Тихонова Л.Е.
д.э.н., профессор кафедры международного менеджмента БГУ, Минск [email protected]
Пугачёв В.П.
д.т.н., профессор кафедры международного менеджмента БГУ, Минск
pugachov19@gmail. com
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС
Ключевые слова: устойчивое развитие, миграция; миграционное взаимодействие между государствами; формы сотрудничества между государствами; Евразийский экономический союз.
Keywords: sustainable development, migration; migration interaction between states; forms of cooperation between states; Eurasian Economic Union.
В Республике Беларусь вопросам устойчивого развития в сложных современных условиях уделяется постоянное внимание на всех уровнях с учетом международных рекомендаций ООН. Так при взаимодействии с ПРООН в Беларуси принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, которая определяет цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Концептуальным ядром документа является выявление внешних возможностей и внутренних конкурентных преимуществ в социальной, экономической и природно-ресурсной сферах; выработка управленческих решений, направленных на достижение высокого уровня и качества жизни, рост конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, сохранение и рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. В целях гармонизации подходов в процессе реализации стратегии с аналогичными документами партнеров по ЕАЭС планируется периодический пятилетний контроль хода ее выполнения. Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации - до 2020 и до 2030 г.
Создание благоприятных условий для устойчивого развития Республики Беларусь и ее регионов требует системного рассмотрения и комплексного решения проблем стабилизации численности населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни и обеспечения ежегодного миграционного прироста в размере 70 тысяч человек (целевой показатель Национальной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». На фоне этой стратегической задачи вызывает определенное беспокойство замеченная тенденция снижения миграционного прироста в Беларуси по итогам 2016 года, когда миграционный прирост уменьшился более чем в два раза и численность населения страны снизилась ниже 9,5 млн. По данным Белстата за 2016 г. в Беларусь прибыло на семь тысяч мигрантов меньше, чем годом ранее - 21 038 человек против 28 349. При этом уехали из Беларуси за 2016 год 13 098 человек против 9855 в 2015 году, большинство в страны СНГ - 8997 (6679 в 2015-м), из которых в Россию -5912 (5137). В страны вне СНГ уехали 4101 (3176) человек, больше всего в Литву - 624 (589), Германию - 527 (439), Израиль - 520 (286), США - 464 (327). Такая же тенденция сохранилась в целом и по итогам 2017 года. Причем наибольшую эмиграционную активность проявляют молодые специалисты с высшим образованием и представители бизнеса - предприниматели.
Разработка стратегической политики Республики Беларусь в области миграции ведется при активном взаимодействии ведущих государственных органов власти в области управления миграцией с участием экспертов ЕАЭС, с учетом опыта ведущих интеграционных региональных образований и рекомендаций авторитетных международных организаций, результатов изучения количественных и качественных показателей и последствий демографической ситуации и международной миграции.
В частности - в целях обеспечения более полного соответствия национального законодательства международным нормам и современным тенденциям в области защиты вынужденных мигрантов в июле 2017 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь». Центральной новацией данной редакции Закона является внедрение единой процедуры приема и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, объединяющей предусмотренные действующим законодательством две процедуры: рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты и заявления о предоставлении убежища. Это позволит сократить срок рассмотрения ходатайства о защите иностранца в Республике Беларусь в два раза, и, как правило, он не будет теперь превышать шести месяцев.
Позитивные надежды в Беларуси возлагают на Свободные экономические зоны и технопарки, в частности - на Китайско-Белорусский индустриальный парк, строящийся в 25 км от Минска, который должен принять на себя вы-
свобождающуюся в ходе модернизации основных предприятий Минска рабочую силу и трудоустраивать ее на своих производствах. Планируется запустить две очереди Китайско-Белорусского индустриального парка, который должен аккумулировать новейшие производства новых технологических укладов, а также стать логистическим центром в цепочке Великого шелкового пути. Общий срок строительства парка - 30 лет, численность работающих - около 120 тыс. Приоритетные направления - биомедицина, химия, электроника, машиностроение и новые материалы. Большие надежды при этом связаны с повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, общим рынком ЕАЭС и повышением экспортного потенциала совместных евразийских промышленных кластеров на пространстве Союза.
В рамках углубления евразийской интеграции актуальным для Беларуси и других участников ЕАЭС является развитие взаимодействия между государствами - членами Союза по таким вопросам регулирования миграции, как:
1. Разработка миграционной стратегии стран Евразийского экономического союза, отражающей общее понимание, цели, задачи и конкретные формы сотрудничества и взаимодействия государств-членов в миграционной сфере в рамках ЕАЭС и определяющей приоритетные направления регулирования миграции населения в формате интеграционного объединения;
2. Гармонизация национальных миграционных законодательств государств - членов в целях установления сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования миграционных процессов, сближение миграционной политики и политики занятости государств - участников нового интеграционного объединения, прежде всего в таких ключевых сферах, как трудовая политика, образование, занятость и миграция, медицина, и здравоохранение, разработка системы унифицированных социальных гарантий, укрепление социального партнерства и социальной ответственности. Таким образом, как отмечается в [1, 2], сближение законодательства государств - членов ЕАЭС должно проходить не только в сфере трудовой миграции, но и трудового права в целом, так как вопросы порядка заключения, изменения, прекращения трудового договора регулируются трудовым правом в комплексе и требуют тесного взаимодействия по взаимосвязанным вопросам трудовой миграции, трудового права, интеграции мигрантов и др. Принятие международного договора Союза, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов государств ЕАЭС и обеспечивающего их равные права и гарантии в пенсионной сфере. В перспективе требует рассмотрения вопрос разработки рекомендаций Евразийской экономической комиссии по гармонизации трудового и миграционного законодательства с последующим принятием акта ЕАЭС со статусом документа прямого действия для государств-членов Союза.
3. Формирование единой системы иммиграционного контроля внутри ЕАЭС. Развитие системы статистического наблюдения за миграционными потоками на основе административных данных учета населения и системы выборочных исследований, создание автоматизированной информационной системы о миграционных перемещениях населения, возможностях трудоустройства и обустройства трудовых мигрантов.
4. Обоснование приоритетов миграционной политики в отношении стран-партнеров и мер по разработке и внедрению программам профессионально-технической подготовки трудовых ресурсов по требуемым специальностям и целевого приема востребованных отечественной экономикой трудовых мигрантов, используя в этих целях заключение международных соглашений об организованном привлечении и использовании иностранных работников.
5. Выработка единых правил регулирования привлечения трудовых мигрантов из стран СНГ и третьих стран.
6. Принятие согласованных мер по снижению нелегальной миграции, а также сокращение теневых секторов латентной занятости иностранной рабочей силы. Создание интегрированной информационной базы данных о незаконной миграции и занятости иностранных граждан рамках Союза.
7. Формирование миграционной инфраструктуры (бирж, агентств, социальных центров поддержки трудящихся-мигрантов) для обеспечения информацией о возможностях трудоустройства, занятости и социальной защиты, создания условий для эффективного использования объединенного трудового потенциала государств-партнеров путем организованного перемещения рабочей силы в регионы дефицита трудовых ресурсов.
Список литературы
1. Алиев С.Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. - М.: Евразийская экономическая комиссия, 2016. - 120 с.
2. Воронина Н.А., Вопросы трудовой миграции в рамках евразийской интеграции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. - М., 2017. - № 19 (676).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе: [заключен в г. Астане 29.05.2014 г.] // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
4. Киселева Е.В. Основные формы межгосударственного сотрудничества в сфере миграции / Российский университет дружбы народов. Юридический институт. - М., 2016.
5. Красинец Е.С., Миграция и миграционная политика в рамках развития евразийской интеграции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. - М., 2017. - № 19 (676).
6. Рязанцев С.В., Тер-Акопов А.А., Письменная Е.Е., Храмова М.Н., Сценарии развития миграционной ситуации в ЕАЭС в условиях усиления экономической интеграции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. - М., 2017. - № 19 (676).
7. Тихонова Л.Е. Государственное регулирование демографической безопасности Беларуси Учебно-методическое пособие. - Мн.: БГУ, 2007.
8. Тихонова Л.Е., Красинец Е.С. Трудовая миграция и миграционная политики Республики Беларусь в рамках интеграции в Евразийский экономический союз. 2015.