отраслевые целевые республиканские программы «Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на 2009-2012 годы» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009-2012 годы». Реализация названных программ позволит существенно увеличить объемы производства продукции животноводства, будет способствовать развитию сельских территорий, повышению уровня жизни на селе, росту конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В АПК республики реализуются 120 крупных инвестиционных проектов: 73 - в молочном животноводстве, 19 - в свиноводстве, 10 - по откорму крупного рогатого скота, 9 - в птицеводстве[2].

Вместе с тем, в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий, реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общереспубликанских интересах потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.

Одним из основных инструментов решения стратегической задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать Республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Результаты ее реализации позволят стабилизировать численность сельского населения, поднять уровень занятости и доходов, приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню.

Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта применения

программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». За период 2003-2011 годы в рамках указанной программы введено 252,5 тыс. кв. метров жилых домов, более 2,7 тыс. сельских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 1,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Активно проводились мероприятия по газо- и водоснабжению сельских населенных пунктов: ввод в действие распределительных газовых сетей 390 км, локальных водопроводов 610 км. Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствуют об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых индикаторов и показателей: уровень газификации сетевым газом домов (квартир) вырос с 77 % в 2006 году до 79,18 % в 2011 году, обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 35 % до 53 процента [2].

Какие основные проблемы призвана решить программа?

1. Дифференциация в уровне оплаты труда между сельскими хозяйством и другими секторами экономики. Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально-приемлемый уровень доходов. В среднем за 2011 год заработная плата работников сельского хозяйства равнялась 10 178,7 рублей в месяц, или 71,3 % от среднереспубликанского уровня.

2. Недостаточный объем строительства объектов социальной и

инженерной инфраструктуры в сельской местности. Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству. Сетевым газом оборудовано 78,72 % домов (квартир). По данным

Роспотребнадзора, только 2/5 жителей села обеспечены доброкачественной водой. [3].

3. Неразвитость дорожной сети привела к исчезновению сельских населенных пунктов с карты республики.

4. Невысокая доступность сельского населения к образовательным, медицинским, культурным, торговым, бытовым и другим социальным услугам.

Сельское развитие сдерживается слабостью институтов гражданского общества и, прежде всего, местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.

При инерционном сценарии развития сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится и село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, и другие общенациональные функции.

Согласно пессимистическому прогнозу Росстата, численность сельского населения Республики Мордовия на начала 2021 года по сравнению с 2010 годом сократится на 53,1 тыс. человек (16,2 %), а удельный вес сельского населения снизится до 36,3 процента [1].

Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения уровня занятости и доходов сельского населения, качества и престижности жизни на селе.

Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями.

Реализацию задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной региональной оценки сельского развития и дифференцированного подхода с учетом сравнительных преимуществ и особенностей сельского развития муниципальных образований Республики Мордовия, поиска точек роста и поддержки приоритетных направлений развития сельских территорий.

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 одах и предлагается разбить на 2 этапа [3].

Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрайонных различий в уровне и качестве жизни в сельской местности на основе сформированных Республикой Мордовия стратегических задач сельского развития с учетом типологии сельских территорий.

Расширится состав направлений и форм государственной поддержки, увеличатся ее объемы. Это обеспечит повышение уровня занятости и доходов сельского населения, улучшение жилищных и других условий жизни, что благоприятно отразится на демографической ситуации в сельской местности.

На втором этапе (2018-2020 годы) предусматривается сосредоточение привлекаемых ресурсов на формировании условий для устойчивого развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и оживления всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы развития села и укрепления финансовых основ местного самоуправления.

Это позволит поднять село на качественно новый уровень развития, устранить резкие диспропорции в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность села для жизни, труда и инвестиций.

Прогнозный объем финансирования Программы в 2014-2020 годах в соответствии с базовым вариантом составит 7,3 млрд. рублей, из которых средства федерального бюджета составят 2,2 млрд. рублей (30,1 %), средства республиканского бюджета - 3,3 млрд. рублей (45,2 %), местных бюджетов и внебюджетных источников - 1,8 млрд. рублей (24,7 %) (в ценах соответствующих лет).

Предлагаемый вариант реализации Программы позволит сформировать необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий: на основе стимулирования развития несельскохозяйственных форм занятости произойдет улучшение инвестиционного климата, будет создана экономическая основа для расширения налогооблагаемой базы экономики сельских

территорий и повышения доходов сельского населения, улучшится структура занятости и расширится рынок труда на селе.

В результате интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, использования инструментов повышения доступности улучшения жилищных условий произойдут коренные изменения в качестве жизни сельского населения, повышении престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности. Потребности сельскохозяйственного производства в квалифицированных трудовых ресурсах и специалистах новых формаций будут восполнены за счет внутренних резервов и привлечения трудовых кадров с учетом новых условий и мотивации сельскохозяйственного труда.

По прогнозным оценкам реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов: [3]

улучшение жилищных условий 1,4 тыс. сельских семей, в том числе 0,9 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии;

повышение территориальной доступности объектов социальной сферы села за счет расширения их сети;

привлечение к занятиям спорту и популяризация здорового образа жизни среди сельской молодежи;

повышение гражданской активности сельского населения; повышение значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.

Список литературы

1. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия (полный текст) » [Электронный ресурс.] -Режим доступа: izvmor.ru>Полный текст (дата обращения: 29.03.2013).

2. Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до

2013 года». [Электронный ресурс.] - Режим доступа: base.consцltant.m>regbase^gi/online.cgi?req=doc... (дата обращения:

30.03.2013).

3. Республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс.] - Режим доступа: ^ю^.гшНа 2014 (дата

обращения: 30.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.