Научная статья на тему 'Понятие "духовность": экоцентрический анализ'

Понятие "духовность": экоцентрический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ANTHROPOCENTRISM / ЭКОЦЕНТРИЗМ / УСТОЙЧИВОСТЬ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ / STABILITY OF OPEN SYSTEMS / ДУХ / SPIRIT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ / LEVELS OF PHYSICAL REALITY / НООСФЕРА / NOOSPHERE / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / ECOLOGIZATION OF CONSCIOUSNESS / ECOCENTRISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болсанбек Куляш Сакенкызы

В статье рассмотрены парадигмы антропоцентризма и экоцентризма отношений Человека и Природы. Указана причина кризисного состояния равновесия в природе, обществе и каждом индивидууме. Экология трактуется как макронаука о целостном мироздании согласно определению Ю. Одума. Открытые, динамические, живые системы «Человек», «Природа» и их взаимодействие с внутренней и внешней средой, а также свойство «духовность», присущее этим системам, проанализированы с позиции экоцентрического подхода. Раскрыты механизмы информационных обменов в открытых системах, их природной защиты от внешних отрицательных воздействий. Сделан вывод об основном факторе выживания и процветания систем. Даны авторские определения духовности, духа, гармонии, устойчивого развития. Исследовано влияние экологизации сознания на межличностные отношения студентов нескольких специальностей. Приведены данные о позитивном воздействии суггестии по экологизации сознания на результаты тестирования межличностных отношений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "духовность": экоцентрический анализ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ»: ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Болсанбек К.С. Email: Bolsanbek1138@scientifictext.ru

БолсанбекКуляш Сакенкызы - кандидат химических наук, профессор экологии, экопсихолог,

кафедра киноискусства, Университет «Туран», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены парадигмы антропоцентризма и экоцентризма отношений Человека и Природы. Указана причина кризисного состояния равновесия в природе, обществе и каждом индивидууме. Экология трактуется как макронаука о целостном мироздании согласно определению Ю. Одума. Открытые, динамические, живые системы «Человек», «Природа» и их взаимодействие с внутренней и внешней средой, а также свойство «духовность», присущее этим системам, проанализированы с позиции экоцентрического подхода. Раскрыты механизмы информационных обменов в открытых системах, их природной защиты от внешних отрицательных воздействий. Сделан вывод об основном факторе выживания и процветания систем. Даны авторские определения духовности, духа, гармонии, устойчивого развития. Исследовано влияние экологизации сознания на межличностные отношения студентов нескольких специальностей. Приведены данные о позитивном воздействии суггестии по экологизации сознания на результаты тестирования межличностных отношений студентов.

Ключевые слова: экология, антропоцентризм, экоцентризм, устойчивость открытых систем, дух, духовность, гармония, информация, уровни физической реальности, ноосфера, экологизация сознания.

THE CONCEPT OF "SPIRITUALITY": ECOCENTRIC ANALYSIS

Bolsanbek K.S.

Bolsanbek Kulyash Sakenkyzy - PhD in Chemistry Sciences, Professor of ecology, Ecopsychologist, DEPARTMENT OF CINEMATOGRAPHY, TURAN UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the paradigms of anthropocentrism and eco-centrism of the relations between Man and Nature. The cause of the crisis state of equilibrium in nature, society and each individual is indicated. Ecology is treated as a macro-science of an integral universe according to the definition of J. Odum. The open, dynamic, living systems "Man ", "Nature " and their interaction with the internal and external environment, as well as the "spirituality" property inherent in these systems, are analyzed from the position of the ecocentric approach. The mechanisms of information exchanges in open systems and their natural protection against external negative influences are disclosed. A conclusion is drawn about the basic factor of survival and prosperity of systems. Author's definitions of spirituality, spirit, harmony, and sustainable development are given. The influence of the ecologization of consciousness on the interpersonal relations of students of several specialties is investigated. Data on the positive effect of suggestion on the ecologization of consciousness on the results of testing interpersonal relations of students are given.

Keywords: ecology, anthropocentrism, eco-centrism, stability of open systems, spirit, spirituality, harmony, information, levels ofphysical reality, noosphere, ecologization of consciousness.

УДК316.6: 502.3: 140.8 DOI: 10.20861/2312-8267-2017-38-001

Антропогенное воздействие на природу за всю историю человечества, особенно за 20 век, достигло таких масштабов, что каждый человек, ныне живущий на Земле, ощущает воздействие на себя глобального экологического кризиса. Погружение стран и людей в него

не зависит от географического положения, экономического развития, политического уклада и других факторов, различающих страны и людей. Все мы вместе находимся в лодке, которую сами же раскачиваем доминирующим пока дисгармоничным потребительским отношением к природе, которое мир науки и образования называет антропоцентризмом [1].

Антропоцентризм - это такая система взаимоотношений человека с природой, где на вершине иерархии системы находится Человек, который устанавливает правила взаимоотношений антропосферы с Природой. Интересы Человека преобладают над интересами Природы. Рост культурного уровня и технологического арсенала людей как будто бы освобождает их от ответственности перед нормами устройства природы.

Результат доминирования в нашем сознании антропоцентрического подхода в отношениях Человека с Природой - кризисное состояние равновесия в природе, обществе и каждом индивидууме.

Базовым вызовом 21 века является переход от «природопокорительской» парадигмы к «природопокровительской» парадигме отношения Человека к Природе, т.е. от антропоцентризма к экоцентризму в ежедневной деятельности людей.

Экоцентризм [1] пронизан духом доминирования законов природы над антропогенными законами. Интересы человечества как части природы вплетены в тонкие механизмы устройства природы, в законы природы. Поэтому имеет место взаимное сочетание интересов Человека и Природы, конечно при условии экологизации сознания людей.

Современная экология - это макронаука. Определение ей дал американский эколог Ю. Одум [2]: «Экология - это междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи».

Отсюда следует, что экология - это не естественная наука, в качестве которой она зародилась в недрах биологии в 1866 г., благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, а макронаука об устройстве мироздания и объединяет в себе все естественнонаучные и социально-гуманитарные науки. Экологизация сознания начинается именно с осознания целостности мира и неотъемлемости Человека как части Природы и всей его деятельности от устройства и функционирования природной среды.

Ведь невозможно представить, что какая-то часть человеческого организма начнет устанавливать свои законы для функционирования всех остальных частей организма человека. Современному человечеству известна такая модель взаимосвязей в организме человека и называется она онкологическим заболеванием, которое возникает при дисгармонии в психическом состоянии человека [3].

К сожалению, до сих пор проблемы экологии рассматриваются с антропоцентрических позиций. До сих пор в Классификаторе специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан специальность «Экология» отнесена в группу естественных наук, фактически являясь междисциплинарной. Чтобы правильно решать проблемы взаимоотношений Человека с Природой необходимо взять на себя труд составления целостной когнитивной картины мира, адекватной законам природы, через осознание своей бесконечной целостности с внешней средой во всей её глобальности для устойчивого развития личности, общества в целом, гармонизации состояния природы.

Согласно математической теории систем [4] Природа и Человек относятся к открытым, динамическим, живым сложным системам, способным к саморегуляции, самовосстановлению. Они представляют собой триады: Информация-Энергия-Вещество, взаимосвязанные между собой обменными процессами: информационными (И), энергетическими (Э) и субстратными (В). И-обмен показывает как, Э-обмен - куда и В-обмен - кто или что развивается [5].

С позиции экоцентризма обмены, взаимодействия Человека с Природой по И-, Э-, В- типам в соответствии с законами Природы сообщают системам «Человек», «Природа» равновесные динамические состояния, которые представляют собой гармонию в указанных системах.

Таким образом, гармония (равновесие) - это сочетание интересов целого и его частей в динамическом триединстве информационно-энерго-субстратных взаимодействий с внутренней и внешней средой системы. Гармоничный, экоцентричный информационный обмен Человека с его

85

внутренней и внешней средой формирует его Дух. Здесь имеется в виду и информация первичная, заключенная в ДНК человека, полученная от Природы; и информация, получаемая человеком через органы чувств, а также анализируемая, принимаемая, продуцируемая и транслируемая во внешнюю среду многомерным телом человека [6, 7].

Единого определения понятия «Информация» в науке пока нет. Но можно сказать, что: Информация - это такая компонента мироздания, которая была, есть и будет. Никогда не исчезает, претерпевает изменения, пронизывает все системы мира, объединяя их в Одно Целое. Универсальные законы сохранения относятся не только к Веществу и Энергии, но в первую очередь к Информации.

Вместилище всей Информации мироздания называют вторым уровнем физической реальности - Общим информационным полем, Коллективным Сознанием, Ноосферой [8, 9]. Каждая открытая система независимо от ее уровня в иерархии систем имеет свои параметры И-Э-В и нарабатывает свой вклад в общее информационное поле. Изменять, стирать произведенную человеком информацию может только сам человек, создавший эту информацию.

Физическая природа информации биполярная: положительная (правоспиновая) и отрицательная (левоспиновая). Человек наделен Природой правом выбора восприятия, реагирования и трансляции информации, которое влечет за собой причинно-следственные обратные связи в его адрес со стороны Ноосферы.

Духовность обычно трактуется с религиозных или гуманитарных позиций как преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [10]. В Большом энциклопедическом и философском энциклопедическом словарях определение «духовность» вообще отсутствует.

Согласно законам природы, если гармония, как указывалось выше - это динамическое равновесие в триаде И-Э-В, сочетающее интересы целого и его частей, то способность сохранять такое состояние открытой системы можно назвать устойчивым развитием. При этом умение быть гармоничным в информационных взаимосвязях представляет собой Духовность, тонких энергообменах - Душу, материальная компонента и ее обмены - Тело.

Миссия Человека Разумного на Земле - научиться быть духовным на своем жизненном опыте. Моделировать глобальное информационное пространство Вселенной дано только Человеку в силу его Разумности и Свободы Выбора. Скорость перемещения информации в пространстве выше, чем скорость света в миллиард раз [11]. Информационные модели (поля) взаимодействуют по подобию: положительные объединяются с аналогичными положительными, а отрицательные соответственно с отрицательными. Положительные информационные модели отталкивают отрицательные вибрации.

Следовательно, духовно-развитый человек обладает природным механизмом защиты себя от внешних отрицательных воздействий, тем самым способствует накоплению в Ноосфере эффективного положительного потенциала для гармоничной эволюции внешней среды. А самый опасный экологический мусор - это трансляция человеком отрицательных информационных моделей, которые ни один экологический субботник убрать не сможет -только сам человек путем переосознания, покаяния, прощения, молитвы может стереть свою отрицательную информационную модель из пространства. Установлено [11], что корень квадратный из одного процента позитива в тонком пространстве может уравновесить и сохранить целостность системы с 99% негативных информационных моделей.

Сообщество из 100 человек, в котором есть 1 духовно-развитый человек, распространяющий гармоничное отношение к жизни, сохранит свою целостность.

Город с 2 млн населения будет устойчиво развиваться, если в нем гармонично функционируют 142 человека.

Страна с 16 млн населения будет процветать при условии, что в ней найдется искренне духовных гармоничных 400 человек.

И, наконец, планета Земля с населением около 7,5 млрд человек выйдет из кризисов, сохранит равновесие духовной бескорыстной работой 8661 человека.

Казалось бы небольшая доля людей с экоцентрическим сознанием необходима для гармонизации тонкого пространства Земли с целью ее устойчивого развития. Но известно,

86

что самая инертная часть мира - это человеческое сознание. Поэтому, не ожидая, что кто-то возьмется за санацию духовного мира Земли, необходимо ради собственной прагмы начинать с себя изменяться (как советовали древние просветленные) в сторону экоцентрического мировоззрения взаиморазвития и гармонизации отношений Человека со своей внутренней и внешней средой.

Именно комплементарность, резонанс информационных обменов Человека с информационными потоками в Природе задает вектор для гармонизации обменов по Веществу и Энергии [12]. В триаде «Человек» взаимосвязи Информация-Энергия-Вещество соответствуют взаимосвязям: Дух-Душа-Тело, соответственно. Здоровый Дух сообщает здоровье Душе и Телу.

Сейчас за рубежом распространяется направление mindfulness - осознанность для преодоления кризисов человека и общества. Например, в книге американского конгрессмена от штата Огайо Тима Райана "A Mindful Nation" («Осознанная нация») автор излагает относительно простой план, в котором показано, как отдельные граждане, практикуя осознанность, могут улучшить свое физическое и психическое здоровье, снизить зависимость от зарубежной нефти, улучшить систему образования, межличностные отношения, взаимодействие с окружающей средой [13].

Важность перехода от антропоцентризма к экоцентризму переоценить невозможно. Экологизация сознания - основа преодоления кризисов индивидуальных, социальных, экономических, гуманитарных, экологических. Духовно-нравственное развитие является основным фактором выживания и процветания систем.

С целью стимулирования обучающихся к формированию целостного экоцентрического мировоззрения нами была разработана концепция духовно-нравственного развития на основе системного и экоцентрического подходов [14], внедрен в учебный процесс студентов специальностей: «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Операторское искусство» и «Режиссура» интегративный спецкурс: «Духовно-нравственное развитие систем» для более глубокого осознания экоцентрического подхода к отношениям Человека с Природой.

Были исследованы межличностные отношения по методике Т. Лири студентов выпускных курсов вышеуказанных специальностей до и после суггестии по экологизации сознания. Результаты тестирования были обработаны методом математической статистики с применением критерия знаков G.

Все суггеренды продемонстрировали на основе осознания экологического императива и духовно-нравственного приоритета устойчивого развития преобладающий позитивный выбор личностного развития.

Студенты специальности «Режиссура» (h = 17 чел.) обнаружили влияние суггестии на позитивный выбор по 6 шкалам: Доминирование, Эгоистичность, Подозрительность, Дружелюбие, суммарный фактор Доминирования, суммарный фактор Дружелюбия.

Студенты специальности «Операторское искусство» (n = 40 чел.) показали влияние формирующего эксперимента по экологизации сознания на позитивный выбор тоже по 6 шкалам: Агрессивность, Подозрительность, Подчиняемость, Альтруистичность, суммарный фактор Доминирования, суммарный фактор Дружелюбия.

Студенты специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» (n = 45 чел.) показали следующие результаты по позитивному выбору личностного развития в ходе формирующего эксперимента по экологизации сознания: по 8 шкалам продемонстрировали неслучайный позитивный сдвиг: Доминирование, Подозрительность, Подчиняемость, Зависимость, Дружелюбие, Альтруистичность, суммарный фактор Доминирования, суммарный фактор Дружелюбия.

Студенты возраста от 80-90-х годов открыты к гармонизации своей внутренней среды: это вселяет надежды, что одно из главных направлений модернизации казахстанского общества "Рухани жацгыру" - «Духовная модернизация» приведет к реализации планов по устойчивому развитию Казахстана, что в свою очередь внесет позитивный вклад гармонизации в Ноосферу для будущего развития Земли.

Список литературы /References

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007. С. 29-32.

2. Одум Ю. Экология: Пер. с англ. В 2-х т. М.: Мир, 1986. Т. 1. 325 с.; Т. 2. 376 с.

3. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. Современная медицина. Краткое руководство. 3-е международное издание. С-Пб.: ПИТЕР, 2001.

4. Малышенко А.М. Математические основы теории систем: учебник для вузов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. 364 с.

5. ПечуркинН.С. Энергия и жизнь. Новосибирск.: Наука, 1988. 190 с.

6. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М.: «Пресс ЛТД», 1999. 440 с.

7. Ярцев В.В. Свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего физического тела // Сознание и физическая реальность, 1998. Т. 3. № 4. С. 52-58.

8. Вернадский В.И. О ноосфере // Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

9. ШиповГ.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. М.: НТ-Центр, 1993. 362 с.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1989. С. 186.

11.Акимов А.Е., Шипов Г.И. Торсионные поля и их экспериментальные проявления // Сознание и физическая реальность, 1996. Т. 1. № 3. С. 28-43.

12. Плыкин В.Д. В начале было слово или след на воде. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 41 с.

13. Whitbourne S.K. Что осознанность может сделать для страны // Psychology Today. 27-032012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: realmindfulness.ru/ (дата обращения: 11.09.2017).

14. Болсанбек К.С. Концепция духовно-нравственного развития: системный подход // Системный анализ социального развития современной эпохи: межд. конф. (Казахстан, 27 сентября 2002). Алматы: Изд-во Университета «Туран», 2002. Ч. 1. С. 99-106.

15. Болсанбек К.С. О духовно-нравственном приоритете устойчивого развития систем // Экономика образования: межд. конф. (Казахстан, 2008). Алматы: Изд-во Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии, 2008. 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.