Научная статья на тему 'Значение экологических знаний в образовательном процессе'

Значение экологических знаний в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3441
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенницкая Людмила Викторовна

В статье анализируется проблема взаимодействия человека и природы, отмечается актуальность этой проблемы в контексте развития научно-технического прогресса. Автор фиксирует внимание на роли культуры и экологических знаний в преодолении экологического кризиса. Каждому человеку необходимо осознать свою ответственность за настоящее и будущее биосферы. Подчёркивается важность формирования экологического сознания и воспитания экологической культуры. В связи с этим автор отмечает необходимость усиления роли и значения экологического образования и формирования культуры бережного отношения к природе. Особое внимание автор уделяет обоснованию важности роли государства и общества в формировании системы экологического просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of ecological knowledge in the educational process

The article analyzes the problem of interaction between man and nature, emphasizes the urgency of this problem in the context of development of scientific-technical progress. The author captures the attention on the role of culture and environmental knowledge in overcoming ecological crisis. Each person needs to realize their responsibility for the present and future of the biosphere. Stressed the importance of developing environmental awareness and education of ecological culture. In this regard, the author notes the need to strengthen the role and importance of environmental education and create a culture of careful attitude to nature. Special attention is paid to the justification of the importance of the role of the state and society in formation of system of ecological education.

Текст научной работы на тему «Значение экологических знаний в образовательном процессе»

ЗНАЧЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Людмила Викторовна СЕННИЦКАЯ,

кандидат химических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры социально-философских наук социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва

e-mail: 7711818@mail.ru

В статье анализируется проблема взаимодействия человека и природы, отмечается актуальность этой проблемы в контексте развития научно-технического прогресса. Автор фиксирует внимание на роли культуры и экологических знаний в преодолении экологического кризиса. Каждому человеку необходимо осознать свою ответственность за настоящее и будущее биосферы. Подчёркивается важность формирования экологического сознания и воспитания экологической культуры. В связи с этим автор отмечает необходимость усиления роли и значения экологического образования и формирования культуры бережного отношения к природе. Особое внимание автор уделяет обоснованию важности роли государства и общества в формировании системы экологического просвещения.

Ключевые слова: культура, экология, экологическое воспитание, экологическое образование.

THE VALUE OF ECOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

L. V. Sennitskaya, Ph.D (Chemical Sciences), Senior Research Fellow, Associate Professor of Department of social and philosophical sciences, Moscow State Institute of Culture

e-mail: 7711818@mail.ru

The article analyzes the problem of interaction between man and nature, emphasizes the urgency of this problem in the context of development of scientific-technical progress. The author captures the attention on the role of culture and environmental knowledge in overcoming ecological crisis. Each person needs to realize their responsibility for the present and future of the biosphere. Stressed the importance of developing environmental awareness and education of ecological culture. In this regard, the author notes the need to strengthen the role and importance of environmental education and create a culture of careful attitude to nature. Special attention is paid to the justification of the importance of the role of the state and society in formation of system of ecological education.

Key words: culture, ecology, environmental education, environmental education.

Проблема взаимосвязи человек с природой не нова. Но в настоящее время, по мере развития научно-технического прогресса и внедрения его результатов в производственную сферу, экологическая проблема взаимодействия человека и природы и воздействия человеческого общества на окружающую среду стала особенно острой и вышла на первый план.

Биосфера формирует всё окружение человека, поэтому небрежное отношение к ней, нарушение её работы фактически означает возрастание разрушительного воздействия на среду обитания человека. Как следствие, угроза уничтожения жизни приобретает реальные очертания, ибо люди без биосферы или с плохо функционирующей биосферой не смогут существовать на Земле. Чтобы этого не случилось, жизненно необходимым становится формирование культуры бережного отношения к природе, повсеместное распространение знаний о гибельных последствиях её разрушения.

Это особенно важно, имея в виду, что биосфера, по мнению многих отечественных и зарубежных учёных, при существующей культуре природопользования в рамках экспоненциального экономического роста обречена на непредсказуемые для судеб человечества изменения. Как подчёркивал, например, известный российский учёный Н. Н. Моисеев, «человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причём решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы» [4].

К сожалению, окружающий мир по-прежнему рассматривается как нечто независимое от человеческих стремлений и действий, как неисчерпаемая кладовая, где лежит всё необходимое для удовлетворения непрерывно растущих потребностей людей и их эгоистических желаний. Мир принадлежит человеку, всё, что вокруг нас, существует для нас - вот такая аксиома укрепилась в сознании современного человека. И чем мощнее техника, чем совершеннее наука, тем прочнее в сознании людей укрепляется мысль о своём беспредельном могуществе.

Несмотря на внешне головокружительные успехи человечества в деле «покорения» природы, результаты этого «покорения» далеко не однозначны: воздействие человечества на биосферу как глобальную экосистему достигло пределов её устойчивости, следовательно, и пределов воспроизводства условий существования самого человечества как биологического вида. Необходимым условием сохранения и дальнейшего развития человеческого общества является переход к рациональному природопользованию. Нынешняя, разрушительная не только для природы, но и для всего человечества форма природопользования - это, прежде всего, результат катастрофического отставания культуры природопользования от неизмеримо возросших интеллектуальных и технических возможностей человечества.

Не менее важной причиной приближающейся глобальной экологической катастрофы является чрезмерное потребление товаров и услуг в индустриально развитых странах, где многие десятилетия идёт форми-

рование общества потребления. (Такая же потребительская культура становится, к сожалению, привлекательной и для многих в России.) В целом можно констатировать, что безудержное, расточительное потребление в промышленно развитых странах стало целью и важнейшей частью бытия, а такие традиционные добродетели, как трудолюбие, порядочность, честность, доброжелательность перестают быть показателем социальной ценности человека. Зачастую бытует даже такое мнение, что «человек стоит ровно столько, сколько у него на текущем счету». Становится всё более ясно, что такая ценностная парадигма западной цивилизации, основанная на безудержной потребительской психологии и пренебрежении к духовным идеалам, фактически ведёт в экологический тупик.

Однако времена наивного «консенсуса» между экономикой и экологией закончились, и если человечество своевременно не поймёт этого и не примет мер по изменению представлений о способах своего развития, то оно вполне может погибнуть как биологический вид, несовместимый с Природой.

Несомненно, встаёт вопрос: что же надо делать для решения задачи по сохранению и оздоровлении Земли? Логика рассуждений убеждает, что необходимо срочно менять модель природопользования, культуру природопользования на модель, учитывающую ограниченные ресурсные и воспроизводственные возможности биосферы.

При этом важно обратить внимание на то, что если культура, действуя через сообщество людей, не представляет единого целого с этим сообществом, не включена в его структуру, обеспечивающую сознательные и свободные действия, то она (культура) не только не спасительна, а даже губительна для общества. В своё время ещё К. Маркс отмечал, что «первоначальное влияние культуры благотворно, но, в конце концов, она действует опустошающим образом, вызывая обезлесение и т.д. Вывод таков, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно ... оставляет после себя пустыню: Персия, Месопотамия и т.д.» [3].

Культура природопользования определяется не только рыночной стихией, но и деятельностью государства, в силу чего общий уровень культуры населения, особенно экологической культуры, имеет первостепенное значение для состояния и повышения культуры природопользования. Поэтому наиважнейшая задача государства, региональных и местных органов власти, общественных организаций состоит в том, чтобы выявлять и всячески стимулировать положительные стороны и примеры культуры природопользования и ограничивать те традиции природопользования, которые вошли в противоречие с требованиями дальнейшего развития человека, общества и государства.

Как утверждал Н. Н. Моисеев: «. новая цивилизация должна начаться

не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ» [5]. Острота и серьёзность проблемы убеждает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории. И все, независимо от специальности и характера работы, должны обладать экологическими знаниями. Надо создавать полноценную систему непрерывного экологического образования, объединяющую школьное образование, внеклассную работу и специальные экологические знания с экологизацией преподавания остальных предметов, что и явится основой формирования экологического сознания.

Общество не выживет без экологического сознания. Экологическое сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменять их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является отражением реально существующих практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры.

В процессе формирования экологической культуры необходимо решать три взаимосвязанные проблемы: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; повсеместная реализация экологического подхода к организации экономики; формирование экологического сознания. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с её различными сторонами и качествами.

Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, помогут в решении экологических проблем. Природа -одно из действенных средств воспитания подрастающего поколения, позволяющее развивать доброту, гуманность, умение видеть и понимать прекрасное.

Человечеству предстоит нелёгкая задача - оздоровить и сохранить Землю. И в первую очередь важно обратить внимание на гуманное, духовное воспитание детей, на плечи которых в будущем ляжет вся тяжесть выполнения этой сложной задачи.

Важно утвердиться в убеждении, что экологическое образование способно изменять сознание людей, ориентируя его на сохранение природы и гуманное отношение ко всему живому. Однако, к сожалению, многие экологические образовательные программы сугубо информативны и не учитывают роль эстетических мотивов в воспитании. Развивая у детей лишь интеллект, они подавляют их естественное эмоциональное восприятие природы. Воспитание же чувств восхищения, преклонения перед красотой природы ведёт ребёнка к пониманию неповторимости окружающего мира и развивает стремление сохранить его многообразие.

В. А. Сухомлинский утверждал, что существует закономерность воспитания через красивое - к человечному. «Одной из главных задач

учителя . является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребёнка . утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» [6].

К потенциальным средствам спасения человечества следует отнести и гуманистическую философию, учитывая, что в кризисные периоды человеческой истории повышается значимость философии в связи с её способностью вникать в сущность происходящих процессов.

Это особенно важно сейчас, когда с небывалой остротой встают вопросы о сущности и причинах глобальных кризисных явлений, о гуманистических, общекультурных критериях общественного развития.

Важно не только понимать, что такое биосфера, но и проникнуться глубоким нравственным чувством в отношении к природе, осознать, что окружающая природа тысячами невидимых нитей глубинно связана с нами не только обменом веществ, но и нравственным осознанием и самим смыслом жизни.

Эту неразрывность убедительно выразил академик Д. С. Лихачёв в своём интервью «Литературной газете». Отвечая на вопрос, в чём он видит смысл жизни, он сказал: «Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу! Проживём жизнь с достоинством, поддерживая всё созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в нашей жизни!» [1].

Ныне, когда не только благополучие человеческого рода, но и сама жизнь зависит от состояния природной среды, от нашего обращения с природой, люди должны владеть глубокими знаниями об окружающей природе, о том, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития во времени.

Несмотря на то, что растёт понимание тесной зависимости состояния окружающей среды и здоровья людей, существует ещё довольно большое расхождение точек зрения и мнений по поводу опасности сложившейся экологической ситуации, а также относительно возможных путей её преодоления. Зачастую встречается поверхностное понимание подлинных причин ошибочных решений по охране природной среды, да и сама экологическая проблема сводится только к задачам охраны окружающей среды. При этом порой забывается, что речь идёт не о прежней биологической экологии, а о такой своеобразной области знания, которая возникает на стыке природных и социальных явлений.

По степени конкретности социально-экологические знания имеют вполне специальный характер, а по широте охвата и наличию оценочных моментов они близки к философскому уровню и могут рассматриваться как специфический аспект мировоззрения. Однако до сих пор в структуру мировоззрения экологический аспект не включался. Но, видимо, настала

пора сделать это, так как осознание человеком своего отношения к природе настолько многообразно и настолько сопоставимо с философским подходом, что выходит за пределы любой специальной области знания. Экология становится комплексом наук о принципах взаимодействия человека и Природы, это уже метод мышления, метод глобальный и интегрированный с целым рядом проблем, связанных с изучением функционирования биосферы и её освоением человеком и для человека [2; 7; 8; 9].

Работа по экологическому воспитанию и образованию должна предусматривать необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и представить их в соответствии с событиями в самом обществе.

Экология вооружает людей необходимыми знаниями о методах борьбы с опасными тенденциями разрушения природных ресурсов. В связи с этим особая сложность экологического просвещения заключается в способности убеждать в достаточной вероятности далеко не очевидных процессов, идущих подчас незаметно в виде постепенно накапливающихся количественных изменений, переходящих затем в масштабные последствия.

Эти последствия очень серьёзны, ибо над человечеством нависла совершенно реальная угроза - утратить в ближайшее время самый ценный и, по-видимому, невосполнимый в принципе природный ресурс: способность биосферы к воспроизводству и поддержанию условий существования человечества.

Технические средства, созданные человеком, зачастую особенно негативны по последствим не только для него, но и для всей природы. Следовательно, и нормы регуляции технической мощи людей должны быть особенно тщательно продуманными и обязательными для выполнения. Эти нормы должны охватывать всю систему отношений к природной среде, а не только отношений внутри человеческого вида.

Кроме того, необходима управленческая структура, обеспечивающая соблюдение запретов и нормативов природопользования, ибо полагаться на стихийное формирование этих норм не приходится. Поэтому так важна система непрерывной экологической подготовки, начиная с дошкольного возраста и вплоть до высшей школы, включая системы повышения профессиональной квалификации.

Нужно дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в области прикладных аспектов соответственно профилю готовящихся специалистов. Формирование экологических знаний должно идти систематически, начиная с конкретных проблем и вплоть до общих теоретических положений.

Литература

1. Литературная газета. - 1984. - 25 января.

2. Лобанов И. В. Современные направления развития образования в сфере культуры: контекст межкультурного диалога // Культура и образование.

- 2015. - № 2 (17). - С. 3-12.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1868 г. // Сочинения : в 50 томах. Москва : Политиздат, 1955-1981. - Т. 32.

4. Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству. - Москва : Ульяновский дом печати, 1999. - 288 с.

5. Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование / Международный независимый эколого-политологический университет. - Москва : МНЭПУ, 1995. - 54 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании // Избранные педагогические сочинения : в 3 томах / [составители О. С. Богданова, В. З. Смаль ; редкол.: Н. П. Кузин (гл. ред.) и др. ; предисл. Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина, с. 7-24] ; АПН СССР.

- Москва : Педагогика, 1979-1981. - Т. 1.

7. Тихонова В. А., Сторублевцева Д. А. Основные проблемы и задачи региональной политики в проектировании культурной среды // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1 (57).

- С. 41-46.

8. Фалько В. И. Проблема прав и субъектности культуры // Международный журнал исследований культуры. - 2015. - № 1 (18). - С. 85-95.

9. Цветкова С. Г. Экология духовности в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 2 (64). - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.