Научная статья на тему 'Экологическая культура общества и пути ее формирования'

Экологическая культура общества и пути ее формирования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5475
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЦЕНТРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМА "ПРИРОДА ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК" / ОБЩЕСТВО / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOCENTRISM / ECOLOGICAL THINKING / MOTIVATION / "ENVIRONMENT SOCIETY HUMAN" SYSTEM / SOCIETY / BIOSPHERE / TECHNOSPHERE / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ткаченко Юрий Леонидович, Комиссарова Мария Викторовна, Щербакова Ирина Сергеевна

В статье определяется значимость экологической культуры для общества, рассматриваются ее компоненты и возможные пути формирования у каждого члена общества. Доказана необходимость экологизации сознания населения, которая подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности. Показан «идеальный» для биосферы вариант культуры мирового социума экоцентрическое сознание. Охарактеризованы различные способы формирования у граждан экологической культуры, дополняющие установленный главой XIII закона «Об охране окружающей среды» метод экологического образования и просвещения. Представлены возможные мотивации, способствующие формированию у населения экологической культуры. Приводится перечень профессиональных компетенций преподавателя, необходимых для экологической подготовки обучаемых во всех сферах образования, перечислены принципы экологического воспитания в школе и в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ткаченко Юрий Леонидович, Комиссарова Мария Викторовна, Щербакова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecological culture of society and the ways of its development

The study defines the significance of ecological culture for society, examines its components and the possible ways of its development for each member of society. The authors prove the need for integrating the environmental policy with the population’s consciousness which implies the awareness that the environmental ideas are to be introduced into all areas of life. The research shows that ecocentric consciousness is an ideal version of the culture of world society for the biosphere. It describes different ways of developing the ecological culture among citizens. These ways complement the environmental education and enlightenment technique stipulated in Chapter XIII of the Law on Environmental Protection. The possible motivations to build the population’s ecological culture are described. The paper provides a list of the teacher’s professional competencies that are necessary for environmental training of students in all aspects of education. Besides, the principles of environmental education at school and university are presented.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура общества и пути ее формирования»

УДК 304:316.334.5

https://doi.org/10.24158/fik.2018.4.25

Ткаченко Юрий Леонидович

кандидат технических наук, доцент, доцент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

Комиссарова Мария Викторовна

старший преподаватель

Московского государственного технического

университета имени Н.Э. Баумана

Щербакова Ирина Сергеевна

старший преподаватель

Московского государственного технического

университета имени Н.Э. Баумана

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Tkachenko Yuri Leonidovich

PhD in Technical Science, Associate Professor, Bauman Moscow State Technical University

Komissarova Mariya Viktorovna

Senior Lecturer, Bauman Moscow State Technical University

Sherbakova Irina Sergeevna

Senior Lecturer, Bauman Moscow State Technical University

THE ECOLOGICAL CULTURE OF SOCIETY AND THE WAYS OF ITS DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье определяется значимость экологической культуры для общества, рассматриваются ее компоненты и возможные пути формирования у каждого члена общества. Доказана необходимость экологизации сознания населения, которая подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности. Показан «идеальный» для биосферы вариант культуры мирового социума - эко-центрическое сознание. Охарактеризованы различные способы формирования у граждан экологической культуры, дополняющие установленный главой XIII закона «Об охране окружающей среды» метод экологического образования и просвещения. Представлены возможные мотивации, способствующие формированию у населения экологической культуры. Приводится перечень профессиональных компетенций преподавателя, необходимых для экологической подготовки обучаемых во всех сферах образования, перечислены принципы экологического воспитания в школе и в вузе.

Ключевые слова:

экологическая культура, экоцентризм, экологическое мышление, мотивация, система «природа -общество - человек», общество, биосфера, техносфера, обучение, воспитание.

Summary:

The study defines the significance of ecological culture for society, examines its components and the possible ways of its development for each member of society. The authors prove the need for integrating the environmental policy with the population's consciousness which implies the awareness that the environmental ideas are to be introduced into all areas of life. The research shows that ecocentric consciousness is an ideal version of the culture of world society for the biosphere. It describes different ways of developing the ecological culture among citizens. These ways complement the environmental education and enlightenment technique stipulated in Chapter XIII of the Law on Environmental Protection. The possible motivations to build the population's ecological culture are described. The paper provides a list of the teacher's professional competencies that are necessary for environmental training of students in all aspects of education. Besides, the principles of environmental education at school and university are presented.

Keywords:

ecological culture, ecocentrism, ecological thinking, motivation, "environment - society - human" system, society, biosphere, technosphere, training, education.

Введение

Экология как академическая наука выделилась из биологии только в 1970-е гг., но комплекс идей, который мы сегодня называем «экологической культурой» общества, можно проследить с самых древних исторических времен в форме представлений людей о природной среде и отношений между экономической системой общества и экосистемами биосферы. Причем этика взаимодействия с природой представляет собой один из «краеугольных камней» социокультурного фундамента общества наряду с представлениями о самом человеке. Как отмечают Н.Ш. Блягоз и Н.К. Куприна, экологическая культура определяет способ существования человека в экологическом аспекте своего бытия [1, с. 17].

С.М. Сухорукова в исследовании, посвященном историческому и экономическому развитию России с XVIII в. до наших дней, отмечает, что качество окружающей природной среды напрямую зависит от культурной традиции общества. Если культура народа содержит нравствен-

ную «заслонку» от природоразрушительного хозяйствования, то люди могут способствовать эволюции и дальнейшему развитию системы «природа - общество - человек». В противном случае люди превращают окружающие их ландшафты в мертвые зоны, обрекая себя на исчезновение [2, с. 207]. Поэтому тематика исследований, посвященных способам формирования высокоморальной экологической культуры граждан, крайне актуальна для сохранения и развития общества, в первую очередь - российского.

Новизна работы заключается в описании оптимальной для сохранения и эволюции биосферы формы экологической культуры общества - экоцентрического сознания его членов, а также в комплексном подходе к формированию экологической культуры, учитывающем мотива-ционную составляющую поведения человека с использованием других, кроме обучения и воспитания, путей развития экологического мышления.

1 Экологическая культура и экоцентрическое сознание

Общая культура - это совокупность всех материальных и духовных ценностей, научно-технических достижений человеческой цивилизации [3, с. 90]. Экологическая культура является составным элементом общей культуры. Она определяет моральные ценности, нормы и способы взаимодействия людей с природой. Для каждого человека экологическая культура составляет основу здоровьесбережения, безопасности и благоприятных условий для развития личности. Поэтому экологическая культура не представляет нечто навязываемое гражданину извне, а неразрывно связана с сознанием каждого члена общества.

В настоящее время массовое общественное сознание должно быть только экологическим, так как после широкого распространения работ Римского клуба в 1970-е гг. уже невозможно представить биосферу в виде среды с бесконечной емкостью, на которую хозяйственная деятельность не оказывает никакого влияния. Экологическое сознание - это понимание ценности природной среды, осознание негативных последствий, в первую очередь для человека. Формирование смыслов взаимодействия людей с природой зародилось одновременно с началом цивилизации. В работе [4] показано развитие исторических форм отношения людей к окружающей среде. Наиболее экологичным общественное сознание было во времена широкого распространения родового общинного строя, как это ни странно для последователей теории непрерывного прогресса. Так как человек осознавал могущество природных стихий, он относился к окружающей среде с благоговением. В настоящее время активисты, борющиеся за права животных и всех прочих живых организмов, являются носителями и распространителями экологического сознания и мышления.

Но так как даже бережное отношение к природе, животным и растениям при отсутствии достаточных знаний в области экосистемной и глобальной экологии не позволяет осуществить развитие общества в согласии с принципами эволюции природной среды, необходима научно обоснованная выработка целостной концепции экологического сознания нового типа, позволяющего осуществить коэволюционную стратегию развития человечества и биосферы. Термин «коэволюция» был введен Н.Н. Моисеевым в статье [5], в которой он предложил его как более точную замену термину «устойчивое развитие». В последующих работах Н.Н. Моисеев раскрыл содержание коэволюционной стратегии развития цивилизации как необходимого изменения образа жизни людей, который согласовывал бы их потребности с возможностями сохранения и развития, не допуская деградации природной среды. Коэволюция человека и биосферы - это «такое развитие человечества, которое не нарушает стабильности биосферы, ее гомеостаза, сохраняет необходимый для человечества эволюционный канал» [6, с. 28].

В настоящее время процесс развития глобального социума и принципы функционирования искусственной среды обитания, построенной людьми, - техносферы полностью противоречат принципам развития биосферы. Возникновение и эволюция биосферы были направлены на преобразование условий на поверхности тогда еще мертвой Земли к наиболее пригодным для высших форм жизни химическим и климатическим параметрам за счет биогенной мобилизации вещества планеты и создания замкнутых круговоротов вещества в планетарном масштабе путем увеличения видового разнообразия живых организмов [7]. При этом в ходе эволюции биосферы постоянно происходили отток углекислого газа из атмосферы и захоронение углеродных соединений в отложениях океанической и материковой земной коры. Техносфера же функционирует с точностью до наоборот: создает тупиковые потоки вещества, вызывающие загрязнение окружающей среды и ухудшение параметров среды обитания, сокращает видовое разнообразие путем изъятия биомассы из биосферы и каждый год производит гигатонные выбросы СО2 в атмосферу вследствие сжигания органического топлива, запуская своеобразную «машину времени», т. е. возвращая атмосферу к ее древнейшему, непригодному для человека состоянию.

Для наилучшего соответствия целям коэволюции необходима научно обоснованная концепция экологического сознания. Оптимальным с точки зрения накопленных естественно-научных знаний и наиболее подходящим для реализации коэволюционной стратегии вариантом является экоцентрическое общественное сознание. Основные принципы экоцентрического сознания разработаны и описаны в работе [8].

Экоцентризм включает в себя ценностные, этические и моральные принципы, коренным образом отличающиеся от крайне широко распространенного сейчас антропоцентрического мышления. Экоцентричная картина мира основана на признании, что биосфера Земли представляет собой абсолютную ценность, поэтому развитие природы и человечества должно строиться как процесс взаимовыгодного, гармоничного развития общества и биосферы, в котором природа воспринимается как равноправный мировому социуму субъект.

Для перехода к экоцентризму общество должно пройти экологизацию сознания своих участников, что подразумевает безусловное понимание необходимости внедрения экологических идей во все сферы жизнедеятельности: быт, экономику, политику, образование, обеспечение безопасности. Экологизация сознания будет способствовать переходу на новый уровень экологической культуры всего общества, а каждого из его членов - на новый уровень развития. Можно будет вести речь даже о новом типе человека, который можно назвать Homo nobilis -человек, благородный по отношению к любым формам организации живой материи. Таким образом, экологическая культура основывается на качественно сформированном экологическом сознании и мышлении. Поэтому развитию экологической культуры общества непосредственно способствуют все методы, влияющие на сознание людей и развивающие их мышление.

2 Способы формирования экологической культуры

Экологической культуре целиком посвящена глава XIII закона «Об охране окружающей среды» [9]. В качестве основных инструментов ее формирования Закон указывает всеобщее комплексное экологическое образование и просвещение. Система всеобщего и комплексного экологического образования должна охватывать, согласно ст. 71 этого Закона, все виды образования. Статья 73 устанавливает, что экологическое просвещение осуществляется посредством распространения в обществе самого широкого набора экологических знаний. Информирование населения осуществляется государством, муниципалитетами, общественными организациями, средствами информации, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, организациями спорта и туризма.

Выявленный авторами всепроникающий характер экологической культуры позволяет предположить, что возможны и другие способы формирования экологической культуры, через другие сферы деятельности людей в обществе, дополняющие систему экологического образования и воспитания. Л.В. Толмачева выделяет четыре вида деятельностных и оценочных отношений, в процессе которых формируется экологическое сознание личности [10, с. 59]:

- представления о природе, т. е. отношение к отдельным природным объектам, экосистемам и в целом к экологическим проблемам;

- отношения к физическим и юридическим субъектам экономической деятельности, экологическая оценка характера и экологических последствий их деятельности;

- оценочные отношения к экологическому поведению и профессиональной деятельности членов общества;

- оценка собственного экологического поведения, саморефлексия поступков, совершаемых по отношению к живым существам.

Представление о природе и отношение к природным объектам. В основе морали и этики большинства граждан лежит представление, что биосфера является неизменным и неисчерпаемым источником материальных благ. Большинство людей считают, что лично они не могут влиять на природные процессы, не осознавая, что человечество, состоящее в целом из таких безответственных человеческих единиц, становится основным разрушителем своей же среды обитания.

Сейчас, когда, по выражению В.И. Вернадского, приведенному в работе «Несколько слов о ноосфере» (1944) [11, с. 478], человечество стало могучей геологической силой, т. е. заметно вмешалось в планетарные потоки вещества и энергии, необходимо дополнить принципы общественной морали, в том числе и проповедуемые каждой религиозной конфессией, положениями, которые Н.Н. Моисеев называл экологическим императивом. Раскрывая в работе [12] содержание экологического императива, Н.Н. Моисеев писал, что он порождает новую нравственность: человек должен научиться иначе, чем сейчас, относиться к природе, отказаться от опасного заблуждения о господстве над ней и научиться жить, следуя законам природы.

Формирование экологического императива в виде осознания каждым человеком своей принадлежности к планетарному сообществу и к биосфере является крайне непростой задачей, так как требует контроля со стороны разума животной компоненты психики и поведенческих инстинктов человека. Именно здесь крайне важна роль мотиваций, способствующих развитию этичного отношения к природе. Л.Р. Храпаль отмечает, что основной мотивацией формирования экологического императива являются сами природные условия на территории проживания человека. В своей жизнедеятельности люди вынуждены изучать природные особенности своей местности, поскольку это связано с условиями их выживания [13, с. 49]. На основе этого положения можно сделать заключение, что современная мощная техносфера, в первую очередь мегаполисы, практически полностью изолирующие человека от природной среды, препятствует формированию

экологической культуры. Нравственное отношение к биосфере характерно как раз для жителей деревень, сел, малых городов и поселков, в первую очередь у нас, в России. Так, из истории Волжско-Камского региона известно, что многие этнические группы, проживавшие в небольших селениях в лесных районах и занимавшиеся охотой, бортничеством и ловлей рыбы, считали леса, реки и озера священными [14, с. 51].

Экологическая деятельность как механизм формирования экологической культуры. На протяжении долгого времени хозяйственная деятельность всегда оценивалась исключительно в позитивном ключе и считалась абсолютным благом. В экономике видели только хорошее, утверждая, что она позволяет обеспечить социальную стабильность, процветание и благополучие граждан. Ученые-экономисты писали, что безграничный научно-технический прогресс и экономический рост обеспечат установление «всеобщего благоденствия», что в итоге сформирует «общество изобилия» [15].

Однако со второй половины ХХ в. зримо проявились экологические последствия работы мировой экономики в рамках сложившейся техносферы. Удушливый летний и зимний смог, экологические заболевания, кислотные осадки, исчезновение лесов и глобальное распространение устойчивых загрязнителей по планете вызвали сомнения в правильности выбранного вектора экономического развития.

Многие люди уже тогда поняли, что промышленное производство наносит ущерб биосфере, угрожающий не только жизни человека, но и всему живому на Земле. В 1972 г. была опубликована книга «Пределы роста» [16], коренным образом изменившая представления разумно мыслящих людей, показав негативную сторону того, что раньше считалось абсолютным благом. В целом работы Римского туба заложили основу самой первой, но крайне важной и наиболее сильной по своему эмоциональному воздействию на человека составляющей экологической культуры - «алармистского» (тревожного) экологического дискурса.

Алармистский дискурс показал несостоятельность принципа современной рыночной экономики - получение максимальной прибыли любой ценой. Какой «экологической ценой» достигнута эта прибыль, природопользователи даже не задумываются - экологические требования воспринимаются ими не как жизненная необходимость, а как часть административного давления со стороны государства, которое желательно обходить любыми законными способами. Т. е. предприниматели являются общественной группой с наименее развитой экологической культурой. В современной экономической модели даже если физические и юридические субъекты будут направлять средства на снижение ущерба окружающей среде и очистку ее от загрязнений, то они просто обанкротятся и их обойдут менее щепетильные конкуренты.

Единственным мотивационным средством привития экологической культуры в экономике можно считать законодательное установление «презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности», а также строгий государственный надзор за ее неукоснительным соблюдением. Этот принцип гласит, что любая хозяйственная деятельность по умолчанию опасна для окружающей среды, поэтому доказывать отсутствие недопустимого ущерба окружающей среде должно физическое или юридическое лицо, занимающееся этой деятельностью. В России презумпция экологической опасности была впервые введена в 1995 г. в ст. 3 закона «Об экологической экспертизе» [17].

Экологическая оценка профессиональной деятельности и поведения людей. Ключевое значение для разработки элементов экологической культуры имеет социальный институт науки, особенно фундаментальной, и ученые как добытчики и хранители знаний. Негативные процессы, происходящие в мировом социуме, фактически превращают ученых, в первую очередь экологов, в неких «отверженных», парий общества. Невежественные политики и предприниматели по всему миру часто высмеивают предостережения ученых, высказываемые по поводу современных экологических проблем и глобального кризиса биосферы.

Средства массовой информации усиленно навязывают аудитории мысль о том, что все экологические проблемы происходят исключительно из-за увеличения числа жителей планеты. Многочисленное человечество потребляет слишком много ресурсов, в основном пищевых, отнимая их у прочих биологических видов. Экологическую проблему предлагается решать, сокращая численность населения Земли. Причем авторы подобных идей вовсе не стремятся «сократить себя» или хотя бы население своей страны. Сокращаться должен «кто-то другой» - жители стран «третьего мира», граждане недемократических тоталитарных государств, люди, не сумевшие приспособиться к условиям современной рыночной экономики, и т. д. Эта примитивная точка зрения и сейчас, в XXI в., выдается за «истину в последней инстанции», несмотря на то, что еще в 1925 г., т. е. задолго до того, как человек стал влиять на природные процессы в глобальном масштабе, В.И. Вернадский в статье «Автотрофность человечества» [18] указал иной путь решения этой проблемы.

В.И. Вернадский писал о необходимости изменить поведение людей, в первую очередь форму питания и вид источников энергии, используемых людьми. Человечество вполне способно

освободить канал естественного фотосинтеза, оставив биосфере всю производимую растениями-продуцентами первичную биомассу, и перейти к фото- и биосинтезу пищи (т. е. взять на себя функцию продуцента) путем конверсии энергии от различных источников, отказавшись от теплоэнергетики, основанной на сжигании ископаемого органического топлива. Уже в то время В.И. Вернадский не только упоминал о возможности применения атомной энергии, но и перечислял практически все источники, которые в наше время использует «нетрадиционная» энергетика: силу приливов и морских волн, ветра, теплоту Земли, Солнца и т. д.

Мотивацией к реализации идей В.И. Вернадского об автотрофности человечества может служить описанная Н.П. Несговоровой и В.Г. Савельевым ценностная ориентация человека на «золотое правило этики»: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», перенесенное в область экологии: «Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе» [19, с. 145]. Формирование детальных ценностных ориентаций в условиях развивающегося общества представляет актуальную задачу прикладных социально-гуманитарных наук.

Оценка собственного экологического поведения. Сейчас в массовом общественном сознании преобладает антропоцентризм, не требующий экологической оценки собственных поступков, так как природная среда, биосфера считается не абсолютной ценностью, а только лишь утилитарным приложением к человечеству, источником даровых ресурсов для получения прибыли и накопления богатства. Поэтому крайне важно осознавать, что человек - это не царь и не хозяин природы, не венец творения, а равноправный участник биосферы. Поэтому к природе нужно относиться как к равноправному живому существу, имеющему свое целеполагание, т. е. являющемуся субъектом эволюции. Основным правилам, по которым живут все другие организмы, должен подчиняться и человек. Также известны допустимые границы, которые человек не должен переступать ни под какими благовидными предлогами.

Задачей экологического воспитания как раз является формирование на интуитивном уровне понимания главных правил общежития, которые открыты экологией и которым должен следовать человек в биосфере. Ключевое воспитательное воздействие здесь оказывает занятие практической экологией. При любой повседневной деятельности каждый человек может попробовать совершать такие поступки, которые не наносятт ущерб окружающей среде. Возможно, это весьма просто - надо только чаще задумываться и действовать разумно. Тогда можно понять, что, как ни странно, все мы часто ведем себя «не экологично»: курим дома, выбрасываем мусор на улице и в лесу, излишне расточительно расходуем электроэнергию и пресную воду. Разумеется, невозможно и незаконно приставлять к каждому гражданину государственного экологического контролера для наблюдения за каждым его действием и поступками, поэтому самое лучшее воспитание - это самовоспитание.

Мотивацией экологического самовоспитания может служить перспектива развития своего сознания и мышления, так как экология глобально расширяет кругозор личности и оттачивает мышление, делая понятными многие явления, сопровождающие человека в жизни. Н.И. Симоненко определяет экологическую культуру как способ творческой деятельности, направленной на воссоздание и создание, передачу ценностей, смыслов и знаков в отношениях системы «природа - общество - человек» [20, с. 67]. Поэтому стремление гармонически развитой личности к творческому самовыражению также может служить стимулом для ее перехода к экологическому сознанию, потому что природные объекты издревле служили источником вдохновения для многих поколений артистов, поэтов, писателей, художников. Самым высшим проявлением экологической культуры можно назвать полностью сформированное экоцентрическое сознание и мышление индивидуума.

3 Необходимые элементы экологической культуры в системе образования

Практическое значение данной работы заключается в разработке авторами универсального перечня компетенций преподавателя, необходимых для обеспечения высокого качества экологического воспитания граждан во всех сферах образования. Этот перечень отражает достаточный уровень экологической культуры преподавателя, что является неотъемлемой частью его общекультурных компетенций.

Экологическая культура преподавателя включает в себя прежде всего экологическое мировоззрение, которое отражает личное эмоциональное отношение преподавателя к биосфере Земли и ее региональным экосистемам, к животному и растительному миру, уникальным природным объектам. Каждый преподаватель должен занимать твердую нравственную и правовую позицию в отношении необходимости сохранения и защиты природы.

Следующим важным элементом культуры преподавателя являются экологические знания. Преподаватель обязан знать:

- учение В.И. Вернадского о биосфере;

- основные законы экологии;

- правила экологической безопасности;

- методы рационального природопользования;

- состав ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

- главные принципы защиты и охраны окружающей среды.

Кроме наличия общих знаний крайне важно представление преподавателя о текущей экологической ситуации, сложившейся в мире. Это его информационно-экологическая компетентность, в которую входят:

- информированность о причинах и проявлениях современного экологического кризиса и наиболее острых экологических проблемах в различных странах;

- понимание причин возникновения экологических проблем и возможные пути их решения, в том числе принятые в рамках консенсуса «Рио-92» в результате международного экологического сотрудничества под эгидой ООН;

- представление о современном состоянии техносферы, ее параметрах и используемых в ней технологиях, а также о ее энергопотреблении, количестве и составе изымаемых из биосферы ресурсов и выбрасываемых отходах, распределении техносферных регионов по территориям ведущих стран мира;

- умение находить источники и использовать различные способы получения и передачи экологической информации, в том числе с помощью международных баз данных.

Разумеется, что кроме знаний и информированности важно также умение довести все это до обучаемого и пробудить в нем чувство личной ответственности не только за свою жизнь, но и за сохранение всех живых организмов на планете. Это эколого-педагогическая компетентность преподавателя, которая определяет уровень его мастерства. Высокий профессиональный уровень преподавателя складывается из его способности пробудить мотивацию учащихся к получению экологических знаний, формированию у них экологического сознания и развитию экологического мышления; умения оптимально организовать процесс получения знаний и овладения навыками в ходе экологического образования и воспитания; таких качеств, как честность, правдивость и открытость при общении с обучаемыми, готовность ответить на любые их вопросы.

Главная цель экологического образования, проходящая через все сферы системы образования, заключается в полноценном экологическом воспитании личности. Экологическое воспитание - это процесс формирования экологического и в идеале - экоцентрического сознания и мышления каждого члена общества.

Экологическое воспитание в школе. В школе начинается процесс формирования экологической культуры у нового поколения граждан страны. А.А. Габинская так описывает основные этапы экологического воспитания, реализуемые по мере взросления обучаемого [21, с. 42-43]:

- эмоционально-чувственное восприятие природы, формирование осознанно правильного отношения к природной среде;

- познание природы во всем многообразии, красочности, развитии и во взаимосвязях, изучение основ коллективной и самостоятельной практической деятельности по поддержке объектов окружающего природного ландшафта;

- комплексное системное экоцентрическое восприятие и познание мира, формирование начальных экологических знаний, умений и навыков в сложной системе «природа - общество -человек».

В старших классах может быть проведена дополнительная общая экологическая подготовка учеников, раскрывающая аспекты рационального природопользования и вопросы социально-экологического характера, связанные с глобальными проблемами, а также специальная профориентационная экологическая подготовка, связанная с выбранной будущей профессиональной областью деятельности.

Экологическое воспитание в вузе. Важной составляющей экологического воспитания в вузе является включение в учебный план общеэкологических дисциплин. В качестве базового курса для всех неэкологических направлений и специальностей подготовки рекомендуется учебный курс «Экология техносферы», так как именно техносфера, а не природа является средой обитания для каждого современного человека. Экология техносферы охватывает знания в области промышленной экологии, рационального природопользования, экологической безопасности и экологического мониторинга.

В высшем учебном заведении необходимо обеспечить экологоориентированную подготовку будущих работников путем развития у студентов экологического сознания, полезного для них, т. е. способного помочь им в вопросах профессиональной деятельности.

Заключение

Как показывает анализ текущей ситуации на международной арене, страны, уделяющие первостепенное внимание подготовке специалистов, в том числе их экологической подготовке, наиболее успешны в производственной, научно-технической, медицинской и культурной сферах, поэтому экологическим образованием и воспитанием своих граждан должно в первую очередь заниматься государство.

К сожалению, в России за последние 20 лет произошла существенная деэкологизация всех сфер государственного управления и общественной деятельности, в том числе и системы образования. Переход к двухуровневой системе образования остро поставил вопрос об обязательных для изучения дисциплинах. В учебных планах бакалавров и магистров нет достаточного количества учебных часов для изучения общих дисциплин, развивающих культурные компетенции, но не связанных непосредственно с узкопрофессиональной деятельностью будущего работника.

В 2013 г. была отменена статья 72 закона «Об охране окружающей среды», регламентирующая требования к преподаванию основ экологических знаний в образовательных учреждениях, поэтому экология перестала быть обязательным предметом для изучения в системе среднего, высшего и дополнительного образования. В педагогических вузах прекратили подготовку учителей экологии, оставив лишь факультативные курсы в программах подготовки учителей биологии и географии. Такая ситуация обязательно должна быть исправлена, так как пренебрежение экологической культурой может негативно сказаться на развитии страны уже в скором будущем.

Ссылки:

1. Блягоз Н.Ш., Куприна Н.К. Экологическая культура - системообразующий фактор общей культуры: актуальное положение // Traditional and Modern Culture: History, Actual Situation, Prospects : Materials of the VII International Scientific Conference. Прага, 2017. С. 16-19.

2. Сухорукова С.М. Эколого-экономическое направление в России (XVIII-XXI вв.). М., 2010. 336 с.

3. Воедилова И.А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1 (19). С. 90-92.

4. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Швед М.А. Представления человека о природной среде и философский аспект преодоления мирового экологического кризиса // Общество: философия, история, культура. 2018. № 1. С. 28-36. https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.5.

5. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. № 2-3. С. 4-7.

6. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26-32.

7. Яблоков А.В., Левченко В.Ф., Керженцев А.С. Преодолимы ли трудности перехода антропосферы в ноосферу // Биосфера. 2016. Т. 8, № 3. С. 247-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ткаченко Ю.Л. Концепция нового российского экоцентрического общественного сознания // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 36-39.

9. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ : ред. от 31 дек. 2017 г. URL: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-10.01.2002-N-7-FZ/?yclid=1355173572168927625 (дата обращения: 21.03.2018).

10. Толмачева Л.В. Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6 (83). С. 58-62.

11. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2007. 576 с.

12. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 1999. 288 с.

13. Храпаль Л.Р. Социокультурные и этноландшафтные условия развития региона и их влияние на экологическую культуру населения // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 49-52.

14. Там же. С. 51.

15. Galbraith J.K. The New Industrial State. Boston, 1967. 518 р.

16. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind / D.H. Meadows, J. Randers, D.L. Meadows, W.W. Behrens. N. Y., 1972. 211 р.

17. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс] : федер. закон от 23 нояб. 1995 г. № 174-ФЗ : ред. от 29 дек. 2015 г. URL: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-23.11.1995-N-174-FZ/ (дата обращения: 21.03.2018).

18. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. 688 с. (Серия «Открытия и судьбы»).

19. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза // Омский научный вестник. 2009. № 3 (78). С. 143-146.

20. Симоненко Н.И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). С. 63-67.

21. Габинская А.А. Механизмы и некоторые пути «вхождения» в экологическую культуру // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2008. Т. 181. С. 41-46.

References:

Blyagoz, NSh & Kuprin, NK 2017, 'Ecological culture as a core factor in a common culture: the current situation', Traditional and Modern Culture: History, Actual Situation, Prospects: Materials of the VII International Scientific Conference, Prague, pp. 1619, (in Russian).

Gabinskaya, AA 2002, 'Mechanisms and several methods of ecological acculturation', Trudy Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, vol. 181, pp. 41-46, (in Russian). Galbraith, JK 1967, The New Industrial State, Boston, 518 р.

Khrapal, LR 2009, 'Social and cultural and ethno-landscape development environment of the region and its impact on the ecological culture of the population', Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, no. 6, pp. 49-52, (in Russian).

Meadows, DH, Randers, J, Meadows, DL & Behrens, WW 1972, The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind, New York, 211 р.

Moiseev, NN 1997, 'Co-evolution of nature and society. Ways of noospheregenesis', Ekologiya i zhizn', no. 2-3. pp. 4-7, (in Russian).

Moiseev, NN 1998, 'The problem of co-evolution revisited', Voprosy filosofii, no. 8, pp. 26-32, (in Russian). Moiseev, NN 1999, Humanity: to be or not to be?, Moscow, 288 p., (in Russian).

Nesgovorova, NP & Savelyev, VG 2009, 'Motivational and value-based component in the ecological culture of university students', Omskiy nauchnyy vestnik, no. 3 (78), pp. 143-146, (in Russian).

Simonenko, NI 2009, 'Ecological culture in contemporary social and cultural discourse: defining the ontological essence of ecological culture', Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 29 (167), pp. 63-67.

Sukhorukova, SM 2010, Ecological and economic trends in Russia (the 18th-21st centuries), Moscow, 336 p., (in Russian).

Tkachenko, YuL 2016, 'The concept of the new Russian ecocentric public consciousness', Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, no. 3, pp. 36-39, (in Russian).

Tkachenko, YuL, Komissarova, MV & Shved, MA 2018, 'Human representations about the natural environment and the philosophical aspect of overcoming the global ecological crisis', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 1, pp. 28-36. https://doi.org/10.24158/fik.2018.15.

Tolmacheva, LV 2008, 'The main indicators and motives for the development of environmental culture in the instructional design of the culture of safety of life', Izvestia YuFU. Tekhnicheskie nauki, no. 6 (83), pp. 58-62, (in Russian).

Vernadsky, VI 1993, Biography. Selected works. Memories of contemporaries. Views of descendants, Moscow, 688 p., (in Russian).

Vernadsky, VI 2007, Biosphere andnoosphere, Moscow, 576 p., (in Russian).

Voedilova, IA 2012, 'Ecological culture as a new quality of culture', Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, no. 1 (19), pp. 90-92, (in Russian).

Yablokov, AV, Levchenko, VF & Kerzhentsev, AS 2016, 'Is it possible to overcome challenges of the transition of the an-throposphere to the noosphere?', Biosfera, vol. 8, no. 3, pp. 247-257, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.