Научная статья на тему 'Законодательное регулирование организации и функционирования системы стратегического планирования в регионе'

Законодательное регулирование организации и функционирования системы стратегического планирования в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Санина Н. В.

В статье анализируется порядок нормативного правового регулирования организации и функционирования системы стратегического планирования развития сельского хозяйства региона (на примере Республики Мордовия). Приводится перечень актов, определяющих основные направления и приоритеты развития отрасли, а также дается характеристика системе органов управления развитием сельского хозяйства Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование организации и функционирования системы стратегического планирования в регионе»

11. ха9а!ама А. Д. ЕI Тпоёоооё! Т ТI-ГЭаатйа тпай ЭадааёаТёу а I поааЭпоаа Т ТI ё аёапоё 1ажао ВШёёпёТё ОаааЭаоёаё ё аа поайаёоаТё / А. А. хаЭаШТа. — 1. : 1 £-1ВА|\11\1, 2003. — 436 п.

I ТпооУёёа 30.09.09.

дле I Г I АДОАЁи Г |_А ВААОЁЁВ I АД Г ЁА I ВАД Г ЁдДОЁЁ Ё Об Г еОЁ I Г ЁВ I АД Г ЁВ ЙЁЙОА 1 и ЙОВДОААЁхАйеI А I I ЁД Г ЁВ I АД Г ЁВ А ВААЁ I Г А

Г . А. ЙаГеГа

А поаоиа агаёёдёЭоаопу 1'ТЭуаТё ТТЭТаоёаПаТ УЭааТаТаТ ЭааоёёЭТааТёу ТЭааТёда-оёё ё бОТёоёТТёЭТааТёу пёпоаш поЭаоааё+апёШ УёаТёЭТааТёу Эадаёоёу паёипёШ оТдуёпоаа ЭааёТТа (Та УЭёТаЭа Ват'оаёёёё 1 ТЭаТаёу). I ЭёаТаёопу УаЗа+аТи аёоТа, ТУЭаааёу^йёо ТпПаТйа ТаУЭааёаТёу ё УЭёТЭёоаой Эадаёоёу ТоЭапёё, а оаёжа ааао-пу оаЭаёоаЭёпоёёа пёпоата ТЭаапа о'ГЭааёаТёу Эадаёоёа! паёипёТаТ оТдуёпоаа 1 ТЭ-аТаёё.

Рассматривая систему стратегического планирования развития сельского хозяйства в Республике Мордовия, необходимо в первую очередь подчеркнуть особую важность и необходимость данной деятельности для обеспечения устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства. Стратегическое планирование является важнейшей частью стратегического управления и в отличие от текущего планирования предполагает учет влияния внешней среды на современное и перспективное состояние отрасли, ее сильных и слабых сторон и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Одними из наиболее эффективных методов стратегического планирования развития сельского хозяйства являются сценарный метод и неразрывно связанный с ним программно-целевой.

Сельскохозяйственным товаропроизво-

дителям программы дают информацию о мерах, которые предполагает осуществить государство для реализации намечаемых им целей, о возможности их участия в этих программах.

В Республике Мордовия до недавнего времени комплексные программы стратегического развития сельских территорий практически не разрабатывались. Слабо проработанная законодательная база на всех уровнях власти препятствует обеспечению устойчивого развития сельских территорий республи-

ки, не позволяет решать актуальные социальные и производственные проблемы на селе. Существенным недостатком плановопрограммной деятельности в республике является отсутствие научной и организационно-методологической базы разработки долгосрочных планов и прогнозов, что приводит к ошибочным управленческим решениям и затрудняет разработку и реализацию стратегических программ.

Система программ развития сельских территорий может быть представлена в виде следующей иерархической структуры нормативных правовых актов.

Первый уровень: федеральные программы и подзаконные акты, регулирующие развитие сельских территорий, вопросы поддержки сельского хозяйства в целом по России. К ним можно отнести:

1) Федеральный закон от 29 декабря

2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

2) Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» (постановление Правительства РФ № 858 от 3 декабря 2002 г.);

3) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и т. д.

Для исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства стра-

© Г. А. Ыатёта, 2009

ны разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

Второй уровень: нормативные документы, регулирующие режим хозяйствования в республике, — Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»; постановление Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. № 589 «О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2008—2012 годы»; Программа обеспечения экономической безопасности Республики Мордовия до 2010 года (Постановление Правительства от 6 июня 2002 г. № 304); Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008— 2010 годы (Постановление Правительства от 30 ноября 2007 г. № 540) и др.

Третий уровень: специальные региональные программы и постановления, нацеленные на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства и агропромышленного комплекса региона, а также разнообразных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности, осуществляемых в сельской местности. К ним относятся:

а) Программа «Развитие племенного животноводства в Республике Мордовия на 2002—2010 годы» (Постановление Правительства от 8 октября 2002 г. № 473);

б) Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (Постановление Правительства от 31 декабря 2002 г. № 620);

в) Республиканская целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов по Республике Мордовия на 2006—2010 годы» (Распоряжение Правительства от 30 мая 2006 г. № 510-р) и т. д.

Особого внимания заслуживает Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008—2012 гг., утвержденная постановлением Правительства РМ от 7 марта 2008 г. № 79.

Ее целями на пятилетний период являются:

а) устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

б) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости, модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

в) сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;

г) формирование эффективного высокотехнологического и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения республики с активным продвижением продовольствия и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на российский, межрегиональный и зарубежные рынки.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

а) создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 г. жилищных условий в сельской местности (в 2012 г. ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых специалистов и молодых семей составит 62,8 тыс. кв. м);

б) повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 53,7 %, а уровня газификации домов природным газом — до 79,7 % за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

в) улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 г. 100 % муниципальных районов республики, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

г) обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 15 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 12 %;

д) повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 70 %.

Отметим существенный недостаток про-

граммы, который, по нашему мнению, заключается в ограниченности перечня используемых базовых показателей, не учитывающих как валовую продукцию, индекс-дефлятор, производство сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна, сахарной свеклы, картофеля, скота, птицы и т. д. [2].

Проведенный анализ общего содержания и основных направлений программы позволяет сделать вывод о том, что она не носит стратегического характера. Скорее, ее можно причислить к долгосрочным планам развития. К такому заключению мы пришли, основываясь на следующих характеристиках документа:

а) отсутствие анализа существующей ситуации и состояния сельского хозяйства с четким определением проблем и путей их решения. Недостаточность оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей данной отрасли;

б) явно не стратегический характер поставленных целей развития;

в) ограниченность горизонта планирования и перспектив развития отрасли пятилетним периодом (стратегические планы, как правило, ориентированы на более длительный период — 10—15 лет);

д) отсутствие проработанных вариантов развития (сценариев), учитывающих тенденции развития отрасли, с одной стороны, и факторы внешнего влияния — с другой;

е) недостаточная проработка механизма реализации программы.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008— 2012 гг. и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 г. (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 г. на 49,1 %. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за пятилетний период должен составить 8,0 %.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен увеличением объемов производства в животноводстве — на 66,5 %, на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала и продуктивности животноводства и ускоренного создания кормовой базы. Для этих целей предпочтение будет отдано возделыванию многолетних бобовых трав, кукурузы с закладкой на сенаж.

Положительное влияние окажет и увеличение инвестиций. Наибольший их прирост в сельское хозяйство, наблюдавшийся в 2006—

2007 гг., является результатом реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». На 1 октября 2007 г. заключены кредитные договоры на привлечение кредитных ресурсов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) в сумме 4,4 млрд руб., получено 3,6 млрд руб. В 2008—2012 гг. рост инвестиций в сельское хозяйство будет продолжаться.

В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 г., а в отношении тракторов — к 2011 г. Всего за период реализации программы будут приобретены более 3 520 тракторов и 878 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 70,8 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов — 70,4 % (к уровню 2006 г.).

С учетом того, что республика полностью обеспечивает себя продукцией животноводства, рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 г. увеличить вывоз мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) с 33 % от объемов производства в 2006 г. до 48 % в 2012 г., молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — с 38 до 54 %. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 59 кг в 2006 г. до 73 кг в 2012 г., молока и молокопродуктов — соответственно с 237 до 268 кг.

Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций к 2012 г. должна повыситься относительно 2006 г. в 2,8 раза и составить 11 433 руб.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на

2008 г. и на период до 2012 г. являются:

а) развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;

б) развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;

в) ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных ресурсосбе-

регающих технологий, связанный с переводом сельхозпредприятий на новые агротехнологии, базирующиеся на применении более эффективных методов производства, новой техники, внесении оптимального количества минеральных удобрений на посевные площади, стимулировании труда;

г) улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

д) повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

е) повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

ж) создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Существующие недостатки программы могут быть компенсированы разработкой Стратегии развития сельского хозяйства Республики Мордовия. Необходимость создания документа обусловлена аграрной ориентацией экономики региона. В 2008 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г., которая определила основные векторы развития агропромышленного комплекса региона [1]. Основные цели стратегического развития:

Производство мяса и мясопереработка

1. Дифференциация товарных и географических рынков:

а) увеличение производства охлажденного мяса;

б) развитие производства говядины.

2. Увеличение объемов производства продукции в регионе.

3. Увеличение перерабатывающих мощностей.

4. Развитие современных сервисов для мясной промышленности:

а) привлечение компаний, осуществляющих сбор, доставку, первичный убой и разделку скота;

б) строительство межрегионального убойного цеха.

Производство яйца

1. Увеличение объемов (доведение производства яйца до 1 100 млн шт. в год.

2. Развитие переработки яйца.

3. Расширение географии и структуры продаж.

4. Снижение энергоемкости сектора.

5. Создание современной упаковки для традиционных и новых продуктов.

Развитие других секторов

1. Производство овощей, овощных консервов, замороженных овощей.

2. Производство спирта и алкогольных напитков.

3. Производство зерна.

Стратегия определяет лишь базовые направления развития агропромышленного сектора Мордовии, детализация которых необходима в подзаконных нормативных правовых актах.

Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования отраслей сельского хозяйства как на федеральном, так и на субфедеральном уровне является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах.

Общая система и последовательность стратегического планирования сельского хозяйства на уровне Республики Мордовия представлена на рисунке. По-нашему мнению, именно такая схема в наибольшей степени позволит решить актуальные задачи. Нарушение последовательности приведет к существенным издержкам, нецелесообразному расходованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, диспропорциям, выступающим причинами длительного кризиса в АПК. Следует отметить, что четко выработанной сельскохозяйственной стратегии, нацеленной на решение основных проблем отрасли, в Республике Мордовия ранее не было. Аграрный сектор функционировал в основном как источник средств, позволявший поддерживать определенные пропорции функционирования всего народного хозяйства.

Система стратегического планирования сельского хозяйства реализуется соответствующими органами государственного управления, службами в хозяйствующих организациях или непосредственными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Порядок взаимодействия этих органов и служб соответствует принятой схеме управления сельскохозяйственным производством, распределению полномочий между органами государственной власти республики и Российской Федерации.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время в Республике Мордовия сложилась стройная система планирования развития сельского хозяйства, которая состоит из двух взаимосвязанных направлений. Первое — это государственное индикативное планирование, включающее разработку прогнозов, программ, других плановых документов, направленных на ориентирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Второе —

хозяйственное планирование, учитывающее ции организации целенаправленной деятель-государственные программы, прогнозы, ори- ности, отвечающей интересам хозяйствующе-ентирующие показатели и выполняющее функ- го субъекта, потребителя его продукции.

Рисунок. Общая система стратегического планирования сельского хозяйства в Республике Мордовия

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ ШЁЛ I Е

1. Ват'оаёёёа 1 ТЭаТаёу. £аёТТй. Т ЫоЭаоааее пТоеаёиТТ-уёТТТТе+апёТаТ Эадаёоёу Вап'Гоаёё-ёё 1 ТЭаТаёу аТ 2025 аТаа [ГЭёГуо АТпоааапоааГ Тй I ЫТаЭаГёа! 25 ПаГоуаау 2008 а.] // Еда. 1 ТЭаТаёё. — 2008. — 7 Тёо.

2. Ват'оаёёёа 1 ТЭаТаёу. I ЭааёоаёиПоаТ. 1ЭТаЭа11а Эадаёоёу ПаёипёТаТ оТдуёпоаа ё ЭааоёёЭТ-ааТёу ЭйТёТа паёиПёТоТдуёПоаат ТТё УЭТаОёоёё, пйЭиу ё ''ЭТаТаТёиПоаёу Ват'оаёёёё 1 ТЭаТаёу Та 2008—2012 аТай : У тоаТТаёаТёа I Эааёоаёипоаа Ват'оаёёёё 1 ТЭаТаёу // Еда. 1 ТЭаТаёё. — 2008. — 14 ТаЭоа.

I ТпооТёёа 23.10.09.

I ОЁОЁАЁи ГАВ р I ЙЙЁЁЙЕАВ Е I ГОАЮЁВ 1АЙО Г I А I ЙА1 ЮТВААЁАГЁВ Ё N I ААр^А Г ЁАААВ I ТАЁЙЕ I Ё ОАВОЁЁ 1 АЛО Г I А I ЙА1 ЮТВААЁАГЁВ 1985 аТаа

N. А. Т ёёё'1'аГёТ

А Поаоиа ЭапМ аоЭёаааопу УЭТаёаТа ПТТоТТяаТёу ёТТОаУоёё ТапоТТаТ ПаТТоУЭааёа-Тёу, ТоЭажапТё а ТТЭТао ЭШёёпёТаТ УЭааа, ё 'ТёТжаТёё АаЭТУаёпёТё оаЭоёё !а-поТТаТ паТ ТоУЭааёаТёу 1985 а. АаоТЭ ТаЭайаао аТёТаТёа Та ТапТТоааопоаёа ''ТаОТ-аТа ё ТГЭаааёаГё^ ТапоТТаТ па!ТоУЭааёаТёу а ОаЭоёё ё даёТТТааоаёипоаа ВТппёё-пёТё ОаааЭаОёё, Та ТаТаОТаёТтои о+аоа Та оТёиёТ «аоёай», ТТ ё «аооа» ТажаоТа-ЭТаТТ-УЭааТайО аёоТа УЭё ёо аёё^+аТёё а УЭааТао^ пёпоаЮ атОааЭпоаа.

При политико-правовой характеристике ствующей в нем системы публичной власти. какого-либо государства, в том числе России, Система публичной власти нашей страны в вряд ли можно обойтись без описания дей- последние два десятилетия подверглась суще© N. А. 1ёёёУаТёТ, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.