Научная статья на тему 'Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков'

Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ / КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ / ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ С ЧЕЛОВЕКОМ / АРХАИКОЯЗЫЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЗАЦИЯ / СТЕРЖНЕВАЯ ДОМИНАНТОВАЯ ОСНОВА / ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / GREBEN COSSACKS / THE CAUCASIAN MOUNTAINS / FOLK CONSCIOUSNESS / CULTURAL LANDSCAPE / CULTURAL COMPLEX / THE NATURE OF THE RELATIONSHIP WITH THE PERSON ARHAIKO PAGAN MYTHOLOGY / ROD DOMINANT BASIS / THE ETHNIC PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович

В статье представлено авторское видение специфики концепта Кавказских гор, воплотившегося в фольклорном сознании гребенских казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE CAUCASUS MOUNTAINS IN THE FOLK CONSCIOUSNESS GREBENSKI COSSACKS

The article presents the author's vision of the specifics of the concept of the Caucasus Mountains, embodied in the folk consciousness Grebenski Cossacks.

Текст научной работы на тему «Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков»

I-

с;

> ■

84

THE CONCEPT OF THE CAUCASUS MOUNTAINS IN THE FOLK CONSCIOUSNESS GREBENSKI COSSACKS

Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical Science, Professor of RANS, Honored Artist of ChR, Chair of Theory and Methods of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rus@gmail.com

The article presents the author's vision of the specifics of the concept of the Caucasus Mountains, embodied in the folk consciousness Grebenski Cossacks.

Keywords: Greben Cossacks; the Caucasian mountains; folk consciousness; cultural landscape; cultural complex; the nature of the relationship with the person arhaiko pagan mythology; rod Dominant basis, the ethnic picture of the world.

УДК398.221 КОНЦЕПТ КАВКАЗСКИХ ГОР В ФОЛЬКЛОРНОМ

СОЗНАНИИ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ

© Григорьев А.Ф., 2013

В статье представлено авторское видение специфики концепта Кавказских гор, воплотившегося в фольклорном сознании гребенс-ких казаков.

Ключевые слова: гребенские казаки; Кавказские горы; фольклорное сознание; культурный ландшафт; социокультурный комплекс; взаимосвязь природы с человеком; архаикоязыческая мифологизация; стержневая доминантовая основа; этническая картина мира.

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,

доктор культурологии, кандидат

педагогических наук, профессор РАЕ заслуженный деятель искусств ЧР, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmail. com

Проблематика исследования культурного ландшафта гребенских казаков, включая концепты реки Терек, Каспийского моря и Кавказских гор, при всей своей значимости и актуальности, остается сегодня в науке малоизученным феноменом. Культурный ландшафт, по справедливому замечанию зарубежных и отечественных ученых, представляя "природно-ландшафтный социокультурный комплекс гармоничной нерасчлененной взаимосвязи природы с человеком, свойственной еще архаикоязыческой мифологизации" [1,237], явился, по нашему убеждению, стержневой доминантовой основой в формировании этнической картины мира гребенских и терских казаков.

Тематика взаимосвязи этноса с родным культурным ландшафтом в фольклоре гребенских казаков проходит красной линией, определяя, таким образом, их этнические особенности и специфику мировосприятия. Средствами песенного фольклора тематика культурного ландшафта выполняет не только функции формальной символической образности, но и создает эмоциональный и локальный фон, наполняя и насыщая его дополнительными образами.

Известно, что территорию своего обитания гребенские казаки связывали не только с Тереком, но с Кавказскими горами. Для гребенцов они представляются иной раз в оппозиции "чужие" "черные чеченские" горы, населенные воинствующими горскими племенами, являющимися источником повышенной опасности. У старожилов-гребенцов сохранились многочисленные следы до христианских представлений о злых духах, которые воплощаются в леших, домовых, водяных, русалках, ведьмах, колдунах и т.п. Горы, таившие опасность для ка-заков-гребенцов, представлялись им прибежищем злыхдухов, которыми были заняты значительные вершины Кавказского хребта, "потому-то и гибло там много казаков в горах" [2].

В одной из легенд повествуется о том, как злой дух изощряется во всяческих пакостях, чтобы причинить вред чистой "христианской душе", сбить ее с "истинного пути" [3]. Это он "украл у бога земли и камней и населил горы от Черного моря до Хвалынского... чтобы вредить благим начинаниям людей, людскому сообщению, чтобы всякий, переезжая через горы, ругался скверными словами, проклиная горы и тем потешая сатану" [4]. По представлениям казаков, "Ад так-

же помещался в горах, где жара, все кипит, о чем-де и свидетельствуют горячие источники"

[5].

Однако Кавказские горы символизировались не только с прибежищем злых духов. Согласно преданиям гребенцов, "рай находился под горой Казбек, где угодившие богу люди проживали в роскошном доме и пользовались всеми райскими наслаждениями" [6].

В протяжной песне "Горы Вы, Кавказские" [7], культурный горный ландшафт представляется местом развертывания сюжета: "Уж вы Горы мои, вы горы/...Горы вы Кавказские.//Как с под этой с под горы, с под горы/.Течет речка быстрая/ Ой, речка быстрая, братцы, течет" [8].

На том основании, что, по С.В. Лурье, "космические и социальные категории включаются в систему этнических констант и теснейшим образом связаны с природным и социальным космосом", символику культурного ландшафта, отпечатавшуюся в фольклорном сознании гребенцов, можно вполне обоснованно назвать артефактами в системе этнических констант, которые "провоцируют активность члена в обществе, направляют и предопределяют его восприятие мира", и, кроме того, "выполняют важнейшую функцию психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде" [9]. Именно в большей степени под воздействием концепта Кавказских гор складывалась картина мира гребенских казаков, которая в итоге отпечатывалась в их фольклорном сознании.

Обобщая поэтические тексты песенного фольклора терско-гребенского казачества, включающих описание культурного ландшафта, при-родныхявлений, можно заключить, что концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явился культурообразующим феноменом и этнообразующим фактором гребенских каза-

ков, повлиявшим в итоге на формирование особого склада и ментальности казаков. К специфике концепта Кавказских гор можно отнести то, что концепт и образ Кавказских гор явились маркером гребенцов и стержневой основой в формировании их этнического сознания и са-моиндентифиции; подчеркнул архаикоязыческий мифологизированный образ этнического сознания казаков, унаследованного еще от первобытного средневекового мировосприятия со свойственным ему антропоморфизмом. К важнейшей специфической особенности концепта Кавказских гор, можно отнести и то, что образ кавказских гор, воплощенный в мифологическом и фольклорном сознании гребенцов, имеет ярко выраженный амбивалентный характер, который проявился в оппозицияхдобра и зла, символизируя с одной стороны, "место ада", а с другой - "место рая".

Таким образом, концепт Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, является одним из определяющих в формировании этнической картины мира гребенскихказаков.

Примечания:

1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора : монография. - 2-е изд., доп. - Ставрополь: Возрождение;

Ставролит, 2012. - 336 с. 85

2. Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961 г.

3. Бороздин. Станица Ищерская. СМОМПК. Вып 16. - Владикавказ,

1893. - С. 61, 63; Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев. СМОМПК. Вып. 33. Э. 2. - Владикавказ, 1907. - С.

286,288; Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961,1965 гг.

4. Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев.

СМОмПк. Вып. 37. Э. 2. - Владикавказ, 1907. - С. 6.

5. ЭГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. - С. 356-357

6. Там же.

7. Чирков Ю. Горы вы Кавказские. - СПб.: Эусская лира, 2005.

8. Там же.

9. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Академический Проект;

Гаудеамус, 2004.- С. 292.

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

I—

KULTUROGENEZ AS ONE OF UNIVERSAL TYPES OF DYNAMICS OF CULTURE Kalantaryan Lubov Alexeevna, PhD of Pedagogical Science,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article analyzes the dynamics and structure of cultural genesis processes reviewedvarious conceptsof cultural genesis. Cultural genesisacts asan organiccomponent ofthe overall dynamics ofmorphoandsystemformationin social and culturallife of humansocieties.Particularattention is paid tounderstanding theways of formingcultural genesis, structure and function.

Keywords: cultural genesis processes; structure and function; sociodynamics of culture.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК ОДИН ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УДК398.221 ТИПОВ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

В статье дан анализ динамики и структуры культурогенетичес- © Калантарян Л.А., 2013

ких процессов, рассмотрены различные концепции культурогенеза.

Культурогенез выступает как органичная составляющая общей динамики формо- и системообразования в социокультурной жизни человеческих обществ. Особое внимание автор уделяет осмысле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.