АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ
АКСЕНОВА МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА Липецкий филиал Российская Академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ГУРИНА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Липецкий филиал Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
МОИСЕЕВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ
Липецкий филиал Российская Академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье основная идея заключается в том, что с положением и состоянием муниципального образования непосредственно связаны жизнь и благополучие несколько тысяч и даже миллионов людей, которые являются носителями культуры, менталитета, трудового потенциала территории. Обосновано, что в условиях взаимосвязанности и взаимозависимости социально-экономических, политических, экологических и даже духовно-нравственных процессов, протекающих в современном обществе, сводить основу процесса устойчивого развития только к экологии или только к экономике неправомерно. Логическая цепочка устойчивого развития макро- и микросистем представлена как экономика-экология-социум. Раскрыта сущность устойчивости муниципального образования. Сделан вывод о том, что для муниципальных образований, где преобладает аграрный сектор экономики, особенно важен аспект перехода от природно-разрушительного, техногенного типа развития к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства через рациональные формы аграрного природопользования и развития агробизнеса. Здесь актуальна стратегия социальной составляющей, ее мотивирующая роль, ответственность перед будущими поколениями на долгосрочную перспективу. Обосновано, что устойчивость муниципального образования определяется рядом экономических, социальных, экологических и духовно-нравственных факторов. Сделан вывод о значимой роли духовно-нравственных аспектов устойчивого развития муниципальных образований в современных условиях. Зависимость от внешних факторов снижает устойчивость системы, что обуславливает необходимость более эффективно использовать факторы, связанные с внутренними воздействиями на муниципальное образование и создает предпосылки роста за счет собственного потенциала.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономические, управленческие, духовно-нравственные аспекты, муниципальное образование.
В условиях развития процессов глобализации и интеграции одним из актуальных вопросов остается проблема устойчивого развития социально-экономических систем на макро-, мезо- и микроуровне. Формирование единой мировой рыночной экономики и ее инфраструктуры кардинально меняет полярность международных отношений и статус национального суверенитета государств: появляются и развиваются новые структурные центры мироустройств, актуализируются процес-
сы взаимосвязанности и взаимозависимости систем разного уровня [1]. Создание условий для устойчивого развития российской экономики в этих процессах - одна из важнейших задач выживания ближайших десятилетий.
В Докладе Международной комиссии по вопросам окружающей среды в 1987 г. впервые вводится термин «устойчивое развитие», и через несколько лет он получает правовое подтверждение на конференции ООН по окружающей среде и
развитию, которая состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В настоящее время этот термин из узкоориентированного стал универсальным понятием и включает не отдельные экологические или экономические аспекты развития цивилизации, а охватывает весь спектр форм взаимодействия человека, общества и природы. Целью такого взаимодействия является сохранение биосферы, выживание и долгое развитие человеческого рода. Если в исследованиях ученых десятилетней давности еще встречается такое узкое понимание термина «устойчивое развитие», которое предполагает сведение его в основном только к экологии, то в современных источниках большинство авторов понимают его более широко [2]. Совершенно очевидно, что в условиях взаимосвязанности и взаимозависимости социально-экономических, политических, экологических и даже духовно-нравственных процессов, протекающих в современном обществе сводить основу процесса устойчивого развития только к экологии или только к экономике неправомерно. Логическая цепочка устойчивого развития макро- и микросистем может быть представлена как экономика-экология-социум. Причем социум охватывает множество процессов, факторов, индикаторов, характеризующих как вполне объективный параметры общества: уровень жизни, количество браков, доля трудоустроенных инвалидов, так и личностные мировоззренческие показатели, отражающие, например, религиозность общества.
Содержание процесса устойчивого развития в целом, на наш взгляд, включает в себя, прежде всего, стабилизацию экономики в качестве отправной точки перехода к дальнейшему развитию. Стабилизация экономической системы является относительно кратковременным процессом приведения экономики в устойчиво-равновесное состояние и обеспечения сбалансированных темпов развития региона (муниципального образования) на продолжительный период времени. Кроме хозяйственных процессов в устойчивом развитии системы следует выделить также управленческий аспект, предполагающий обеспечение устойчивости в управлении ресурсами; решении и развитии демографических проблем общества; политической ситуации; сфере решения национальных, региональных и муниципальных вопросов; духовно-нравственной сфере жизни людей.
В настоящее время вопросы устойчивого развития изучают как на уровне государства, так и конкретной территории. Регионы России все боле активно заявляют о себе как активные участники процессов мирохозяйственных связей. Для мно-
гих регионов внешнехозяйственные отношения приобретают все большее значение, а в отдельных - являются преобладающим фактором экономических связей, содержание которых состоит в свободном перемещении инноваций, капитала, услуг, трудовых ресурсов. Причем институциональные основы обеспечения устойчивого развития региона исключают доминирующее участие государства. Региональная власть на основе имеющегося ресурсного потенциала, сформированных конкурентных преимуществ, особенностей экономического комплекса и других факторов может самостоятельно создать мощный фундамент для устойчивого развития региональной социально-экономической системы. Национальная экономика не может эффективно развиваться без рационального пространственного распределения экономической деятельности, что в рамках региональной экономической политики предполагает включение муниципальных образований.
Муниципальные образования являются источниками экономических, техногенных, социально -демографических факторов и других механизмов влияния на среду обитания человека в регионе. На наш взгляд, при исследовании факторов устойчивости муниципального образования остаются неохваченными некоторые условия. Прежде всего, необходимо учитывать специфику устойчивого развития муниципального образования (МО), каждое из которых имеет разные стартовые условия вхождения в рынок. При изучении этого вопроса необходимо учитывать три аспекта. Во-первых, муниципальное образование представляет собой самостоятельную систему и требует учета факторов, обеспечивающих устойчивость МО как такового. Во-вторых, муниципальное образование является подсистемой региона, страны и необходимо обращать внимание, прежде всего, на факторы, вносящие вклад в обеспечение глобальной устойчивости [3]. В третьих, именно МО, является первичным звеном, точкой роста, закладывающей основу для развития других систем, формируя базовые показатели устойчивого развития. Устойчивое развитие муниципального образования - это длительный процесс преобразований, начиная с согласования институциональных изменений научно-технического развития и развития личности.
Вопросы экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития МО достаточно подробно исследованы в специальной литературе. Это обуславливается, прежде всего, наличием обоснованных количественных критериев, позволяющих измерять степень устойчивости развития муниципального образования.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Системы индикаторов устойчивого развития включают группы экологических индикаторов (сохранение качества водных ресурсов и снабжение ими, комплексный подход к рациональному использованию земельных ресурсов и т. п.), институциональных показателей (правовые механизмы, информация для принятия решений); группы социальных индикаторов (реальные доходы населения, продолжительность жизни, показатели здоровья и т. д.) [4; 5; 6]. Важно отметить, что для муниципальных образований вложение капиталов и получение экономической выгоды далеко не всегда преследуют только материальную цель. Известно, что наибольший доход дает хищническое потребление природных ресурсов в краткосрочном периоде. Для муниципальных образований, где преобладает аграрный сектор экономики, особенно важен аспект перехода от при-родно-разрушительного, техногенного типа развития к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства через рациональные формы аграрного природопользования и развития агробизнеса. Здесь актуальна стратегия социальной составляющей, ее мотивирующая роль, ответственность перед будущими поколениями на долгосрочную перспективу. Повышение и обеспечение достойного качества жизни людей невозможно достичь в короткий срок.
При исследовании духовно-нравственных аспектов устойчивого развития системы возникают трудности как с определением критериев, так и показателей-целей. При смене XIX в. материальных потоков на XX-XXI вв. информационных потоков «человеческий» или точнее нравственный фактор несколько отошел на второй план, а девиз Международного социально-экологического союза «Развитие устойчиво, если дети счастливее своих родителей» не был взят на вооружение. Вместе с тем, исследования последних десятилетий показывают, что стремление к счастью является основным мотивом, определяющим поведение человека [7; 8]. От убеждений, идеологии, нравственной позиции, морали, принятой в обществе, менталитета людей, населяющих конкретную территорию, зависят траектория поведения людей и принимаемых решений.
Таким образом, мы предлагаем ввести еще одну группу критериев устойчивого развития системы, отражающих нравственное здоровье нации, состояние отношений, ментальность и умострое-ния людей в отношении традиционных ценностей общества. Можно было бы по некоторым формальным показателям (количество браков/разводов, количество абортов, самоубийств в общест-
ве) отнести к социальным параметрам. Однако, есть ряд критериев, о которых мы скажем ниже, выходят за эти рамки, поэтому целесообразно выделить их в отдельную группу индикаторов духовно-нравственного состояния общества.
Для обоснования нашей позиции, что духовно-нравственные критерии развития общества не менее важны, чем экономические или экологические, а зачастую последние являются производными от них, приведем результаты исследования современного экономиста Р. Лэйарда, который обосновывает концепцию общего блага. Он определяет общее благо как наибольшее счастье всех, заставляющее нас заботиться о других так же, как мы заботимся о себе. В своей книге «Счастье: уроки новой науки» Р. Лэйард делает вывод о том, что экономический рост не является показателем национального счастья и не всегда обеспечивает устойчивое развитие общества на макро- и микроуровне. Таким образом, рост экономических показателей не должен быть целью государства, региона, муниципального образования [7].
Развивая концепцию общего блага, ученый доказывает, что, несмотря на рост показателей уровня жизни, которые в США, например, за последние 70 лет увеличились вдвое, счастье людей не увеличилось. Другими словами, богатство не сделало их счастливее. В будущем, по мнению исследователя, необходимо будет менять ориентиры в социально-экономической политике современных государств. В основу развития современного общества должна быть положена так называемая «большая семерка» - семь ключевых факторов, определяющих развитие основных сфер жизни человека. К ним относятся: семейные отношения, финансовая ситуация, работа, общество и друзья, здоровье, личная свобода, личные ценности (прежде всего, вера в Бога, что подтверждается многочисленными опросами и наблюдениями). Говоря о личных ценностях, ученый приводит многочисленные исследования в качестве доказательств того, что верующие люди более трудолюбивы, социально благонадежны, меньше преступают закон и более счастливы и довольны жизнью. В этом контексте следует заметить, что исследования российских социологов свидетельствуют о значительном росте уровня религиозности населения за последние 10 лет, а также о том, что в России сформировалось ядро верующего и религиозного населения с высокими показателями участия в культовой жизни [9].
Традиционные семейные ценности: любовь к родине, целомудрие, рождение детей в браке, на-
личие полной семьи, иерархичность в отношениях также, по мнению зарубежного экономиста, закладывают основу здорового социального, а в дальнейшем и экономического поведения нации. Таким образом, духовно-нравственные аспекты в развитии современного общества становятся первичными, базовыми.
Современные исследования подтверждают утверждение о том, что духовные традиции являются носителями и хранителями социальных и культурных ценностей нации и призваны распространять их, транслировать следующим поколениям. Успех достижения этой цели зависит от способности и возможности институтов общества, в том числе и власти, приспособить традиционные нормы и ценности к современным видам деятельности и формам социальной жизни. Это сегодня крайне актуально, особенно для муниципальных образований наших регионов. МО являются первичными ячейками по созданию условий для развития традиционных ценностей.
Одной из задач устойчивого развития различных МО в России является приспособление традиционных ценностей к современным видам деятельности и формам социальной жизни. Поиск мобилизационного и интеграционного потенциала традиции является условием безболезненного вхождения в глобальную экономику. Исследования ряда ученых показывают [2; 4; 10; 11], что за последние 20 лет были импортированы исключительно поверхностные проявления «духа капитализма», его внешние плоды в виде высокого уровня потребления, досуга, комфорта и развлечений. Продуктивная культура Запада, культура труда, профессиональной ответственности, зако-нопослушания не была усвоена российским обществом, если только в масштабах отдельных зарубежных предприятий, трудоустройство в которых предполагало усвоение определенной корпоративной культуры. Особенности трудового поведения, корпоративной этики западных стран так и остались чуждыми нашему человеку труда.
Сегодня мы наблюдаем имитацию внешних проявлений экономического и культурного развития Запада, распространение его массовой культуры в сочетании с навязыванием чуждых ценностей, противоречащих русским традициям. Все это приводит к совершенно варварским представлениям о трудовой этике, предпринимательстве и путях приумножения богатства. На смену разрушенного менталитета советского человека пришло искаженное с этической точки зрение «новое» мышление, которое, как мы видим, не способствует развитию страны. Напротив, это обре-
кает концепцию устойчивого развития и модерни-зационных процессов на неуспех. Вопрос об эндогенных предпосылках устойчивого развития в российском обществе остается открытым [8].
На государственном уровне уже приходит понимание необходимости включения духовно-нравственной сферы в область национальных интересов и безопасности. Уже в 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации мы читаем следующее положение: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В этих условиях возникла необходимость в разработке Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая заложила ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия стало совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [12].
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Для обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях на муниципальном уровне целесообразно разрабатывать соответствующие целевые программы с опорой на национальную
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Концепцию. Принятие подобных программ будет содействовать качественной перестройке управленческих действий, организационно-педагогических и воспитательных подходов к их осуществлению в интересах создания благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
Примерами мероприятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания детей являются:
- создание нормативной и содержательной базы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях МО;
- организационно-педагогическое обеспечение программы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях МО;
- система мер по совершенствованию процесса духовно-нравственного воспитания школьников МО;
- освещение опыта духовно-нравственного воспитания и издательская деятельность.
Таким образом, к некоторым выводам нашего исследования следует отнести то, что с положением и состоянием муниципального образования непосредственно связаны жизнь и благополучие тысяч и даже миллионов людей, которые являются носителями культуры, менталитета, трудового потенциала территории. Устойчивость муниципального образования, как такового, определяется рядом экономических, социальных, экологических и духовно-нравственных факторов. Как показали авторские исследования, роль духовно-нравст-венных аспектов устойчивого развития является очень значительной в современных условиях. Зависимость от внешних факторов снижает устойчивость системы, что обуславливает необходимость более эффективно использовать факторы, связанные с внутренними воздействиями на муниципальное образование и создает предпосылки роста за счет собственного потенциала.
Литература
1. Третьякова Л. А. Концептуальные основы устойчивого регионального развития в условиях глобализации // Региональная экономика: теория и практика. №18. 2014. С. 2-9.
2. Данилов-Данильян В. И. Состояние окружающей среды в Российской Федерации и перспективы устойчивого развития // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
3. Галданова Д. Д. Устойчивое развитие экономических систем: потенциал, сущность, факторы (Региональный аспект): дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2003.
4. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С. Н. Бобылева, С. П. Макеенко. М: ЦПРП, 2001. URL: http://kafepp.ru/Indicators.pdf
5. Меньщикова В. И., Синополец Н. В. Система индикаторов оценки устойчивого развития экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6. С. 155-160.
6. Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие / С. Н. Бобылев, Н. В. Зу-баревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов / под ред. С. Н. Бобылева. М.: Экономика, 2011.
7. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. Института Гайдара, 2012.
8. Моисеев А. Д., Аксенова М. А., Гурина М. А. Социальные, культурные и духовные аспекты модернизации: отечественный и зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 1. С.53-62.
9. Синелина Ю. Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах ее изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социологические исследования. № 4. 2014. С. 104-115.
10. Меньщикова В. И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8. С. 106-109.
11. Меньщикова В. И., Пахомов М. А. К вопросу об оценке результативности государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. С. 104-108.
12. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009.
References
1. Tret'yakova L. А. Kontseptual'nye osnovy ustojchivogo regional'nogo razvitiya v usloviyakh globalizatsii // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. №18. 2014. S. 2-9.
2. Danilov-Danil'yan V. I. Sostoyaniye okruzhayushchej sredy v Rossijskoj Federatsii i perspektivy ustojchivogo razvitiya // Ekologiya i ekonomika: regional'nye problemy perekhoda k ustojchivomu razvitiyu. Vzglyad v XXI vek. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1997.
3. Galdanova D. D. Ustojchivoye razvitiye ekonomicheskikh sistem: potentsial, sushchnost', faktory (Regional'nyj aspekt): dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.01: SPb. 2003.
4. Indikatory ustojchivogo razvitiya Rossii (ekologo-ekonomicheskiye aspekty) / Pod red. S. N. Bobyleva, S. P. Makeyenko. M: TSPRP, 2001. URL: /http://kafepp.ru/Indicators.pdf
5. Men'shchikova V. I., Sinopolets N. V. Sistema indikatorov otsenki ustojchivogo razvitiya ekonomiki regiona // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 5-6. S. 155-160.
6. Ustojchivoye razvitiye: Metodologiya i metodiki izmereniya: ucheb. posobiye / S. N. Bobylev, N. V. Zubarevich, S. V. Solov'eva, Yu. S. Vlasov / pod red. S. N. Bobyleva. M.: Ekonomika, 2011.
7. Lejard R. Schast'ye: uroki novoj nauki / per. s angl. I. Kushnarevoj. M.: Izd. Instituta Gajdara, 2012.
8. Moiseyev A. D., Aksenova M. A., Gurina M. A. Sotsial'nye, kul'turnye i dukhovnye aspekty modernizatsii: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 1. S. 53-62.
9. Sinelina Yu. Yu. O dinamike religioznosti rossiyan i nekotorykh metodologicheskikh problemakh
yeyo izucheniya (religioznoye soznaniye i povedeniye pravoslavnykh i musul'man) // Sotsiologicheskiye issledovaniya. № 4. 2014. S. 104-115.
10. Men'shchikova V. I. Ustojchivoye razvitiye sel'skikh territorij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 7-8. S. 106-109.
11. Men'shchikova V. I., Pakhomov M. A. K voprosu ob otsenke rezul'tativnosti gosudarstvennoj politiki v sfere ustojchivogo razvitiya sel'skikh territorij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 9. S. 104-108.
12. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: ucheb. izdaniye. Seriya «Standarty vtorogo pokoleniya». M.: Prosveshcheniye, 2009.
* * *
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY: ECONOMIC, ADMINISTRATIVE AND SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS
AKSENOVA MARGARITA ALEKSEYEVNA The Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
GURINA MARIYA ANATOLYEVNA The Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
MOISEYEV ALEKSANDR DMITRIYEVICH The Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the main idea is that life and wellbeing of thousands and even millions of people who are carriers of culture, mentality, labor capacity of the territory directly connect with situation and condition of municipality. Authors proved that in conditions of coherence and interdependence social and economic, political, ecological and even spiritual and moral processes proceeding in modern society it is illegal to reduce a basis of process of sustainable development only to ecology or only to economy. Authors presented the logical chain of sustainable development of macro - and microsystems as economy-ecology-society. Authors opened the essence of stability of municipality. Authors made the conclusion that for municipalities where the agrarian sector of economy prevails, the aspect of transition from natural and destructive, technogenic type of development to a sustainable development of agricultural production through rational forms of agrarian environmental management and development of agrobusiness is especially important. Here strategy of a social component, its motivating role, responsibility before future generations on a long-term outlook is actual. Authors proved that is a number of economic, social, ecological and spiritual and moral factors defines stability of municipality. Authors made the conclusion about the significant role of spiritual and moral aspects of the sustainable development of municipalities in modern conditions. Dependence on external factors reduces stability of system that causes need of more effective use of factors connected with internal impacts on municipality and creates prerequisites of growth at the expense of own potential.
Key words: sustainable development, economic, administrative, spiritual and moral aspects, municipality.
T 9 № 9 2014 social and economic phenomena and processes