Научная статья на тему 'Плата за парковку как экономический инструмент обеспечения экологической безопасности мегаполисов России'

Плата за парковку как экономический инструмент обеспечения экологической безопасности мегаполисов России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
746
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / АВТОТРАНСПОРТ / МЕСТА ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ И ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ (ПАРКОВКИ) АВТОТРАНСПОРТА / ПЛАТНАЯ ПАРКОВКА / ПАРКИНГ ПОДЗЕМНЫЙ И НАЗЕМНЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРКИНГ / ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Цыплакова Елена Германовна, Цыплаков Владимир Георгиевич, Янкевич Юлия Германовна, Пурина Надежда Медетбаевна

В данной статье рассмотрена необходимость внедрения платных парковок, как инструмента, способного не только снизить транспортную напряженность в городах и повысить экологическую безопасность в зоне автостоянки, но и собрать средства для строительства и содержания социальных паркингов, способных полностью решить проблемы парковок и экологической безопасности территории. В основу платы за парковку должен быть положен экологический фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плата за парковку как экономический инструмент обеспечения экологической безопасности мегаполисов России»

УДК 338.2:504.06(470)

Цыплакова Е. Г., Цыплаков В. Г., Янкевич Ю. Г., Пурина Н. М.

Плата за парковку как экономический инструмент обеспечения экологической безопасности мегаполисов России

В данной статье рассмотрена необходимость внедрения платных парковок, как инструмента, способного не только снизить транспортную напряженность в городах и повысить экологическую безопасность в зоне автостоянки, но и собрать средства для строительства и содержания социальных паркингов, способных полностью решить проблемы парковок и экологической безопасности территории. В основу платы за парковку должен быть положен экологический фактор.

Ключевые слова: автомобилизация, автотранспорт, места постоянного хранения и временного размещения (парковки) автотранспорта, платная парковка, паркинг подземный и наземный, социальный паркинг, вредные выбросы автотранспорта.

Tsyplakova E. G., Tsyplakov V. G., Iankevich I. G., Purina N. M.

Parking fees as an instrument to ensure environmental safety

of Russian's megacities

This article discussed the need to introduce a paid for parking as an instrument that can not only reduce motor vehicle traffic in the city and ecological safety in the parking area, but also collect for parking construction. The construction of parking is capable of completely solving the problem of parking and ecological safety of territory. The basis for parking fees would be the environmental factor.

Key words: motorization, vehicles, places of permanent storage and temporary location of vehicles, parking fees, underground parking and aboveground parking, social parking, harmful motor vehicle emissions.

С проблемой всевозрастающего количества автомобилей столкнулись практически все крупные города и мегаполисы России. Сегодня в России, как и во всем мире, происходит бурный рост автомобилизации, которая приводит к необходимости учитывать все новые и новые ее параметры. Особенно остро стоит проблема организации мест постоянного хранения и временного размещения (парковки) авто-

© Цыплакова Е. Г., Цыплаков В. Г., Янкевич Ю. Г., Пурина Н. М. © Tsyplakova E. G., Tsyplakov V. G., Iankevich I. G., Purina N. M.

транспорта на территории крупных городов и мегаполисов, так как градостроители советского времени не рассчитывали на такое огромное количество автомобилей. Как показал проведенный анализ, за десять лет количество автомобилей в России увеличилось почти в полтора раза, и сегодня в стране зарегистрировано более 50 млн личных автотранспортных средств, а современных автостоянок и паркингов не хватает. Как правило, 90 % времени и более основная масса автомобилей стоит, а не движется, поэтому многие проблемы связаны именно с постоянным хранением и временной парковкой [1; 2; 3].

Крупные города, образовавшиеся в ранние эпохи, оказались не приспособленными к современному уровню автомобилизации. Так, противоречие между сложившейся планировочной структурой и всевозрастающим количеством автомобилей наблюдается почти во всех крупных городах мира. Сегодня крупнейшие российские мегаполисы находятся на рубеже автомобилизации порядка 300-400 автомобилей на 1 тыс. жителей. Многие американские города прошли его еще в конце 20-х гг., западноевропейские - в середине 60-х. Однако не только крупные города, образовавшиеся в ранние эпохи, но и молодые, построенные по новым проектам, оказались неприспособленными к современному уровню автомобилизации [4; 5].

Сегодня в Санкт-Петербурге, как и во всем мире, происходит бурный рост автомобилизации. Ежегодно число транспортных средств возрастает более чем на 10%. В условиях высокого уровня автомобилизации (350...400 автомобилей на 1 тыс. жителей, нормативный -280...300 автомобилей на 1 тыс. жителей) значительная часть свободных пространств, в основном газонов и площадок, внутриквартальных проездов и дворовых территорий загромождается припаркованными автомобилями. Даже вновь осваиваемые жилые районы, построенные по новым проектам, не удовлетворяют всевозрастающим потребностям владельцев автомобилей. По численности автомобилей наш город удерживает лидирующие позиции в Северо-Западном регионе. В настоящий момент в городе зарегистрировано более 2 млн индивидуальных транспортных средств. В то же время обеспеченность местами для постоянного хранения автотранспорта продолжает сокращаться: с 60 % в 1996 г. до 27 % в настоящее время. Сегодня в городе около 1,5 млн автомобилей не обеспечены местами хранения [1; 2; 3].

Анализ условий хранения автотранспорта в Санкт-Петербурге и области показывает, что в автотранспортных предприятиях преобладает в основном хранение автомобилей на открытых площадках (безгаражное хранение) и закрытое в неотапливаемом помещении. Самые популярные машиноместа по-прежнему преимущественно наземные: дворовые территории, уличные каньоны, «карманы» во дворах и на

улицах, площадки у зданий и офисов. Реже встречаются подземные и наземные многоуровневые парковки и стоянки на крышах, распространенные в основном в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге.

Как показал анализ зарубежного и отечественного опыта, города и другие населенные пункты могут адаптироваться практически к любому уровню автомобилизации и даже остаются более-менее комфортными для жизни горожан, но при этом цена владения личным автотранспортом возрастет, так как необходимо создавать инфраструктуру, большая часть из которой будет платной.

Один из признанных эффективных мировых инструментов - платные парковки. Все больше и больше стран и городов мира приходят к необходимости его использования. Платная парковка обладает следующими положительными характеристиками:

• минимизация времени при поиске парковочного места;

• минимизация нарушений ПДД при парковке;

• увеличение пропускной способности улично-дорожной сети;

• улучшение эстетического вида территории населенного пункта;

• улучшение экологической обстановки,

• сбор дополнительных средств для решения городских проблем.

Однако, по нашему мнению, решение транспортных и парковоч-

ных проблем не должно быть коммерческим проектом, направленным на максимальное извлечение прибыли. Как показывает опыт Москвы и Санкт-Петербурга, платные парковки могут повлечь за собой два направления развития событий: во-первых, количество бесплатных парковочных мест начнут специально уменьшать, во-вторых, стоимость парковки будет составлять максимум, который можно выжать из граждан, что сделает их недоступными для основной массы населения. В связи с этим, по нашему мнению, в основу платы за парковку должен быть положен экологический фактор.

На основе проведенного анализа рассмотрим существующую систему платежей за парковку. В России платные парковки впервые были введены в Москве, а 3 сентября 2015 г. зона платной парковки была открыта в Санкт-Петербурге. В городе планируется расширение зоны платной парковки в 2017-2018 гг. на всю территорию Центрального района, а также на большую часть Адмиралтейского и Петроградского районов. Таким образом, в Петербурге будет 49 тыс. платных парковочных мест, что на несколько тысяч больше, чем в столице.

Средняя стоимость парковочного места в центре города представлена в табл. 1. Плата за парковку в платной зоне взимается с 08:00 до 20:00; с 20:01 до 07:59 парковаться можно бесплатно.

Таблица 1

Средняя стоимость парковочного места

Категория ТС Стоимость в час, р. Разрешение на месяц. тыс. р. Разрешение на год, тыс. р

А 30 6 54

В 60 12 108

С 120 24 216

М 30 6 54

Для граждан, проживающих на территории зоны платной парковки, установлены льготные тарифы на годовые разрешения:

- 900 рублей/год для транспортных средств категорий «А» и «М»; 1800 рублей/год для категорий «В»; 3600/год рублей для категорий «С».

Льготные категории граждан имеют возможность оформления бесплатных разрешений на парковку.

Как показал проведенный анализ, стоимость парковочного места выбирался исходя только из одного параметра - постоянное наличие некоторого количества свободных мест (15-20 %). Если бы стоимость парковочного места составляла 10 рублей за час, все легко отдавали бы 100 р. в день, и ситуация не изменилась бы. Улицы и дворовые территории были бы также забиты припаркованными автомобилями. Если бы стоимость парковки была высока, 500-1000 р., водители игнорировали все правила и продолжили бы бросать машины на любых свободных пространствах, заклеивать номера и т. д.

Что касается суточного хранения автотранспорта в Санкт-Петербурге, то цены разнятся в зависимости от района - от 100 р. в Невском районе до 190 и более в Московском. Абонемент на месяц обойдется, например, от 2000 р. на Гражданке, 2500-3000 во Фрунзенском и Невском районах, 8000 р. на парковке в ТЦ «Галерея», но в среднем - 4000-4500 по городу. Социальный опрос, проведённый «Левада-центром», показал, что целиком положительно к платным парковкам только относится 10 % опрошенных, а отрицательно - 62 %.

Как показала мировая практика, больше всего отдавать за парковку приходится водителям Абу-Даби. Один день стоянки машины в этом городе обойдется в $55 (на крытых и подземных парковках в центральной или деловой части города). На втором месте Осло ($54,52), а замыкает тройку призеров Токио - $54,5 в сутки. Далее идет Лондон -$52,24. Москва стоит на 41-м месте - $24,6 в сутки (при этом до кризиса российская столица занимала четвертое место - еще совсем недавно сутки парковки в центре Москвы стоили $61,5).

Однако, как было указано ранее [1; 2; 3], любая открытая автостоянка, даже платная - это источник повышенной экологической опасности. Открытая автостоянка не представляет опасности, если она расположена на расстоянии 50 м и более от застройки, но в условиях города это правило почти невыполнимо. Как показал проведенный анализ, строительство многоэтажных надземных, полуподземных и подземных гаражей-стоянок (исключение составляет строительство элитного жилья) сегодня практически не ведется.

Результаты многочисленных анализов санитарно-гигиенических условий показывают, что наиболее острая экологическая ситуация возникает именно в местах автостоянок и парковки автомобилей. Особенностью выбросов от открытой автостоянки является нестационарная работа двигателя при холодном пуске и разогреве двигателя, которая приводит к резкому (более чем в десять раз) увеличению выброса токсичных веществ по сравнению с крейсерским режимом на магистрали. Режимы работы двигателей в данных условиях характеризуются «залповыми» выбросами отработавших газов при пуске, прогреве и выезде на линию. Таким образом, массовая парковка и хранение автомобилей на территориях города особенно ухудшают состояние приземного (от 2...10 м) слоя атмосферы, что пагубно сказывается на здоровье детей и людей, значительную часть своего времени проводящих возле дома или офиса, жителей и работников 1-го и 2-го этажей. Воздействие на организм человека различно: от неприятных ощущений до возникновения серьезных заболеваний, вплоть до онкологических, а при значительных воздействиях - до смертельного исхода [1-5].

В связи с этим, в рамках данной работы представляется целесообразным обосновать плату за парковочное место с точки зрения экологической безопасности территории. В качестве основы обоснования платы за парковочное место можно предложить оценку аэротехногенного воздействия автотранспорта на окружающую городскую среду на основе расчетных значений выбросов с использованием методики экометрической оценки техногенной нагрузки, разработанной в Санкт-Петербургском научно-исследовательском центре экологической безопасности (НИЦЭБ) Российской Академии Наук.

В качестве примера были рассмотрены автостоянки Санкт-Петербурга с количеством автотранспортных средств - 300, 200, 150, 100, 75, 50,20, 15, 10 шт. Для расчета техногенного потока использовались результаты натурных обследований с подразделением по основным категориям автотранспортных средств и результаты расчетов выбросов в атмосферу на автостоянках и парковках Санкт-Петербурга (см. рис.).

600 500 400 300 200 100 0

□ 1 □ 2

□ 3

□ 4

Рисунок. Общая техногенная характеристика автостоянок, дворовых и уличных парковок с количеством автотранспортных средств -300, 200, 150, 100, 75, 50, 20, 15, 10 шт., tem/час. 1 - теплый период года; 2 - холодный период года; 3 - холодный период года с предпусковым разогревом; 4 - холодный период года с подогревом при межсменной стоянке

В зависимости от величины техногенного воздействия фрагменты улично-дорожной сети можно проранжировать по степени экологической опасности. Чем выше техногенный эквивалент массы, тем более экологически опасным является фрагмент улично-дорожной сети (табл. 2), следовательно, тем выше должна быть плата за парковку на данной территории. Основной принцип экологической безопасности - загрязнитель платит. Таким образом, такой подход, позволит или «экологически разгрузить» территорию или же собрать деньги на обеспечение ее экологической безопасности.

Таблица 2

Категории экологической опасности объектов АТКзависимости

от величины Кет/ ч

Мет/ч Категории экологической опасности

Менее 3 V

3-30 IV

30-100 III

100-1000 II

1000-1500 I

Произведём оценку финансовой эффективности введения платы за парковку. Предположим, что наша парковка имеет 200 мест для автомобилей. Определимся с ценой за час. Здесь необходимо отметить, что она отличается в Москве, Санкт-Петербурге, в регионах России и странах СНГ. Предположим, что цена за час стоянки на парковке стоит 60 р. Умножаем 200 мест на 60 р., получаем 12 тыс. р. Умножаем 12 тыс. р. на 24 часа и получаем 288 тыс. р. в сутки. Умно-

жаем 288 тыс. р. на 30 дней, получаем 8 млн 640 тыс. р. За год полу-чается:103 млн 680 тыс. р. Нужно отметить, что наполняемость разных парковок происходит по-разному: где-то стоянка предназначена в основном для ночного хранения авто, а кое-где только для дневного хранения, а где-то - круглые сутки (аэропорты, ж/д вокзалы, порты, гостиницы, супермаркеты). Необходимо учитывать коэффициент наполняемости. Например, в нашем случае, если мы возьмём 60 %, получим 5 млн 184 тыс. р. приход за месяц, 62 млн 208 тыс. р. в год. За вычетом налогов, расходов на эксплуатацию и обслуживание, месячная прибыль составляет 3 млн. 240 тыс. - 4 млн. р. (без учета аренды земли или площадей в паркинге). Как показал анализ, обычная парковка, как правило, окупается в течение года-двух.

За год (с сентября 2013 г.) мэрия Москвы заработала почти 2 млрд р. Однако, на наш взгляд, деньги от платных парковок должны направляться не на сомнительное благоустройство города, а на строительство паркингов, прежде всего социальных. Только паркинг способен обеспечить экологическую чистоту территории и сохранить здоровье населения, так как использование экологически безопасных материалов, специального оборудования, перспективных технологий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных парковок позволит не только повысить их качество, но и значительно снизить износ автомобилей, расход топлива, обезвредить отработавшие газы и, следовательно, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, особенно при пуске и прогреве двигателя, позволит создать более благоприятные условия для работы и проживания населения.

Кроме того, строительство паркингов, многоэтажных подземных и надземных, с одной стороны, удовлетворит потребности населения прилегающих территорий в благоприятной окружающей среде, с другой - потребности автовладельцев в создании парковочных мест в непосредственной близости от жилья или работы, с третьей -обеспечит потребности экологической безопасности, с четвертой -повысит эстетический образ городской территории.

Средняя себестоимость квадратного метра простейшего наземного паркинга с минимумом инженерных систем составляет около 17 тыс. р. за квадратный метр. В зависимости от технологичности парковки эта цена может увеличиться. Минимальная стоимость квадратного метра подземной парковки начинается от 25 000 рублей за квадратный метр и может доходить до 120 тысяч. Подземные парковки более экологичны, не портят ландшафт и вид здания, но их строительство обходится дороже. Возведение наземных много-уровненных паркингов требует меньших затрат и времени. В среднем, срок окупаемости паркинга - пять лет, при условии, что стоимость часа составляет 50 р. и более, суток - от 200 р., цены машиноместа от 600 тыс. р. с абонентской платой 2 тыс. р. в месяц.

Однако далеко не всем владельцам автотранспортных средств по карману такие расценки, поэтому большое значение должны приобретать так называемые социальные паркинги, строительство и содержание которых должно взять на себя государство, так как обеспечение экологической безопасности, которая будет способствовать укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни и трудоспособности населения - одна из главных задач государства. Предотвращенный эколого-экономический ущерб, т. е. оценка в денежной форме возможных отрицательных последствий воздействия автотранспорта на окружающую среду и прилегающие территории, которые удастся предотвратить в результате строительства паркингов, составит 35 млн 180 тыс. р. Поэтому путь решения проблем экологической безопасности городской территории сегодня видится следующим образом - от создания платной парковки до строительства социального многоэтажного подземного или надземного паркинга. Содержание таких социальных паркингов должно осуществляться за счет платных открытых парковок. В основу платы за открытые парковки должны быть положены следующие принципы:

1) автомобиль - источник повышенной экологической опасности городской среды;

2) автостоянка - место концентрации наиболее опасных для здоровья населения парковочных выбросов;

3) создание экологически опасной городской среды является платным и дорогим.

Стоимость парковочного места в социальном паркинге должна быть доступна самым малоимущим владельцам автотранспортных средств. Однако и здесь можно предусмотреть места повышенной комфортности для финансово независимых граждан, но такие места должны составлять не более 30 % от общего количества парковочных мест. Социальные паркинги должны размещаться в наиболее привлекательных и удобных для горожан местах, соседствовать с дорогими открытыми парковками. На законодательном уровне необходимо создавать условия, позволяющие привлечь горожан в социальные паркинги (низкая цена паркинга, высокая цена открытой автостоянки, запреты на парковку вне паркинга и автостоянки, штрафы и т. д.). Также, кроме хранения автотранспорта, клиентам социальных паркингов можно предложить услуги автомонтажа, диагностики и т. д. Как известно, исправный автомобиль оказывает меньше негативного воздействия на окружающую среду. Также это позволит привлечь дополнительные средства на содержание паркинга.

При строительстве паркинга можно решить и другие городские проблемы - создание магазинов и торговых центров, спортивных и детских площадок, скверов, центров досуга и отдыха, других объектов инфраструктуры, так как парковка может объединить места для

автомобилей и иные полезные площади. С помощью паркинга можно решить экологические проблемы дворов-колодцев, перекрыв их в зависимости от этажности зданий, на уровне 1, 2 этажа или 3 этажа, тем самым улучшить аэрацию и инсоляцию, или разместить паркинг во внутренних зданиях дворов-колодцев, и так малопригодных для жилья. Многоэтажный паркинг может быть как отдельно стоящим зданием, так и пристройкой к уже существующим.

Следовательно, в современных условиях многоуровневый паркинг, подземный или наземный - оптимальное решение проблемы парковки большого количества автомобилей на ограниченной территории и обеспечения экологической безопасности городской среды.

Список литературы

1. Потапов А.И., Цыплакова Е.Г., Янкевич К.А. Основы защиты окружающей среды в мегаполисах: учебное пособие. - СПб.: Изд. Политехника-принт, 2016. -560 с.

2. Пути решения экологических проблем автотранспорта. Потапов А.И., Хватов В.Ф., Николаев С.Н., Цыплакова Е.Г. и др. / под ред. д.т.н., проф. А. И. Потапова. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 568 с.

3. Цыплакова Е.Г. Контроль и мониторинг воздействия стационарных и нестационарных энергетических установок на окружающую среду северных территорий. - СПб.: Нестор-История, 2010.

4. Цыплакова Е.Г., Потапов А.И., Янкевич Ю.Г., Галинская О.О. Анализ экологической ситуации селитебных территорий исторической части Санкт-Петербурга при безгаражном хранении автотранспорта // Неразрушающий контроль и диагностика окружающей среды, материалов и промышленных изделий: межвузов. сб. Вып. 15 - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. - С. 106-114.

5. Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г. Историческое наследие Санкт-Петербурга и экологическая безопасность северных территорий // Сервису и туризму-инновационное развитие: материалы 2-й Междунар. науч. практ. конф., Санкт-Петербург, 8 июня 2010 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.

References

1. Potapov A.I., Tsyplakova E.G., Yankevich K.A. Osnovy zashchity okruzhayushchey sredy v megapolisakh: uchebnoe posobie. St. Petersburg: Izd. Politekhnika-print Publ., 2016. 560 р.

2. Puti resheniya ekologicheskikh problem avtotransporta. Potapov A.I., Khvatov V.F., Nikolaev S.N., Tsyplakova E.G. i dr. St. Petersburg: Gumanistika Publ., 2006. 568 р.

3. Tsyplakova E.G. Kontrol' i monitoring vozdeystviya statsionarnykh i nes-tatsionarnykh energeticheskikh ustanovok na okruzhayushchuyu sredu severnykh territory. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2010.

4. Tsyplakova E.G., Potapov A.I., Yankevich Yu.G., Galinskaya O.O. Analiz ekologicheskoy situatsii selitebnykh territoriy istoricheskoy chasti Sankt-Peterburga pri bezgarazhnom khranenii avtotransporta. Nerazrushayushchiy kontrol' i diagnostika okruzhayushchey sredy, materialov i promyshlennykh izdeliy: Mezhvuzov. sb. vyp. 15. St. Petersburg: Izd-vo SZTU Publ., 2008. РР. 106-114.

5. Tsyplakova E.G., Yankevich Yu.G. Istoricheskoe nasledie Sankt-Peterburga i ekologicheskaya bezopasnost' severnykh territoriy. Servisu i turizmu-innovatsionnoe razvitie: materialy 2-y Mezhdunar. nauch. prakt. konf., Sankt-Peterburg, 8 iyunya 2010 g. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.