Научная статья на тему 'Рецензия на монографию А. Ф. Григорьева "этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа"'

Рецензия на монографию А. Ф. Григорьева "этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ / КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / СПЕЦИФИЧНОСТЬ МЕНТАЛИТЕТА / УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СКЛАДА / ОСОБЕННОСТЬ ЭТНОСОЗНАНИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛИКО-МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / КОСМОГОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ETHNIC WORLD PICTURE GREBEN COSSACKS / CULTURAL IDENTITY / THE SPECIFICITY OF MENTALITY / THE UNIQUENESS OF THE PSYCHOLOGICAL STOCK / FEATURE ETHNOBOTANY AND ETHNIC IDENTITY / SYMBOLIC AND METAPHORICAL PERCEPTION OF THE WORLD / COSMOGONIC LEVEL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костина Анна Владимировна

В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследования, среди которых отмечены: смоделирована концепция этнической картины мира гребенских казаков, представляющая собой системно-структурное образование, "центральная зона" которой включает, с одной стороны, систему этнических констант, а с другой систему ценностных доминант; выявлена содержательная основа этнической картины мира, включая мифологию, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образующие систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей; значительно расширено понятие традиционного песенного фольклора; сформулировано понимание культуры как системы взаимодействия "среда человек культура общество"; выявлена система образной символики, воплощающей символико-метафорическое мировосприятие гребенских казаков и подчеркивающей космогонический уровень их представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on the monograph by A. F. Grigoriev the "Ethnic picture of the world of Grebensky Cossacks: experience of cultural analysis"

In a review carried out scientifically-theoretical analysis of the research results, among which are noted: modeled the concept of the ethnic picture of the world Grebensky Cossacks, representing a systemic-structural formation, "Central zone" which includes, on the one hand, the system of ethnic constants, and the system of value dominants; identified the substantial basis of ethnic picture of the world, including mythology, ritual and ceremonial performances, songs that form the system monomerov, archetypes, symbols and mental values; greatly expanded the concept of traditional song and folklore; formulated an understanding of culture as a system of interaction of "environment people culture society"; the system of figurative symbols that embody symbolic and metaphorical perception of the world Grebensky Cossacks and emphasizing the foundational level of their submissions.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию А. Ф. Григорьева "этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа"»

REVIEW ONTHE MONOGRAPH BY A. F.GRIGORIEVTHE "ETHNIC PICTURE OFTHE WORLD OF GREBENSKY COSSACKS:

EXPERIENCE OF CULTURAL ANALYSIS"

Kostina Anna Vladimirovna, DSc of Philosophical sciences, DSc of Cultural sciences, Professor, Chair of Philosophy, Cultural and Political Science, Moscow humanitarian university, Moscow

in a review carried out scientifically-theoretical analysis of the research results, among which are noted: modeled the concept of the ethnic picture of the world Grebensky Cossacks, representing a systemic-structural formation, "Central zone " which includes, on the one hand, the system of ethnic constants, and the system of value dominants; identified the substantial basis of ethnic picture of the world, including mythology, ritual and ceremonialperformances, songs that form the system monomerov, archetypes, symbols and mental values; greatly expanded the concept of traditional song and folklore; formulated an understanding of culture as a system of interaction of "environment -people - culture - society"; the system of figurative symbols that embody symbolic and metaphorical perception of the world Grebensky Cossacks and emphasizing the foundational level of their submissions.

Keywords: ethnic world picture Greben Cossacks; cultural identity; the specificity of mentality; the uniqueness of the psychological stock; feature eth no botany and ethnic identity; symbolic and metaphorical perception of the world; cosmogonic level representations.

удк 622(09) РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А. Ф. ГРИГОРЬЕВА

"ЭТНИЧЕСКАЯКАРТИНА МИРА ГРЕБЕНСКИХКАЗАКОВ: ОПЫТ КУЛЬ ТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА "

В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследования, среди которых отмечены: смоделирована концепция этнической картины мира гребенских казаков, представляющая собой системно-структурное образование, "центральная зона"которой включает, с одной стороны, систему этнических констант, а с другой - систему ценностных доминант; выявлена содержательная основа этнической картины мира, включая мифологию, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образующие систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей; значительно расширено понятие традиционного песенного фольклора; сформулировано понимание культуры как системы взаимодействия "среда - человек - культура -общество"; выявлена система образной символики, воплощающей символико-метафорическое мировосприятие гребенских казаков и подчеркивающей космогонический уровень их представлений.

Ключевые слова: этническая картина мира гребенских казаков; культурная самобытность; специфичность менталитета; уникальность психологического склада; особенность этносознания и этническая идентичность; символико-метафорическое мировосприятие; космогонический уровень представлений.

СО

Костина А.В., 2015

UJ Ш

о_

122

КОСТИНА Анна Владимировна, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии, культурологии и политологии, Московский гуманитарный университет, Москва

Развитие современной России определяется задачами не только формирования инновационной экономики, но и отвечающей этим требованиям культуры. Этот проект был в свое время назван Президентом РФ модернизацией, которая касается не только экономических вопросов, но и вопросов, связанных с социокультурным развитием страны. Одной из важнейших предпосылок успешного развития России является прочная консолидация народов, объединенных общими проектами, целями и ценностями. Именно поэтому исследование культур всех народов России, тем более, культуры гребенских казаков, представляющей сплав различных влияний и пример возможности диалогичного сосуществования с иными народами, существенно отличающимися и образом жизни, и менталитетом, и картиной мира, является важной научно-практической задачей.

История отечественной культуры отличается стремлением народов России к сохранению своей культурной самобытности, специфичности менталитета, уникальности психологического склада, особенности этносознания и этнической идентичности. Этническая картина мира гребенского казачества, безусловно, представляет огромный научный интерес, поскольку ее формирование происхо-

дило в полиэтничном и поликонфессиональном регионе, и вполне естественно, в ней отразились не только восточно-славянские, но и горские, тюркские элементы. Именно этот факт придает исследованию большую научно-практическую значимость, поскольку комплексное изучение культурных ценностей как содержательной основы этнической картины мира гребенцов будет способствовать распространению представлений о многообразии культур в Северо-Кавказском регионе, которые обладают равной значимостью. В этом смысле работа направлена на установление понимания между народами-соседями, проживающими в исторически многонациональном регионе, и миролюбивыхотношений среди них. Поэтому, актуализируя проблему исследования, автор совершенно справедливо подчеркивает ее остроту и научно-практическую значимость, что подтверждается и глубоким анализом литературы по ряду научных областей.

Если говорить о содержании монографии, и ее наиболее принципиальных моментах, их несколько. Во-первых, важной представляется идея концептуального описания картины мира гребенских казаков, которая отличается существенной спецификой. Как показывает автор, ее основу составляет мифология, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образующие систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей, которые представляются автором "динамической моделью взаимодействия образов в системе этнических констант в процессе формирования этнических установок картины мира" [1, С.53]. Автор справедливо называет их "структурообразующими элементами и содержательными компонентами" этнической картины мира гребенских казаков, что, в свою очередь, инициирует автора осуществить философско-культурологическую проработку таких концептов, как "этническая культура", "культурный ландшафт", "миф", "ритуал", "обряд", "фольклор" и др.

Говоря о картине мира, автор определяет ее как способ познания людьми окружающего мира, как совокупность представлений человека о мире, отражающих субъективно-объективные отношения существующих во времени и пространстве материальных и идеальных субстанций [1, С. 53]. Автор опирается в своем определении на целый ряд исследований, что придает трактовке этого концепта научную достоверность. К сожалению, в работе не учитываются труды ученых, имеющих специал ьные исследования по данной проблеме - B.C. Жид-

кова, Т.Ф. Кузнецовой, К.Б. Соколова, B.C. Сте-пина, соотносящих концепт "картина мира" с мировоззренческими структурами, составляющими основание культуры определенной исторической эпохи.

Тем не менее, позиция автора доказательна и, исходя из нее, выстраивается достаточно стройная концепция, состоящая в построении модели этнической картины мира, представляющей собой системно-структурное образование, "центральная зона" которой включает, с одной стороны, систему этнических констант, а с другой - систему ценностных доминант. Адаптация "центральной зоны" этнической картины мира приводит к формированию этнокультурной периферии, где жестко заданные и имеющие характер императива константы "центральной зоны", создают гибкие структуры, позволяющие приспособить, адаптировать эту систему к конкретным обстоятельствам, имеющим характер перманентной изменчивости.

Второй важной идеей монографического исследования А.Ф. Григорьева является идея о мифологичности традиционной картины мира, в том числе, гребенских казаков. Можно поддержать автора в его опоре на тезис о мифологических представлениях как базовых при формировании традиционного образа мира. Раскрывая основные подходы в исследовании мифа, автор исходит из теоретико-методологического обоснования мифа как первоосновы ритуально-обрядовыхтрадиций и фольклора, являющихся, в свою очередь, основой этнической картины мира. Выявляя сущность и специфику песенного фольклора, автор значительно расширил границы его познания, что позволило ему интерпретировать фольклор "средством познания этнической картины мира гребенских казаков" [2, С. 78].

Автор здесь опирается на исследования таких ученых, как Г.Д. Гачев, Я. 3. Голосовкер, В.В. Иванов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров,

A.Ф. Лосев, Б.А. Рыбаков, О.М. Фрейденберг,

B.Я. Пропп. В работе учитываются и философские концепции мифа, принадлежащие неокантианцу Э. Кассиреру и немецкому исследователю К. Хюбнеру, чье исследование включено в список литературы. Конечно, трудно совместить представления о мифе всех названных авторов, но в тексте такое различение имплицитно присутствует - несмотря на цитирование Э. Кассирера с его концепцией мифологического восприятия в качестве изначально присущего человеку как родовому существу, автор отдает предпочтение той трактовке

мифа как способа видения мира, которое доминирует у представителей антропологии и фольклористики.

Третьим принципиальным моментом исследования является формулировка авторского понимания культуры, что важно для логики исследования. Автор достаточно подробно и добросовестно рассмотрел ряд подходов к определению понятия "культура" (возможно, более убедительным этот анализ стал бы, если бы автор сгруппировал по концепциям эти определения). На основе осуществленной работы с терминологическим аппаратом автор сформулировал понимание культуры как системы взаимодействия "среда - человек - культура - общество" [3, С. 40].

Важность этого тезиса состоит в его принципиальной соотнесенности с предметом исследования, где в работе показано, что окружающая среда, природный ландшафт, общество и технология жизнеобеспечения представляются в качестве единой взаимосвязанной системы, в которой культура является важным адаптивным средством и опосредующим звеном между человеком и обществом и их социальным и физическим окружением; культура и общество, существуя в границах социального пространства и времени, становятся средством осознания самобытности и развития этносов,а природно-экологические условия и темпо-ритм течения социального времени рождают специфику мироощущения, определяют характер и тип культуры. В трактовке культуры как основного механизма, посредством которого человек адаптируется к окружающей среде и универсального способа воздействия на среду, автор здесь вполне правомерно опирается на концепцию Э.С. Маркаряна, считающего приспособительные возможности культуры основными и рассматривающего адаптацию как творческий процесс, приводящий зачастую к формированию нового качества внутри культуры.

Оценивая в целом исследование А.Ф. Григорьева, можно отметить такие его положительные качества, как глубокое изучение культурологической, философской, этнографической, исторической и другой научной литературы, проработка теоретико-методологического базиса, а также научно-исследовательского инструментария проблематики монографии, четкое определение и описание научно-категориального аппарата исследования. Сама работа имеет логичную и ясную структуру, где основная идея раскрывается последовательно от первой главы, где представлены теоре-

тико-методологические основы изучения этнической картины мира, через вторую главу, в которой гребенское казачество анализируется как историко-культурный феномен, к третьей,-в которой ритуально-обрядовые традиции и песенный фольклор рассматриваются как первооснова этнической картины мира гребенских казаков. Здесь автор раскрывает различные аспекты социокультурного пространства, хронотопа гребенских казаков, выявляет архетипы, символы и ментальные ценности, образующие центральную зону этнической картины мира. Основные положения исследования доказательны и непротиворечивы, решение поставленных задач и реализация конечной цели четко прослеживаются в процессе всего исследования. В основных положениях выражена концептуальная последовательность исследования, авторская научная позиция и убежденность, научная новизна исследования свидетельствует о его высоком научном уровне.

Также обращает на себя внимание источни-ковая база монографии, которая представлена данными периодической печати, справочниками, аудиоматериалами, фольклорными текстами. Автор привлек и опубликованные в дореволюционный период произведения устного народного творчества казаков, не нашедшие до сих пор должного места в трудах исследователей, а также архивные и музейные материалы. Для обобщений и выводов А.Ф. Григорьев широко использовал этнографические данные. Следует отметить и фольклорно-этногра-фические изыскания автора в период с 1976 -1989 годы, когда шла накопительная работа по сбору песенного и этнографического материала (по станицам Чечено-Ингушской республики - Червленная, Шелковская и др.), что позволило автору в процессе переработки значительного пласта традиционного песенного фольклора гребенцов, включить его в научный оборот и сделать глубокие теоретические выводы, существенно обогатив при этом теорию традиционной культуры гребен-ского казачества. Это, в свою очередь, подчеркивает осн овател ь н ость иссл едова н ия и ха ра к-теризует его научную зрелость. Использование в работе трудов по культурологии и философии, истории и фольклору, археологии и этнографии, специальных работ по казачеству и др. придает монографии А.Ф. Григорьева целостность и масштабность, характеризующиеся разносторонним, комплексным подходом на проблематику исследования.

Убедительно подтверждает гипотезу исследования анализ конкретных текстов песенного фольклора гребенских казаков, запечатлевших архетип и ческие образы через символизацию окружающего мира и осмысление исторических событий, что позволило автору выявить систему архетипов и символов, образующих схему этнических констант. В ходе анализа и обобщения содержания песенного фольклора гребенских казаков А.Ф. Григорьеву удалось выявить систему образной символики, воплощающей символико-метафорическое мировосприятие гребенских казаков и подчеркивающей космогонический уровень их представлений. В процессе анализа содержания песенного фольклора гребенских казаков автором выявлен архетипический образ зла и противодействующей силы, архетипический комплекс любовно-брачной тематики, воплощенный через символику сокола, кукушки, соловья, ласточки, голубя и лебедя и т.д.. Исследуя культурный ландшафт гребенских казаков, включающий концепты рек Терека и Сунжи (его притока), Каспийского моря и Кавказских гор, автор представляет его природно-ландшафтным социокультурным комплексом "гармоничной нерасчлененной взаимосвязи природы с человеком, со свойственной еще архаикоязычес-кой мифологизацией", который, по убеждению

автора, явился стержневой доминантой в формировании этнической картины мира данного народа [4, С.212-213]. Все это, безусловно, дает основание автору назвать мышление казаков принципиально мифологизированным и метафоричным, а уровень их представлений - космогоническим [5, С.236], что следует признать одним из важнейших теоретических результатов.

Примечания:

1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 53)

2. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 78)

3. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 40)

4. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 212-213)

5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 236)

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY G. N. KAMENEVA "PA TRIOTIC WOMEN OF THE NORTH CA UCASUS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945"

Krasnozhenova Elena Evgenievna, DSc of Historical sciences, Professor, Astrakhan State University, Astrakhan

in a review carried out scientifically-theoretical analysis of the research results of women's participation in the North Caucasus in the great Patriotic war of 1941-1945.

Keywords: Great Patriotic war; the North Caucasus; the Patriotic activities of women; review of the monograph.

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРА ФИЮ Г.Н. КАМЕНЕВОЙ удк 622(09)

"ПА ТРИОТИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945гг."

В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследо- © Красноженова ££, 2015 вания участия женщин Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Северный Кавказ; патриотическая деятельность женщин; рецензия на монографию.

Тендерная историография Северного Кавказа пополнилась работой, комплексно освещающей вклад женщин многонационального региона в Победу в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, в

КРАСНОЖЕНОВА Елена Евгеньевна, доктор исторических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.