REVIEW ONTHE MONOGRAPH BY A. F.GRIGORIEVTHE "ETHNIC PICTURE OFTHE WORLD OF GREBENSKY COSSACKS:
EXPERIENCE OF CULTURAL ANALYSIS"
Kostina Anna Vladimirovna, DSc of Philosophical sciences, DSc of Cultural sciences, Professor, Chair of Philosophy, Cultural and Political Science, Moscow humanitarian university, Moscow
in a review carried out scientifically-theoretical analysis of the research results, among which are noted: modeled the concept of the ethnic picture of the world Grebensky Cossacks, representing a systemic-structural formation, "Central zone " which includes, on the one hand, the system of ethnic constants, and the system of value dominants; identified the substantial basis of ethnic picture of the world, including mythology, ritual and ceremonialperformances, songs that form the system monomerov, archetypes, symbols and mental values; greatly expanded the concept of traditional song and folklore; formulated an understanding of culture as a system of interaction of "environment -people - culture - society"; the system of figurative symbols that embody symbolic and metaphorical perception of the world Grebensky Cossacks and emphasizing the foundational level of their submissions.
Keywords: ethnic world picture Greben Cossacks; cultural identity; the specificity of mentality; the uniqueness of the psychological stock; feature eth no botany and ethnic identity; symbolic and metaphorical perception of the world; cosmogonic level representations.
удк 622(09) РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А. Ф. ГРИГОРЬЕВА
"ЭТНИЧЕСКАЯКАРТИНА МИРА ГРЕБЕНСКИХКАЗАКОВ: ОПЫТ КУЛЬ ТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА "
В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследования, среди которых отмечены: смоделирована концепция этнической картины мира гребенских казаков, представляющая собой системно-структурное образование, "центральная зона"которой включает, с одной стороны, систему этнических констант, а с другой - систему ценностных доминант; выявлена содержательная основа этнической картины мира, включая мифологию, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образующие систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей; значительно расширено понятие традиционного песенного фольклора; сформулировано понимание культуры как системы взаимодействия "среда - человек - культура -общество"; выявлена система образной символики, воплощающей символико-метафорическое мировосприятие гребенских казаков и подчеркивающей космогонический уровень их представлений.
Ключевые слова: этническая картина мира гребенских казаков; культурная самобытность; специфичность менталитета; уникальность психологического склада; особенность этносознания и этническая идентичность; символико-метафорическое мировосприятие; космогонический уровень представлений.
СО
Костина А.В., 2015
UJ Ш
о_
122
КОСТИНА Анна Владимировна, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии, культурологии и политологии, Московский гуманитарный университет, Москва
Развитие современной России определяется задачами не только формирования инновационной экономики, но и отвечающей этим требованиям культуры. Этот проект был в свое время назван Президентом РФ модернизацией, которая касается не только экономических вопросов, но и вопросов, связанных с социокультурным развитием страны. Одной из важнейших предпосылок успешного развития России является прочная консолидация народов, объединенных общими проектами, целями и ценностями. Именно поэтому исследование культур всех народов России, тем более, культуры гребенских казаков, представляющей сплав различных влияний и пример возможности диалогичного сосуществования с иными народами, существенно отличающимися и образом жизни, и менталитетом, и картиной мира, является важной научно-практической задачей.
История отечественной культуры отличается стремлением народов России к сохранению своей культурной самобытности, специфичности менталитета, уникальности психологического склада, особенности этносознания и этнической идентичности. Этническая картина мира гребенского казачества, безусловно, представляет огромный научный интерес, поскольку ее формирование происхо-
дило в полиэтничном и поликонфессиональном регионе, и вполне естественно, в ней отразились не только восточно-славянские, но и горские, тюркские элементы. Именно этот факт придает исследованию большую научно-практическую значимость, поскольку комплексное изучение культурных ценностей как содержательной основы этнической картины мира гребенцов будет способствовать распространению представлений о многообразии культур в Северо-Кавказском регионе, которые обладают равной значимостью. В этом смысле работа направлена на установление понимания между народами-соседями, проживающими в исторически многонациональном регионе, и миролюбивыхотношений среди них. Поэтому, актуализируя проблему исследования, автор совершенно справедливо подчеркивает ее остроту и научно-практическую значимость, что подтверждается и глубоким анализом литературы по ряду научных областей.
Если говорить о содержании монографии, и ее наиболее принципиальных моментах, их несколько. Во-первых, важной представляется идея концептуального описания картины мира гребенских казаков, которая отличается существенной спецификой. Как показывает автор, ее основу составляет мифология, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образующие систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей, которые представляются автором "динамической моделью взаимодействия образов в системе этнических констант в процессе формирования этнических установок картины мира" [1, С.53]. Автор справедливо называет их "структурообразующими элементами и содержательными компонентами" этнической картины мира гребенских казаков, что, в свою очередь, инициирует автора осуществить философско-культурологическую проработку таких концептов, как "этническая культура", "культурный ландшафт", "миф", "ритуал", "обряд", "фольклор" и др.
Говоря о картине мира, автор определяет ее как способ познания людьми окружающего мира, как совокупность представлений человека о мире, отражающих субъективно-объективные отношения существующих во времени и пространстве материальных и идеальных субстанций [1, С. 53]. Автор опирается в своем определении на целый ряд исследований, что придает трактовке этого концепта научную достоверность. К сожалению, в работе не учитываются труды ученых, имеющих специал ьные исследования по данной проблеме - B.C. Жид-
кова, Т.Ф. Кузнецовой, К.Б. Соколова, B.C. Сте-пина, соотносящих концепт "картина мира" с мировоззренческими структурами, составляющими основание культуры определенной исторической эпохи.
Тем не менее, позиция автора доказательна и, исходя из нее, выстраивается достаточно стройная концепция, состоящая в построении модели этнической картины мира, представляющей собой системно-структурное образование, "центральная зона" которой включает, с одной стороны, систему этнических констант, а с другой - систему ценностных доминант. Адаптация "центральной зоны" этнической картины мира приводит к формированию этнокультурной периферии, где жестко заданные и имеющие характер императива константы "центральной зоны", создают гибкие структуры, позволяющие приспособить, адаптировать эту систему к конкретным обстоятельствам, имеющим характер перманентной изменчивости.
Второй важной идеей монографического исследования А.Ф. Григорьева является идея о мифологичности традиционной картины мира, в том числе, гребенских казаков. Можно поддержать автора в его опоре на тезис о мифологических представлениях как базовых при формировании традиционного образа мира. Раскрывая основные подходы в исследовании мифа, автор исходит из теоретико-методологического обоснования мифа как первоосновы ритуально-обрядовыхтрадиций и фольклора, являющихся, в свою очередь, основой этнической картины мира. Выявляя сущность и специфику песенного фольклора, автор значительно расширил границы его познания, что позволило ему интерпретировать фольклор "средством познания этнической картины мира гребенских казаков" [2, С. 78].
Автор здесь опирается на исследования таких ученых, как Г.Д. Гачев, Я. 3. Голосовкер, В.В. Иванов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров,
A.Ф. Лосев, Б.А. Рыбаков, О.М. Фрейденберг,
B.Я. Пропп. В работе учитываются и философские концепции мифа, принадлежащие неокантианцу Э. Кассиреру и немецкому исследователю К. Хюбнеру, чье исследование включено в список литературы. Конечно, трудно совместить представления о мифе всех названных авторов, но в тексте такое различение имплицитно присутствует - несмотря на цитирование Э. Кассирера с его концепцией мифологического восприятия в качестве изначально присущего человеку как родовому существу, автор отдает предпочтение той трактовке
мифа как способа видения мира, которое доминирует у представителей антропологии и фольклористики.
Третьим принципиальным моментом исследования является формулировка авторского понимания культуры, что важно для логики исследования. Автор достаточно подробно и добросовестно рассмотрел ряд подходов к определению понятия "культура" (возможно, более убедительным этот анализ стал бы, если бы автор сгруппировал по концепциям эти определения). На основе осуществленной работы с терминологическим аппаратом автор сформулировал понимание культуры как системы взаимодействия "среда - человек - культура - общество" [3, С. 40].
Важность этого тезиса состоит в его принципиальной соотнесенности с предметом исследования, где в работе показано, что окружающая среда, природный ландшафт, общество и технология жизнеобеспечения представляются в качестве единой взаимосвязанной системы, в которой культура является важным адаптивным средством и опосредующим звеном между человеком и обществом и их социальным и физическим окружением; культура и общество, существуя в границах социального пространства и времени, становятся средством осознания самобытности и развития этносов,а природно-экологические условия и темпо-ритм течения социального времени рождают специфику мироощущения, определяют характер и тип культуры. В трактовке культуры как основного механизма, посредством которого человек адаптируется к окружающей среде и универсального способа воздействия на среду, автор здесь вполне правомерно опирается на концепцию Э.С. Маркаряна, считающего приспособительные возможности культуры основными и рассматривающего адаптацию как творческий процесс, приводящий зачастую к формированию нового качества внутри культуры.
Оценивая в целом исследование А.Ф. Григорьева, можно отметить такие его положительные качества, как глубокое изучение культурологической, философской, этнографической, исторической и другой научной литературы, проработка теоретико-методологического базиса, а также научно-исследовательского инструментария проблематики монографии, четкое определение и описание научно-категориального аппарата исследования. Сама работа имеет логичную и ясную структуру, где основная идея раскрывается последовательно от первой главы, где представлены теоре-
тико-методологические основы изучения этнической картины мира, через вторую главу, в которой гребенское казачество анализируется как историко-культурный феномен, к третьей,-в которой ритуально-обрядовые традиции и песенный фольклор рассматриваются как первооснова этнической картины мира гребенских казаков. Здесь автор раскрывает различные аспекты социокультурного пространства, хронотопа гребенских казаков, выявляет архетипы, символы и ментальные ценности, образующие центральную зону этнической картины мира. Основные положения исследования доказательны и непротиворечивы, решение поставленных задач и реализация конечной цели четко прослеживаются в процессе всего исследования. В основных положениях выражена концептуальная последовательность исследования, авторская научная позиция и убежденность, научная новизна исследования свидетельствует о его высоком научном уровне.
Также обращает на себя внимание источни-ковая база монографии, которая представлена данными периодической печати, справочниками, аудиоматериалами, фольклорными текстами. Автор привлек и опубликованные в дореволюционный период произведения устного народного творчества казаков, не нашедшие до сих пор должного места в трудах исследователей, а также архивные и музейные материалы. Для обобщений и выводов А.Ф. Григорьев широко использовал этнографические данные. Следует отметить и фольклорно-этногра-фические изыскания автора в период с 1976 -1989 годы, когда шла накопительная работа по сбору песенного и этнографического материала (по станицам Чечено-Ингушской республики - Червленная, Шелковская и др.), что позволило автору в процессе переработки значительного пласта традиционного песенного фольклора гребенцов, включить его в научный оборот и сделать глубокие теоретические выводы, существенно обогатив при этом теорию традиционной культуры гребен-ского казачества. Это, в свою очередь, подчеркивает осн овател ь н ость иссл едова н ия и ха ра к-теризует его научную зрелость. Использование в работе трудов по культурологии и философии, истории и фольклору, археологии и этнографии, специальных работ по казачеству и др. придает монографии А.Ф. Григорьева целостность и масштабность, характеризующиеся разносторонним, комплексным подходом на проблематику исследования.
Убедительно подтверждает гипотезу исследования анализ конкретных текстов песенного фольклора гребенских казаков, запечатлевших архетип и ческие образы через символизацию окружающего мира и осмысление исторических событий, что позволило автору выявить систему архетипов и символов, образующих схему этнических констант. В ходе анализа и обобщения содержания песенного фольклора гребенских казаков А.Ф. Григорьеву удалось выявить систему образной символики, воплощающей символико-метафорическое мировосприятие гребенских казаков и подчеркивающей космогонический уровень их представлений. В процессе анализа содержания песенного фольклора гребенских казаков автором выявлен архетипический образ зла и противодействующей силы, архетипический комплекс любовно-брачной тематики, воплощенный через символику сокола, кукушки, соловья, ласточки, голубя и лебедя и т.д.. Исследуя культурный ландшафт гребенских казаков, включающий концепты рек Терека и Сунжи (его притока), Каспийского моря и Кавказских гор, автор представляет его природно-ландшафтным социокультурным комплексом "гармоничной нерасчлененной взаимосвязи природы с человеком, со свойственной еще архаикоязычес-кой мифологизацией", который, по убеждению
автора, явился стержневой доминантой в формировании этнической картины мира данного народа [4, С.212-213]. Все это, безусловно, дает основание автору назвать мышление казаков принципиально мифологизированным и метафоричным, а уровень их представлений - космогоническим [5, С.236], что следует признать одним из важнейших теоретических результатов.
Примечания:
1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 53)
2. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 78)
3. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 40)
4. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 212-213)
5. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с. (С. 236)
REVIEW OF THE MONOGRAPH BY G. N. KAMENEVA "PA TRIOTIC WOMEN OF THE NORTH CA UCASUS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945"
Krasnozhenova Elena Evgenievna, DSc of Historical sciences, Professor, Astrakhan State University, Astrakhan
in a review carried out scientifically-theoretical analysis of the research results of women's participation in the North Caucasus in the great Patriotic war of 1941-1945.
Keywords: Great Patriotic war; the North Caucasus; the Patriotic activities of women; review of the monograph.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРА ФИЮ Г.Н. КАМЕНЕВОЙ удк 622(09)
"ПА ТРИОТИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945гг."
В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследо- © Красноженова ££, 2015 вания участия женщин Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; Северный Кавказ; патриотическая деятельность женщин; рецензия на монографию.
Тендерная историография Северного Кавказа пополнилась работой, комплексно освещающей вклад женщин многонационального региона в Победу в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, в
КРАСНОЖЕНОВА Елена Евгеньевна, доктор исторических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань