Научная статья на тему 'Устойчивое развитие открытых систем: экоцентрический анализ'

Устойчивое развитие открытых систем: экоцентрический анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBAL ECOLOGICAL CRISIS / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECOCENTRIC APPROACH / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF OPEN SYSTEMS / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ / THE FIRST LEVEL OF PHYSICAL REALITY / НООСФЕРА / NOOSPHERE / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ECOLOGIZATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Болсанбек Куляш Сакенкызы

В статье рассматривается проблема поиска путей выхода из глобального экологического кризиса, ограничивающим фактором которого является духовный кризис. Кратко освещены история и динамика решения этой проблемы мировым сообществом, а также роль религии в выживании человечества. Для осознанного преодоления дисбаланса в природе и обществе устойчивое развитие открытых систем, к которым относятся Человек, Социум и Природа, анализируется согласно экоцентрическому подходу с позиции математической теории систем. Приведены три условия устойчивости открытых систем. Дается сравнительная характеристика содержаний Заповедей христианства (Запретов ислама) и условий устойчивости систем. Сделан вывод об отражении законов устойчивости открытых систем в содержании Заповедей христианства и Запретов ислама, которые сходны между собой. Следуя экоцентрическим нормам жизнепроявления, человечество преодолевает духовный кризис, а вместе с ним и экологический кризис. Дана авторская формулировка Закона Экоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие открытых систем: экоцентрический анализ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ:

ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Болсанбек К.С. Email: Bolsansbek17114@scientifictext.ru

Болсанбек Куляш Сакенкызы - кандидат химических наук, профессор экологии, экопсихолог,

кафедра киноискусства, Университет «Туран», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается проблема поиска путей выхода из глобального экологического кризиса, ограничивающим фактором которого является духовный кризис. Кратко освещены история и динамика решения этой проблемы мировым сообществом, а также роль религии в выживании человечества. Для осознанного преодоления дисбаланса в природе и обществе устойчивое развитие открытых систем, к которым относятся Человек, Социум и Природа, анализируется согласно экоцентрическому подходу с позиции математической теории систем. Приведены три условия устойчивости открытых систем. Дается сравнительная характеристика содержаний Заповедей христианства (Запретов ислама) и условий устойчивости систем. Сделан вывод об отражении законов устойчивости открытых систем в содержании Заповедей христианства и Запретов ислама, которые сходны между собой. Следуя экоцентрическим нормам жизнепроявления, человечество преодолевает духовный кризис, а вместе с ним и экологический кризис. Дана авторская формулировка Закона Экоцентризма. Ключевые слова: глобальный экологический кризис, экоцентрический подход, устойчивое развитие открытых систем, духовность, гармонизация, первый уровень физической реальности, ноосфера, экологизация сознания.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF OPEN SYSTEMS: ECO-CENTRIC ANALYSIS Bolsansbek K.S.

Bolsanbek Kulyash Sakenkyzy - PhD in Chemistry Sciences, Professor of Ecology, Ecopsychologist, DEPARTMENT OF CINEMATOGRAPHY, TURAN UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article examines the problem of finding ways out of the global environmental crisis, the limiting factor of which is the spiritual crisis. The history and dynamics of the solution of this problem by the world community, as well as the role of religion in the survival of mankind are briefly covered. For the conscious overcoming of the imbalance in nature and society, the sustainable development of open systems, to which the Man, the Society and Nature belong, is analyzed according to the ecocentric approach from the position of the mathematical theory of systems. Three conditions for the stability of open systems are given. The comparative characteristics of the contents of the Commandments of Christianity (prohibitions of Islam) and the conditions for the stability of systems are given. The conclusion is made about the reflection of the laws of stability of open systems in the content of the Commandments of Christianity and the prohibitions of Islam, which are similar to each other. Following ecocentric standards of life-giving, humanity overcomes the spiritual crisis, and with it the ecological crisis. The author's formulation of the Law of Ecocentrism is given.

Keywords: global ecological crisis, ecocentric approach, sustainable development of open systems, spirituality, harmonization, the first level of physical reality, noosphere, ecologization of consciousness.

УДК316.6: 502.3:140.8 DOI: 10.20861/2304-2338-2017-114-002

Проблема устойчивого развития открытых систем [1, 2], которыми являются и Природа, и Человек, в настоящее время является архиважной для выживания -процветания человечества и восстановления природного равновесия в условиях глобального экологического кризиса. Мировоззрение ненасытного потребителя, законодателя всех норм жизни на Земле, одного биологического вида Homo sapiens привело к нынешней реальности на планете в целом.

Вызовом человечеству в 21 веке является смена парадигмы мышления от антропоцентризма - «человеческого императива» к экоцентризму - «природному императиву», то есть к доминированию законов Природы для всего живого на Земле, включая антропосферу, в первую очередь.

Зарождение экологического дисбаланса человечество ощутило и забило тревогу во второй половине 20 века.

В 1968 году по инициативе небольшой группы бизнесменов, научных работников и общественных деятелей был создан Римский клуб - международная неправительственная организация, целью которой стало прогнозирование будущего состояния природы и экономики для предотвращения глобального экологического кризиса. Первый доклад Римского клуба - «Пределы роста» под руководством Д. Медоуза был опубликован в 1972 г. Был сделан вывод, что сохранение темпов промышленного роста приведет человечество к порогу гибели уже в конце века [3].

Комиссия ООН по окружающей среде и развитию была создана в 1983 году под председательством премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брутланд, которая в 1987 г. представила отчет под названием «Наше общее будущее» [3], где впервые было сформулировано понятие «устойчивое развитие». Смысл понятия «устойчивое развитие» заключался в том, что реализация потребностей ныне живущих людей не должна лишить возможности будущие поколения удовлетворять свои потребности.

Этот исторический экскурс приведен с целью показать скорость человеческого реагирования на угрозы природе и самому человеку.

Одной из наук, отражающих законы природы, является математика и, в частности, математическая теория систем. Согласно этой теории открытые системы имеют следующие условия их устойчивости:

1) взаимосвязи между элементами системы должны быть прочными;

2) разнообразие элементов в системе придает системе большую устойчивость;

3) внутренние взаимодействия должны быть прочнее, чем внешнее воздействие.

Эти условия устойчивости открытых систем справедливы и на глобальном, и на

индивидуальном уровнях.

На данном этапе своего развития человечество осознанно в своих интересах нарушает эти условия устойчивости живых систем.

Еще более глубокая история человеческого развития свидетельствует об опыте выживания людей в системах религиозных ценностей, которые были детству человечества спущены прямым ноосферным способом светлым, малогрешным людям (пророкам). Заповеди христианства, Запреты ислама по содержанию совпадают, так как отражают законы функционирования открытых систем и являются первой техникой безопасности, спущенной внушением пророкам из информационной базы мироздания. Религия помогала объединять людей, вырабатывать систему ценностей на базе религиозных канонов. Хотя надо отметить, что не обходилось без противостояний и сопротивления людей спущенным святым сводам, но люди все-таки обретали общий знаменатель в совместном проживании и дали возможность потомкам пользоваться благами природы.

В настоящее время, являющееся постсоветским, для многих независимых государств имеет место поиск национальных идей для консолидации общественных

потенциалов стран с целью конструктивного гармонического развития, в котором пока человечество в целом продвигается медленно.

Без прошлого не бывает будущего. Реально существует только настоящее. Так чем же может быть полезен нам опыт наших предков, давших нам возможность пользоваться земными благами и пронесших мудрость своего жизненного опыта сквозь сито времени и умов?

Ответ заключается, на наш взгляд, в экологизации сознания, в осознании, что духовность - единственный спасательный круг, который по законам природы, а значит по законам экоцентризма, не имеет национальной окраски в отличие от нравственности, моральных укладов разных народов, и который позволит человечеству благополучно выплыть из глобального экологического кризиса [4].

Духовность - качество, личное для каждого человека, складывается из его личного жизненного опыта, осознания, прозрения, преодоления тру дностей на жизненном пути. Но в то же время ни одна капля положительного для человека и не приносящего вред окружению опыта не пропадает в тонком пространстве, а накапливается и сортируется по подобию в Ноосфере и становится достоянием Вселенной. Такова физика информационных взаимодействий, которую мы рассмотрели более подробно ранее [4].

Отсюда следует, что каждый человек может и должен внести свой вклад в наше сложное время в ноосферную копилку для гармонизации своей внутренней и внешней среды.

Осознание экоцентрического смысла десяти Заповедей христианства, совпадающих по контенту с Запретами ислама, поможет в этом современному жителю планеты Земля. Сопоставим Заповеди (Запреты) с условиями устойчивости открытых систем, приведенными выше:

1. Бог Один и Он Един.

[Абсолютное Ничто - первый уровень физической реальности [5], представляющий собой бесконечное информационное первоначало, которое всегда было, есть и будет, которое пронизывает и объединяет все мироздание. В Коране в суре "Ихлас" («Очищение») следующим образом описан этот уровень реальности: «Скажи - Он Аллах Един, Извечен Аллах Один, Ему чужды любые нужды, мы же нуждаемся лишь в Нём. Он не рождает - и Сам не рожден. Неподражаем и несравним ни с чем, что наше виденье объять способно и знание земное может охватить» [6]. Это практически светское (научное) толкование понятия: «Бог»].

2. Почитай родителей своих.

[Системы иерархичны. В человеческих системах иерархию отношений необходимо соблюдать, чтобы сохранять прочными взаимосвязи между членами системы и её целостность. Эта заповедь так же относится и к корпоративным, служебным отношениям].

3. Один день в неделе - Святой.

[Весь отрицательный опыт должен быть отработан, вычищен из тонких структур человека (отмолен, прощен, пересмотрен и т.п.). Образно говоря - это день Информационной Гигиены, коллективного информационного субботника. Качество информационных связей между элементами (членами) социума повышает устойчивость системы].

4. Возлюби ближнего своего как себя самого.

[Заповедь, направленная на соблюдение первого и второго условия устойчивости систем (см. выше), то есть поступай с пользой для себя и не во вред другим].

Далее следуют запрещающие заповеди без употребления частицы «не» в формулировании, т.к. подсознание иногда не воспринимает эту частицу [7].

Запреты на:

1. Убийство.

2. Кражу.

3. Прелюбодеяние.

4. Кумира.

5. Суд.

6. Произношение Имени Бога всуе.

[Нарушение этих запретов вызывает ослабление взаимосвязей между частями (членами) системы вследствие утраты либо близкого человека, либо имущества, возникновения негативных чувств, реакций на отсутствие справедливости в отношениях, безответственности в любовных связях, в выборе своих путей жизненной реализации; осуждения и критики других людей или самого человека.

Все перечисленное и подобное представляет собой отрицательные информационно-энергетические взаимосвязи людей с Ноосферой, где по причине нарушения Заповедей (Запретов) будет скапливаться отрицательная разрушительная энергетика для человека и системы в целом. Обращаться к Богу следует только осмысленно и искренне. Имя Всевышнего - это код доступа в Ноосферу].

Таким образом, саморегулирование, самовосстановление как природные свойства открытых систем Человек, Социум, Природа начинаются в душе каждого индивидуума в процессе его интериоризации, построения внутреннего плана действий для достижения результата. Процесс непрерывного поддержания равновесия, баланса открытых систем в обменах с внешней и внутренной средой информацией-энергией-веществом приведет постепенно к гармонизации и устойчивому динамическому развитию живых систем не только на индивидуальном уровне, но и на глобальном. Это взаимовыгодная модель отношений Человека и Природы. И тогда глобальные стратегии выживания человечества получат, наконец, массовую реализацию. Закон экоцентризма можно сформулировать следующим образом: «Интересы Целого преобладают над интересами Частей. Взаимное сочетание интересов Целого и Частей - залог Их Устойчивого Развития».

Список литературы /References

1. Малышенко А.М. Математические основы теории систем: учебник для вузов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. 364 с.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 495 с. С. 429-431.

3. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

4. Болсанбек К.С. Понятие «Духовность»: экоцентрический анализ // Наука, техника и образование. 8 (38). № 914. 11 с.

5. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. М.: НТ-Центр, 1993. 362 с.

6. Коран. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. С. 637.

7. Сысуев В. Особенности использования частицы «не». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.Follow.ru/ (дата обращения: 22.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.