Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки'

Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1704
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТИПИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меренкова И.H.

Раскрыты теоретико-методологические аспекты оценки устойчивого развития сельских территорий. Обоснована необходимость определения обобщающего показателя оценки и обеспечения сопоставимости результатов по объектам анализа. Рассмотрены процесс типизации и типологический подход к оценке развития сельских территорий. На основе типологического подхода и интегральной совокупности показателей развития сельских территорий разработана модель комплексной оценки устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки»

УСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕСЕЛЬСКИХТЕРРИТОРИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ

ОЦЕНКИ

И. Н. МЕРЕНКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом E-mail: upr-nii@yandex.ru Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации

Раскрыты теоретико-методологические аспекты оценки устойчивого развития сельских территорий. Обоснована необходимость определения обобщающего показателя оценки и обеспечения сопоставимости результатов по объектам анализа. Рассмотрены процесс типизации и типологический подход к оценке развития сельских территорий. На основе типологического подхода и интегральной совокупности показателей развития сельских территорий разработана модель комплексной оценки устойчивого развития сельских территорий.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, типизация, модель комплексной оценки.

Устойчивое развитие сельских территорий — это динамично развивающийся процесс перехода социально-экономической системы на новый, качественный уровень, направленный на обеспечение экономически обоснованного, экологически безопасного, социально ориентированного расширенного воспроизводства, на повышение уровня и улучшение качества жизни сельского населения.

Переход к новой парадигме управления устойчивым развитием сельской территории невозможен без изучения внутреннего механизма ее устойчивого развития, определения его движущих сил, построения моделей комплексной оценки устойчивого развития территории. Если устойчивое развитие сельских территорий рассматривать как самостоятельное экономическое явление, структурно и функционально связанное с проводимыми в стране реформами и сложившейся экономической реальностью в регионах, то решение проблемы

устойчивости должно исходить из существующей финансово-экономической ситуации, а также учитывать социальную, экологическую, демографическую специфики и особенности территориальных образований региона.

Научные подходы к устойчивому развитию сельских территорий и имеющиеся концепции устойчивого развития определяют стратегические задачи глобального, государственного и региональных уровней, не затрагивая глубоко локальные (районные) уровни. При этом проблемы устойчивого развития сельских территорий в условиях становления системы самоуправления, которая является, по сути дела, основным социально-экономическим институтом, осуществляющим жизнеобеспечение населения на районном уровне, до сих пор остаются слабо исследованными и нерешенными.

Применяемые инструменты горизонтального и вертикального выравнивания развития территорий ориентированы прежде всего на обеспечение макроуправляемости региональной системы, что в определенной мере привело к ресурсной зависимости от вышестоящего уровня, усилению социальной несправедливости, снижению интереса у органов власти субъекта Федерации и местного самоуправления к формированию эффективной региональной и местной политики для развития сельских территорий.

Достижение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий требует в первую очередь решения задач разработки и внед-

рения стимулирующих механизмов, побуждающих территории прилагать усилия по наращиванию собственной совокупной ресурсной базы, формированию и укреплению своего финансового потенциала. Решить эти задачи без объективной оценки социально-экономического состояния сельских территорий практически невозможно [3].

В настоящее время отсутствует единая (унифицированная) методика мониторинга и оценки комплексного социально-экономического развития сельских территорий. Сложившийся механизм оценки развития сельских территорий региона основан исключительно на анализе применяемых так называемых рейтинговых, экспертных оценок, которые используются в отдельных отраслях, сферах и становятся базовыми для ранжирования конкретной территории в ряде административно-территориальных субъектов [1]. Но даже такая оценка не применяется на уровне сельских территорий, и в ней чаще всего присутствует не только объективный, но и, что особенно отрицательно, субъективный фактор.

Поэтому необходимость комплексной системы оценки социально-экономического, институционального и экологического состояний сельских территорий очевидна, а ее объективные результаты позволят выработать подходы к оптимизации источников финансирования жизнедеятельности сельских территорий и будут способствовать принятию обоснованных управленческих решений и формированию эффективной политики на региональном и местном уровнях.

Комплексная оценка развития сельских территорий представляет собой информационную базу (на основе данных статистики) и аналитическую систему мониторинга экономических, социальных, природных и в целом управленческих процессов на территории, на основе чего становится возможным определение типа и степени развития территории.

Следует отметить, что в настоящее время информационный ресурс практически недоступен для всех категорий пользователей сельской территории, а существование разрозненных информационных систем мешает созданию единого информационного пространства, что негативно отражается на низовых уровнях управления. Прежде всего это касается сельскохозяйственных организаций как основного звена АПК, а также самих территорий, на которых они функционируют. Кроме того, до сих пор не налажен мониторинг сельского развития по районам, и определение фактического социально-

экономического уровня развития территории на различных этапах и в различных экономических условиях ее функционирования достаточно затруднительно, что мешает правильному принятию экономических и управленческих решений на сельской территории.

Это прежде всего связано с тем, что статистическая информация, агрегированная на уровне среднерегиональныхпоказателей, мало приспособлена к использованию на муниципальном уровне, так как не дает возможности с достаточной объективностью и в полной мере отразить все аспекты и особенности социально-экономической ситуации в районах и сельских поселениях области. Главное заключается в том, что упускается возможность исследования того, что происходит на селе, и отсутствует комплексная оценка развития сельской территории.

Поэтому, учитывая сложившиеся обстоятельства, мониторинг сельского развития по муниципальным районам возможно проводить на основе данных, полученных как минимум из трех источников:

• данные территориальных органов государственной статистики, министерства по налогам и сборам и других ведомств, располагающих необходимой информацией, а также данные, предоставляемые на договорной основе организациями реального сектора экономики;

• информация, имеющаяся в распоряжении отраслевых подразделений администрации муниципального образования, а также соответствующих специализированных организаций, отвечающих за реализацию вопросов местного значения на сельской территории;

• результаты репрезентативного опроса представителей всех слоев местного сообщества путем анкетирования, проведения специальных опросов общественного мнения, организации «общественных приемных дней», дней «прямого провода», конференций, семинаров специалистов, собраний, сходов граждан, интерактивного голосования по отдельным темам ит. д. [2].

Все информационные и аналитические материалы целесообразно свести в два основных блока:

1) информационно-аналитический блок, содержащий аналитические материалы, характеризующие внутреннюю среду сельских территорий:

• противоречия и условия, их порождающие, а также оценка возможного позитивного и нега-

тивного их влияния на сельские территории;

• потенциальные и действующие ресурсы (финансовые, трудовые, природные, культурные, рекреационные и т.д.), которые могут быть вовлечены в развитие сельских территорий; 2) информационно-аналитический блок, содержащий аналитические материалы, касающиеся внешнего влияния на сельскую территорию:

• политические, экономические и социальные тенденции, которые могут оказать на развитие сельских территорий положительное или отрицательное воздействие;

• потенциальные и действующие ресурсы, которые могут быть вовлечены извне для развития муниципальных образований.

С помощью количественной и качественной оценки внешней и внутренней среды, в которой действуют хозяйствующие субъекты территории, уточняются и оцениваются внутренние и внешние ресурсы, которые могут быть привлечены для развития сельских территорий, оценивается конкурентоспособность муниципального образования.

Так как сельские территории имеют унифицированный набор природных факторов, сфер деятельности, отраслей, а устойчивое развитие отражает комплексное влияние различных факторов, то основной задачей является получение обобщающих показателей на основе сведения разнокачественных показателей, характеризующих использование отдельных факторов развития. При определении обобщающего показателя возникает проблема обеспечения сопоставимости результатов по объектам анализа.

Следует отметить, что межрегиональные различия не охватывают всего разнообразия сельской местности, различия между районами внутри одного региона часто оказываются выше, чем различия между регионами. В связи с тем, что сельские территории неоднородны даже в пределах одного региона, то очень важен типологический подход в оценке развития сельских территорий, позволяющий установить характер территориальной дифференциации.

Процесс типизации невозможен без предварительного разделения единого экономического пространства региона (муниципального образования) на различные по сопоставимой совокупности признаков территории [5]. Это происходит под воздействием как объективно действующих рыночных механизмов, так и нормативных документов, разрабатываемых органами управления различного уровня, экономических рычагов (налогов, субси-

дий, других форм воздействия). В данном случае часть целого — сельские территории муниципальных районов региона — рассматриваются и как объект с присущими ему характерными признаками, и как формирование с рядом специфических особенностей.

Выявление типологических признаков предполагает на основе количественных параметров установление качественной разнородности социально-экономического развития сельской территории — определение характера ее территориальной дифференциации. Отмечая наиболее существенные черты определенных признаков, устойчиво повторяющихся в исследуемых сферах развития территорий, формируются характерные признаки, которые являются типологическими.

Используя методологию системного анализа и исходя из необходимости рассмотрения сельской территории как сложной иерархической структуры, можно сделать вывод, что устойчивость ее развития более полно может быть выражена следующими составляющими: экономической, социальной, экологической и институциональной.

Для оценки устойчивого развития сельских территорий одним из важных составляющих является экономическое развитие. Данный блок характеризуют производственно-экономические показатели деятельности предприятий различных отраслей экономики на сельской территории.

Большое значение для развития территорий имеет социальная обстановка, которая обусловливает нормальное жизнеобеспечение сельского населения и в большой степени влияет на трудовые и в целом экономические процессы. Несмотря на определенные положительные сдвиги в развитии социальной базы и инженерной инфраструктуры на селе в последние годы (принят и реализуется целый ряд государственных социально-экономических программ по сельскому развитию села), в настоящее время этого недостаточно. Необходимы более эффективные, кардинальные меры.

Немаловажным в развитии территории является экологический блок [7]. Начальным элементом цепи загрязнения окружающей среды является техногенная деятельность человека, затем почва, аккумулирующая в себе токсичные вещества. Получение экологически чистой продукции сельского хозяйства обусловлено предотвращением перехода токсичных веществ сначала в почву, затем в растения и из кормов в животный организм.

В сельском хозяйстве затраты на сохранение экологического равновесия обеспечивают повы-

шение качества земельных ресурсов и окупаются доходом, который получает производитель за счет реализации дополнительных объемов, качества и сохранности продукции.

Институциональная составляющая позволит охарактеризовать методы и тип управления субъектами, функционирующими на территории, осуществить наиболее полную собираемость налогов, влияющую на формирование бюджета, и предусмотреть его рациональное расходование.

Каждая из составляющих имеет количественное выражение через собственную группу показателей. При их обосновании весьма важным является соблюдение определенных требований: системность, измеряемость, адекватность, сопоставимость, сводимость, прозрачность, направленность, достоверность.

Изучение динамики устойчивости развития сельских территорий в практике развитых стран опирается на результаты статистического наблюдения. Получение этих данных и формирование динамических рядов связано с необходимостью объединения и анализа сведений из различных источников, получения данных, существенно меняющихся как во временных рамках, так и по различным территориям. В разных странах используются разные критерии отнесения к разному типу сельских территорий и перечень социальных и экономических показателей, используемых для оценки изменений в сельских районах [6].

Так, рассматривая опыт стран Европейского Союза, можно отметить, что ими разработан специальный перечень социальных и экономических показателей, которые используются для оценки изменений в сельских районах. Для его формирования была собрана статистическая информация более чем по 500 показателям, полученная различными способами и из разных источников.

Была проведена экспертная оценка этих показателей на чувствительность, аналитическую обоснованность, соответствие общепринятым понятиям, возможность использования в качестве базовых для получения тех или иных расчетных показателей, а также их значимости для формирования сельской политики. В результате было выбрано всего лишь 55 показателей, использование которых было признано «надежным методом» получения сведений для нужд органов управления, формирующих и реализующих политику развития сельских районов. Отобранные показатели были сгруппированы по следующим блокам:

1) население и миграция;

2) социальное благополучие — качество жизни;

3) структура экономики и показатели экономического развития.

Из этого следует, что адекватность оценки уровня устойчивого развития достигается путем использования репрезентативной системы оценочных показателей и коэффициентов.

Однако данный опыт стран не применим для российских условий не только из-за отсутствия достоверной информации из разных источников, но и из-за того, что эти показатели, как считают ученые ВИАПИ им. А. А. Никонова, не в полной мере могут охарактеризовать специфику устойчивого развития сельских территорий как регионального, так и районного уровней, да и вообще на данный момент времени такой системы оценочных показателей не существует [4].

Поэтому в целях формирования в России системы статистического наблюдения за устойчивым развитием сельских территорий ими были предложены следующие основные блоки показателей:

• базовые показатели, которые характеризуют территорию и уровень ее экономического развития (9 показателей);

• социально-демографические показатели, призванные дать характеристики сельского сообщества и условия его развития, включая миграционные потоки, криминогенную обстановку (26 показателей);

• показатели, характеризующие состояние сельских социальной и инженерной инфраструктур, что позволит проводить мониторинг доступности базовых социальных услуг для сельского населения, жилищных условий и прочего в целях улучшения качества жизни на селе (37 показателей);

• показатели, институциональной структуры производства, позволяющие охарактеризовать типы хозяйствующих субъектов, включая малые формы хозяйствования, исходя из того, что «сельское хозяйство» в современных условиях не является синонимом понятия «сельскохозяйственная деятельность» и не может обеспечить 100 %-ной занятости населения сельских территорий, а также распространение и развитие различного рода сельскохозяйственных потребительских кооперативов как института, в наибольшей степени учитывающего интересы сельскихжителей (8 показателей);

• производственно-экономические и финансовые показатели, характеризующие структуру

сельской экономики, включая показатели развития и эффективности сельскохозяйственной деятельности, финансовые результаты, бюджетную поддержку сельскохозяйственной деятельности, уровень развития материально-технической базы, реализацию продукции, инвестиции, инновации, показатели развития пищевой промышленности, экспорт основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д. (23 показателя); • показатели изменения в структуре землепользования (в целом и с учетом изменений в использовании сельскохозяйственных земель), состояния и сохранения окружающей среды (18 показателей).

Одним из важных направлений при оценке устойчивого развития сельской территории является выбор критерия устойчивого развития для обеспечения взаимной увязки и согласованности системы показателей.

Необходимо четко различать критерии и показатели устойчивого развития. Под критериями понимается направление выбора развития, т. е. через что достигается это развитие. Выбор критерия должен исходить в первую очередь из сущности устойчивого развития сельской территории и фиксировать основные ее цели, что в свою очередь создает предпосылки для выработки показателей, характеризующих развитие. В этом случае обеспечивается целостность системы показателей, учитывающей взаимосвязи всей территории и отражающей элементы и стадии ее развития. У каждого критерия имеется своя система или набор показателей, с помощью которых может быть получена адекватная оценка развития.

В рамках этих направлений разработана система критериев и показателей устойчивого развития сельской территории в разрезе основных сфер этого развития, позволяющая количественно определить ее уровень и интенсивность изменения.

Так, для сферы экономического развития основным критерием является уровень устойчивости воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве территории, а основными показателями — урожайность и продуктивность сельскохозяйственной продукции; рентабельность реализации продукции с учетом субсидий; стоимость валовой продукции на 1 занятого в сельскохозяйственном производстве; затраты на производство продукции на 1га сельскохозяйственных угодий; выручка от реализации продукции на 1 занятого в сельскохозяйственном производстве.

Для сферы социального развития критерием можно считать степень достижения высокого уровня и качества жизни сельского населения территории, а показателями — уровень воспроизводства населения; коэффициент естественного движения населения районов; доля занятого сельского населения; уровень безработицы в сельской местности; уровень развития социальной инфраструктуры; уровень развития инженерной инфраструктуры; соотношение среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций со среднерайонной заработной платой; объем розничной торговли на душу населения объем предоставленных услуг на душу населения, уровень жизни населения.

Критерий для сферы экологического развития— степень обеспечения плодородия почвы территории, а показатели — уровень экологической безопасности; уровень использования биологических ресурсов и полезных ископаемых; процент распа-ханности земель; содержание гумуса в почве; доля кислых почв, затраты на минеральные удобрения на 1 га пашни; изменение пашни за определенный период времени.

Уровень эффективного управления территорией является критерием институциональной сферы развития, а к основным показателям относятся: уровень бюджетной самообеспеченности; доходы местных бюджетов на 1 жителя; расходы бюджета на 1 жителя; исполнение бюджета в расчете на 1 жителя; расходы на органы местного управления в расчете на 1 жителя; уровень инвестиционной активности и привлекательности территории; применение средств целевого финансирования на 1 га сельскохозяйственных угодий.

Предложенная система показателей устойчивого развития сельских территорий позволит получать объективные сведения о состоянии, происходящих изменениях в развитии территории, оценивать устойчивость функционирования его различных сфер и выявлять закономерности развития с учетом пространственно-временных характеристик указанных процессов.

Исходя из обозначенной системы критериев и показателей, процесс оценки устойчивого развития сельских территорий заключается в следующем. Сначала решается, в какой проблемной области будет применена оценка, собирается вся информация для нее, определяются критерий и перечень показателей развития (абсолютных, удельных, относительных, агрегированных) в различных значениях. Затем проводится оценка по каждой составляющей развития, на основе интегральных

показателей осуществляется комплексная оценка. Полученные результаты систематизируются и используются для разработки планов, программ и проектов развития территорий.

Учитывая существующие межрегиональные и межрайонные различия, а также необходимость определения комплексного влияния различных факторов на развитие территории, была разработана модель комплексной оценки устойчивого развития сельских территорий на основании типологического подхода и методики оценки сельских территорий, включающей интегральную совокупность показателей (см. рисунок).

Приведенные в каждом блоке модели показатели могут использоваться одновременно и в том, и другом виде оценки, но в отдельности, как для типологии, так и для методики оценки применяется унифицированный набор показателей, более полно характеризующий ее назначение.

Определение степени дифференциации сельских территорий и их типа включает следующие этапы: • выбор наиболее существенных показателей социально-экономического развития на основе статистических данных за определенный период, характеризующих особенности развития территории;

• группирование районов по показателям экономического, социального, экологического и институционального развития сельских территорий;

• проведение балльной оценки и определение уровня развития сельских территорий по основным ее составляющим;

• осуществление типизации сельских территорий районов региона.

Проведенная оценка развития сельских территорий районов области на основе типологического подхода отражает фиксированное состояние социально-экономической системы, в то время как устойчивое развитие этой системы больше характеризуется систематическим приращением результата.

В связи с этим была разработана методика комплексной оценки устойчивого развития сельской территории районов области на основе интегрированной совокупности показателей, учитывающая вклад частных оценок отдельных составляющих развития в общий показатель по каждому району региона и содержащая следующие основные этапы:

• выбор показателей-индикаторов и расчет их индивидуальных индексов для определения темпов изменения за определенный период;

Выбор наиболее существенных социально-

экономических показателей, характеризующих особенности развития сельских территорий

Группирование районов по показателям экономического, социального, экологического и институционального развития сельских территорий

Проведение балльной оценки и определение уровня развития сельских территорий по основным ее составляющим

Осуществление типизации сельских территорий районов региона

ЦЕЛЬ

Комплексная оценка устойчивого развития сельских территорий районов региона

ЗАДАЧИ

Разработка системы критериев и показателей развития сельских территорий районов региона Выявление типичных признаков развития сельской территории районов региона Дать оценку развития сельских территорий районов региона

РАЗВИТИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ)

Экономическое Производственно-экономические и финансовые показатели, характеризующие развитие сельской экономики и уровень устойчивости воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве

Социальное Социально-демографические показатели, определяющие уровень и качество жизни сельского населения, и показатели, характеризующие состояние сельской социальной и инженерной инфраструктур

Экологическое Показатели, показывающие изменения в структуре землепользования и степень плодородия почвы территории

Институциональное Показатели, выявляющие уровень эффективного управления территорией на основе ее бюджетно-финансовой обеспеченности и затрат на органы местного самоуправления

РЕЗУЛЬТАТ

Дифференциация сельских территорий районов по типам и уровню устойчивости

Выбор показателей-индикаторов и расчет их индивидуальных индексов для определения темпов изменения за определенный период времени

Выделение наиболее значимых индивидуальных индексов через рассчитанные весовые коэффициенты и их нормирование для нивелировки колебания по годам

Проведение интегральной оценки каждой составляющей устойчивого развития сельских территорий по коэффициенту устойчивости

Определение суммарной интегральной оценки и уровня устойчивого развития по комплексному коэффициенту устойчивости

Модель комплексной оценки устойчивого развития сельских территорий

• выделение наиболее значимых индивидуальных индексов через рассчитанные весовые коэффициенты и их нормирование для нивелировки колебания по годам;

• проведение интегральной оценки каждой составляющей устойчивого развития сельских территорий районов и анализа их развития по коэффициенту устойчивости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определение суммарной интегральной оценки и уровня устойчивого развития по комплексному коэффициенту устойчивости.

Таким образом, используя предложенную комплексную оценку устойчивого развития сельских территорий, можно достаточно объективно оценить эту устойчивость, определив типы районов по уровню развития и группы районов по степени устойчивости, и выделить прежде всего те территории, которым необходимы срочные меры по восстановлению их социально-экономического потенциала, а также комплексные меры по сохранению территории в целом.

Список литературы

1. Бочаров В. Ю. Мониторинг социально-трудовой сферы села сельского хозяйства Самарской области//Экономика сельскохозяйственных и

перерабатывающих предприятий. 2008. №11. С. 72-74.

2. Гриценко Г.МРациональная организация экономики АПК сельского муниципального района / 2-е изд., перераб. и доп. Барнаул, 2007.

3. Киселёва Л.Л.Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология исследования, модели, управление. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.

4. Корбут Л. С. Основы статистического наблюдения за устойчивым развитием сельских территорий // Сб. научно-практической конференции «Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса» (Никоновские чтения 2008). 2008. С. 454-458.

5. Межонова Н. В. Типология сельской местности как инструмент региональной политики // АПК: Экономикаиуправление. 2009. № 2. С. 81—84.

6. Мерзлое А. С., Леонова H.A. Разработка программ развития сельских территорий хозяйства в Германии //АПК: Экономика и управление. 2009. №1.С. 87-90.

7. Чогут Г. И. Эффективность функционирования эколого-экономических систем в сельском хозяйстве: теория, методология, практика. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.