тановками, раскрывающими устойчивое ядро и суть морально-этических норм учения Будды. В содержании раскрываются те пороки, которые являются коренными препятствиями на пути духовного совершенства: неведение, гнев и вожделение. От страданий можно освободиться только собственными усилиями, преодолев неведение. За добрые деяния следует награда, за пороки - наказание. Регламентация поведения вытекает из необходимости выбора своей будущей участи и страстного желания вырваться из сети чувственного мира.
В заключительной части Будда объясняет бодхисаттвам, что в образе главного персонажа повествования переродился сам Авалоки-тешвара, чтобы помочь всем существам санса-ры обрести истинный путь к конечной цели.
Ilayun tógüsüqsen Nomiyin egesiq dourisxaqci bodhisadv-du eyin кетёп zar/iq bolboi: Erketü nidübér üzüqciyin erdemi tobci=yin tódüi üzüülüqsen-ёсв tuurbiji Gyu cikitü xón kübóün-dü tóról aburt xamuq amitani nomiyin yosór tedküq=sen:
Таким образом, произведения, подобные "Истории Унекер Торелкиту хана" приобщали верующих к необходимости следовать религиозной традиции и утверждали в их сознании буддийские добродетели. Поэтому произведения подобного рода, с одной стороны, представляют собой художественное явление, а с другой - выступают как религиозная проповедь, главная установка которой заключена в обрамляющей части, а текст увлекательного сюжета является лишь иллюстрацией к нему.
Литература:
1. Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы. - М. : Восточная литература РАН, 2000. - 367 с.
2. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Сутра сердца: учения о праджняпарамите. - Элиста : Океан Мудрости, 2008.- 108 с.
1. Ермакова Т. В. Формы буддийского мировоззрения в концепции О.О. Розенберга // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. - СПб. : Андреев и сыновья, 1993. - С. 410-424.
3. Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды индийского учителя жизни // Пять лекций по буддизму. - Самара : Агни, 1998,- С. 8-40.
4. Парибок А., Эрман В. Предисловие // Джатаки: избранные рассказы о прошлых жизнях Будды. СПб.: Возрождение, 2003.
5. Раднабхадра. Лунный свет. История рабджамбы Зая-пандиты. - СПб. : Петербургское востоковедение, 1999. - С. 410-424.
6. Сазыкин А. Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института Востоковедения АН СССР: В 3 т. - М.: Наука, 1988. Т. 1. - 507 с.
7. Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо). Перевод с тибетского, введение и комментарий Ю. М. Парфионовича. - Издание второе. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - 320 с.
8. Топоров В. Н. "Дхаммапада" и буддийская литература // Дхаммапада. - Новосибирск : Согласие, 2003. - С. 3-24.
9. Умкэ Терлт хан // Хальмг туульс. II боть. - Элст: Хальмг дегтр ИарИач, 1968. - С. 239 - 247. Ю.Яхонтова Н. С. Ойратские рукописи и ксилографы в собрании Института восточных рукописей // Мир "ясного письма". Сборник научных статей. - Элиста : КИГИ РАН, 2014. - С. 5-24. IJ.Galdan Do. Tuyuji üliger-ün emkidegel. -S¡nJ¡yang-un arada-un keblel-un xory¡-a, 2014. - C. 106- 127.
12.Gerelmaa G. Brief Catalogy of oirat manuscripts kept by Institute of language and literature bu Gerelmaa Guruuchin. Хэл зохиолын хурээлэнгийн тодусгийн номын товч буртгэл- - Ulaanbaatar, 2005. - 270 с.
13.Ünengkü tórólkitü xaan//HaanTengger¡.- 1986. - № 4.-С. 41-53.
THE METAPHORICAL FOLK CONSCIOUSNESS GREBEN COSSACKS IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL APPROACH
Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical sciences, Professor of the cultural science of MAN, Full Member ofRAE, Honored Worker of arts of the Czech Republic, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: grig.26rusigigmail.com
The article is a theoretical and methodological analysis of scientific approaches to the question of detection specificity of the folk consciousness of Greben Cossacks, in the analysis of the position about the role of natural factors in the formation of specificity of anosognosia, on the relationship of ethnic culture and the surrounding natural and geographical environment. Concludes that the natural-landscape complex of the river Terek, Caucasus mountains, influenced and determined the specificity archaic-mythoiogized metaphorical imagery of ethnobotany Greben Cossacks, was the anthropological bedrock of their traditional culture, embodies the process of centuries of multi-ethnic cross-cultural interaction of peoples of the North Caucasus, and reflecting the interdependence of the historical development of ethnic groups and ecosystems.
Keywords: specificity archaic-mythoiogized metaphorical imagery of ethnobotany Greben Cossacks; the anthropological basis of traditional culture; natural and geographical en vironment; cultural landscape; the relationship
of nature and culture; the interdependence of the historical development of ethnic and cultural landscape; concepts of the cultural landscape as a complex system.
МЕТАФОРИЧНОСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ УДК 398.221 ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье осуществляется теоретико-методологический анализ научных подхо- © Григорьев А.Ф., 2016 дов в вопросе выявления специфичности фольклорного сознания гребенских казаков. В ходе анализа обосновано положение о роли природных факторов в формировании специфичности этносознания, о взаимосвязи культуры этноса и окружающей его природно-географической среды. Сформулирован вывод о том, что природно-ландшафтный комплекс реки Терека, Кавказских гор, повлиявших и определивших специфичность архаико-мифологизирован-ной метафоричной образности этносознания гребенских казаков, явился антропологической первоосновой их традиционной культуры, воплотившей в себе процесс многовекового полиэтнического межкультурного взаимодействия народов Северного Кавказа и отразившей взаимообусловленность исторического развития этноса и экосистемы.
Ключевые слова: специфичность архаико-мифологизированной метафоричной образности этносознания гребенских казаков; антропологическая основа традиционной культуры; природно-географическая среда; специфичность культурного ландшафта; взаимосвязь природы и культуры; взаимообусловленность исторического развития этноса и культурного ландшафта; концепты культурного ландшафта как системный комплекс.
Проблематика выявления феномена традиционной культуры гребенских казаков актуализируется общими тенденциями в потребности и стремлении народов России сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада, специфичность этносознания и этнической идентичности. Очевидно, что одним из основополагающих факторов, влияющим на формирование традиционной культуры любого этноса, является природно-геогра-фическая среда, которая в итоге определяет образ жизнедеятельности, хозяйственно-культурный тип, влияющих на этносознание и менталитет этноса. В данной связи представляется целесообразным осуществление теоретико-методологического анализа научных подходов в вопросе выявления факторов и механизмов, повлиявших на формирование антропологической основы традиционной культуры гребенских казаков.
Проблематика взаимосвязи культурного ландшафта и этноса, исследование роли природных факторов в формировании этнического сообщества получило развитие в трудах отечественных и зарубежных ученых. Так, Л.И. Мечников основу всеобщего прогресса человечества видел в различных концептах географической среды, определяя генезис человеческой истории, начиная с рек. Об этом же писал С.М. Соловьев, выделяя два уровня природной детерминации исторического процесса. В.О. Ключевский, размышляя об основных силах общежития, пришел к выводу, что необходимо различать две основные первичные силы "человеческий дух и внешнюю ... физическую природу" [7, С. 39], создающие и движущие совместную жизнь людей. А.Л. Чижевский доказал, что солнечная активность и силы внешней природы влияют на творческие способности и интеллект человека. П.Н. Савицкий, исходя из эволюционистических принципов, также отмечает особое значение эколого-географичес-кой среды, связывая ее со способами землепользования, с образом жизни тех или иных этносов и наций и с формами социальной организации и культуры [10].
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН, действительный член РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmaii com
СО
i-H
о
OJ
-О 0-
ш <
1=с ш
а
0J
kj^ С Ё
83
Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, постепенно возобладавший в идеологии евразийства, позволил его теоретикам осмыслить единство природы и культуры, учесть в типологии культур и специфику отношения к природе тех или иных социальных групп.
Тезисы о единстве природы и культуры нашли обоснование втрудахсовременныхученых, подчеркивающих, что именно в национальной культуре, наиболее ярко отражена самобытность этноса, его этническая и национальная психология, обычаи и традиции, духовные потребности и предрасположения, эстетические вкусы и нравственные устремления.
В трудах Л.Н. Гумилева были обоснованы принципиально важнейшие теоретические выводы о взаимодействии и взаимообусловленности исторического развития этноса и культурного ландшафта. Его выводы по установлению функциональной связи явлений физической географии и палеоэтнологии на материале истории и археологии дельты Волги и Тереке [6], явились теоретико-методологическим основанием в исследовании концептов культурного ландшафта как системного комплекса, воплотившего архетипическую систему музыкально-поэтических образов в песенной историиософии гребенских казаков [5] и повлиявшего, таким образом, на формирование их этносознания и ментальной специфики.
Гребенские казаки представляют в данном случае социокультурный феномен, который формировался под влиянием различных факторов: социально-экономических, политических и социкультурных. Эволюция их этногенеза складывалась, начиная с X века в процессе тесного взаимодействия с горскими и тюркскими соседними народами и последующего пребывания славянских групп на Терек из различных древнерусских княжеств и областей: новгородской, рязанской, донской и др. При этом, несмотря на многовековое взаимодействие с народами Северного Кавказа, гребенские казаки сохранили восточнославянскую этническую доминанту, что нашло отражение в их самобытной традиционной культуре. Предпосылки и само зарождение гребенского казачества происходило именно в тот период, когда закладывались основы жизнедеятельности всех народов, осваивающих Северный Кавказ, начиная с эпохи средневековья и позднее [5]. В процессе поликультурного взаимодействия казаков и горцев, социально-классовой общности создавались благоприятные условия
для развития дружественных связей, способствующих формированию различных форм самобытной традиционной культуры казаковгган-цев-лезгинок, жанров песенного фольклора, музыкально-инструментального творчества.
Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, обосновывающий теоретические положения о взаимодействии и взаимообусловленности исторического развития этноса и культурного ландшафта, о единстве природы и культуры позволяет выявить специфичность этносознания гребенских казаков как антропологическую основу их традиционной культуры. В формировании метафоричности этносознания казаков нашла отражение взаимообусловленность исторического развития этноса и культурного ландшафта, которая наиболее рельефно проявилась в их традиционном песенном фольклоре.
Гребенские казаки, так же как и славяне-язычники, одухотворяли и олицетворяли всю природу. Существующая в пространстве и времени природа была населена богами, олицетворяющими не только силы природы, но и человеческие нравственные ценности. Силам природы придавался личностный характер. Почитая своих предков и преклоняясь перед силами природы, человек, обожествляя и одухотворяя их, верил в наличие родственных связей с природными явлениями. В этих представлениях выражалось особое, впоследствии утраченное отношение человека к миру природы. Человек обладал чувством аналогии, родства структуры космоса и своей собственной структуры, что особенно ярко воплотилось в песенном фольклоре гребенцов. [5] Следы такого древнего архаического мировосприятия, метафоричности мышления, символизации образов наиболее целостно сохранились именно в песенном фольклоре гребенцов, что красноречиво говорит о древнеязыческой первооснове их фольклора.
Специфичность мировосприятия нашла свое воплощение в песенной историософии гребенских казаков. Так, в одной из песен казаки обращаются к сол нышку как к одушевленному персонажу: "Ишо ты зайди, ты зайди-ка,/ Красное ... ой да ты солнушко,/ Ай ишо ты зайди, ты зайди,/ Над горой .... Ой да над высокой,/ Ай ишо отогрей ты нас, сирот,/ Нас сирот. .., ай сирот бедных,/ Ай ищо ты нас сирот бедных,/ Казаков ..., ой да военных..." [8]. В другой песне-"Прощаюсь, ангел мой, с тобою" - связь с природой позволяет выразить силу любви перед смертью: "Прощаюсь, ангел мой, с тобою,/ Прощаюсь, счастье мое,/ Увы, я вы-
нужден судьбою/ Под сводом неба жить один./ Заря меня не нарумянит,/ Роса меня не освежит,/Но солнце греть меня не станет/ И ночь меня не усыпит./ Зарей польются из глаз слезы,/ На сердце упадет туман,/ И целый день промчутся грозы,/ Любовь - сердечный злой обман" [8].
В исторической песне гребенцов "Не из ту-чушки" силы природы вовлечены в эмоционально-образное повествование и вместе с тем дают пространственную характеристику, гармонично создавая соответствующий содержанию образ. В лирической песне образы синя моря, белого лебедя, черного ворона являются полноценными участниками, развернутой в песне, драмы, в которой "мать по сыну слезно плакала"... [9, С. 62]
В одной из старинных гребенских песен символизация образов и метафоричность этносоз-нания позволяют передать глубину размышлений казака об утраченной своей молодости. Образ камушка, ясного солнышка "Камушекты, мой камушикда,/Цветочекты мой лазоревый,/ ... Излежался ты, мой камушик да,/ На крутой горе против солнушка,/ Против ясного" наделяются одушевленными чертами и предопределяют неразрывную взаимосвязь человека с Миром [8]. В одной из песен, посвященной Кавказской войне, очень образно и живописно описан природный ландшафт, который вместе с тем дает нам картину происходящих событий: "Вечер поздний, непогодный/ По ущельям и скалам/ Вечер веял холодный,/Дождь шел с снегом пополам,/... Там по бережку холмистым/ Путь дорожка легла" [11 ].
В песенном фольклоре казаков воплотились мифологические представления о различных объектах культурного ландшафта. В силу специфики условий жизнедеятельности гребенцов и их особого отношения к осваиваемому и контролируемому пространству, специфичность культурного ландшафта для гребенских казаков определяется, прежде всего, концептами рек Терека, Сунжи, Малки, Кавказских гор, лесо-степных просторов и в меньшей степени моря. Образ моря в мужской традиции, несмотря на существенную роль военных морских походов в истории гребенских казаков, должного развития не получил и не обладает космологическими свойствами, в противоположность русским былинам. Море для казаков - место развертывания событий. Так, в одной из баллад, повествуется о том, как "ясный сокол спалил свои сызые крылушки и сидел среди моря... на камушке", а "черные вороны в глаза ему надсмехалися" [9].
Водной из протяжных старинных песен "Долина моя, долинушка" в поэтической форме описывается бескрайняя широта долин, созерцается вольная степь и широта души русской: Долина моя, долинушка,/ Долина моя широкая, ой степь широкая./ Как по етой по долине, ой по долинушке,/ Вырастала травка, ой травка рощица./ Как по етой травке, ой по рощице,/Туман, братцы, расстилается, ой расстилается туман./ Как с под етого тумана, ой с под туманика,/Заря, братцы, занимается./ Как с под етой ясной, ой ясной зореньки,/ Солнце, братцы, ой выкаталося./ Выкаталось ясно солнуш-ко,/ Выкаталось на зеленый луг" [8]. В зачине одной из песен образно вырисовывается поэтичность мировосприятия казаков: "И тума-нушки сподымитеся,/ Да вы мои туманушки,/ И ай сподымитеся./ Да ишо выше лесушки,/ Да выше леса темного,/... Да ишо выше морюшки,/. .. выше моря синего,/ ... Да ишо выше садика,/Да сад зеленого" [9].
В гребенской балладе "Еще не туманушки" герой сюжета "раздобрый молодец" пересказывает свой сон, вещающий ему гибель на "чужой дальной стороне да во степи Кубанецкой" [9]. Не случайно, на наш взгляд, выбран тональный фон пейзажной картины, рисующей образ тумана и синего моря, создающие соответствующий эмоциональный характер и как бы предвосхищающие какую-то беду. Герой, пересказывая свой сон, возможно символизирующий скорую гибель, как бы со стороны созерцает: "Да на чужой я на дальной, ... старане/....Да во Кубанецкой ой да во дикой степи./Во дикой степи, да ишо сквозь частых моих,/ ... ой ребрушек,/Да трава мурава ... пророслаУТра-ва я проросла, да ишово буйной та моей да,/... моей головушке,/Да куст ракитовой ... прорастал". Можно сказать, что вполне традиционно остроту эмоционального состояния героя подчеркивает природный ландшафт, гениально вписанный в концепцию повествования баллады. А в финале "млад соловушек" символизирует продолжение рода погибшего казака, семейный очаг, радость и надежду на то, что гибель героя не напрасна: "Да младой соловушек да гнездо савивал/.....Да млад соловушек да детей вы водил..../Да на младой со-ловьюшек да по веткам да рассадил/... Да млад соловьюшекучил их летать".
Концепты культурного ландшафта можно с полным основанием назвать артефактами в системе этнических констант, которые провоцируют активность члена в обществе, направляют и предопределяют его восприятие мира, и, кроме того, выполняют важнейшую функцию
со
1-й
о си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
85
психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде. Образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, они явились ярчайшими константами в формировании этносоз-нания гребенских казаков, поскольку именно под влиянием гор и речного фактора в большей степени формировался хозяйственно-культурный тип казаков, особенно в период их вольного поселения, а также способствовал кардинальным изменениям в материальной и духовной культуре [2, С. 98-100].
Природно-ландшафтный комплекс рек Терека, Сунжи, Малки, Кавказских гор, повлиявших и определивших специфичность архаи-ко-мифологизированной метафоричной образности этносознания гребенских казаков, явился антропологической первоосновой их традиционного песенного фольклора, воплотившего в себе процесс многовекового полиэтнического межкультурного взаимодействия народов Северного Кавказа и отразившего взаимообусловленность исторического развития этноса и экосистемы.
Концепты природно-ландшафтного комплекса подчеркнули архаикоязычный мифологизированный образ этнического сознания казаков, унаследованного еще от первобытного средневекового мировосприятия со свойственным ему антропоморфизмом, явился основополагающим мотивом в песенном фольклоре и определившим философичность фольклорного сознания гребенцов.
Литература:
1. Григорьев А.Ф. Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков // KANT. -2015,-№1 (14).-С. 45-47.
2. Григорьев А.Ф. Концепт реки Терека в системе этнических констант гребенских казаков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №10, Ч. 2. - С. 98-100.
3. Григорьев А.Ф. Специфика религиозно-мифологических верований и представлений гребенских казаков // KANT. - 2014. - № 1 (10). - С. 95-100.
4. Григорьев А.Ф. Возрождение нравственных ценностей в обществе - основа российской государственности // KANT. - 2014. - № 3 (12). - С. 114117.
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с.
6. Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. И). - Вестник ЛГУ,- 1964. - №24, вып. 4.
7. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. 4.1. - М., 1987.
8. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций автора (ст. Калиновская Наурского р-на, 1976-1979; Червленая, Шелковской р-н, ЧИ-АССР. 1979) // Рук. РФТК и СКС Возрождение. 2010.
9. Песни гребенских казаков / публикация текстов, вступительная статья и комментарии Б.Н. Путилова. - Грозный, 1946.
Ю.Савицкий П. Н. Континент Евразия. - М. : Аграф, 1997.
П.Чирков Ю. Прости звезда / Традиционный казачий романс. - СПб., 2007.
POSTNONCLA SSICA L RATIONALITY AND ITS NORTH-CAUCASIAN COMPONENTS
Kurbanova Rukiyat Kurbanovna, Under-graduate student, Faculty of psychology and philosophy, Dagestan State University, Makhachkala E-mail: [email protected]
The article examines the rationality in the history of science, rationality as a way of understanding the truth. Characteristics and features of a new rationality brought into compliance subject-object and subject-subject relations, modern interpretation of the subject. Describes the historical socio-cuiturai circumstances and emerging trends that contribute to the formation of the subject in the context of the specificities of the national mind of the North Caucasus and Dagestan is, characterized by its versatility focuses on the dialogue and poiyiogue of civilizations.
Keywords: truth; rationality; classical rationality; knowledge; subject knowledge; peoples of the North Caucasus; mentality.
УДК 130.39 ПОСТНЕКЛА ССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
И EE СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ СЛАГАЕМЫЕ
© Курбанова Р.К., 2016 В статье исследуется рациональность в истории науки, рациональность как
способ постижения истины. Характеристики и особенности новой рациональности приводятся в соответствие субъект-объектным и субъект-субъектным отношениям, современному толкованию субъекта. Рассмотрены исторические социокультурные обстоятельства и новые тенденции, которые способствуют становлению субъекта в контексте специфики национального ума се-верокавказцев и дагестанцев, отличающегося своей многогранностью нацеленной на диалог и полилог цивилизаций.