Устойчивое развитие селитебных территорий исторических районов северных городов в рамках концепции адаптивного повторного использования
Цыплакова Елена Германовна
доктор технических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, naja458@yandex.ru
Янкевич Юлия Германовна
кандидат экономических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, Iulia.yank@gmail.ru
Янкевич Нонна Константиновна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный строительный университет, nonnayan@gmail.ru'
архитектурно-
Синько Галина Иосифовна
кандидат философских наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, Sinko70@mail.ru
В данной статье с целью решения экологических проблем территорий северных городов, в частности, исторического центра Санкт-Петербурга с его уплотненной рядовой застройкой, дворами-колодцами и глухими дворами, рассмотрены примеры адаптивного повторного использования старого жилого фонда под паркинги, городское фермерство и досуговые центры. Адаптивное повторное использование зданий старого жилого фонда, т.е. изменение их функционального назначения с сохранением исторического облика застройки, позволит, с одной стороны, решить экологические, транспортные и продовольственные проблемы городских территорий, улучшить экологические характеристики автомобиля и повысить срок его службы, «вдохнуть» новую жизнь в старую застройку, повысить привлекательность и чистоту дворовых территорий, обеспечить горожан максимально свежей продукцией городского фермерства. С другой стороны - позволит организовать выгодный и доходный бизнес, расширить сферу услуг, а в целом - обеспечить устойчивость исторических территорий северных городов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, адаптивное повторное использование, старый жилой фонд, автомобиль, многоуровневый паркинг, городское фермерство. экологические проблемы
В современных условиях все ухудшающейся экологической обстановки, любая деятельность, направленная на улучшение качества городской среды приобретает актуальность. Особую значимость приобретает качество городской среды северных городов. Это среда, искусственно созданная человеком на территориях, где в суровых климатических условиях все биологические и химические процессы протекают малоактивно, и любая излишняя антропогенная нагрузка на эти территории может привести к опасным экологическим последствиям. Следовательно, северным городам нужна своя стратегия, позволяющая развиваться обеспечивая качество жизни и экологическую безопасность.
Такой стратегией сегодня может выступать концепция устойчивого развития, в которой устойчивость городской среды не ограничивается только экологическими аспектами взаимодействия человека и природы, а включает различные социальные, экономические, экологические и культурные направления. Город рассматривается как система, в которой совместно обеспечивается социальный комфорт и экологическая безопасность за счет упорядочения хозяйственно-экономической деятельности, расширения разного вида услуг и сохранения культурно-исторического наследия. Устойчивое развитие города обеспечивает его населению безопасное качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экономического потенциала.
Российские северные территории, самые урбанизированные в мире, но, особенно сегодня они подвержены загрязнению и истощению. Крупнейший северный мегаполис - Санкт-Петербург - входит в десятку самых загрязненных городов России, занимая второе место. Среди факторов загрязнения - и повышенная автомобилизация, и скученность населения, и нарушение санитарно-гигиенических условий проживания населения. Причина - суровые климатические условия и неприспособленность исторических городов к современным условиям урбанизации и автомобилизации.
Жилые районы исторической части города представлены сверх плотной брандмауэрной периметральной застройкой, являющейся отличительной чертой города. Это, как правило, доходные дома довольно высокой этажности (5-7 этажей) с глухими дворами и дворами колодцами очень небольшой площади. Основные проблемы жилой исторической застройки подробно рассмотрены в работах [7,10]. Среди общих проблем можно выделить такие как износ и аварийность зданий, отсутствие инсоляции, аэрации, озеленения и парковочных мест. Отсутствие парковочных мест ведет к тому, что все свободные территории дворов, газоны, детские площадки и прилегающие улицы и проезды заняты припаркованными автомобилями. В результате нарушается визуальный комфорт, пропускная способность, увеличивается загазованность, особенно при пуске и прогреве холодного двигателя автомобилей, при движении автомобилей на малых скоростях. Высокая этажность домов и малая площадь дворов способствуют возникновению застойных зон с огромным превышением ПДК вредных веществ отработавших газов двигателей автомобилей, а отсутствие аэрации и инсоляции еще более усугубляет положение.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о
м «
fO
es о es
о ш m
X
<
m О X X
Только по СО значения могут доходить до 10-12 ПДК и выше. Также - шумовое загрязнение, которому способствует высокая этажность - пуск и прогрев двигателей, бесконечное хлопание дверьми, звуки сигнализации и т.д. Отсутствие инсоляции способствует развитию биологического загрязнения, бактериального, протозойного и т.д. Естественно, об устойчивости подобных городских территорий говорить не приходится, что особенно опасно в условиях северной экстремальной среды. По санитарно-гигиеническим характеристикам подобные здания не пригодны для проживания человека и должны подлежать расселению. Как объекты жилой недвижимости они также пользуются наименьшей популярностью, особенно, если это касается квартир первых этажей, в третьем дворе, в «глухих» дворах и во дворах колодцах. [7, 10]
В связи с этим, в рамках концепции устойчивого развития стратегией развития селитебных территорий северных городов может быть предложено адаптивное повторное использование этих объектов недвижимости, особенно тех, которые по санитарно-гигиеническим и экологическим нормам опасны для проживания людей. Сегодня, адаптивное повторное использование зданий, подразумевающее изменение функционального назначения объекта с сохранением исторической застройки, прекрасно вписывается в различные концепции устойчивого развития территорий, зеленой экономики, циркулярной экономики, может быть предложена как стратегия развития бизнеса. В нашей стране этот термин чаще используется при изменении функционального назначения промышленных зданий. Но сегодня за рубежом и в нашей стране имеется множество примеров, когда общественная и жилая застройка приспосабливаются под различные нужды, например, под музеи, отели и хостелы, арт-студии, паркинги и т.д. Здания, расположенные в историческом центре, на набережных, возле зеленых зон, недалеко от памятников культуры и истории, заброшенные или функционирующие, всегда представляют большой интерес для города и девелоперов.
Сегодня, можно предложить три направления адаптивного повторного использования зданий - строительство паркингов, городское фермерство, организация социально-досуговых центров. Паркинги и городское фермерство свою востребованность показали в условиях пандемии. Паркинги стали особо актуальны, когда личный автомобиль, вопреки «передовому зарубежному опыту», в условиях пандемии доказал свою необходимость, обеспечивая изоляцию и безопасность с сохранением мобильности. Также в условиях пандемии и карантина автомобили горожан, находившихся на карантине, нужно было где-то хранить, а мест для этого, естественно, недостаточно. Автовладельцы вынуждены были занимать все свободные пространства, включая газоны и тротуары, откуда их автомобили эвакуировались сотрудниками ГИБДД, которые вместо того, чтобы обеспечивать спокойствие граждан, заполняли свои штраф стоянки. Это еще раз доказывает необходимость строительства паркингов, которые могут не только вмещать автомобили, но и быть местом реализации различных бизнес-проектов. А городское фермерство, как бизнес, в условиях пандемии показал хорошие результаты, оставаясь очень прибыльным, давая экологически чистый и стабильный урожай, пользующийся спросом у населения. Еще одно направление -организация досуговых центров, способствующих организации свободного времени как пенсионеров, так и молодежи с целью саморазвития, самореализации и просто проведения времени в кругу новых друзей и единомышленников, что позволит решить многие социальные проблемы.
Сегодня одна из общих проблем городских территорий, в том числе и исторических - неразвитость парковочного пространства. Количество автомобилей все увеличивается, а хра-
нить их негде. Как показал проведенный анализ, уровень обеспеченности автомобилей местами для парковок в Санкт-Петербурге составляет от 20 до 30%, и эти цифры все сокращаются. Свободных территорий в исторически сложившихся районах с плотной капитальной застройкой практически не осталось, и то их стараются застроить элитным жильем. Однако, имеется очень много аварийных зданий старого жилого фонда, зданий расположенных в третьих или «глухих» дворах, дворах «колодцах», которые по условиям аэрации и инсоляции не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и опасны для проживания людей. Именно эти здания прекрасно подходят для создания паркингов. Паркинги, созданные в местах проживания владельцев автотранспортных средств будут не только востребованы и удобны горожанам, но, имея привлекательный фасад, ликвидируют унылость дворовых территорий, улучшат визуальный комфорт, снизят транспортную напряженность, обеспечат экологическую безопасность. [3,5,6,10]
По данным КУГИ, в Санкт-Петербурге имеется свыше 1,5 тыс. аварийных домов, которые можно реконструировать под многоуровневые паркинги. Только в историческом центре выявлено порядка 80 таких домов. Здание под паркинг нужно выделить в каждом глухом дворе или дворе колодце. В таких зданиях паркинги строить гораздо дешевле, чем, например, подземные. От здания остается только фасад, который изменяется и «оживляется» современными облицовочными материалами, внутреннее пространство реконструируется под паркинг. Средняя себестоимость квадратного метра простейшего наземного паркинга с минимумом инженерных систем в таком здании составляет около 17 тысяч рублей за квадратный метр. В зависимости от используемых технологий, материала и оборудования эта цена может увеличиться. Минимальная стоимость квадратного метра подземного паркинга начинается от 25 000 рублей за квадратный метр и может доходить до 120 тысяч. Строительство паркингов, конечно, потребует капиталовложений, но и окупятся они течение двух-пяти лет. [8,9]
При грамотном подходе многоуровневые паркинги могут быть инструментом в обеспечении устойчивости подобных городских территорий. Хранение автомобилей в закрытых отапливаемых помещениях паркинга снизит пусковые износы, увеличит срок эксплуатации, снизит их. экологическую опасность. Отсутствие припаркованных автомобилей во дворах и на улицах улучшит пропускную способность и видимость, снизит транспортную напряженность и аварийность. От автомобилей будут освобождены газоны и детские площадки, следовательно, улучшится эстетический вид территорий, снизится загазованность.
Паркинги могут стать архитектурной достопримечательностью, могут быть элементом новизны в исторической застройке или сохранить ее облик. Имеется множество зарубежных примеров, когда паркинги стали архитектурной достопримечательностью, центром притяжения. Здесь можно выделить
1. парковочный комплекс Santa Monica Civic Center Parking Structure в американском городе Санта Моника, который считается самым ярким и красочным паркингом в мире;
2. Parkhaus Engelenschanze, стеклянный паркинг в Мюн-стере;
3. Sinking Ship, паркинг в Сиэтле в виде тонущего корабля;
4. QPark, паркинг в британском Шеффилде, похожий на терку;
5. Миллениум Пойнт, паркинг в Бирмингеме, который особенно вечером за счет выигрышной подсветки становится доминантой всей территории;
6. книжный паркинг Общественной библиотеки в Канзасе, стилизованный под огромную полку с книгами и многие другие.
Поэтому инвестиции в развитие паркингов, расположенных на исторических территориях северных городов - это не только прибыльный бизнес и решение экологических проблем, но и обеспечение устойчивости данных территорий.[10]
Другое альтернативное решение - городское фермерство, представляющее собой выращивание продуктов питания, в основном зелени, грибов, ягод и овощей в черте города. Для создания подобных ферм в нежилых помещениях размещают специальные модульные системы многоярусных грядок или вертикальные многоуровневые фермы. Здания старого жилого фонда, особенно во дворах колодцах или в третьих дворах, как нельзя лучше подходят для этих целей, так как при выращивание продуктов питания в помещениях, природные условия полностью заменяются искусственными. [1]. Выращивать продукты питания можно как в естественном грунте, так и при помощи гидропонной системы. Благодаря расположению грядок в несколько ярусов друг над другом, отсутствию естественных врагов и созданию стабильных климатических условий можно получить больший по сравнению с традиционными хозяйствами урожай. Городское фермерство позволяет получить урожай зелени больше в 350 раз, клубники в 200 раз, чем при обычном ведении хозяйства, используя при этом только 5% воды, от того объема, который требуется на полях. Так же показателем эффективности можно назвать качество и регулярность урожая вне зависимости от климатических условий, а значит стабильный доход. [1,2,4,11]
Сегодня этот бизнес успешно развивается в Японии, Сингапуре, Европе, США. Как указано в работе [11], «объем глобального рынка городского фермерства в 2017 году составлял около $2,3 млрд, а к концу 2023 года он составит почти $7,5 млрд, прибавляя более 20% ежегодно и к 2028 достигнет $21,15 млрд. Даже самая маленькая городская ферма, расположенная в столовой или ресторане способна приносить доход уже через 30 дней после запуска. [1,2,4,11]
В России городское фермерство стало развиваться последние несколько лет, особенно в годы пандемии. Есть успешные примеры в Москве, Санкт-Петербрге, Новосибирске, Красноярске, Брянске. Самые известные компании -iFarm, «Агрорус», Fibonacci, UrbaniEco, «РусЭко».
Яркий пример адаптивного повторного использования зданий для нужд городского фермерства - это покупка компанией «РусЭко» табачной фабрики «Лиггетт-Дукат» и создание вертикальной фермы с посевной площадью 67 тыс.кв и перспективной производственной мощностью 50 т в день. Другой пример - компания «Агрорус», владелец нескольких промышленных построек передумал строить жилой квартал и сегодня выращивает зелень, помидоры и огурцы, а в основном - продает и строит сити-фермы под ключ.
Реконструкция зданий для нужд городского фермерства-требует меньше капиталовложений, чем реконструкция под многоярусные паркинги. Основная статья расходов - обновление фасадов и оборудование - стеллажи, гидропонные установки, светодиодные освещение, автоматизированные системы приготовления и подачи воды, цифровые технологии и т.д. Сегодня городские фермы отличная ниша для инвестиций и нового бизнеса. Окупаемость фермы не более одного года и свободный рынок предоставляют широкие возможности для развития бизнеса. Обеспечивая город свежими и экологическими чистыми продуктами питания, снижая экологическую напряженность на территории, расширяя сферу услуг, экологическое фермерство в рамках адаптивного повторного использования может стать прекрасным инструментом обеспечения устойчивости городских территорий северных городов.
Также внутридворовые объекты недвижимости могут быть вместилищем арт-пространств, фотогалерей, социально-досуго-
вых центров для населения, особенно для пенсионеров, с различными кружками, студиями, творческими мастерскими и клубами по интересам, где можно провести время, развить свои способности, приобрести новые знания, найти друзей. Социально-досуго-вые центры позволят организовать свободное время как молодых, так и пожилых людей. После завершения трудовой деятельности и выхода на пенсию многие пожилые люди не знают, чем заняться. Именно поэтому возникает проблема организации их досуга. Досуговый центр может предложить большое количество кружков разных интересных направлений, которые могут наполнить жизнь людей пенсионного возраста смыслом и радостью. Что касается молодежи, такие центры могут стать отправной точкой для самореализации, самоутверждения, получения новых знаний и выбора будущей профессии.
Таким образом, концепция адаптивного повторного использования зданий в историческом центре, как стратегия развития северных городов, является актуальной для Санкт-Петербурга и других северных городов. В частности, переустройство зданий в многоярусные паркинги и городские фермы благоприятно отражается на уровне экологического комфорта территорий северных городов, где особенно остро стоит проблема антропогенного воздействия. Паркинги и городское фермерство будут востребованы, ибо, как показал опрос, автовладельцы готовы платить за парковочные места, а горожане круглогодично покупать свежие продукты с минимальным экологическим следом. Досу-говые центры позволят решить многие социальные проблемы. Следовательно - это самое простое решение социальных, экологических, транспортных и продовольственных проблем северных городов, с которого можно начать, и реа-лизовывать в большом объеме, а также - это вклад в обеспечение устойчивости городских северных территорий.
Литература
1. Афанасьев К.С., Вишняков П.А., Лауккалинен Ю., Цып-лакова Е.Г. Использование потенциала природных ландшафтов для развития общественных пространств в концепции «гибкого города» // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: XI всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Кос-мачева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. С. 5-11.
2. Eliaz Sh., Murphy L. A shock to the food system. Lessons learned from the COVID-19 pandemic. L.: Deloitte Global, 2020. 22 pp.
3. Котенко И.А., Старочкина Н.А., Дехтяр А.В. Приспособление исторических зданий: проблемы и перспективы. Самарский государственный технический университет. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство. Сборникстатей 78-ой всероссийской научно-технической конференции. Самара, 2021. С.685-690.
4. Ngumbi E. Growing Urban Agriculture. // Stanford Social Innovation Review. - 2017. - Winter. - pp. 17-21.
5. Рыбакова Д.С., Федотов А.С. Рефункционализация как один из главных аспектов реабилитации городских территорий, нарушенных промышленной деятельностью. Градостроительство и архитектура. 2019. Т.9. №3 (36). С 143-150.
6. Старыгин А.Н. Рефункционализация исторических промышленных территорий на примере Санкт-Петербурга. Вестник гражданских инженеров.2013. №1 (36).С.17-23.
7. Цыплакова Е.Г. Оценка воздействия безгаражного хранения автотранспорта на состояние селитебных территорий северных городов на примере Санкт-Петербурга. Вестник ЛГУ им.А.С. Пушкина.2011. Т.6. №4. С.80-90.
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м
CJ
8. Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г.,Черяпина А.В, Пурина Н.М. Инвестиции в паркинги как инструмент решения проблемы экологизации городской территории. Инновации и инвестиции. 2018.№7.С.35-37.
9. Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г.,Экономико-управленче-ские аспекты инвестиций в паркинги как решение проблем селитебных территорий северных городов России. Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 222-226.
10. Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г., Янкевич Н.Г. Рефункци-онализация старого жилого фонда как направление повышения экологических характеристик исторической застройки. В сборнике: Экологическое равновесие: геоэкология, краеведение, туризм. Материалы X международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 70-74
11. Tsyplakova E.G., Cheryapina A.V., Sinko G.I., Yankevich Yu.G., Afanasiev K.S. Urban farming as form of innovative enterpreunership in a digital economy. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. P. 32033.
Sustainable development of residential areas of historical districts of northern
cities within the framework of the concept of adaptive reuse Tsyplakova E.G., Yankevich Yu.G., Yankevich N.K., Sinko G.I.
Leningrad State University named after A.S. Pushkin, St. Petersburg State University
of Architecture and Civil Engineering JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32
In this article, in order to solve the environmental problems of the territories of northern cities, in particular, the historical center of St. Petersburg with its dense ordinary buildings, courtyards-wells and backyards, examples of adaptive reuse of old housing stock for parking lots, urban farming and leisure centers are considered. Adaptive reuse of old housing stock buildings, i.e. changing their functional purpose while preserving the historical appearance of the development will, on the one hand, solve environmental, transport and food problems of urban areas, improve the environmental characteristics of the car and increase its service life, "breathe" new life into the old buildings, increase the attractiveness and cleanliness of yard areas, provide citizens with the freshest products of urban farming. On the other hand, it will allow you to organize a profitable and profitable business, expand the service sector, and, in general, ensure the sustainability of the historical territories of northern cities.
Keywords: sustainable development, adaptive reuse, old housing stock, car, multilevel parking, urban farming. environmental issues.
References
1. Afanasiev K.S., Vishnyakov P.A., Laukkalinen Yu., Tsyplakova E.G. Using the
potential of natural landscapes for the development of public spaces in the concept of a "flexible city" // Problems and ways of socio-economic development: city, region, country, world: XI All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation: Sat. Art. / resp. ed. N.M. Kosmacheva. St. Petersburg: Leningrad State University im. A.S. Pushkin, 2020. S. 5-11.
2. Eliaz Sh., Murphy L. A shock to the food system. Lessons learned from the COVID-
19 pandemic. L.: Deloitte Global, 2020. 22 pp.
3. Kotenko I.A., Starochkina N.A., Dekhtyar A.V. Adaptation of historical buildings:
problems and prospects. Samara State Technical University. In the collection: Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and urban planning. Collection of articles of the 78th All-Russian Scientific and Technical Conference. Samara, 2021. S.685-690.
4. Ngumbi E. Growing Urban Agriculture. // Stanford Social Innovation Review. - 2017.
- Winter. - pp. 17-21.
5. Rybakova D.S., Fedotov A.S. Refunctionalization as one of the main aspects of the
rehabilitation of urban areas disturbed by industrial activity. Urban planning and architecture. 2019. V.9. No. 3 (36). From 143-150.
6. Starygin A.N. Refunctionalization of historical industrial territories on the example
of St. Petersburg. Bulletin of civil engineers.2013. No. 1 (36). P. 17-23.
7. Tsyplakova E.G. Assessment of the impact of garageless storage of vehicles on the
state of residential areas of northern cities on the example of St. Petersburg. Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2011. T.6. No. 4. P.80-90.
8. Tsyplakova E.G., Yankevich Yu.G., Cheryapina A.V., Purina N.M. Investments in
parking lots as a tool for solving the problem of urban greening. Innovation and investment. 2018. No. 7. P. 35-37.
9. Tsyplakova E.G., Yankevich Yu.G., Economic and managerial aspects of
investments in parking lots as a solution to the problems of residential areas in the northern cities of Russia. Innovation and investment. 2019. No. 7. S. 222226.
10. Tsyplakova E.G., Yankevich Yu.G., Yankevich N.G. Refunctionalization of the old
housing stock as a way to improve the environmental performance of historical buildings. In the collection: Ecological balance: geoecology, local history, tourism. Materials of the X International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 2021, pp. 70-74
11. Tsyplakova E.G., Cheryapina A.V., Sinko G.I., Yankevich Yu.G., Afanasiev K.S.
Urban farming as a form of innovative enterpreunership in a digital economy. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. P. 32033.
fO CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X