Научная статья на тему 'Устойчивое развитие бизнеса в аспекте корпоративной социальной ответственности'

Устойчивое развитие бизнеса в аспекте корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ИНДИКАТОРЫ И ИНДЕКСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / INDICATORS AND INDEXES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / NON-FINANCIAL REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова Н.А.

В статье рассматривается значение корпоративной социальной ответственности в обеспечении эффективности деятельности организации. Основное внимание уделяется содержанию отчетности по устойчивому развитию и регламентирующих ее международных документов, направленных на обеспечение сбалансированность экономических, социальных и экологических показателей, что является необходимым условием обеспечения устойчивого развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable business development in the aspect of corporate social responsibility

The article discusses the importance of corporate social responsibility in ensuring the effectiveness of the organization. The focus is on the content of reporting on sustainable development and its international governing documents. Balance economic, social and environmental performance is essential to sustainable business development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие бизнеса в аспекте корпоративной социальной ответственности»

УДК 658.155

Н.А. Горбунова

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В АСПЕКТЕ

КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье рассматривается значение корпоративной социальной ответственности в обеспечении эффективности деятельности организации. Основное внимание уделяется содержанию отчетности по устойчивому развитию и регламентирующих ее международных документов, направленных на обеспечение сбалансированность экономических, социальных и экологических показателей, что является необходимым условием обеспечения устойчивого развития бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, индикаторы и индексы устойчивого развития, нефинансовая отчетность.

В современных условиях развития экономики любая организация стремится обеспечить устойчивость своей деятельности. Обеспечение устойчивости деятельности непосредственно связано с эффективностью менеджмента, гибкой финансовой политикой, грамотной коммуникацией. Это становится особенно важным, когда развитие бизнеса должно соответствовать стандартам делового поведения, основанным на представлении о том, что долгосрочная доходность должна сочетаться с социальной справедливостью и охраной окружающей среды. Основой правил или принципов поведения бизнеса в условиях устойчивого развития является концепция корпоративной социальной ответственности.

Корпоративная социальная ответственность - это концепция учета социальных и экологических аспектов в деятельности бизнеса на принципах добровольности и взаимодействия между разными заинтересованными сторонами. Считается, что благодаря таким инструментам, как социальные инвестиции, социальное партнёрство, корпоративные коммуникации и социальная отчётность, организация сможет эффективно управлять конфликтами интересов во внешней и внутренней среде, обеспечит устойчивый рост показателей эффективности деятельности в долгосрочной перспективе.

В начале 2000-х годов состоялся Лиссабонский европейский саммит, и Европейской комиссией была опубликована «Зеленая книга о Корпоративной социальной ответственности». Были созданы институты, целью которых стало развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности для достижения таких общественно значимых целей, как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование ресурсов [1, с. 18].

В 2006 году Еврокомиссия приняла документ «Communication-2006», который призывал профсоюзы, потребителей, инвесторов, некоммерческие организации и других, удвоить усилия по укреплению вертикали корпоративной социальной ответственности, а также продвигать лучшие практики социальной ответственности.

В 2010 году был принят Международный Стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», который определил социальную ответственность, как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здо-

© Горбунова Н.А., 2016.

DOI: 10.15350/2221-7347.2016.11-2

*Горбунова Наталья Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Россия.

ровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется во всех ее взаимоотношениях [2, с. 51].

В 2011 году Европейским Союзом была принята стратегия «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста», которая направлена на повышение прозрачности деятельности компаний, применяющих концепцию корпоративной социальной ответственности; повышение уровня доверия к бизнесу; использование тактики мотивации бизнеса посредством инвестиций и участия в государственных закупках; дальнейшей интеграции корпоративной социальной ответственности в образование, обучение и проведение исследований.

В Российской Федерации развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. В 2004 году по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РС1 II I) была принята социальная хартия - добровольная инициатива российского бизнеса, основанная на понимании и признании представителями делового сообщества активной роли бизнеса в общественном развитии. В основе хартии лежит система принципов в области экономической свободы и социальной ответственности. В 2007 году Социальная хартия официально признана национальным документом, соответствующим Глобальному договору ООН. Кроме того, Программой развития ООН и Ассоциацией менеджеров Российской Федерации был подготовлен доклад «О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», в котором корпоративная социальная ответственность была определена как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по таким направлениям, как производство качественной продукции и услуг, создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие человеческого потенциала; соблюдение требований налогового, экологического, трудового законодательства; эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости, роста благосостояния своих акционеров; учета общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества [3, с. 11].

Для коммерческих организаций привлекательность корпоративной социальной отчетности связана с получением конкретных экономических выгод. Актуальной задачей в сфере подготовки отчетности остается совершенствование базовых правил, процедур и индикаторов, обеспечивающих качество раскрываемой информации, ее единообразие и сопоставимость. Корпоративная социальная ответственность повышает внешнюю привлекательность бизнеса для инвесторов с помощью:

- индексов и индикаторов устойчивого развития.

- показателей отчетности для устойчивого развития [4, с. 94].

К основным индикаторам устойчивого развития относятся фондовые индексы - Индекс Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и Индекс FTSE4Good, которые представляют собой критерии корпоративной социальной ответственности финансового сектора, повышают стоимость акций компаний, укрепляют их рыночную активность среди инвесторов - участников рынка ценных бумаг. Семейство индексов служит ориентиром для инвесторов, которые хотят видеть в своем портфеле акции социально ответственных компаний.

Индекс Dow Jones Sustainability Index (DJSI) - семейство индексов устойчивого развития Доу-Джонса, присваиваемых компаниям из числа включенных в базовые индексы Dow Jones на основании их результативности в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Индекс FTSE4Good - семейство индексов устойчивого развития, рассчитываемых с учетом деятельности компаний по трем направлениям: обеспечение экологической устойчивости, качество взаимодействия с заинтересованными сторонами, соблюдение прав человека.

Основные показатели отчетности по устойчивому развитию определены на основании международного документа - Руководства по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative - GRI). Данные рекомендации устанавливают принципы и показате-

ли оценки экологических, экономических и социальных показателей деятельности компании для дальнейшей публикации в своих отчетах [5, с.57].

Первая версия Global Reporting Initiative была выпущена в 2000 году, а в мае 2013 года опубликована четвертая версия стандарта (GRI G4). В начале 2015 года GRI запустила проект «Отчетность 2025», направленный на поощрение международной дискуссии о будущем нефинансовой отчетности. В июне опубликован доклад «Sustainability and Reporting Trends in 2025», своеобразная стратегия развития GRI, которая сконцентрирована на неотложных вызовах современности, проблемах повышении качества отчетности и других аспектах данной проблемы. Руководство Global Reporting Initiative по отчетности в области устойчивого развития нацелено на:

- помощь компаниям в составлении сбалансированной открытой отчетности, раскрывающей ключевые экономические, экологические и социальные инициативы, а также достигнутые результаты;

- создание сопоставимой нефинансовой отчетности;

- развитие взаимоотношений с заинтересованными лицами [6].

Руководство Global Reporting Initiative (GRI) содержит в себе ряд критериев, которые должны быть соблюдены для обеспечения качества представляемой информации:

- сбалансированность - в отчете должны быть представлены как положительные результаты деятельности предприятия, так и проблемы, с которыми пришлось столкнуться;

- сопоставимость - приводимая в отчете информация должна быть рассмотрена в динамике, а если это возможно, то и с соответствующими показателями для отрасли в целом;

- точность - должно быть приведено полноценное описание используемых данных и методов анализа, которые позволили оценить аналитическую емкость отчетности;

- своевременность - нефинансовая отчетность должна быть опубликована в соответствии с заранее определенным графиком, а приведенные данные должны сопровождаться информацией о том, когда они были получены и к какому периоду они относятся;

- ясность - отчет должен быть ясным и понятным, не должен содержать профессиональных сокращений и исключает детальное описание лишних вопросов;

- надежность - используемая информация получена из официальных достоверных источников, имеет документальное подтверждение.

На апрель 2015 года крупнейшая база нефинансовой отчетности Corporateregister.com содержала 64 257 отчетов, опубликованных 12 308 компаниями. Из них, для сравнения, за 2013 год было опубликовано более 7 тыс., а за 2003 год - около 2 тыс. отчетов [7, с. 65]. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день наиболее высокие темпы роста нефинансовой отчетности характерны для стран БРИКС, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. За 15 лет с момента публикации выхода в России первого нефинансового отчета, постепенно все большее число отечественных компаний осознает важность такой отчетности. Но в международном контексте наша страна пока выглядит достаточно скромно (таблица 1).

Помимо GRI для целей подготовки нефинансовых (социальных) отчетов компаниями используются:

- Стандарт принципов отчетности (AA1000 Account Ability Principles standard -AA1000APS) - обеспечивает основу для выявления наиболее важных проблем устойчивого развития компании и последующего реагирования на эти вызовы;

- Стандарт верификации (AA1000 Assurance Standard - AA1000AS) представляет верифицирующим органам методологию для определения степени соответствия основным принципам стандарта Account Ability.

- Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами (AA1000 Stakeholder Engagement Standard - AA1000SES) является основой для организаций для установления процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами, который приносил бы результат.

- Рекомендации Совета по стандартам отчетности по устойчивому развитию (Sustainability Accounting Standard Board (SASB). SASB включает не один унифицированный стандарт, а серия стандартов для 10 секторов (88 отраслей). Стандарты SASB адресованы,

прежде всего, американским компаниям, зарегистрированным в Securities and Exchange Commission.

Таблица 1

Количество предоставленных нефинансовых отчетов (по данным Corporateregister.com на 01.06.2015) [8]__

Страны Всего опубликовано отчетов Рост в % в 2014 к 2010 году

2010 2011 2012 2013 2014

Австралия 281 294 321 331 286 101,8

Бразилия 224 264 274 300 281 125,4

Великобритания 636 669 683 691 702 110,4

Германия 361 418 479 502 483 133,8

Индия 60 78 80 113 90 150,0

Испания 342 373 395 413 371 108,5

Канада 244 259 303 299 264 108,2

Китай 46 57 50 51 48 104,3

Российская Федерация 29 48 43 54 53 182,8

США 700 793 853 902 900 128,6

Швеция 187 235 259 275 261 139,6

ЮАР 134 169 205 226 228 170,1

Корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Одним из важнейших ее направлений становится усиление требований в области раскрытия нефинансовой информации, в том числе подготовки некоторых видов отчетности в области корпоративной социальной ответственности. Наряду с государственным регулированием, влияние на практику публикации социальных отчетов оказывают фондовые биржи, отраслевые и профессиональные ассоциации и регуляторы рынка ценных бумаг.

Библиографический список

[1] Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса / под редакцией В.А. Дмитриева. - М.: Внешэкономбанк, 2011. - 57 с.

[2] Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». - М.: Стандартинформ,2014. - 113 с.

[3] Пономарев С.В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки /С.В.Пономарев. - Пермь, ЕИКЦ, 2014. -21 с.

[4] Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф. Развитие этноэкономики как фактора обеспечения экономической устойчивости Республики Мордовия / О.И. Аверина, Н.А. Горбунова, И.Ф. Меркулова // Финно-угорский мир. 2013. - № 4. - С. 92-96

[5] Горбунова Н.А. Определение стоимости бизнеса: финансовый и стоимостной подход / Н.А. Горбунова // Новый университет. Серия экономика и право. 2016. - № 5(63). - С. 57-61

[6] Руководство по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative - 4G) -[Электронный ресурс] - [М., 2016]. - Режим доступа. - www.globalreporting.org

[7] Борзаков Д.В. Институционализация корпоративной финансовой отчетности в России и зарубежом / Д.В. Борзаков // Вестник ВГУ: Экономика и управление. 2015. - № 3. - С.58-66

[8] База нефинансовых отчетов Сorporateregister.com. - [Электронный ресурс] - [М., 2016]. - Режим доступа. - http://www.corporateregister.com

UDC 658.155

N.A. Gorbunova

SUSTAINABLE BUSINESS DEVELOPMENT IN THE ASPECT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The article discusses the importance of corporate social responsibility in ensuring the effectiveness of the organization. The focus is on the content of reporting on sustainable development and its international governing documents. Balance economic, social and environmental performance is essential to sustainable business development.

Keyword: corporate social responsibility, indicators and indexes of sustainable development, non-financial reporting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.