Научная статья на тему 'Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия и миграционный кризис в Европе'

Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия и миграционный кризис в Европе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ / БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / МИГРАЦИЯ / УБЕЖИЩА / ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войников Вадим Валентинович

Целью настоящей статьи является обзор и краткий анализ текущих изменений законодательства ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия, вызванных Европейским миграционным кризисом 2015 г. В статье анализируются изменения законодательства, имеющие отношение к европейскому пространству свободы, безопасности и правосудия (ЕПСБП), вызванные иммиграционным кризисом 2015 г. Утверждается, что кризис выявил целый ряд системных ошибок в области управления внешними границами, которые вынудили государства члены ЕС существенно пересмотреть свою политику. В статье рассматриваются основные направления реформирования законодательства ЕС в указанной области, выявлены главные тенденции, а также рассмотрены ключевые законопроекты в указанной сфере. Анализ законодательных инициатив показывает то, что реформирование затрагивает главным образом сферы пограничного контроля, иммиграции, предоставления убежищ и визовой политики. Автор приходит к выводу о том, что реакция Европейского Союза на миграционный кризис свидетельствует о его желании укрепить ЕПСБП посредством усиления наднациональной составляющей его механизмов, однако государства члены ЕС не всегда готовы отказываться от части своего суверенитета в такой чувствительной для них области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия и миграционный кризис в Европе»

УДК 341.16 Вадим ВОЙНИКОВ1

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ И МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ

Аннотация. Целью настоящей статьи является обзор и краткий анализ текущих изменений законодательства ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия, вызванных Европейским миграционным кризисом 2015 г. В статье анализируются изменения законодательства, имеющие отношение к европейскому пространству свободы, безопасности и правосудия (ЕПСБП), вызванные иммиграционным кризисом 2015 г. Утверждается, что кризис выявил целый ряд системных ошибок в области управления внешними границами, которые вынудили государства - члены ЕС существенно пересмотреть свою политику. В статье рассматриваются основные направления реформирования законодательства ЕС в указанной области, выявлены главные тенденции, а также рассмотрены ключевые законопроекты в указанной сфере. Анализ законодательных инициатив показывает то, что реформирование затрагивает главным образом сферы пограничного контроля, иммиграции, предоставления убежищ и визовой политики. Автор приходит к выводу о том, что реакция Европейского Союза на миграционный кризис свидетельствует о его желании укрепить ЕПСБП посредством усиления наднациональной составляющей его механизмов, однако государства - члены ЕС не всегда готовы отказываться от части своего суверенитета в такой чувствительной для них области.

Ключевые слова: Европейское пространство свободы, безопасности и правосудия, миграционный кризис, миграция, убежища, пограничный контроль.

В 2013 г. мы уже обращались к вопросам, связанным с развитием ЕПСБП в свете кризисных явлений в ЕС в начале второго десятилетия XXI века [Войников, 2013: 82]. Поводом для этого послужили события, связанные с массовым притоком нелегальных иммигрантов в Италию и последовавший за этим франко-итальянский конфликт.

Весной 2011 г. несколько десятков тысяч нелегалов из стран Северной Африки прибыли на итальянский остров Лампедуза [Зонова, 2011]. Италия, не получив за-

© Войников Вадим Валентинович — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского Федерального университета им. И. Канта. Адрес: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14. E-mail: voinicov@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope220174354

прошенной поддержки из ЕС, приступила к выдаче иммигрантам документов, дающих право свободно передвигаться по территории всего шенгенского пространства. С указанными документами иммигранты направились во Францию, в ответ на это французские власти временно восстановили контроль на границе с Италией в районе города Вентимилья с целью недопущения на свою территорию североафриканских иммигрантов [Соколов, 2011].

Однако в тот момент невозможно было представить какие масштабы приобретёт европейский миграционный кризис!

В 2015 г. было зафиксировано 1 820 000 случаев нелегального въезда на территорию государств - членов EC[Frontex Risk ...., 2016], что в шесть раз превышает аналогичный показатель за предыдущий год и в тринадцать раз превышает показатель за 2011 г., когда происходили события в Лампедузе [FRAN Quarterly., 2011].

Таким образом, само понятие "европейский миграционный кризис 2015 года" можно определить как ситуацию, связанную со значительным увеличением потока нелегальных иммигрантов из регионов Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в страны ЕС, а также неготовностью Европейского Союза к сдерживанию и эффективному распределению указанного потока.

Европейский миграционный кризис повлёк за собой такие последствия, при которых Европейский Союз вынужден был не только предложить отдельные законодательные инициативы, а провести масштабную реформу всей политики в области пространства свободы, безопасности и правосудия.

ЕПБСП представляет собой одну из политик ЕС, направленную на обеспечение свободного передвижения лиц во взаимосвязи с контролем внешних границ, предоставлением убежища, иммиграцией, а также предотвращением преступности и борьбы с нею [Treaty on European Union, 2009].

ЕПБСП традиционно включает в себя три относительно самостоятельные сферы, которые соответственно обозначаются, как "свобода", "безопасность", "правосудие". В рассматриваемом контексте в понятие "свобода" входит свобода передвижения граждан, пограничный контроль, иммиграция, предоставление убежища; в понятие "безопасность" - обеспечение внутренней и внешней безопасности (борьба с организованной преступностью, терроризмом, торговлей наркотиками и т.д.); в понятие "правосудие" - осуществление тесного взаимодействия и правовой помощи по гражданским и уголовным делам.

Первым формальным ответом ЕС на вызовы, обусловленные миграционным кризисом, следует назвать Сообщение Европейской Комиссии от 13 мая 2015 года, получившее название "Европейская повестка дня по миграции" [Communication .......A European Agenda on Migration, 2015].

Европейская Комиссия обозначила ряд законодательных и организационных мер, которые должны способствовать более эффективной борьбе с нелегальной иммиграцией и условиями, способствующими её росту [Войников, 2015: 73].

Однако по сути "Европейская повестка дня по миграции" во многом повторяет меры, обозначенные Европейской Комиссией с самого начала формирования общей иммиграционной политики ЕС [Потемкина, 2015: 29].

Европейская Комиссия назвала четыре направления реформ, которые должны были улучшить миграционную ситуацию в Европе (Four Pillars to Manage Migration Better): борьба с нелегальной иммиграцией; управление границами; система предоставления убежищ и система легальной иммиграции.

Европейская повестка дня по миграции дала направления реформирования ЕПСБП, которое в дальнейшем было дополнено и конкретизировано с учётом изменения политической ситуации.

На сегодняшний день можно выделить следующие направления реформирования ЕПСБП, обусловленные миграционным кризисом 2015 года:

- реформа законодательства о границах;

- реформа законодательства о предоставлении убежища;

- реформа иммиграционного законодательства;

- реформа визового законодательства.

Реформа законодательства о границах

Анализ европейской повестки дня показывает то, что Европейский Союз наметил существенное реформирование всей системы пограничного контроля, как в области охраны внешних границ, так и в сфере пограничных проверок.

Ключевой инициативой в данной сфере следует назвать создание Европейской пограничной и береговой службы.

14 сентября 2016 г. посредством т. н. письменной процедуры был принят регламент о Европейской пограничной и береговой службе (ЕПБС) [Regulation (EU) 2016/1624, 2016].

Вопреки своему названию Европейская пограничная и береговая служба не является новым органом ЕС. Исходя из смысла статьи 3 регламента о ЕПБС №2016/1624 Европейская пограничная и береговая служба является децентрализованным механизмом, состоящим из двух компонентов: наднационального в виде Агентства Европейской пограничной и береговой службы (бывшее Агентство Фронтекс) и национального в виде пограничных и береговых службы государств -членов ЕС.

Ранее действующее законодательство также выделяло два звена в области охраны границ: национальные пограничные службы и Агентство Фронтекс, отвечающее за координацию деятельности национальных служб. Однако даже формально указанные звенья не были объединены в одну систему.

Новый регламент концептуально изменил систему управления внешними границами [Rosenfeldt, 2016].

Ныне действующее законодательство предусматривает создание формально общей системы пограничного контроля, в которой часть функций реализуется на уровне ЕС Агентством ЕПБС посредством формирования технической и оперативной стратегии, а основная часть функций реализуется государствами - членами ЕС, при этом деятельность национальных пограничных служб должна соответствовать общеевропейской стратегии.

Основная цель ЕПБС состоит в выработке и осуществлении т.н. европейской системы комплексного управления внешними границами (European integrated border management). При этом реализация европейской системы комплексного управления внешними границами осуществляется в соответствии с принципом общей ответственности (Shared responsibility) Агентства ЕПБС и национальных пограничных служб государств-членов. При этом основная ответственность за охрану и контроль внешних границ возлагается в первую очередь на государства-члены, которые выполняют данные функции в своих интересах и интересах всего Союза.

Анализ регламента о ЕПБС позволяет сделать вывод о том, что посредством данной реформы ЕС усиливает наднациональный компонент в системе управления общими границами. При этом основная ответственность по охране внешних границ, как и прежде, возлагается на государства-члены.

Вместе с тем ЕС, сохраняя независимость национальных пограничных ведомств, фактически обязывает их действовать в соответствии с общесоюзными правилами. Одним из наиболее ярких примеров этого является т.н. право на вмешательство (Right to intervene).

Согласно статье 19 Регламента, в исключительных ситуациях, требующих срочных действий, Совет на основе предложения Комиссии вправе принимать решение о мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации на внешней границе. При этом такие мероприятия должны реализовываться Агентством ЕПБС совместно с заинтересованным государством - членом ЕС.

Такое решение обязательно для государства - члена ЕС, однако Агентство ЕПБС обязано согласовывать с ним оперативный план по осуществлению пограничных мероприятий. При этом отказ заинтересованного государства-члена от исполнения решения Совета влечёт для такой страны санкции в виде временного восстановления контроля на внутренних границах.

Представляется, что данное положение не в полной мере соответствует основополагающему праву ЕС.

В соответствии со статьей 5 (1) договора о ЕС Европейский Союз осуществляет свои функции в соответствии с принципом делегированных полномочий, согласно которому Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в договорах, принадлежит государствам-членам. Положения договора о функционировании ЕС не делегируют Союзу компетенцию в области охраны государственных границ, соответственно ЕС не вправе давать государствам-членам обязательные для исполнения указания в данной области.

В связи с этим положения регламента, касающиеся "права на вмешательство", можно квалифицировать как попытку со стороны ЕС вторгнуться в сферу национального суверенитета.

Создание Европейской пограничной и береговой службы предполагает расширение полномочий Агентства ЕПБС, увеличение его финансирования и штата. В соответствии с регламентом на Агентство ЕПБС возлагаются обязанности по созданию международной пограничной группы быстрого реагирования в составе как минимум 1500 сотрудников национальных пограничных служб, которые должны быть мобилизованы по решению Агентства в течение пяти рабочих дней (статья 20 регламента).

Европейский миграционный кризис вызвал также изменения в области организации пропуска через внешние границы Союза.

Помимо реформирования Агентства Фронтекс европейская повестка дня по миграции предусматривала модификацию ранее внесенного законопроекта, получившего название "умные границы" (Smart borders).

6 апреля 2016 г. Европейская Комиссия подготовила новый пакет законопроектов по внедрению программы "умные границы". Новый пакет состоит из двух законопроектов: регламента о создании системы регистрации въезда/выезда [Proposal

for a Regulation ......, 2016d] и регламента о внесении изменений в Шенгенский кодекс о границах в части использования системы регистрации въезда/выезда [Proposal for a Regulation......, 2016c].

Система регистрации въезда/выезда позволяет записывать и сохранять информацию о дате, времени и месте въезда и выезда иностранного гражданина для целей подсчёта продолжительности его пребывания в шенгенском пространстве. В случае превышения разрешённого срока пребывания система автоматически подаст соответствующий сигнал правоохранительным органам государств - членов ЕС.

Посредством введения мер регистрации въезда/выезда ЕС пытается сделать систему организации пропуска физических лиц через внешние границы Союза более эффективной, что, в свою очередь, позволит, с одной стороны, улучшить порядок пересечения границы законопослушными гражданами, а с другой - повысить уровень борьбы с нелегальной иммиграцией.

Реформа законодательства о предоставлении убежища

Согласно Европейской повестке дня по миграции, одним из ключевых мероприятий в рамках ответа на миграционный кризис в Европе должно стать улучшение системы убежища на территории ЕС.

6 апреля 2016 г. Европейская комиссия подготовила Сообщение для Европейского парламента и Совета ЕС о путях реформировании Общей Европейской системы предоставления убежища и расширения легальных путей в Европу [Communication ....., 2016c].

Указанное Сообщение следует рассматривать как план по дальнейшей импле-ментации мер в области убежища и легальной иммиграции, предусмотренных Европейской повесткой дня по миграции. С точки зрения структуры в сообщении можно выделить два основных блока: меры, касающиеся реформирования европейской системы предоставления убежища, и меры, касающиеся реформирования иммиграционной политики ЕС.

В области европейской системы предоставления убежища Комиссия выделила пять приоритетных направлений.

1. Создание устойчивой и справедливой системы для определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища (Дублинские критерии).

2. Достижение большей конвергенции и предотвращение практики обращения за убежищем в нескольких странах (Asylum shopping).

3. Предотвращение практики нелегального перемещений лиц, ищущих убежища внутри ЕС.

4. Реформирование службы по оказанию содействия в предоставлении убежищ (European Asylum Support Office (EASO).

5. Расширение возможностей европейской дактилоскопической системы (Euro-dac).

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Сообщением Комиссии от 6 апреля 2016 года, за короткий период Европейская Комиссия подготовила семь законопроектов по ключевым вопросам общей европейской системы предоставления убежищ:

1. Проект новой редакции Регламента № 604/2013 Европейского парламента и Совета ЕС, устанавливающего критерии и механизмы определения государства-члена ЕС, ответственного за рассмотрение запроса о предоставлении убежища (Дублин III) [Proposal for a Regulation....., 2016e].

2. Проект Регламента Европейского парламента и Совета ЕС об Агентстве Европейского Союза по вопросам убежища [Proposal for a Regulation....., 2016f].

3. Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС, устанавливающего Европейскую дактилоскопическую систему [Proposal for a Regulation.....,

2016g].

4. Проект Регламента Европейского парламента и Совета ЕС, устанавливающего общую процедуру международной защиты в ЕС [Proposal for a Regulation .....,

2016h].

5. Проект Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о стандартах для квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве лиц, нуждающихся в международной защите (Квалификационный регламент) [Proposal for a Regulation....., 2016i].

6. Проект директивы Европейского парламента и Совета ЕС об установлении стандартов приёма лиц, ходатайствующих о международной защите [Proposal for a Directive....., 2016a].

7. Проект Регламента Европейского парламента и Совета ЕС, устанавливающего Союзную систему по переселению лиц, нуждающихся в международной защите [Proposal for a Regulation....., 2016j].

Предложенные законопроекты позволяют сделать вывод о том, что Европейская Комиссия намерена осуществить полномасштабную реформу системы предоставления убежищ в ЕС, которая будет охватывать практически все аспекты данной политики. Планируемая реформа предполагает усиление наднациональной составляющей в политике предоставления убежища в рамках Европейского Союза. Характерной особенностью является также изменение формы правового регулирования. Если нормативные акты в первоначальный период развития политики предоставления убежищ принимались в форме директив, то сейчас основным источником права являются регламенты. Данное обстоятельство вызвано тем, что директивы в области убежища содержали слишком широкие возможности для их произвольной имплементации, что породило значительные расхождения в правовом регулировании предоставления убежищ между различными государствами - членами ЕС [Trauner, Servent, 2015].

Реформа иммиграционного законодательства

Второй блок мероприятий, предусмотренных Сообщением Комиссии от 6 апреля 2016 г., касался повышения эффективности политики ЕС в области легальной иммиграции.

Миграционный кризис 2015 года продемонстрировал необходимость совершенствования политики в отношении легальной иммиграции, посредством которой были бы расширены пути переезда в страны ЕС для законопослушных граждан. По мнению Европейской Комиссии, наличие легальных путей переезда в Европу заставило бы многих иммигрантов отказаться от рискованных и незаконных путешествий в страны ЕС и использовать легальные пути. Таким образом, развитие ле-

гальной иммиграции можно рассматривать как одно из средств борьбы с незаконной иммиграцией.

В области легальной иммиграции Европейская Комиссия обозначила пять основных мероприятий:

1. Реформа законодательства о привлечении высококвалифицированных специалистов (Директива о Европейской голубой карте).

25 мая 2009 года была принята директива, касающаяся условий въезда и пребывания иностранцев с целью трудоустройства для выполнения высококвалифицированной работы [Council Directive 2009/50/EC, 2009].

Данная директива устанавливает гармонизированную систему въезда и трудоустройства на территории ЕС высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Было бы ошибкой считать то, что реформа законодательства о голубой карте вызвана миграционным кризисом 2015 года. Очевидно, что целевая группа, на которую рассчитана система Европейской голубой карты, не соответствует тем категориям иммигрантов, которые в массовом порядке нелегально прибыли в страны ЕС.

Скорее всего, реформирование системы Европейской голубой карты связано с объективными причинами, возникшими в период имплементации данной системы.

В июне 2016 года Комиссия представила новый проект директивы о Европейской голубой карте [Proposal for a Directive....., 2016b].

Проект новой директивы предлагает более гармонизированный, упрощенный и рациональный подход к привлечению высококвалифицированных работников в страны ЕС, что должно привести к повышению эффективности и привлекательности данной системы.

2. Меры по привлечению инновационных предпринимателей в ЕС.

Данная мера направлена на привлечение в страны ЕС предпринимателей из третьих стран, готовых развивать сферу высоких технологий, а также реализовывать иные инновационные проекты.

Исходя из анализа сообщения Комиссии от 6 апреля 2016 года следует, что сама Комиссия пока не определила правовую форму реализации данной идеи. Возможно, это будет реализовано посредством разработки общеевропейских правил, касающихся привлечения иностранных предпринимателей в сферу инноваций.

3. Развитие более последовательной и эффективной модели правового регулирования миграции на уровне ЕС.

Данная мера, как и предыдущая, в сообщении Комиссии не конкретизирована.

Комиссия признала необходимым приступить к исследованию вопроса о возможной разработке механизма на уровне ЕС, который будет направлен на улучшение прозрачности и облегчения согласования между потенциальными мигрантами и работодателями.

В рамках обозначенного мероприятия можно также назвать принятие в мае 2016 года новой директивы об условиях въезда и пребывания иностранцев для научных, учебных и иных целей [Directive (EU) 2016/801, 2016], которая устанавливает новые правила въезда иностранцев для осуществления научной и учебной деятельности. Данная директива должна заменить соответствующие директивы в области научной [Council Directive 2005/71/EC, 2005] и учебной иммиграции [Council Directive 2004/114/EC, 2004].

4. Развитие сотрудничества с третьими странами, главным образом со странами - донорами иммиграции в ЕС.

Сотрудничество со странами - донорами иммиграции и со странами транзита является одним из ключевых элементов любой иммиграционной политики. В данном отношении Европейская Комиссия не предложила никаких принципиально новых идей, подтвердив необходимость и значимость данного сотрудничества.

5. Развитие политики ЕС в области интеграции иммигрантов в принимающее сообщество.

Эффективная система интеграции иммигрантов в принимающее сообщество также является постоянным элементом любой иммиграционной политики.

В сообщении от 6 апреля 2016 года Комиссия ещё раз отметила важность эффективной интеграции легальных иммигрантов как в свете недавних проблем, вызванных миграционным кризисом, так и в свете будущих проблем, связанных с миграцией. Кроме того, Комиссия выразила намерение активизировать свою работу по интеграции иностранцев посредством подготовки плана действий ЕС по интеграции, который был представлен 7 июня 2016 года [Communication...... , 2016b].

В целом план по интеграции предусматривает стандартный перечень мероприятий, связанных с обеспечением доступа иммигрантов к образованию, здравоохранению, языковым курсам, расширение возможности для трудоустройства и т.д.

В качестве новеллы следует назвать увязку программ интеграции с т.н. европейской схемой переселения (European resettlement scheme) и со схемой переселения иммигрантов в рамках договоренностей между ЕС и Турцией1. Под указанной системой следует понимать перемещение иностранных граждан, нуждающихся в международной защите, с территории третьей страны в страны ЕС. В этой связи Комиссия предлагает осуществлять начальные мероприятия по интеграции иммигрантов на ранних стадиях - до отъезда и до прибытия в страны ЕС (Pre-departure/pre-arrival measures).

Реформа визового законодательства

Причина реформирования визового законодательства связана с двумя обстоятельствами: европейским миграционным кризисом и продолжением процесса визовой либерализации со странами Восточной Европы.

Весной 2016 года Европейская Комиссия представила ряд законопроектов об отмене визовых требований для граждан Грузии, Украины, Турции и частично признанного государства Косово. Однако, по мнению ряда государств - членов ЕС, в условиях текущего миграционного кризиса отмена визовых требований в отношении граждан указанных выше стран представлялась весьма рискованным шагом.

В этой связи Европейская Комиссия приняла решение пересмотреть существующий механизм приостановки безвизового режима (Visa suspension mechanism) [Proposal for Regulation....., 2016k].

Первоначально механизм приостановки безвизового режима был введён в 2013 году в соответствии с регламентом Совета и Парламента №1289/2013 [Regulation (EU) No 1289/2013, 2013]. Данный механизм предусматривал условия, а также процедуру временного восстановления визового режима в отношении граждан третьего государства.

1 См. EU-Turkey statement, 18 March 2016, http://www.consihum.europa.eu/en/press/press-releases/2016/03/18-eu-turkey-statement/

Предложенный Комиссией в мае 2016 года законопроект предусматривал упрощение процедуры восстановления визового режима, а также сокращение сроков для рассмотрения данного вопроса. Основная цель изменения механизма временного восстановления визового режима заключалась в том, чтобы усилить данный механизм и сделать его более гибким и доступным для государств-членов.

Компромисс по законопроекту был достигнут между Советом, Парламентом и Комиссией 7 декабря 2016 года1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В итоговом варианте документа были расширены основания для приостановки безвизового режима, сокращены сроки и упрощена процедура принятия соответствующего решения. Кроме того, с шести до двух месяцев сокращен период, на основе которого делается оценка наличия обстоятельств для временного восстановления визового режима.

Следует отметить то, что данный механизм имеет общее применение и распространяется на все государства, независимо от способа установления безвизовых отношений.

Очевидно, что посредством изменения механизма временного восстановления визового режима Европейская Комиссия старается обеспечить баланс между необходимостью укрепления внешних границ и желанием продолжить политику визовой либерализации в отношении "лояльных" государств.

Принятие регламента Совета и Парламента об изменении механизма временного восстановления визового режима формально открывает путь для завершения процедуры визовой либерализации для Украины и Грузии. Вместе с тем, во-первых, изменение механизма временного восстановления визового режима не является гарантией отмены виз для указанных государств, во-вторых, даже в случае введения безвизового режима его сохранение не может быть гарантированным.

На основе анализа рассмотренных проектов изменений законодательства в сфере ЕПБСП можно сделать вывод о том, что реформирование было направлено главным образом на сферу миграции, пограничного контроля, визовой политики и политики предоставления убежища, т.е. тех сфер, которые традиционно относятся к первому элементу пространства - "свобода". При этом два остальных элемента "безопасность" и "правосудие" пока не затрагиваются существенным образом.

Текущий миграционный кризис является самым серьёзным вызовом за все время существования ЕПБСП, который способен поставить по угрозу саму идею пространства без внутренних границ.

Реакция Европейского Союза на миграционный кризис свидетельствует о желании ЕС укрепить ЕПБСП посредством усиления наднациональной составляющей его механизмов. Иными словами, ЕС пытается повысить роль наднациональных институтов в осуществлении политики в рассматриваемой нами области.

Данная идея поддерживается не всеми государствами-членами, которые стремятся сохранить контроль в такой чувствительной сфере, как регулирование порядка въезда и передвижения иностранцев. По данной причине принятие многих законопроектов в сфере реформирования ЕПБСП осложняется непростыми согласительными процедурами. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что госу-

1 Cm. Visa suspension mechanism: Council confirms agreement with Parliament, http://www. consilium. europa.eu/en/press/press-releases/2016/12/07-visa-suspension-mechanism/

дарства-члены по-прежнему сохраняют ключевую роль в реализации политики в области ЕПБСП [Trauner, Servent, 2015].

Представляется, что намеченные реформы могут привести к необходимости пересмотра учредительных договоров ЕС, поскольку дальнейшее движение на пути усиления роли его институтов в ЕПБСП будет невозможным ввиду ограниченности компетенции самого Союза. При этом реформа конституционных основ ЕС в настоящий момент представляется трудноосуществимой задачей ввиду усиления роли евроскептиков в странах ЕС.

Список литературы

Войников В.В. (2015) Правовые аспекты политики Европейского союза по борьбе с незаконной иммиграцией // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 73-89,

Войников В.В. (2013) Кризис в Европе и проблема реформирования законодательства в сфере европейского пространства свободы, безопасности и правосудия // Большая Европа в глобальном мире: новые вызовы - новые решения / Под ред. Ал. А. Громыко, М.: Ин-т Европы РАН, с. 82-93

Зонова Т. (2011) Италия: вызовы иммиграции, URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=52#top (дата обращения: 26.12.2016)

Потемкина О.Ю. (2015) "Европейская повестка дня по миграции" - новый поворот в иммиграционной политике ЕС? // Современная Европа. № 4 (64). С. 29.

Соколов А. (2011) Выдержит ли остров Лампедуза? // Вся Европа, №4 (54), 2011, URL: http://www.alleuropa.ru/viderzhit-li-ostrov-lampeduza (дата обращения: 26.12.2016)

References

Communication from the commission to the European parliament and the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions a European Agenda on Migration, 2015// URL: https://ec.europa.eu/anti-

trafficking/sites/antitrafficking/files/communication_on_the_european_agenda_on_migration_en.pdf (accessed date: 05.09.2016).

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council towards a reform of the common European asylum system and enhancing legal avenues to Europe C0M/2016/0197 final, 2016a, URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52016DC0197&from=en (accessed date: 26.12.2016).

Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Action Plan on the integration of third country nationals C0M(2016) 377, 2016b.

Consolidated version of the Treaty on European Union. OJ C 326, 26.10.2012, p. 13-390.

Council Directive 2004/114/EC of 13 December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the purposes of studies, pupil exchange, unremunerated training or voluntary service, 0fficial Journal L 375, 23.12.2004, p. 12-18.

Council Directive 2005/71/EC of 12 0ctober 2005 on a specific procedure for admitting third-country nationals for the purposes of scientific research, Official Journal L 289 , 03/11/2005 P. 0015 - 0022.

Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment, Official Journal L 155, 18.6.2009, p. 17-29.

Directive (EU) 2016/801 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of research, studies, training, voluntary service, pupil exchange schemes or educational projects and au pairing, Official Journal L 132, 21.5.2016, p. 21-57.

EU-Turkey statement, 18 March 2016, URL: http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/03/18-eu-turkey-statement/ (accessed date: 24.12.2016).

Florian Trauner Ariadna Ripoll Servent The Communitarization of the Area of Freedom, Security and Justice: Why Institutional Change does not Translate into Policy Change, http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcms.12397/full (accessed date: 26.12.2016).

FRAN Quarterly Issue 4 October-December 2011, URL:

http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_Analysis/FRAN_Q4_2011.pdf (accessed date: 26.12.2016).

Frontex Risk analysis for 2016 //URL: URL:

http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/Annula_Risk_Analysis_2016.pdf (accessed date: 26.12.2016).

Herbert Rosenfeldt. Establishing the European Border and Coast Guard: all-new or Frontex reloaded? URL: http://eulawanalysis.blogspot.ru/2016/10/establishing-european-border-and-coast.html (accessed date: 26.12.2016).

Potemkina O.U. (2015) Europeiskay povestka dny po migracii - noviy povorot v immigracionnoi politike ES // Sovremennay Europa. 2015. № 4 (64). C. 29.

Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council laying down standards for the reception of applicants for international protection C0M/2016/0465 final - 2016/0222 (COD), 2016a.

Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly skilled employment C0M(2016) 378, 2016b.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) 2016/399 as regards the use of the Entry/Exit System. C0M/2016/0196 final - 2016/0105 (COD), 2016c.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing an Entry/Exit System (EES) to register entry and exit data and refusal of entry data of third country nationals crossing the external borders of the Member States of the European Union and determining the conditions for access to the EES for law enforcement purposes and amending Regulation (EC) No 767/2008 and Regulation (EU) No 1077/2011. COM/2016/0194 final - 2016/0106 (COD), 2016d.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person COM/2016/0270 final/2 - 2016/0133 (COD), 2016e.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the European Union Agency for Asylum and repealing Regulation (EU) No 439/2010 COM/2016/0271 final - 2016/0131 (COD), 2016f.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the establishment of 'Eurodac' for the comparison of fingerprints for the effective application of Regulation (EU) No 604/2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person], for identifying an illegally staying third-country national or stateless person and on requests for the comparison with Eurodac data by Member States' law enforcement authorities and Europol for law enforcement purposes COM/2016/0272 final/2 - 2016/0132 (COD), 2016g.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing a common procedure for international protection in the Union and repealing Directive 2013/32/EU COM/2016/0467 final, 2016h.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on standards for the qualification of third-country nationals or stateless persons as beneficiaries of international protection, for a uniform status for refugees or for persons eligible for subsidiary protection and for the content of the protection granted and amending Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003 concerning the status of third-country nationals who are long-term residents COM/2016/0466 final, 2016i.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing a Union Resettlement Framework and amending Regulation (EU) No 516/2014 of the European Parliament and the Council COM/2016/0468 final - 2016/0225 (COD), 2016j.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EC) No 539/2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external

borders and those whose nationals are exempt from that requirement (revision of the suspension mechanism) COM/2016/0290 final - 2016/0142 (COD), 2016k.

Regulation (EU) 2016/1624 of the European Parliament and of the Council of 14 September 2016 on the European Border and Coast Guard and amending Regulation (EU) 2016/399 of the European Parliament and of the Council and repealing Regulation (EC) No 863/2007 of the European Parliament and of the Council, Council Regulation (EC) No 2007/2004 and Council Decision 2005/267/EC. Official Journal L 251, 16.9.2016, p. 1-76.

Regulation (EU) No 1289/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 amending Council Regulation (EC) No 539/2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement, Official Journal L 347, 20.12.2013, p. 74-80.

Sokolov A. (2011) Viderzit li ostrov Lampedusa?// Vsy Europa, № 4 (54), 2011, http://www.alleuropa.ru/viderzhit-li-ostrov-lampeduza (accessed date: 26.12.2016).

Visa suspension mechanism: Council confirms agreement with Parliament, URL:http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/12/07-visa-suspension-mechanism/ (accessed date: 24.12.2016).

Voynikov V.V. (2013) Krisis v Europe I problema reformirovania zakonodatelstva v sfere uropeiskogo prostranstva svobody, bezopasnosti I pravosudia // Bolshay Europa v globalnom mire: novie vysovy - novie reshenia / Pod. Red. Al.A. Gromyko, M, In-t Europy RAN, 2013, s. 82-93.

Voynikov V.V. (2015) Pravovie aspekty politiki Europeiskogo Sousa v borbe s nezakonnoi immigraciei // Baltiiskii region. 2015/№ 4 (26). C. 73-89.

Zonova T. (2011) Italia: vysovy immigracii // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=52#top (accessed date: 26.12.2016).

The European area of freedom, security and justice and Europe's migration crisis

Author. Voynikov V., Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International and European Law of the Baltic Federal University I. Kant. Address: 14, ul. A. Nevsky, Kaliningrad, 236041. E-mail: voinicov@yandex.ru

Abstract. This article analyzes the changes in the EU area of freedom, security and justice, caused by the migration crisis of 2015. This crisis revealed a number of mistakes in the field of external border management of the Union, which forced the EU member states to review its policy. The author analyzes the main directions of the reform of EU legislation in the field of the European area of freedom, security and justice, identified major trends and examines the key initiatives in this area. Analysis of legislative proposals shows that the reform affects mainly the sphere of border control, immigration, asylum and visa policy. The author concludes that the response of the European Union on migration crisis demonstrates the EU's wish to strengthen the European area of freedom, security by strengthening supranational component of its mechanism, but the EU member state are not always willing to give up part of their sovereignty in this sensitive area.

Keywords: European area of freedom, security and justice, migration crisis, migration, asylum, border control.

DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope220174354

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.