категории, а значит, оказывать влияние не только на социально-образовательную, но и на культурную среду общества. В настоящее время обществу нужен не столько исполнитель-профессионал, сколько инициатор активности. Однако для того, чтобы он мог эффективно управлять педагогическими процессами, необходимо придавать его профессиональной деятельности социальную значимость, обеспечивать условия для проектирования образовательного процесса [3].
Факультет искусств Ставропольского государственного педагогического института накопил сегодня достаточный потенциал, позволяющий в полной мере выполнять социальный заказ общества в подготовке высокопрофессиональных кадров по специальности "Учитель музыки". В этой связи вызывает недоумение у всего педагогического сообщества позиция краевого министерства образования, которое, мотивируя отсутствием финансирования, фактически срывает набор абитуриентов на все специальности факультета искусств, что в итоге ведет к его свертыванию.
К чему же приведет модернизация в образовании, когда культура человека, а значит и будущее общества, пытаются просчитать на чаше весов экономическую целесообразность? И как не вспомнить тезис древнегреческого философа Пифагора, который говорил, что "только искусство делает человека человеком".
Таким образом, не музыка является причиной кризиса эмоциональной сферы людей, а стратегия в сфере образования превращается в объективный фактор возникновения различных кризисных ситуаций в обществе.
с
□
Примечания:
1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997. -383 с.
2. Редько Л. Л. К вопросу о проблемах современного детства. - В кн.: Педагогическая наука и практика - региону: материалы IV научно-практ. конференции. (23-24 апреля 2002 г.). - Ставрополь, 2002. -С.3-8.
3. Толстокоров Е. С. Роль и статус высшего образования в подготовке специалистов на факультете искусств СГПИ. - В кн.: Проблемы детской антропологии: материалы Всероссийской научной конференции (20-21 ноября 2001 г.). - Ставрополь, 2001. - С. 198-200.
4. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис.... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 400 с. №
I—
у
CONCEPT OF AN ETHNIC PICTURE OF THE WORLD OF GREBEN COSSACKS Grigoriev Anatoly Fedorovich, DCs of Culturalogy, Professor, PhD of Pedagogics,
Chair of Theory and Technique of Music Education,Stavropol State Pedagogical Institute, Honored worker of arts ^R, Stavropol
In the article the main theses of the author's concept of an ethnic picture of the world of Greben Cossacks which was developed within dissertational research on competition of a scientific degree of the doctor culturologists are formulated. As a result of the system, interdisciplinary analysis and research it was scientifically proved that religious and mythological beliefs and representations, ritual and ceremonial traditions and the maintenance of song folklore in aggregate form a basis of an ethnic picture of the world of Greben Cossacks.
Keywords: ethnic picture of the world of Greben Cossacks; mythological beliefs and representations of Greben Cossacks; mythological semiotics system; paganism and Christianity at Cossacks; system of archetypes and symbols; mentality; natural landscape.
103
КОНЦЕПЦИЯ ЭТНИЧЕСКОМ КАРТИНЫ МИРА ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ
УДК 398.221
В статье сформулированы основные тезисы авторской концепции @ Григ0рьев А Ф 2012 этнической картины мира гребенских казаков, которая была разработана в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора культурологии. В результате системного, междисциплинарного анализа и исследования было научно обосновано, что религиозно-мифологические верования и представления, ритуально-обрядовые традиции и содержание песенного фольклора в совокупности образуют основу этнической картины мира гребенс-ких казаков.
Ключевые слова: этническая картина мира гребенских казаков; мифологические верования и представления гребенских казаков; мифологическая семиотическая система; язычество и христианство у казаков; система архетипов и символов; менталитет; природный ландшафт.
Этническая картина мира гребенского казачества представляет большой интерес, поскольку ее формирование происходило в исто-
0
X
г
□
І..п
о
о
-чо
о
104
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,
доктор культурологии,
профессор, кандидат
педагогических наук,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Заслуженный
деятель искусств ЧР,
Ставрополь
рически полиэтничном регионе Северного Кавказа, начиная с X веков. В ней отразились не только восточнославянские, но и горские, тюркские элементы. Комплексное изучение основных элементов этнической картины мира гребенцов несомненно может воспрепятствовать распространению в регионе ксенофобских настроений, представлений о собственной исключительности у ряда народов.
В данном контексте фольклорная традиция гребенских казаков, аккумулирующая социально-культурный опыт народа, выступает веским основанием для её изучения и практического использования. Это особенно важно в условиях постепенного стирания этнокультурных традиций. К сожалению, сегодня все чаще стали забывать о том, что традиционная культура - это не только память о культурно-исторических ценностях своих предков, но это способ сохранить свою национальную идентичность, самобытность, сохранить свое настоящее и будущее.
В процессе анализа источников и литературы было выявлено, что философско-культурологическая составляющая, этнография и фольклористика гребенских казаков остаются пока еще слабо изученными, что, безусловно, еще больше актуализирует проблематику исследования. Анализ проблематики показал, что имеющийся массив источников и научной литературы, в сущности, затрагивает теоретические основы исследования лишь в частно-аспектном ракурсе. По существу пока нет работ, в которых был бы осуществлен культурологический анализ этнической картины мира гребенских казаков, что еще раз подчеркивает актуальность данной проблематики.
Исследование этнической картины мира гребенских казаков и разработка концепции основывалось на научной базе, сформировавшейся в гуманитарном знании: культурологии, философии, истории, этнографии, фольклористики и осуществлялось в рамках понятийно-категориального инструментария, включающего такие понятия, как: "этническая культура", "культурный ландшафт", "социокультурное пространство", "миф", "ритуал", "обряд", "фольклор" и др., которые получили свое определение в идеях и теориях, образующих теоретико-методологическую базу работы и обеспечивших познание картины мира гребенских казаков. Исследование не абстрагировалось и от истории гребенского казачества, представлений о системе хозяйствования, образе жизни, социальных отношений, мифологических образов, ритуально-обрядовыхтрадиций, поскольку все это образует его духовную культуру, воплощенную в архетипах и символах и сохраненную наиболее целостно и архаично в песенном фольклоре.
Культурологический анализ проблемы осуществлялся на основе системного, мультикультурного и междисциплинарного подходов, обеспечивших комплексность и целостность в познании предмета исследования.
В результате анализа и обобщения значительной массы научных, архивных источников по различным научным отраслям и на основе современного теоретико-методологического философско-культурологического базиса была смоделирована авторская концепция этнической картины мира гребенского казачества, которая базируется на сформулированном автором базовом теоретико-методологическом положении о том, что мифология, ритуально-обрядовые представления и песенный фольклор, образуя систему мономифов, архетипов, символов и ментальных ценностей, обеспечивают целостное познание этнической картины мира.
Для обоснования правомерности авторской концепции была рассмотрена структура этнической картины мира как целостная система взаимодействия различных ее содержательных компонентов, как система знаний и представлений об окружающем человека мире. Изучение этнической картины мира гребенских казаков основано на анализе: концепций культурогенеза и картины мира Г. Гачева, А. Гуревича, С.В. Лурье; концепций классического эволюционизма и неоэволюционизма К.Д. Кавелина, Э. Тайлора; концепций структурного функцио-
нализма Б. Малиновского; концепций культурно-исторических типов евразийства Г.В. Вернадского, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкоого и др. В осмыслении проблемы важную роль сыграли философские теории этноса и этничности Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.М. Широкого-рова. За основу была принята модель "этнической картины мира" С.В. Лурье, структура которой включает центральную зону, состоящую из систем этнических констант и ценностных доминант. В процессе теоретического осмысления концепта "этнической картины мира" оформились структурные компоненты и определились их сущностные характеристики.
Этнические константы и ценностныедоминан-ты в структуре этнической картины мира образуют ее "центральную зону", в которой этнические константы выполняют функцию психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде, а ценностные доминанты объединяют личностно-ценностные характеристики, вырабатывающие менталитет. Сформированная, таким образом, система представляется динамической моделью взаимодействия "образов" и когнитивной схемы, охватывающей этническую картину мира и отражающей взаимоотношения ее структурообразующих элементов. Эти положения явились базовой теоретико-методологической основой в разработке авторской концепции "этнической картины мира гребенских казаков".
В основе выбранной научной проблематики заложены теоретико-методологические положения и концепции о культуре как базовом компоненте этнической картины мира. Культура рассматривается адаптивно-адаптирующим механизмом в сложной взаимосвязи культурноэкологической среды и этноса, человека и его социокультурного пространства, а иначе говоря, "способом универсального адаптивно-адап-тирующего воздействия на среду". Это определяло в конечном итоге национальное мировосприятие и мировоззрение человека, а также характеризовало специфику этнической картины мира.
В следующем положении мы исходим из того, что миф, будучи духовной первоосновой этноса, аккумулирует в себе религиозно-мифологические верования и представления, ретранслируется и перевоссоздается через систему архетипов и символов в бытийную форму песенного фольклора. Теоретико-методологической основой в исследовании природы и сущности мифа явились теория всеединства в подходе к мифу как особому пространству духовной сферы человека (А.Ф. Лосева, К. Леви-Стросса, А.Л. Топоркова, М. Элиаде); теория дологического характера первобытного мышления (Л. Леви-Брюля); положения о мифе как эстетической первоосновы народного художественного творчества (Н.Н. Велецкой, А.В. Гура, Д.К. Зеленина, Г.В. Зубко). В результате анали-
за природы и сущности мифа было подтверждено, что миф как особое пространство духовной сферы человека и выражение глубинных структур человеческой психики определяет все формы деятельности человека, и, таким обра- ГЧ зом, является основанием любой культурной О системы. ^
Следуя логики научного познания был осу- ^
ществлен анализ сущности и специфики песен- ^
ного фольклора, что позволило сформулировать третье положение авторской концепции о том, что С песенный фольклор является системообразую- О
щим элементом этнической картины мира. Дан-______^
ное теоретическое положение находит свое обоснование в интерпретации песенного фольклора как модели отражения действительности, формирующейся на основе трех взаимообусловленных уровней бытийности: действия фундамен- |_________
тальных законов Мироздания; области их социокультурного освоения через национально-
105
самобытное преломление и сферы становления внутри музыкальной смысловыразительности и конструктивности. Вышеизложенные идеи и легли в основу положения авторской концепции о КЯС том, что именно песенный фольклор является ^ средством познания этнической картины мира гребенских казаков и, по сути, ее отражением.
Чем это подтверждается? Тем, что, накапливая в своем содержании продукт и особую специфику жизнедеятельности и творчески перерабатывая религиозно-мифологические верования и представления, традиционный песенный фольклор содержит совокупность духовно-нравственныхмировоззренческихуста-новок, способствует формированию и ретрансляции ментальных характеристик, а через сис-темуархетипов и символов отражает специфику мифологического мышления.
Таким образом, на основе теоретико-методологического анализа было доказано, что мифология, ритуально-обрядовые традиции и песенный фольклор, находясь в целостной взаимосвязи между собой, образуют в сознании человека системуархетипов, символов и ментальных ценностей, составляющих первооснову этнической картины мира.
В подтверждение антропологической парадигмы культурогенеза гребенского казачества были исследованы процессы его этногенеза в исторической ретроспективе. Анализ обширных исторических, археологических и этнографических источников позволил определить "гре-бенское ядро", исследовать историческую эволюцию гребенского субэтноса, и в итоге обосновать антропологическую парадигму культурогенеза гребенского казачества. В обосновании данного положения мы опирались на теории и концепции зарождения терско-гребен-ского казачества И.В. Бентковского, А.В. Гад-ло, А.А. Гордеева, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Великой, В.Б. Виноградова, Л.Б. Заседателевой и др.
0
X
г
□ I..п
о
о
-чо
о
106
В подтверждение автохтонного происхождения гребенского казачества можно заключить, что его этногенез протекал во взаимодействии славянских племен с различными кочевыми и полукочевыми степными и горскими племенами на исторически традиционных для казачества территориях, и восходит к славянским поселенцам на Тереке и Прикаспии, начиная с X века. Предпосылки и само зарождение гребенского казачества происходили именно в тот период, когда закладывались основы жизнедеятельности всех народов, осваивающих Северный Кавказ. В процессе тесного взаимодействия древних славян с соседними горскими итюрк-скими племенами и было заложено "генетическое ядро" гребенского казачества. Считая казачество коренным народом Северного Кавказа, мы не отрицаем участия многочисленных миграционных "волн" в его формировании и развитии. И в этой связи этапы эволюционного становления гребенского субэтноса можно разделить на автохтонный и миграционный.
На автохтонной гипотезе происхождения "гребенского ядра" основывается и антропологическая парадигма культурогенеза гребенско-го казачества, которая подтверждается эволюционными процессами и характеризуется генотипической специфичностью гребенских казаков, особенностью их расселения, отношением к военной службе, хозяйственно-культурным типом и образом жизни. Анализ культурогенеза гребенского казачества позволил выявить, в свою очередь, факторы его эволюционирования, которые характеризуются миграционными, ассимиляционными, бракородственными и иными процессами. Было определено также, что процесс становления и развития культурогенеза гребенского субэтноса сопровождался различными фазами его жизнедеятельности и осуществлялся в несколько этапов: автохтонный, миграционный, беглоподданичес-кий и регрессивный.
В следующем положении мы утверждаем, что специфика мифологических представлений гребенских казаков характеризуется образной метафоричностью мировосприятия и антропоморфизмом. В исследовании ритуально-обрядовых традиций, религиозно-мифологических представлений гребенских казаков, мы опирались на труды ученых этнографов, а также материалы фольклорных экспедиций. Специфичность религиозно-мифологических представлений гребенских казаков выявлялась также на основе сравнительного анализа и сопоставления общих черт с мифологическими верованиями древних славян, донских казаков, тюркских и горских народов.
В результате было доказано, что специфичность мифологических представлений гребенских казаков характеризуется образной метафоричностью мировосприятия и антропоморфизмом, архаичностью и мифологично-
стью мировосприятия, а также анимизмом, магией различных видов, культ животных и культом предков. Все это было унаследовано казаками от своих предков и заимствовано от соседних горских и тюркских народов в процессе поликультурного взаимодействия. У гребенского казачества, таким образом, сложилась особая мифологическая семиотическая система, которая упорядочила в своём составе, различные по происхождению и по времени возникновения, знаки.
В шестом положении мы исходим из того, что элементы культурного ландшафта, образуя системный комплекс и определив специфичность хозяйственно-культурного типа и образ жизни гребенского казачества, воплотились и запечатлелись через архетипическую систему музыкально-поэтических образов в фольклорном сознании казаков. Что и повлияло,безусловно, на формирование их этнической картины мира. Рассматривая природный ландшафт как социокультурный комплекс гармоничной взаимосвязи природы с человеком, мы считаем, что именно он явился стержневой доминантой в формировании этнической картины мира гребенских казаков. Анализ содержания песенного фольклора казаков, включающих описание культурного ландшафта, природных явлений, позволил сформулировать важнейшие теоретические тезисы о том, что концепты рек Сунжи, Терека и Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явились культурообразующим феноменом и этнообразующим фактором, повлиявшим на формирование особого склада и менталитета казаков.
В седьмом положении сформулирован теоретический тезис о том, что система архетипов и символов, воплотившая в песенном фольклоре мировосприятие окружающего мира и исторических событий гребенских казаков, образует когнитивную схему их этнических констант, которая охватывает целостный образ мира и отражает взаимоотношения его объектов. Подтверждая данное положение, мы заключили, что через систему архетипов и символов, включающих в качестве семиотических объектов символику птиц и животных, природные явления и культурный ландшафт, а также предметы быта, военного снаряжения и оружия, реализуются различные образы ("источник добра и зла", "образ покровительствующей и противодействующей силы", "жизни и смерти", "образ поля действия" и т.д.), которые и образуют в совокупности самобытный комплекс культурных репрезентаций.
В восьмом положении была реализована наша идея систематизировать песенный фольклор гребенских казаков и классифицировать его не по жанровому принципу, а по идейно-образному воплощению, с целью выявления менталь-
ных ценностей. Анализ песенного фольклора гребенцов подтверждает, что комплекс культурных представлений, воплощенный в историософии песенного фольклора, отразил в себе менталитет гребенских казаков. В результате своей специфической духовно-практической деятельности, преобразуя мифы в бытийно-реальное, гребенские казаки накапливали в своем фольклоре совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностей и вырабатывали систему ментальных ценностей, образующих ценностные доминанты этнической картины мира. В их основе были заложены: воля и свобода, честь и слава; патриотизм и самоотверженность, мужество и героизм; неукоснительное соблюдение обычаев, религиозных традиций и этических норм, уважение традиций и заповедей своих предков и соседних народов.
Подтверждая последнее положение авторской концепции, мы подчеркиваем, что этнические константы и ценностные доминанты, воплотившиеся через систему мифов, архетипов и символов, отразили специфику мифологического мышления гребенского казачества и заложили духовно-нравственные, идейно-патриотические, религиозно-эстетические ментальные ценности казаков.
В итоге всестороннего анализа религиозномифологических верований и представлений,а также содержания песенного фольклора была определена специфичность этнической мира гребенских казаков, которая характеризуется: архаичностью мифологизированного образа этнического сознания казаков; принципиальной метафоричностью их мировосприятия; космогоническим уровнем представлений; поликультур-ным взаимопроникновением различных элементов ритуально-обрядовыхтрадиции и ментальных ценностей; особой мифологической семиотической системой.
Таким образом, к основным научным результатам исследования в обоснование авторской концепции можно отнести следующие достижения: обоснован культурологический подход к этнической картине мира гребенских казаков, ГЧ раскрывающий эвристические возможности изу- о чения ритуально-обрядовых, религиозно-мифо- ^ логических и песенныхтрадиций субэтноса; обо- ^
снована антропологическая парадигма ^
культурогенеза гребенского казачества; иссле- ^
дованы религиозно-мифологические представле- с
ния и верования гребенских казаков в ритуаль- О
но-обрядовыхтрадициях в культурологическом ^
аспекте; изучены представления о реках Сунжа,
Терек и Кавказских горах как основополагающих концептах, повлиявших на формирование этнической картины мира гребенских казаков; сформирована система архетипов и символов в пе- |_____
сенном фольклоре гребенских казаков; представлены основополагающие концепты эт-
■
нической картины мира гребенских казаков; выявлены ценностные доминанты их менталитета, определена система их личностно-деятельностных категорий.
Разработка и теоретическое обоснование ^ авторской концепции приобретает особую практическую значимость в контексте актуализации проблемы системного научного исследования культурно-исторического наследия песенного 107
фольклора и ритуально-обрядовых традиций гребенских казаков. Теоретические выводы и положения могут быть использованы при анализе процессов унификации и универсализации культуры, могут найти широкое применение как в базовых учебных курсах, так и при разработке инновационных учебных дисциплин, стать основой для последовательного укрепления связи науки с практикой, и, наконец, могут быть использованы для выработки национальной культурной политики на Северном Кавказе, что особенно важно для многонационального региона.
ART AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF ESTHETIC TASTE
Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, member of Union of Journalists of Russia Subbotinа Svetlana Aleksandrovnа, Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the article problems questions of education of esthetic taste as categories of an esthetics are discussed, functional value of art as development tools of esthetic taste and feature of formation of this phenomenon means of art reveals.
Keywords: development: factor: esthetic taste: art: emotions: fine and ugly: sublime and low: tragic and comic.
ИСКУССТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В статье обсуждаются проблемы воспитания эстетического вкуса как категории эстетики, раскрывается функциональное значение искусства как средства развития эстетического вкуса и особен-
УДК 7.067
© Грузков В.Н., 2012 © Субботина С.А., 2012