ECOLOGY AND ECOLOGIZATION OF CULTURE: INTERACTION POINTS
Bockachev Ivan Afanasyevich, PhD of Philoshophy, Professor, Department of Philosophy and Ethnology, Baranov Stanislav Trofimovich, PhD of Philoshophy, Professor, Department of Library science and Culturology, North-Caucasus Federal University, Stavropol
According to the author of the article, activities of human beings resulted in a dangerous and acute contradictions with the surrounding habitat. The human impact on the environment tends to disrupt the balance of ecological processes. The globe-spanning environmental crisis revealed how low the humanity has fallen, the selfishness of human beings, degradation of spiritual and cultural values. Such values are also in a deep crisis and require ecologization.
Keywords: ecology; culture; spirituality; environmental education; environmental consciousness; culture of ecology.
ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬ ТУРЫ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Отмечается, что в результате своей деятельности человек вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания. Воздействие человека на природу имеет тенденцию к нарушению сложившегося баланса экологических процессов. Экологический кризис, охвативший планету, обнаружил всю глубину падения человека, погрязшего в эгоизме, снижении уровня его культуры и духовности, которые также переживают не лучшие свои времена и нуждаются в экологизации.
Ключевые слова: экология; культура; духовность; экологическое воспитание; экологическое сознание; экология культуры.
УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.13
© БокачевИ.А., 2017 © Баранов С. Т., 2017
Выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды способен всякий биологический вид. Человек - это тоже биологический вид, более универсальный по сравнению с другими. Его биологическая организация позволяет приспособиться к весьма широкому кругу условий природной среды. Однако и его возможности представляются далеко не безграничными. Главным источником нестабильности в окружающем нас мире является человек, наша собственная деятельность или, говоря современным языком, антропогенный фактор. Под тяжелым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отравленной, измученной земле, говорил еще в свое время С.Н. Булгаков, жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительностью смерти.
Известно, что экология - это наука о взаимодействии и гармонии всего сущего в окружающем нас мире. Дословный перевод с греческого (oikas-дом, обиталище, logos - учение, слово) - это учение о доме, большом доме, которым для всех нас является Земля. Термин "экология" в научный оборот ввел немецкий биолог-дарвинист Э. Геккель еще в 1866 году, который понимал под экологией науку об экономии, домашнем быте животных организмов, исследующую отношение животных как к их неорганической, так и к органической среде.
Общепризнанным является тот факт, что Homo sapiens практически на протяжении всей своей истории обнаружил себя в качестве не очень разумного, дальновидного и рачительного хозяина своей земли, своего дома. Человечество из-за инерции и в угоду реализации своих сиюминутных интересов практически всегда фатальным образом жертвовало своим отношением к окружающему миру. Парадоксом ситуации можно считать то, что человек достаточно полно осознавал свои ошибки, знал и пути их исправления, однако должных мер по гармонизации своих отношений с природой не принимал. Сегодня научное сообщество единодушно во мне-
БОКА ЧЕВ Иван Афанасьевич, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и этнологии Irin an ez@yan dex. ru
БАРАНОВ Станислав Трофимович, доктор философских наук, профессор, кафедра Куль турологии и библиотековедения stastb@yandex.ru
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
нии: если цивилизация и дальше будет развиваться таким же стремительным темпом и в том же технократическом направлении, и не изменит своего потребительского отношения к живой природе, неотъемлемой частицей которой является и сам человек, то экологические проблемы поставят нас на грань выживания. Можно сказать, и так: сегодня человечество вплотную подошло к рубежу, за которым, хотя пока еще и в призрачном свете, но уже можно разглядеть бездну.
Великий поэт-философ Ф.И. Тютчев писал: "Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует". Это происходит потому, что человек потерял опору в своей жизни, им разрушен абсолют, который лежит в основе всего мироздания, по его воле вся окружающая среда превратилась в объект не просто практической, а алчно-хищнической деятельности. Трудно возразить американскому философу Мак-Харгу, который не без оснований на то пишет: "Корень зла в преобладающих ныне ценностях. Покажите мне общество, ориентированное сугубо на человека, уверенное в том, что мир существует лишь благодаря способности человека воспринимать его, понимающее Космос как механизм для поддержания человеческого благополучия, приписывающее человеку господство над всем существующим, и я предскажу вам судьбу его городов и ландшафтов. Слишком далеко заглядывать не надо, ибо и так все, как на ладони: лавки сосисочни-ков, мертвенное мерцание неона, жилища-однодневки, замусоренные города и испоганенные леса и луга. Человек, обитающий в этом антропоморфном и антропоцентричном мире, ищет не единства с природой, но обладания ею" [8, с.24].
Причины экологического кризиса на современном этапе общественного развития просты и очевидны: прежде всего, это эгоистическое отношение человеческого рода к природе, потребительски-захватническое использование ее природных ресурсов. Это стало возможным только потому, что человеческое общество внутри себя нарушило гармонию между природным домом и своим сокровенным, духовно-нравственным миром. Мы перестали жить по законам природы, действующим как в Космосе, так и на Земле. Много раз прав В. Гаазов, который пишет: "Как будто в нас вселился бес..." И далее: "А ведь среда обитания человека неотделима от его подсознания" [2, с.19]. Другими словами, разруха в душах и головах людей породила разруху в окружающей их природной среде. Что касается экологическо-
го кризиса,то он всего лишь обнаружил глубину падения человека по отношению его к окружающему миру. По этому поводу американский общественный деятель Эл Гор писал: "Чем настойчивее я пытаюсь добраться до корней глобального кризиса окружающей среды, тем более убеждаюсь, что перед нами - лишь внешнее проявление кризиса внутреннего, который можно назвать кризисом духовным" [3, с.17].
Несмотря на то, что эти слова прозвучали еще в XX веке и относились именно ктому веку, они не потеряли своей актуальности и в наше время. Падение уровня культуры и духовности человека существенно снижает его возможность понять и осознать всю опасность надвигающихся на нас стремительными темпами многочисленных экологических проблем. "...Недостаточныеусилия человека по поддержанию и развитию культуры неизбежно приводят к серьезным потерям и разрушениям как в самом человеке, так и в системе социальных отношений, (к примеру, сегодня в свете возможной экологической катастрофы, человек практически угрожает всему живому на планете)" [7, с.26].
Становится очевидным: экологизировать сознание, мышление, политику, экономику, невозможно без реального, а не формального решения вопросов по оздоровлению всех сфер нашего бытия и в первую очередь по возрождению духовности и культуры. И не просто по возрождению, а по их экологизации, очищении от всего того, что противоречит природной, духовно-нравственной сущности человека. Если вести речь о подлинной культуре, то она не может быть ни жестокой, ни бездуховной, ни тем более, неэкологичной. И в то же время, современные средства массовой информации, искусство, которые являются важнейшими составляющими культуры, могут нести и утверждать, как добро, так и зло, могут как экологизировать внутренний мир человека, развивать и очищать его, так и разлагать, загрязнять, убивать его информационным ядом, различного рода антикультурными суррогатами. Ложно навязываемые духовно-нравственные ценности самым непосредственным образом отражаются на формировании соответствующего мировосприятия человека. Еще в свое время именно об этом говорил наш соотечественник, ученый, мыслитель Д.С. Лихачев. Он был одним из первых в научном сообществе, кто предлагал различать экологию "культурную", делая при этом акцент на роли духовной преемственности, памяти, всего того,
что связано с прошлым и традиционную "биологическую" экологию. При этом он подчеркивал, что "убить человека биологически, может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной" [6, с.201-202].
О какой экологии сознания, морали, духовности и культуры в целом можно вести речь, если современное телевидение ежедневно массированно ретранслирует уже не только зарубежные, но и отечественные блокбастеры, низкопробные кинобоевики, утверждая человеку мысль о том, что миром сегодня правит сила, жестокость, жажда личной наживы, стремление победить, всеми правдами и неправдами добиться личного успеха. Многочисленные телевизионные шоу-программы, последовательно и методично занимаются эксплуатацией самых элементарных чувств и инстинктов, и в первую очередь таких как: эгоизм, зависть, агрессивность, стяжательство. Для этого используются как примитивные, испытанные временем приемы, так и современные технологии. В тоже время,та кие духовно-нравственные качества, как честь, совесть, достоинство, верность отодвигаются на второй план, а любовь, например, низводится до удовлетворения физиологических потребностей. С помощью СМИ общественному мнению нередко навязывается мысль о том, что патриотизм -это атавизм давно минувших эпох, романтизируется и героизируется преступный мир, а личные интересы оказываются на приоритетных позициях по сравнению не только с государственными, общественными, но и общечеловеческими. Не лучшие времена переживают современные искусство и литература, которые призваны поднимать людей до своего уровня, обогащать их внутренний мир, прививать чувство уважения к другим, любовь и заботу об окружающей среде, помогать находить в ней красоту и утешение. Однако, как показывает реальность, не искусство, не литература в массе своей этим заниматься не хотят. Их создатели видят первоочередную задачу в том, чтобы подороже продать свои творения, привлечь внимание как можно большей аудитории, не задумываясь о последствиях.
Жесткий прессинг традиционная культура испытывает извне, со стороны масс - культуры. Последняя искажает язык, засоряя его различного рода вульгаризмами, арготизмами и заимствованиями. В результате процесс мышления становится неадекватным потребностям реальности, обедняются чувства, а человек и общество лишаются духовно-нравственного опоры.
Серьезной угрозой для культуры можно считать и так называемую криминальную культуру. Социокультурная реальность нашего времени наполнена романтизацией ее образа и стремительным распространением во всех сферах жизни общества. Усиливается преступная идеология, все более активно внедряются в нашу повседневность так называемые "понятия", которые предстают в качестве норм поведения целых криминальных сообществ. "Таких масштабов распространения криминальной субкультуры, ее архетипов на российском культурном пространстве, проникновения в социум и его культуру,усиления влияния на многие стороны жизни и деятельности страны Россия не знала на протяжении всей своей многовековой истории" [4, с.279].
На российское информационно-культурное пространство негативное влияние оказывает и целый ряд других, не менее значимых факторов. Среди них, в первую очередь, следует назвать такие как: манипулирование общественным сознанием с помощью средств массовой коммуникации, целенаправленное навязывание противоправных и асоциальных этанолов стилей поведения и жизни людей, стремление разрушить базовые ценности христианской культуры и экспансия в Россию нетрадиционных религий, интенсивные трансформационные процессы, массовые некритические заимствования извне и насильственное навязывание обществу политических, экономических и культурных моделей и другие.
Выражаясь словами И.Д. Кобзона, современная культура весьма ощутимо "поблекла и полиняла". Под влиянием коммерциализации она претерпевает существенную деформацию и адаптацию к цивилизации и "под нее", в результате трансформируются основные социальные функции культуры, - игнорируются ее экологические функции, ориентированные на сохранение духовно-нравственной устойчивости социума, удержание от разложения и распада его основных моральных ценностей.
Такая ситуация предполагает только один путь: экологизировать культуру, очистить ее от различного рода анти-, контр- и псевдокультур, укрепить ее духовно-нравственную основу. Только Культура с большой буквы, только подлинная культура позволит оздоровить экологическую обстановку, сплотить наше общество во имя будущего России, выйти на передовые рубежи цивилизационного развития. Разве можно не согласиться со словами: "...Не экономика - техника - наука, а Культура - самое важное, что есть у России и человечества.
Именно она представляет собой ту вечную ценность народов мира, которая единственно способна служить подлинным, живым базисом для построения Будущего" [5, с.48]. В конце концов, человечество обречено понять, что творить свою историю и развиваться оно мо-жеттолько на основе подлинных духовно-нравственных ценностей, руководствуясь непреложным правилом всех времен - "не хлебом единым жив человек". Особое внимание сле-дуетуделить экологическому воспитанию подрастающего поколения, которому предстоит жить и созидать на планете Земля. Причем "...экологическое воспитание молодежи правомерно считать проблемой нравственности, так как она связана с развитием личности, с воспитанием человека, живущего в обществе" [1,с.215].
Ситуация требует мирно сосуществовать с природой, а мы все воюем с ней. Причем не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком духовно-нравственном масштабе: ведь наше призвание не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи ее детьми, мы должны любить, беречь и лелеять ее, как свою родную мать.
2017 год в нашей стране объявлен годом экологии. С одной стороны, это говорит об остроте проблемы, о тех сложных и противоречивых зада чах, которые стоят перед обществом на данном направлении, а с другой - их реше-
ние ограничивается рамками одного года. Как нам представляется, подобный подход не в полной мере вкладывается в то прокрустово ложе, которое в настоящее время занимают проблемы экологии. В сложившихся условиях годом экологии должен стать каждый год и даже каждый день, причем на весьма отдаленную перспективу. Экологические проблемы по сути своей призваны быть в центре внимания всех общественных и государственных структур, на всех уровнях образовательной системы страны, обязаны стать делом жизни и быта каждого человека.
Примечания:
1. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовно-нравственная сфера общества в условиях нового миропорядка: социально-философский аспект. -Пятигорск: ПГЛУ, 2016. - 247 с.
2. Гаазов В. Как будто в нас вселился бес... // Открытая газета. - 2017. - №5. - 28 с.
3. Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и экологический дух. - М., 1993. - 406 с.
4. Катин В.И. Криминальная субкультура и ее культурологическое значение // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №5. - 368 с.
5. Кобзон И.Д. Исцеление культурой. - М. : Литературная газета, 2007. - 16 с.
6. Лихачев Д.С. Раздумья. Экология культуры. - М., 1991.-392 с.
7. Палий И.Г. Особенности российского постмодернизма // Общество: философия, история, культура. - 2016. - №7. - 98 с.
8. Me Harg. Desigh with Nature. - N.Y., 1969. - 328 с.
ANTHROPOMORPHISM AND METAPHORS IN THE SONG FOLKLORE OF THE GREBEN COSSACKS Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical sciences, Professor of the cultural science of MAN, Academic of RAE, Honored Worker of arts of the Czech Republic, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article examines the philosophical categories of anthropomorphism and metaphor in the song folklore of the Greben Cossacks, which are the form and means of the poetic incarnation of the mythological world-view of archaic man. Cultural phenomenon Greben Cossacks vividly characterized in the early archaic period, when the relationship between man and nature have a deep sense of the sacred and man entirely depended on nature. These relationships intra cultural paradigms, as well as the trajectory and dynamics of culture Greben Cossacks in a special way are projected and displayed in folk songs. Traces of the ancient archaic world view, anthropomorphism, metaphorical thinking, symbolizing the most coherent images has been preserved in folk songs Greben Cossacks, as one of the oldest ethnic groups in the North Caucasus.
Keywords: anthropomorphism and metaphors in the song folklore of the Greben Cossacks; the poetic incarnation of the mythological world-view of archaic man; the symbolization of images; emotional and imaginative storytelling; the wisdom of folk philosophy.
АНТРОПОМОРФИЗМ И МЕТА ФОРИЧНОСТЬ В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ
В статье исследуются философские категории антропоморфизма и метафоричности в песенном фольклоре гребенских казаков, которые представляются формой и средством поэтического воплощения мифологизированного мировосприятия архаичного человека. Культурный феномен гребенских казаков особенно ярко характеризуется в ранний архаический период, когда
УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.13
© Григорьев А.Ф., 2017