Научная статья на тему 'Правовое регулирование трудовой миграции государств-членов ЕС и ЕАЭС посредством подготовки профессиональных кадров в вузах ЕС и РФ (сравнительный анализ и предложения)'

Правовое регулирование трудовой миграции государств-членов ЕС и ЕАЭС посредством подготовки профессиональных кадров в вузах ЕС и РФ (сравнительный анализ и предложения) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АКАДЕ-МИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белов В.А., Кожаев Ю.П.

В статье проводится исследование проблем трудовой мигра-ции стран-членов ЕС и ЕАЭС и их регулирование посредством улучшения качества отбора и подготовки в учебных заведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование трудовой миграции государств-членов ЕС и ЕАЭС посредством подготовки профессиональных кадров в вузах ЕС и РФ (сравнительный анализ и предложения)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCE

УДК 342.9

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕС И ЕАЭС ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ВУЗАХ ЕС И РФ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

В.А. Белов, Ю.П. Кожаев

Аннотация. В статье проводится исследование проблем трудовой миграции стран-членов ЕС и ЕАЭС и их регулирование посредством улучшения качества отбора и подготовки в учебных заведениях.

Ключевые слова: трудовая миграция, ее правовое регулирование, академическая мобильность.

LEGAL REGULATION OF LABOUR MIGRATION, MEMBER STATES OF THE EU AND THE EAEU BY MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE UNIVERSITIES OF THE EU AND RUSSIA (COMPARATIVE ANALYSIS AND PROPOSALS)

V.A. Belov, Y.P. Kozhayev

Abstract. The article studies the problems of labour migration of EU member Stats EAEU and their regulation by improving the quality of selection and their training in universities (educational institutions).

Keywords: legal regulations, labour migration, academic mobility.

Отличительной чертой международной миграции начала XXI в. является активное участие в данном процессе населения стран Восточной Европы и выходцев из бывшего СССР. Приходится констатировать, что в этих процессах участвует население стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И это позволяет нам сделать вывод, что:

1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела глобальный характер. На начало XXI в. в мире насчитывалось более 45 млн трудящихся мигрантов. Сегодня, учитывая события в Азии, Африке и на Ближнем Востоке их количество превысило 50 млн чел. (а это уже население десятков стран).

2. Основным мотивом этого процесса является социально-экономический фактор (не идеология или религия).

3. В международной трудовой миграции происходят качественные изменения, суть которых состоит в увеличении среди мигрантов доли квалифицированных специалистов. Возникли фирмы «охотников за головами», которые подбирают специалистов по заказам ТНК, в том числе и среди студентов и преподавателей, обучающихся за рубежом (мобильность образования, где количество участников уже превысило 10 млн чел.).

4. И все эти процессы породили активное вмешательство государств в правовое регулирование вопросов въезда, выезда, труда, получения социальной помощи, воссоединения семей и др. В разных странах были приняты законы об иммиграции, квотировании трудовой рабочей силы. И более всех в этом продвинулись страны ЕС, опыт которых внимательно изучается и критикуется.

По данным ООН в настоящее время общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло самого высокого уровня за всю историю земли - почти 175 млн чел., что вдвое превышает соответствующий показатель предшествующего поколения.

Возрастающая мобильность населения в эпоху глобализации не только повышает значение фактора миграции в мировой экономике, но и порождает множество проблем, требующих согласования усилий многих государств и выработки глобальных подходов к их решению. Заметная интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки усилить европейский вектор в регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов.

Европейское бюро по оказанию поддержки просителям убежища, утвержденное в 2011 г., пытается внести свой вклад в регулирование притока претендентов на убежище. По данным Евробарометра в 2013 г. европейцы придавали иммиграции значение большее, чем налогам, пенсии, образованию и даже терроризму [1, с. 12].

Сегодня в ЕС уделяют большое внимание внешнему изменению интеграционной политики, рассчитывая на то, что регулирование миграционных потоков во многом зависит от отношений ЕС с окружающим миром (пример тому Турция и ЕС).

В апреле 2014 г. главы европейских и африканских государств согласовали план из пяти пунктов, чтобы не допустить повторение лампедузской трагедии. План действий рассчитан на три года, то есть до 2017 г. (усиление регулирования миграции и охраны границы, усиление связи между миграцией и развитием отдельных регионов, поощрение легальной миграции и мобильности, противодействие торговле людьми и усиление международной защиты).

Согласно данных Европейской статистической службы рост населения Евросоюза происходит главным образом за счет мигрантов. По мнению Европейской Комиссии (ЕК), представленному 18 сентября 2014 г. совместно с ОЭСР в докладе о проблемах в сфере занятости, основная роль в борьбе с демографическими вызовами отводится мобильности трудящихся ЕС и трудовой миграции. По прогнозам ЕК, экономически активное население ЕС уменьшится к 2020 г. на 7,5 млн чел. или на 2,2 %, а без учета миграции на 11,7 млн чел. или на 3,5 %. В ответ Комиссия предложила содействовать трудовой миграции внутри ЕС, а также оптимизировать количество и качество рабочей силы из третьих стран.

В конце 2011 г. увидело свет сообщение ЕК «Глобальный подход к миграции и мобильности», в котором отмечается настоятельная необходимость привлечь легальных иммигрантов на европейский рынок труда и одновременно эффективно бороться с нелегальной иммиграцией [2]. Тогда же была одобрена директива, уравнивающая в правах иммигрантов и граждан Союза в трудовой и социальной сфере (зарплата, охрана труда, процедура найма-увольнения, доступ к общественным благам, социальному обеспечению, участию в профсоюзах) [3]. Однако пока мигранты остаются наиболее уязвимой частью европейского общества, наряду с молодёжью, неквалифицированными и временно занятыми работниками.

С течением времени в странах Евросоюза сложилось довольно проработанное законодательство в сфере регулирования иммиграции, которое заслуживает внимания, в том числе, и с точки зрения возможностей применения в российских условиях. В течение 1990-2000-х гг. в Европейском союзе был разработан целый ряд законодательных документов в области иммиграционной политики. В табл. 1 выделены семь директив, которые составляют правовую базу регулирования легальной иммиграции в ЕС.

Само наличие данных нормативно-правовых актов в области легальной иммиграции свидетельствует о выборе Европейского союза в пользу секторального подхода к приёму иностранцев: высококвалифицированных специалистов, студентов и исследователей, членов семей и т.д. Действующее в России миграционное законодательство пока не предполагает столь чёткого разграничения правовых подходов и процедур в отношении различных категорий иностранных граждан. Первым шагом на этом пути стало принятие поправок к миграционному законодательству РФ в 2010 г. Главная цель внесенных изменений - упростить процедуры привлечения вы-

Таблица 1

Нормативно-правовые акты ЕС в сфере легальной иммиграции

Документ Содержание

Директива 2003 г. о праве на семейное воссоединение [4, с. 12-18] Предоставляет иммигрантам, легально проживающим в странах ЕС, право перевезти близких членов семьи в принимающую страну

Директива 2003 г. о статусе иммигрантов, проживающих в странах ЕС на долгосрочной основе [5, с. 44-53] Гарантирует гражданам третьих стран, легально проживающим на территории стран ЕС свыше пяти лет, права, сравнимые с правами граждан ЕС

Директива 2004 г. об образовательной иммиграции [6, с. 12-18] Регулирует порядок въезда граждан третьих стран с целью обучения, студенческих обменов, неоплачиваемой стажировки и добровольческой деятельности

Директива 2005 г. о специальной процедуре приёма иностранных исследователей [7, с. 15-22] Обеспечивает ускоренную процедуру для въезда иностранных граждан для проведения научных исследований

Директива 2009 г. о так называемой «голубой карте» [8, с. 17-29] Упрощает порядок въезда, пребывания и доступа на рынок труда ЕС для высококвалифицированных иностранных работников

Директива 2011 г о едином разрешительном документе [9, с. 1-9] Вводит в действие единый разрешительный документ на право проживания и работы, а также устанавливает единый перечень прав для трудовых иммигрантов

Директива 2014 г. о сезонных рабочих [10, с. 375-390] Обеспечивает соблюдение прав сезонных трудовых иммигрантов

сококвалифицированных специалистов, отменить квоты для данной категории иммигрантов, а также наделить их рядом привилегированных прав, как например, правом на семейное воссоединение. Динамика привлечения иностранных работников высокой квалификации положительна: в 2013 г. им было выдано 26 тыс. разрешений на работу, что вдвое превысило показатель предыдущего года [11, с. 292]. Однако пока трудно судить, насколько успешным стало данное нововведение. Привлекательность России выросла, но незначительно по сравнению с другими регионами мира. В соперничестве за умы наравне с США, Австралией, Канадой и странами ЕС вступили и экономически активно развивающиеся Бразилия, Индия и Китай.

С 2009 г. на уровне Европейского союза действует директива о так называемой «голубой карте», которая упростила порядок въезда, пребывания и доступа на рынок труда стран ЕС для высококвалифицированных иностранных работников. В отдельных государствах Евросоюза специальные схемы привлечения трудовых мигрантов высокой квалификации существовали и ранее. В 2013 г. в целом ряде стран ЕС доля иностранных работников в секторах, требующих высокой квалификации, возросла и составила 2,08 % от общей численности занятых, то есть 1,6 млн. человек [12, с. 5]. Страны-члены ЕС часто выделяют особые сектора экономики и рынка труда для следующих специалистов: информационные технологии (Франция, Германия, Ирландия, Великобритания, Италия, Испания), медицина (Германия, Австрия, Венгрия, Ирландия, Польша, Словения, Великобритания), инженерное дело и машиностроение (Германия, Австрия, Испания, Ирландия). В некоторых странах действуют также специальные правила в отношении иностранных предпринимателей (Эстония, Германия, Ирландия, Словакия) и инвесторов (Эстония, Германия, Ирландия, Венгрия, Люксембург), которым предоставляются упрощённые условия въезда и пребывания, чтобы максимизировать их экономический вклад в развитие принимающей страны. При этом в качестве обязательного условия для инвесторов выступает, например, размер инвестируемой суммы, для предпринимателей - подтверждение наличия залогового кредита.

Помимо постепенного перехода к дифференцированному привлечению иммигрантов Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 г. также предлагает ввести балльную систему, чтобы привлечь иностранную рабочую силу. Система оценки баллами уже активно и довольно эффективно действуют в ряде государств ЕС. Вслед за Австралией, Канадой, Новой Зеландией - странами, традиционно и исторически привлекавшими большое количество иммигрантов, в том числе высококвалифицированных, государства-члены ЕС (Дания, Великобритания, Нидерланды в 2008 г., Австрия - в 2011 г.) также ввели балльную систему оценки трудовых иммигрантов. Основной принцип балльной системы заключается в одновременном использовании нескольких критериев для отбора иностранных рабочих. Главными критериями являются: уровень образования, возраст, наличие профессионального опыта, а также знание языка. Сложность внедрения балльной системы состоит в том, что она нуждается в периодической корректировке и оценке того, насколько соответствующие критерии обеспечивают в конечном итоге занятость принятого иностранного работника по конкретной специальности. В ином случае такой подход не всегда может обеспе-

чить рынок труда необходимыми иностранными кадрами. С другой стороны, подобная система может стать дополнительным стимулом для потенциальных трудовых иммигрантов учить язык принимающей страны и повышать свой профессиональный уровень [11, с. 428].

29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [13]. Договор вступил в силу с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз представляет собой наднациональную международную организацию региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в определенных отраслях экономики. Таким образом, одним из фундаментов Евразийского союза является свобода передвижения рабочей силы.

Вопросы обеспечения свободного передвижения лиц (работников) регулируются разделом XXVI «Трудовая миграция». Согласно ст. 96 ЕАЭС, государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах.

Реализация принципа свободного перемещения работников обеспечивается правом работодателя привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учёта ограничений по защите национального рынка труда. Трудящимся государств-членов не требуется получать разрешение на трудовую деятельность в государстве трудоустройства (ст. 97). Государства-члены не вправе устанавливать и применять законодательные ограничения в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных законодательством Союза.

Таким образом, начиная с января 2015 г., политика России в области трудовой миграции учитывает формирующуюся политику Евразийского экономического союза. На трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС распространяется режим свободы передвижения, миграционная политика же адресована лицам из государств, внешних по отношению к ЕАЭС.

В настоящий момент российское законодательство о трудовой миграции выделяет два основных вида трудоустройства иностранных работников: общий и специальный.

Общий порядок трудоустройства распространяется на иностранных работников, прибывших из государств в порядке, требующем въездной визы.

В соответствии со ст. 13(4) Федерального закона о правовом положении иностранных граждан трудоустройство осуществляется при наличии следующих условий:

- наличие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников,

- достижение работником возраста 18 лет,

- наличие у работника разрешения на работу.

Указанный порядок не распространяется на целый ряд категорий иностранных граждан, в том числе на лиц, имеющих статус постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, на участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению, на журналистов, аккредитованных в РФ.

Выдача разрешений на работу основана на системе квот для иностранных работников.

В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан, Правительство России ежегодно утверждает максимальную численность иностранных работников на следующий год в соответствии с установленным порядком [14, ст. 4814].

К примеру, на 2014 г. квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу установлена на уровне 1631586. Система квот не распространяется на квалифицированных специалистов в соответствии с утверждённым перечнем профессий (артисты балета, театра, цирка, режиссеры, генеральные директоры, главные инженеры и т.д.) [15]. Необходимо обратить внимание на то, что по смыслу российского законодательства понятие квалифицированный специалист не тождественно понятию высококвалифицированный специалист, труд которого регламентируется ст. 13.2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан.

Для сравнения, согласно данным ФМС России, в 2013 г. квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу была установлена на уровне 1745584; фактически выдано разрешений 1273984 [16].

В отношении трудовых мигрантов действует целый ряд ограничений. Например, Правительство России ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191 «Об установлении на 2014 г. допустимой доли иностранных работников....» максимальная доля иностранных работников установлена в отношении розничной торговли алкогольными напитками, розничной торговли фармацевтическими товарами, розничной торговли в палатках и на рынках, деятельности в области спорта и т.д.

В иммиграционной политике Европейского союза, как уже было упомянуто ранее, действует секторальный подход, порядок въезда и пребывания иммигрантов разных категорий регулируется различными нормативно-правовыми документами. Так, в отношении иностранных студентов и стажёров действует директива 2004 г. [17]. В настоящий момент на уровне институтов ЕС идут переговоры о внесении в директиву существенных изменений с целью повысить привлекательность стран Евросоюза для иностранных студентов, которые в перспективе могли бы восполнить недостаток квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики. Именно студенческая иммиграция рассматривается в качестве одного из каналов для привлечения высококвалифицированных кадров в условиях общемировой конкуренции за умы. Одним из ключевых среди предложений Еврокомиссии стало расширение доступа иностранных студентов на рынок труда, а именно речь идёт о возможности занятости более 20 часов в неделю. Кроме того, студенты, а также исследователи, по истечении их образовательных программ и контрактов на исследования будут располагать дополнительно 12 месяцами для поиска работы или открытия своего бизнеса и, соответственно, официальной смены своего иммиграционного статуса, получения разрешения на работу и права на проживание в государстве ЕС без необходимости выезжать из страны и оформлять новую визу. Ещё одним существенным нововведением может стать свобода передвижения для иностранных учащихся по территории всего Европейского союза без получения дополнительных разрешительных документов. Данные ОЭСР свидетельствуют о том, что страны Европы весьма привлекательны для иностранных студентов. В период с 2000 г. по 2010 г. доля учащихся из третьих стран в государствах Европы выросла на 114 % [18, с. 360]. В 2012 г. образовательная иммиграция заняла третье место в общей структуре иммиграционных потоков в ЕС: 32 % въездных документов иммигрантам в ЕС выдаётся по причине семейного воссоединения, 23 % - для осуществления трудовой деятельности и 22 % приходится на учебные визы. Самыми привлекательными для образовательной миграции считаются Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания [19, с. 13].

В России студенческая иммиграция также занимает третье по значимости место после трудовой иммиграции и переселения соотечественников в общем миграционном потоке. Согласно данным ЮНЕСКО, по численности обучающихся иностранных граждан Россия занимает 7-е место в мире после США, Великобритании,

Австралии, Франции, Германии, и Канады [20, с. 16]. По данным министерства образования и науки РФ, численность иностранных учащихся в вузах России в 2011/2012 учебном году составила более 157 тыс. чел, из них преобладающая часть - студенты, 4,6 тыс. -аспиранты и 0,1 тыс.- докторанты [20, с. 25]. Более 59 тыс. иностранных студентов-очников - граждане СНГ. В 2012/2013 учебном году в России получали образования 172 тыс. иностранных студентов. Основную долю составили граждане стран СНГ (Казахстан, Белоруссия, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан), среди иных третьих стран лидирует Китай [11, с. 292]. Ежегодно правительство России выделяет 15 тыс. государственных стипендий, дающих право бесплатного обучения в российских вузах для иностранных студентов. Почти половина стипендий приходится на долю выходцев из бывших советских республик, а другая половина предназначена представителям стран дальнего зарубежья [21]. Вместе с тем, в Концепции миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. всё же признаётся, что в стране слабо используется потенциал образовательной иммиграции [22, ст. 2]. В этой связи, чтобы создать более благоприятные условия для привлечения иностранных учащихся, 1 января 2014 г. в миграционное законодательство России были внесены изменения, которые в том числе позволили иностранным студентам, обучающимся в российских вузах на очном отделении, работать на протяжении всего периода обучения [23]. Согласно поправкам была упрощена процедура и ускорен срок выдачи разрешения на работу без учёта ежегодно устанавливаемых квот.

В то же время привлекательность получения образования в России снижается из-за ограничений для занятости после завершения обучения [24]. Кроме того, законодательно само понятие образовательной миграции пока никак не закреплено. Сложность заключается также в том, что изменить ранее полученный правовой статус, определяемый целью пребывания иностранного гражданина в России (например, с учёбы на работу), крайне сложно, без обязательного выезда из страны [25, с. 269]. Возможно, решением могло бы стать принятие в России отдельных норм, регулирующих учебную миграцию, создание специального облегчённого миграционного режима для иностранных учащихся и студентов, который бы предусматривал, в том числе, право на их дальнейшее трудоустройство. Авторы концепции признают, что учебная иммиграция служит источником квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Действительно, иностранные студенты изучают

не только язык, но и создают социальные связи в стране пребывания, которые в последующем способствуют ещё большей их интеграции.

Как справедливо отмечают авторы «Стратегии 2020: Новая модель роста - новая социальная политика», миграционная политика России в большой степени будет определяться выбранным направлением экономического развития: сырьевым, индустриальным или инновационным [25, с. 262-277]. В случае развития экономики России по сырьевому пути основную роль будет играть временная трудовая иммиграция работников низкой квалификации. В настоящий момент иммиграция в Россию имеет как раз преимущественно временный характер: в 2011 г. в Россию въехало 2,1 млн временных иммигрантов, в 2012 г. - 2,7 млн., в 2013 г. - 2,9 млн [11, с. 292].

В соответствии со вторым сценарием, а именно ростом обрабатывающей промышленности и технологических отраслей, нацеленных на импортозамещение, помимо работников базовой квалификации в первую очередь понадобятся высококвалифицированные работники и специалисты средней квалификации. В таком случае приоритетное место займёт долгосрочная или постоянная иммиграция.

Третий вариант - инновационное развитие экономики с преобладанием информационных технологий, сферы интеллектуальных услуг, предполагал бы упор на дальнейшее привлечение высококвалифицированных иностранных кадров, а также поощрение и развитие образовательной и академической иммиграции.

Независимо от приведённых выше сценариев, Россия в ближайшие десятилетия, как и страны-члены Европейского союза, будет нуждаться в постоянном притоке иммигрантов различного уровня квалификаций для поддержания темпов экономического роста. Это, в свою очередь, потребует от государства разработки комплекса мер и в области интеграции иммигрантов.

Проблемы в сфере миграции, с которыми столкнулась Россия, свидетельствуют о том, что действующее миграционное законодательство в полной мере не соответствует потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и общества в целом. Законодательство ориентировано на привлечение и использование временных иностранных работников с помощью процедуры выделения квот для иммигрантов.

Нерешенные проблемы:

- нечеткость миграционного законодательства;

- ограничение в отношении занятости и трудоустройства иностранных студентов;

- отсутствие рабочих программ интеграции мигрантов;

- в настоящее время в России так и не создали программу адаптации иностранных граждан;

- не решен вопрос (как и во Франции) специальной предотъездной подготовки, включающей в себя изучение языка, навыков профессиональной подготовки, связанной с потребностями российского рынка труда, изучение основных законодательных требований, истории, традиции и культуры России;

- по-прежнему не создана система центров информационной и правовой поддержки мигрантов.

Для разрешения этих проблем необходимо:

1. Понять, что иммиграция - это не временно, это для России навсегда, и разработать, как в Канаде и ЕС, долгосрочную программу по работе с иммиграцией:

- за границей в странах донорах;

- внутри России и ЕАЭС от квотирования до приема, проверки, подготовки, трудоустройства, обучения, воссоединения семей и т.д.

2. Для чего - собрать все Законы, Указы, Постановления, инструктивные указания и письма в один иммиграционный Кодекс с взаимным обязательствами и ответственностью, вплоть до высылки и осуждения по УК.

3. Создать единую федеральную службу с правами и полномочиями для организации и контроля за работой с иммигрантами (как в Центральной России, так и на Урале и Дальнем Востоке).

4. Организовать визовый въезд и медицинский контроль для трудовых мигрантов.

Библиографический список

1. Standard Eurobarometer 80 Autumn 2013. Public Opinion in the European Union. European Commission, Brussels, 2013.

2. The Global Approach to Migration and Mobility, Brussels, {SEC(2011) 1353final}, Brussels, 18.11.2011. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=COM:2011:0743:FIN:EN:PDF (дата обращения: 15.02.2017).

3. Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:32011L0098&qid=1423774295030&from=EN (дата обращения: 16.02.2017).

4. Council Directive 2003/86/EC of 22 September 2003 on the right to family reunification. OJ L 251, 3.10.2003.

5. Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003 concerning the status of third-country nationals who are long-term residents. OJ L 16, 23.1.2004.

6. Council Directive 2004/114/EC of 13 December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the purposes of studies, pupil exchange, unremunerated training or voluntary service. OJ L 375, 23.12.2004.

7. Council Directive 2005/71/EC of 12 October 2005 on a specific procedure for admitting third-country nationals for the purposes of scientific research. OJ L 289, 3.11.2005.

8. Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment. OJ L 155, 18.6.2009.

9. Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State. OJ L 343, 23.12.2011.

10. Directive 2014/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the conditions of entry and stay of third-country nationals for the purpose of employment as seasonal workers OJ L 94, 28.3.2014.

11. OECD, International Migration Outlook 2014. Paris: OECD Publishing. 2014.

12. Attracting Highly Qualified and Qualified Third-Country Nationals. European Migration Network Study 2013. Directorate General Home Affairs, European Commission, 2013. URL: http://emn.ie/files/p_201311180323172013_attract-inghqworkers_finalversion_23oct2013.pdf (дата обращения: 15.02.2017).

13. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.eur-asiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635375701449140007.pdf (дата обращения: 15.02.2017).

14. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» // СЗ РФ. 2013. 23 сентября. № 38.

15. Приказ Минтруда России от 20 декабря 2013 г. № 768н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются» // Российская газета. 2014. 31 января. № 21.

16. Официальные статистические данные ФМС России. URL: http://www. fms.gov.ru/about/statistics/data (дата обращения: 20.01.2017).

17. Council Directive 2004/114/EC of 13 December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the purposes of studies, pupil

exchange, unremunerated training or voluntary service. OJ L 375/12 (дата обращения: 19.02.2017).

18. OECD, Education at a Glance 2012: OECD Indicators. OECD Publishing, 2012. Р. 360. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG %202012_e-book_ EN_200912.pdf (дата обращения: 16.02.2017).

19. European Migration Network, Immigration of International Students to the EU. Directorate General Home Affairs, European Commission, 2013.

20. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов // Министерство образования и науки РФ. М., Центр социологических исследований, 2014. URL: http://5top100ru.1gb.ru/files/ File/inostrannye_stydenty.pdf (дата обращения: 29.01.2017).

21. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах // Демоскоп Weekly № 571-572. 14-31 октября 2013 г. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2013/0571/analit02.php (дата обращения: 28.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // СПС «Гарант». URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 15.02.2017).

23. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Феде рации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, вступил в силу 1 января 2014 г. // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70419050/ (дата обращения: 15.02.2017).

24. Порядок въезда и условия участия иностранных студентов в трудовых отношениях определяет федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: http://base.garant.ru/184755/ (дата обращения: 13.02.2017).

25. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Кн. 1 / под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М., 2013.

В.А. Белов

кандидат исторических наук, профессор

професор Российского Университета дружбы народов (г. Москва)

E-mail: rudnfinad@yandex.ru

Ю.П. Кожаев

доктор исторических наук профессор

профессор Московского финансово-юридического

университета МФЮА

E-mail: u.p.kozhaev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.