Инвестиции в паркинги как инструмент решения проблемы экологизации городской территории
Цыплакова Елена Германовна,
д.т.н., проф. каф. региональной экономики и управления, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Янкевич Юлия Германовна,
к.э.н., доц. каф. региональной экономики и управления, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Черяпина Анастасия Викторовна,
ст. преподаватель каф. региональной экономики и управления, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Пурина Надежда Медетбаевна,
ст. преподаватель каф. региональной экономики и управления, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, naja458@yandex.ru
В данной статье рассмотрена необходимость внедрения платных парковок и паркингов, как инструмента, способного не только снизить транспортную напряженность в городах и экологическую безопасность в зоне автостоянки, но и собрать средства для строительства и содержания социальных паркингов, способных полностью решить проблемы парковок и экологической безопасности территории. Привлечение инвесторов со стороны было бы решением финансовой стороны строительства паркингов, однако как и для застройщиков, для частных инвесторов рынок паркингов пока что сложно назвать инвестиционно-привлекательным. С точки зрения прибыльности парковки более привлекательны, чем офисная и торговая недвижимость. Причин здесь несколько: число автомобилей на душу населения растёт быстрее, чем численность населения; парковочные места стоят дешевле, чем квартиры и офисы в деловых центрах; в отличие от квартир, офисов и торговых помещений, парковочные места не требуют ремонта и периодической замены сантехники и пр.; клиенты парковок постоянно меняются, поэтому проблемы с неплательщиками минимальны; оформление документов при покупке и продаже парковочных мест не требует присутствия на месте, что в ряде случаев значительно сокращает издержки. Ключевые слова: автомобилизация, автотранспорт, места постоянного хранения и временного размещения (парковки) автотранспорта, платная парковка, паркинг подземный и наземный, социальный паркинг, вредные выбросы автотранспорта.
Значительное увеличение парка автомобилей особенно обострило еще одну проблему автомобилизации - проблему организации мест постоянного хранения и временного размещения (парковки) в зоне общественной и жилой застройки. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы обеспечения комфортной для проживания городской среды, особенно на территориях жилой застройки, так как массовое хранение автомобилей вместе с перегруженностью улично-дорожной сети способствуют значительному ухудшению состояния окружающей среды прилегающих территорий. Прирост значительного количества автомобилей, хранящихся на городских территориях, сопровождается увеличением объема выбросов вредных веществ, особенно парковочных, связанных с эксплуатацией автотранспорта, а также интенсивным использованием и загрязнением городских территорий .
По данным комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, за последнее десятилетие число автомобилей в Санкт-Петербурге увеличилось более чем в 4 раза и составляет свыше 2,5 млн. автомобилей, причем наиболее быстрыми темпами растет количество легкового автотранспорта. При этом уровень обеспечения парковочными местами равен менее, чем 20 % от общего количества автомобилей.
Следовательно, острая нехватка парковок в современных крупных городах - актуальная проблема, требующая безотлагательного решения, особенно в условиях постоянного роста числа автомобилей, но решается она сложно, особенно в исторически сложившихся городах с плотной капитальной застройкой в связи с отсутствием свободных территорий. Одним из признанных эффективных мировых инструментов решения проблемы являются платные парковки. Все больше и больше стран и городов мира приходят к необходимости его использования.
Однако, как показывает опыт Москвы и Санкт-Петербурга, платные парковки могут повлечь за собой два направления развития событий: во-первых, количество бесплатных парковочных мест начнут специально уменьшать, во-вторых - стоимость парковки будет составлять максимум, который можно выжать из граждан, что сделает их недоступными для основной массы населения.
Как показал проведенный анализ, стоимость парковочного места выбиралась исходя только из одного параметра - постоянное наличие некоторого количества свободных мест (15-20%). Если бы стоимость парковочного места составляла 10 рублей за час, все легко отдавали бы 100 рублей в день, и ситуация не изменилась бы. Улицы и дворовые территории были бы также забиты припаркованными автомобилями. Если бы стоимость парковки была высока, 500-1000 рублей, водители игнорировали все правила и продолжили бы бросать машины на любых свободных пространствах, заклеивать номера и т.д.
Однако, как было указано в работах [1,2,5], любая открытая автостоянка, даже платная - это источник повышенной экологической опасности. Открытая автостоянка не представляет опасности, если она расположена на расстоянии 50 м и более от застройки, но в условиях города это правило почти невыполнимо.
Решение проблемы авторам данной работы видится в строительстве многоуровневых паркингов, подземных, наземных, подземно-наземных, которые могут быть расположены под жилыми и общественными зданиями, площадями или скверами, дворами-колодцами, могут быть отдельно стоящими или пристроенными, или размещаться в аварийных или непригодных по условиям инсоляции и аэрации жилых зданиях. Такие паркинги могут вместить огромное количество автомобилей, при этом занимая небольшую площадь городской территории.
Средняя себестоимость квадратного метра простейшего наземного паркинга с минимум инженерных систем составляет около 17 тысяч рублей за квадратный метр. В зависимости от технологичности парковки эта цена может увеличиться. Минимальная стоимость квадратного метра подземной парковки начинается от 25 000 рублей за квадратный метр и может доходить до 120 тысяч. Подземные парковки более экологичны, не портят ландшафт и вид здания, но их строительство обходится дороже. Возведение наземных многоуровненных паркингов требует меньших затрат и времени. В среднем, срок окупаемости паркинга - 5 лет, при условии, что стоимость часа составляет 50 рублей и более, суток - от 200 рублей, цены машиноместа от 600 000
О £
ю
г
2 а
8
см £
Б
а
2 ©
рублей с абонентской платой 2 000 рублей в месяц, а если он расположен в выгодном и удобном для автовладельцев месте - 2-3 года.
Однако, далеко не всем владельцам автотранспортных средств по карману такие расценки, поэтому большое значение должны приобретать так называемые социальные паркинги, строительство и содержание которых должно взять на себя государство, так как обеспечение экологической безопасности, которая будет способствовать укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни и трудоспособности населения - одна из главных задач государства. Предотвращенный эколого-экономический ущерб, т.е. оценка в денежной форме возможных отрицательных последствий воздействия автотранспорта на окружающую среду и прилегающие территории, которые удастся предотвратить в результате строительства паркингов, составит 38 180 тыс. рублей. Поэтому путь решения проблем экологической безопасности городской территории сегодня видится следующим образом - от создания платной парковки до строительства социального многоэтажного подземного или надземного паркинга. Содержание таких социальных паркингов должно осуществляться за счет платных открытых парковок.
Стоимость парковочного места в социальном паркинге должна быть доступна самым малоимущим владельцам автотранспортных средств. Однако и здесь можно предусмотреть места повышенной комфортности для финансово независимых граждан, но такие места должны составлять не более 30% от общего количества парковочных мест. Социальные паркинги должны размещаться в наиболее привлекательных и удобных для горожан местах, соседствовать с дорогими открытыми парковками. На законодательном уровне необходимо создать условия, позволяющие привлечь горожан в социальные паркинги (низкая цена паркинга, высокая цена открытой автостоянки, запреты на парковку вне паркинга и автостоянки, штрафы и т.д.). Также, кроме хранения автотранспорта клиентам социальных паркингов можно предложить услуги автомонтажа, диагностики и т.д. Как известно, исправный автомобиль оказывает меньше негативного воздействия на окружающую среду. Также это позволит привлечь дополнительные средства на содержание паркинга.
При строительстве паркинга можно решить и другие городские проблемы -создание магазинов и торговых центров, спортивных и детских площадок, скверов, центров досуга и отдыха, других объектов
инфраструктуры, так как парковка может объединить места для автомобилей и иные полезные площади. С помощью паркинга можно решить экологические проблемы дворов-колодцев, перекрыв их в зависимости от этажности зданий, на уровне 1, 2 этажа или 3 этажей, тем самым улучшить аэрацию и инсоляцию, или разместить паркинг во внутренних зданиях дворов-колодцев, итак мало пригодных для жилья. Многоэтажный паркинг может быть как отдельно стоящим зданием, так и пристройкой к уже существующим.
Следовательно, в современных условиях многоуровневый паркинг, подземный или наземный - оптимальное решение проблемы парковки большого количества автомобилей на ограниченной территории и обеспечения экологической безопасности городской среды.
Однако, готовы ли сами владельцы автотранспортных средств способствовать решению данной проблемы? Осознают ли они экологическую опасность последствий хранения и эксплуатации автотранспорта в зоне жилой и общественной застройки ?
В связи с этим был проведен социологический опрос с целью выяснить, осознают ли автомобилисты степень экологической опасности и готовы ли они участвовать в решении экологических проблем, связанных с эксплуатацией и хранением автомобилей в зоне жилой и общественной застройки.
Как показал опрос, 95% автомобилистов известно, что автомобиль является источником повышенного загрязнения окружающей среды, а 90% имеют представление, какую опасность представляет автомобиль для здоровья человека. Как показал опрос, только 60% знают, что наиболее острая экологическая ситуация возникает в местах автостоянок и парковки автомобилей. Режимы работы двигателей в данных условиях характеризуются «залповыми» выбросами отработавших газов при пуске прогреве и выезде на линию, что способствует повышенному выбросу токсичных веществ, создающих опасность для здоровья человека и способствующих развитию многих заболеваний. Об опасности парковочных выбросов знают 40% опрошенных.
Как показал опрос - 30% автомобилистов хранят свои автомобили в гаражах, 40% - во дворах, 15% - на улице, 5% - на платной парковке, 10 - на бесплатной.
А какой вид парковки предпочли бы наши автовладельцы? Наземный многоуровневый паркинг выбрали 50% опрошенных, 35%- подземный паркинг, 15 -открытую обычную парковку.
Какое расстояние от дома или рабо-
ты готовы пойти владельцы автомобилей? Удивительно, но 40% опрошенных готовы пройти более 100 метров до места парковки, 35% - до 100 метров,10% -50 метров, 5% - 20 метров, 5% - 10мет-ров, 5% - 5 метров.
Как показал опрос, всегда будет существовать необходимость в организации автостоянок на жилых территориях в пределах пешеходной доступности, включая автостоянки для инвалидов. Это обуславливает актуальность вопросов, позволяющих обеспечить сочетание удобства обслуживания с качественной окружающей средой. Следовательно, для решения проблемы парковок, особенно в центральных, исторических районах города, необходимо создавать и оборудовать многоэтажные паркинги, которые способны обеспечить экологическую чистоту территории и сохранить здоровье населения. Использование инновационных и перспективных технологий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных парковочных мест позволит не только повысить их качество, но и значительно снизить износы автомобилей, расход топлива, обезвредить отработавшие газы и, следовательно, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, особенно при пуске и прогреве двигателя, позволит создать более благоприятные условия для работы и проживания населения. Но об этих достоинствах паркинга знают только 15% опрошенных.
Кроме того, строительство паркингов, многоэтажных подземных и надземных, с одной стороны удовлетворит потребности населения прилегающих территорий в благоприятной окружающей среде, с другой стороны обеспечит потребности автовладельцев в создании парковочных мест в непосредственной близости от жилья или работы, с третьей - потребности экологической безопасности, с четвертой - повысит эстетический образ городской территории. А будут ли пользоваться услугами паркинга наши автомобилисты? Как показал опрос, 95 % участников готовы поставить свои автомобили в паркинг, 95% участников считают строительство паркингов необходимым для города.
Конечно же, строительство оборудованных паркингов стоит немалых капиталовложений, но учитывая, что стоянка автомобилей будет автоматизирована, компактна и с соответствующими охранными и очистными системами - такой паркинг имеет все шансы самоокупиться в течение 2-3-5 лет, как было указано выше, но готовы ли владельцы автомобилей за это платить? С необходимостью платить за свой автомобиль на территории паркинга
согласны только 30% опрошенных. Следовательно, на законодательном уровне необходимо создать условия, которые позволят привлечь горожан в паркинги. Это могут быть - низкая цена паркинга и, одновременно, высокая цена открытой автостоянки, запреты на парковку вне паркинга и автостоянки, штрафы за парковку вне разрешенных местах и т.д.
Какую сумму готовы заплатить автовладельцы за безопасное хранение своего автомобиля и комфортность городской территории? Как показал опрос, за временную парковку 10 % готовы заплатить менее 50 руб.за час, 35% - 50 руб.за час, 15% - 100 руб. за час, 15 % - 150 руб.за час, 5 % - 200 руб за час. Свыше 200 руб.за час никто платить не пожелал, а 20% готовы воспользоваться услугами паркинга бесплатно. [6]
За постоянное хранение своего автомобиля на территории паркинга 50% опрошенных согласны заплатить 1000 руб. в месяц, 30 % - 2000 руб.в месяц, 10 % - 3000 руб. в месяц, 10% - 4000 руб. в месяц, свыше 4000 руб. в месяц желающих платить не нашлось.
Таким образом, как показал проведенный анализ, хранение автомобилей на территории паркинга «по карману» большинству наших автовладельцев, а строительство самих паркингов является выгодным инвестиционным проектом.
Для инвесторов приобретение платных парковочных мест может быть привлекательным только в долгосрочной перспективе при соответствующем расчете, который учитывает не только саму стоимость машиноместа, но и эксплуатационные расходы. Это не те вложения, которые приносят быстрые дивиденды. Впрочем, привлекательность парковочного места как объекта инвестиций зависит от конкретной ситуации. Среди проектов есть множество примеров, когда стоимость машиноместа на вторичном рынке ощутимо вырастала и при этом наблюдался существенный спрос на аренду паркинга среди жильцов. Рентабельность долгосрочных инвестиций в относительно недорогие паркинги (например, стоимостью около 500 тыс. рублей) при удачном стечении обстоятельств может быть вполне сопоставима с рентабельностью инвестирования в квартиры-сту-дии.[5] Кроме того, после принятия поправок в статью 130 1 части ГК РФ, машино-места являются недвижимым имуществом, что сделало инвестирование в парковочные места более привлекательным с юридической точки зрения.
Однако, далеко не всем владельцам автотранспортных средств по карману
такие расценки. В нашем опросе - это 20%. Следовательно, большое значение должны приобретать так называемые социальные паркинги, о которых было сказано выше, строительство и содержание которых должно взять на себя государство. По мнению 85 % участников опроса - обеспечение граждан парковочны-ми местами - задача государства, способствующая обеспечению экологической безопасности, которая будет гарантировать не только комфортную жизнь в городской среде, но и укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни и трудоспособности населения. А государство сможет решить данную проблему с помощью привлечения инвесторов, которым, как показал анализ, строительство паркингов будет очень выгодно с экономической точки зрения.
Литература
1. Цыплакова Е.Г. Снижение экологической опасности автотранспорта при безгаражном хранении в зимнее время года в зоне жилой застройки. Транспортное дело России.2013.№6.С.53-56.
2. Цыплакова Е.Г. Вопросы обеспечения эколого-экономической безопасности безгаражного хранения автомобилей (на примере Севера России). Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина.2010.Т.6 №4. С25-38.
3. Цыплакова Е.Г. Оценка воздействия безгаражного хранения автотранспорта на состояние селитебных территорий северных городов на примере Санкт-Петербурга. Вестник ЛГУ им.А.С. Пушки-на.2011. Т.6. №4. С.80-90.
4. Цыплакова Е.Г., Цыплаков В.Г., Янкевич Ю.Г. Пути решения экологических проблем парковок автотранспорта в зоне селитебных территорий. В сборнике : Экологическое равновесие: структура географического пространства. Материалы 7 международной научно-практической конференции 11.11.2016 г. ЛГУ им. А.С. Пушкина.2016. С.141-144.
5. Черяпина А.В., Шихутина И.А. Роль в экономике, состояние и перспективы развития малых промышленных предприятий. В сборнике: Экономика и управление сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Санкт-Петербург, 2015. С. 38-44.
6. Ветрова Е.Н., Черяпина А.В. Механизм управления развитием потенциала промышленного предприятия для обеспечения устойчивости его функциониро-вания//Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. №4. С. 238-247.
Investments into parkings as tool of a solution of the problem of greening of the urban area
Tcyplakova E.G., Tcyplakov V.G., Iankevich I.G., Cheryapina A.V., Purina N.M.
Leningrad state university of A.S. Pushkin
This article discussed the need to introduce a paid for parking as an instrument that can not only reduce motor vehicle traffic in the city and ecological safety in the parking area, but also collect for parking construction. The construction of parking is capable of completely solving the problem of parking and ecological safety of territory. Attracting investors from the outside would be a solution to the financial side of the construction of Parking lots, but as for developers, for private investors, the Parking market is still difficult to call investment-attractive. In terms of profitability, Parking is more attractive than office and retail properties. There are several reasons for this: the number of cars per capita is growing faster than the population; Parking spaces are cheaper than apartments and offices in business centers; unlike apartments, offices and commercial premises, Parking spaces do not require repair and periodic replacement of plumbing, etc.; Parking customers are constantly changing, so the problems with defaulters are minimal; paperwork for the purchase and sale of Parking spaces does not require the presence on the spot, which in some cases significantly reduces costs.
Keywords: motorization, vehicles, places of permanent storage and temporary location of vehicles, parking fees, underground parking and aboveground parking, social parking, harmful motor vehicle emissions.
References
1. Tsyplakov E.G. Decrease in ecological danger of
motor transport at bezgarazhny storage in winter season in a zone of the housing estate. Transport business of Russia.2013.№6. Page 53-56.
2. Tsyplakov E.G. Questions of providing ekologo-
economic safety of bezgarazhny storage of cars (on the example of the North of Russia). The LGU bulletin of A.S. Pushkin.2010.T.6 No. 4. C25-38.
3. Tsyplakov E.G. Assessment of impact of
bezgarazhny storage of motor transport on a condition of residential territories of the northern cities on the example of St. Petersburg. The LGU bulletin of A.S.Pushkin.2011. T.6. No. 4. Page 80-90.
4. Tsyplakov E.G., Tsyplakov V.G., Yankevich Yu.G.
Solutions of environmental problems of parkings of motor transport in a zone of residential territories. In the collection: Ecological equilibrium: structure of geographical space. Materials 7 of the international scientific and practical conference of 11.11.2016. LGU of A.S.Pushkin.2016. Page 141-144.
5. Cheryapina A.V., Shikhutina I.A. Rol in economy,
a state and perspectives of development of the small industrial enterprises. In the collection: Economy and management collection of scientific works. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; FGBOOU WAUGH «The St. Petersburg state economic university». St. Petersburg, 2015. Page 38-44.
6. Vetrova E.N., Cheryapina A.V. Mechanism of
management of development of capacity of the industrial enterprise for ensuring stability of its functioning//NIU ITMO Scientific magazine. Series: Economy and ecological management. 2015. No. 4. Page 238-247.
О À
BS
5
i?
2 e
8