Научная статья на тему 'Оценка результатов и перспектив миграционного сотрудничества в формате Евразийского экономического союза'

Оценка результатов и перспектив миграционного сотрудничества в формате Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / трудовая миграция / рынок труда / занятость населения / иностранная рабочая сила / трудовая деятельность / миграционная политика / политика занятости / Российская Федерация / Республика Беларусь / евразийская интеграция / Евразийский экономический союз.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов и перспектив миграционного сотрудничества в формате Евразийского экономического союза»

Тихонова Л.Е.

д.э.н., профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ПЕРСПЕКТИВ МИГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ФОРМАТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, рынок труда, занятость населения, иностранная рабочая сила, трудовая деятельность, миграционная политика, политика занятости, Российская Федерация, Республика Беларусь, евразийская интеграция, Евразийский экономический союз.

С созданием ЕАЭС поступательно реализуется перспектива создания единого рынка труда, а также единого регулируемого миграционного пространства между странами-участниками, поскольку миграционные процессы становятся мощным стабилизирующим фактором, который способствует экономическому росту в странах приема и выхода мигрантов, поддерживает социальную стабильность и взаимное доверие народов и государств.

Анализ миграционных процессов, сложившихся в Республике Беларусь в течение последних пяти лет, показал, что миграционные процессы играют важную роль в формировании численности, половозрастной структуры и рынка труда страны. В частности, международная (безвозвратная) миграция снизила депопуляционные процессы, происходящие в стране, стабилизировала численность населения. В целом за последние 5 лет в страну из России, Казахстана и других стран СНГ прибыло на 33,5 тыс. чел. больше чем выбыло. Страна продолжает сохранять положительный миграционный обмен абсолютно со всеми странами СНГ.

Что касается внешней трудовой миграции, то здесь активно формируется евразийская миграционная система, в которой сформировался центр притяжения рабочей силы из Беларуси сначала в Россию, а затем и в Казахстан. При этом основной обмен рабочей силой, как и прежде, происходит с Россией. Он остается стабильным на протяжении ряда лет, причем в последние годы наблюдается всплеск интереса к российскому направлению трудоустройства (до 65% от общего объема выезда). Новые возможности для трудоустройства белорусской рабочей силы появились вместе с расширением Евразийского экономического союза и появлением в нем новых участников (Армения, Кыргызстан). В целом, формирование общего рынка труда стран Евразийского экономического союза, высокая мобильность белорусов, безвизовый режим и знание языка будут способствовать дальнейшему увеличению экспорта белорусской рабочей силы в данный регион.

Итогом проведенных исследований стал вывод, что страны-участницы ЕАЭС находятся только на начальной стадии формирования общего миграционного пространства. В целях достижения разумного баланса между максимизацией выгоды от трудовой миграции и минимизацией неизбежных социальных рисков от притока мигрантов, а также противодействия незаконной иммиграции и занятости мигрантов в формате ЕАЭС должна быть сформирована более эффективная модель привлечения и использования иностранной рабочей силы. В этом плане Беларуси необходимо в ближайшие сроки определится с перспективной потребностью в количестве и качестве привлекаемых из стран-участниц сообщества трудовых мигрантов. При этом оценка реальной потребности в трудовых мигрантах должна основываться не только на демографических расчетах перспективной численности трудоспособного населения страны. Важно четко определиться с внутренними резервами уже имеющегося трудового потенциала и изыскания дополнительных источников рабочей силы за счет решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, повышения внутренней (в том числе трудовой) мобильности населения и т.д. В этих целях, очевидно, следует вернуться к практике расчета прогнозных балансов трудовых ресурсов не только по стране в целом, но и по областям и административным районам в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования, а также возможностей привлечения и использования иностранной рабочей силы. При этом важно скоординировать динамику спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций с системой образования. Особое внимание следует уделить стимулированию бизнес-иммиграции из стран ЕАЭС, регулированию привлечения иностранных инвесторов и предпринимателей.

Являясь неотъемлемой и органической частью экономики, внешние миграционные процессы требуют регулирования со стороны государственных органов управления стран ЕАЭС в форме конкретных мер, прежде всего - в области институционального и нормативного правового регулирования. Важно дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников ЕАЭС в области трудовой миграции в следующих направлениях:

- создание единой системы планирования и контроля в области трудовой миграции, с помощью которой контролируется въезд трудовых мигрантов между странами ЕАЭС;

- создание единой электронной базы данных трудовых мигрантов стран ЕАЭС. Такая административная процедура значительно облегчит контроль пребывания, статус занятости и проживания трудящихся-мигрантов.

Для регулирования единого рынка труда необходимо осуществлять взаимодействие государственных служб занятости стран ЕАЭС по следующим направлениям:

- анализ, мониторинг и прогнозирование развития общего рынка труда; нормативно-правовое обеспечение согласованной политики занятости в ЕАЭС;

- научное, информационное и методическое обеспечение функционирования единого рынка труда стран ЕАЭС;

- подготовка и издание статистических данных и информационных материалов о спросе, предложении рабочей силы на едином рынке труда, возможностях трудоустройства, повышения квалификации, переподготовки и социальной защиты для потенциальных трудовых мигрантов, об особенностях состояния региональных рынков труда стран ЕАЭС.

Странам-участницам предстоит еще многое создать. Провести значительный комплекс мероприятий по интеграции информационных ресурсов. Потребуются определенные мероприятия по защите информации, которая передается по техническим каналам передачи, а также по формированию единой визовой политики. Необходима организация широких общественных дебатов, участие в них бизнес-сообществ, некоммерческих организаций и средств массовой информации, позволяющая отразить и учесть интересы всех заинтересованных сторон.

Таким образом, для эффективного сотрудничества и взаимодействия стран-участниц ЕАЭС в сфере миграционной политики необходимо отлаживать механизм принятия решений, четко оформлять юридический статус этих решений и формировать контрольный механизм, отслеживающий исполнение принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.