Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КВАЛИФИКАЦИИ'

УСТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вовлечение несовершеннолетних / способы вовлечения несовершеннолетних / преступность / квалификация преступлений. / involvement of minors / ways of involvement of minors / criminality / qualification of crimes.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Д. Д.

В данной статье автор анализирует способ вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления в рамках ст.150 Уголовного кодекса Российской Федерации. В основе исследования лежит проблематика, связанная, с одной стороны, с наличием постоянно развивающихся внешних и внутренних угроз вовлечения несовершеннолетних в деструктивные движения, их приобщения к антиобщественным действиям, а в последующем и совершения преступления при условии высокого уровня латентности такого рода деяний в целом. С другой стороны, с увеличением доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними единолично в будущем на фоне предшествующего вовлечения в преступную деятельность взрослым лицом и укоренением на этой почве негативных мотивационных структур. Цель исследования - установить наличие взаимосвязи между способом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и последующей трансформацией мотивации подростка в рамках конкретной девиации. И, как следствие, обозначить практическое значение установления способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления как на досудебной, так и на судебной стадии, в том числе на стадии квалификации преступления как такового. В заключение автор приходит к выводу, что именно установление конкретного способа вовлечения, используемого виновным, как элемента состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, позволяет скорректировать последующую профилактическую и предупредительную работу с несовершеннолетними, а также минимизировать риски их повторного вовлечения в деструктивную среду и совершения единичных или групповых тяжких и (или) особо тяжких общественно опасных деяний в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING THE METHOD OF INVOLVING A MINOR IN THE COMMISSION OF A CRIME AS A MANDATORY QUALIFICATION STAGE

In this article, the author analyzes the method of involving minors in committing a crime within the framework of Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation. The study is based on the problems associated, on the one hand, with the presence of constantly developing external and internal threats to the involvement of minors in destructive movements, their involvement in antisocial actions, and subsequently the commission of a crime, provided a high level of latency of this kind of crime in general. On the other hand, with an increase in the proportion of serious and especially serious crimes committed by minors alone in the future against the background of previous involvement in criminal activity by an adult and the establishment of negative motivational structures on this basis. The aim is to establish the existence of a relationship between the way a minor is involved in committing a crime and the subsequent transformation of a teenager’s motivation, within the framework of a specific deviation. And, as a result, to identify the practical importance of establishing a method of involving a minor in committing a crime both at the pre-trial and judicial stages, including at the stage of qualifying the crime as such. In conclusion, the author concludes that it is the establishment of the true method of involvement used by the perpetrator as an element of the corpus delict provided for in Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation that makes it possible to adjust subsequent preventive and preventive work with minors, as well as minimize the risks of their re-involvement in a destructive environment and the commission of single or group grave and (or) especially grave socially dangerous acts in the future.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КВАЛИФИКАЦИИ»

Научная статья

УДК: 343.9

УСТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КВАЛИФИКАЦИИ

Дарья Дмитриевна Медведева,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, ms.drenka@mail.ru

Аннотация. В данной статье автор анализирует способ вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления в рамках ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В основе исследования лежит проблематика, связанная, с одной стороны, с наличием постоянно развивающихся внешних и внутренних угроз вовлечения несовершеннолетних в деструктивные движения, их приобщения к антиобщественным действиям, а в последующем и совершения преступления при условии высокого уровня латентности такого рода деяний в целом. С другой стороны, с увеличением доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними единолично в будущем на фоне предшествующего вовлечения в преступную деятельность взрослым лицом и укоренением на этой почве негативных мотивационных структур.

Цель исследования - установить наличие взаимосвязи между способом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и последующей трансформацией мотивации подростка в рамках конкретной девиации. И, как следствие, обозначить практическое значение установления способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления как на досудебной, так и на судебной стадии, в том числе на стадии квалификации преступления как такового.

В заключение автор приходит к выводу, что именно установление конкретного способа вовлечения, используемого виновным, как элемента состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, позволяет скорректировать последующую профилактическую и предупредительную работу с несовершеннолетними, а также минимизировать риски их повторного вовлечения в деструктивную среду и совершения единичных или групповых тяжких и (или) особо тяжких общественно опасных деяний в будущем.

Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетних, способы вовлечения несовершеннолетний, преступность, квалификация преступлений.

Для цитирования: Медведева, Д.Д. Установление способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления как обязательный этап квалификации // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 2. С. 59-66.

Original article

ESTABLISHING THE METHOD OF INVOLVING A MINOR IN THE COMMISSION OF A CRIME AS A MANDATORY QUALIFICATION STAGE

Daria D. Medvedeva,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ms.drenka@mail.ru

Abstract. In this article, the author analyzes the method of involving minors in committing a crime within the framework of Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation.

The study is based on the problems associated, on the one hand, with the presence of constantly developing external and internal threats to the involvement of minors in destructive movements, their involvement in antisocial actions, and subsequently the commission of a crime, provided a high level of latency of this kind of crime in general. On the other hand, with an increase in the proportion of serious and especially serious crimes committed by minors alone in the future against the background of previous involvement in criminal activity by an adult and the establishment of negative motivational structures on this basis.

The aim is to establish the existence of a relationship between the way a minor is involved in committing a crime and the subsequent transformation of a teenager's motivation, within the framework of a specific deviation. And, as a result, to identify the practical importance of establishing a method of involving a minor in committing a crime both at the pre-trial and judicial stages, including at the stage of qualifying the crime as such.

In conclusion, the author concludes that it is the establishment of the true method of involvement used by the perpetrator as an element of the corpus delictprovided for in Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation that makes it possible to adjust subsequent preventive and preventive work with minors, as well as minimize the risks of their re-involvement in a destructive environment and the commission of single or group grave and (or) especially grave socially dangerous acts in the future.

Keywords: involvement of minors, ways of involvement of minors, criminality, qualification of crimes.

For citation: Medvedeva, D.D. Establishing the method of involving a minor in the commission of a crime as a mandatory qualification stage// Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 59-66 (In Russ.).

Введение

На современном этапе развития уголовно-правовой политики вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления занимает одно из ведущих направлений в области уголовного права с точки зрения его криминологического и практического

анализа, а также разработки эффективных мер противодействия данному негативному явлению.

Вместе с тем исследователи отмечают, что «преступность лиц, не достигших возраста 18 лет, продолжает оставаться из года в год примерно на одном уровне, а рост со-

вершения тяжких и особо тяжких преступлений, напротив, значительно растет» [9, с. 153]. При этом важным фактом остается «высокий уровень латентности данного преступления, что может свидетельствовать также о несоответствии реальной преступной картины статистическим данным указанной категории уголовных дел» [2, с. 567]. Подобная ситуация объективно вызывает опасения о состоянии преступности среди указанной группы лиц, а также всего общества в целом и требует разработки более эффективных мер профилактического и предупредительного воздействия.

Особое внимание связывается с вопросами квалификации уголовного дела в рамках ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1. В этой связи большое значение приобретает способ, с помощью которого виновное лицо вовлекло несовершеннолетнего в совершение преступления, поскольку он отражает те особенности взаимодействия виновного и потерпевшего в механизме преступного поведения, которые способствовали успешной реализации вовлечения последнего как такового.

Кроме того, некоторые ученые в своих исследованиях отражают взаимосвязь способа вовлечения с последующей деформацией правосознания личности несовершеннолетнего, его приобщения к преступной среде и изменения поведенческой воли, мотивационной структуры в целом [6, с.175-176].

В рамках настоящей статьи представляется целесообразным:

- обозначить законодательно представ-

ленные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;

- охарактеризовать основные практико-ориентированные проблемы, которые возникают у правоприменителя при непосредственной квалификации преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ;

- описать значимость точного установления используемого виновным лицом способа при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления;

- сформулировать основные негативные тенденции в подростковой среде, формирующиеся на фоне совершения преступления, предусмотренного 150 УК РФ, через призму анализа используемого виновным способа вовлечения.

Описание исследования

На законодательном уровне в ст. 150 УК РФ, а также в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» представлены следующие способы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность:

1) обман;

2) обещание;

3) угроза;

4) предложение;

5) разжигание чувства мести, зависти или т.п.;

6) иные2.

При этом диспозиция ч. 3 ст. 150 УК РФ также содержит указание и на такой способ совершения преступления, как «насилие

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-Ф3 (ред. от 14.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 17 июня. Ч.1 ст. 150 УК РФ. Текст: электронный. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/7815cc725bea068c1487613dedc48408265c9636/ (дата обращения: 03.06.2024).

2 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс». URL. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 110315/ (дата обращения: 06.06.2024).

или угроза его применения», а также «мотив вовлечения в виде политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»3.

Несмотря на указанные в данной статье виды, стоит отметить, что многие из вышеперечисленных способов не идентифицируются на практике, т.е. суд в описательной части приговора приводит общие формулировки, без указания конкретного способа вовлечения, используемого виновным, или применяет более широкое понятие «вовлечено иным способом», которое законодатель в полной мере не раскрывает [8, с. 79-80]. Таким образом, объективно возникает вопрос: «Можно ли считать такую трактовку дела судом приемлемой, или же подобного рода используемые правоприменителем конструкции являются упущением и ведут к судебной ошибке?»

Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Однако в теории уголовного права существует устойчивое мнение, что «отсутствие конкретизации способа вовлечения несовершеннолетнего в рамках квалификации преступления по ст. 150 УК РФ все же влечет за собой предпосылки, связанные со снижением роли унификации правовой терминологии, возникновением противоречий между буквальным и расширительным толкованием и общими трудностями восприятия уголовно-правовой нормы» [1, с. 58-59].

Критике в научном пространстве подвергается и наличие формулировки «иные способы». Ряд ученых ставят под сомнение объективность использования такого термина в целом, поскольку конструкция «иные способы» тождественна, по их мнению, конструкции «совершено любым способом» и, как следствие, приводит к отсут-

ствию необходимости конкретизировать те способы, которые законодатель отдельно прописал в ст. 150 УК РФ [7, с. 202].

Некоторые ученые, напротив, считают, что дефиниция «иным способом» вполне уместна, но достаточно объемна по своей правовой природе. В связи с этим она требует более детальной конкретизации путем включения в диспозицию ч. 1 ст. 150 УК РФ и таких способов, например, как месть, корысть, шантаж, зависть и другие [4, с. 98]. Безусловно, предусмотреть все различные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления невозможно, но внести уточнения и детализировать данный список, на наш взгляд, все же необходимо.

Мы, в частности, ранее предлагали расширить указанный законодателем в ч.1 ст. 150 УК РФ список способов такими, например, как:

- шантаж;

- использование негативной или пагубной зависимости несовершеннолетнего лица;

- использование иного зависимого положения несовершеннолетнего (физическая или материальная);

- унижение, в том числе неоднократное (более 3 раз) оскорбление или публичное издевательство;

- уговор;

- использование любого из указанных в статье 150 УК РФ способов с учетом их реализации посредством сети Интернет [3].

Анализ правоприменительной практики показывает, что среди основных проблем, возникающих на практике и непосредственно связанных с квалификацией преступления по ст. 150 УК РФ, с точки зрения установления способа вовлечения, можно выделить следующие:

- высокую степень латентности данного

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №6Э-ФЗ (ред. от 14.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 17 июня. Ст.156 УК РФ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ 48132b89ef9920ae94d8d48c658ebf60d3c66ca9/ (дата обращения: 06.06.2024).

вида преступлений, что существенно затрудняет последующее формирование статистических данных и приводит к неточности состояния целостной преступной картины, а также ведет к отсутствию изобличения виновных лиц и, как следствие, еще более масштабному распространению преступных мотивов, прежде всего среди несовершеннолетних как основного объекта в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, и совершению новых преступлений в целом;

- отсутствие установления четкой причинно-следственной связи в рамках вовлечения несовершеннолетнего в преступную среду и невозможность вследствие этого выявления истинных мотивов преступного поведения виновного и потерпевшего;

- злоупотребление правоприменителем категорией «иные способы», в результате чего истинные мотивы преступного поведения несовершеннолетнего и виновного не устанавливаются.

В рамках оценки значимости способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления можно дополнить указанный перечень практических проблем следующими:

- подмена понятий со стороны правоприменителя, когда ряд способов отождествляется между собой, например, просьба и предложение [5, с.104];

- отсутствие деления на родовое и видовое понятие путем объединения нескольких способов в один, например, выделяя только убеждение как обобщающее понятие или принуждение как термин, отражающий все способы, включающие в себя применение физической силы или психического воздействия [5, с. 105-106];

- на практике в целом не всегда удается установить точность использованного виновным лицом способа ввиду так называемой многосоставности деяния, что существенно затрудняет возможности выявления детерминантов данного преступления и мотивации виновного;

- сам перечень способов является открытым, т.е. не ограничен законодателем, и объективно нельзя предусмотреть все возможные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, что в свою очередь существенно затрудняет перспективы предупреждения и предотвращения совершения такого общественно-опасного деяния в будущем, а также выявить основные каналы воздействия на несовершеннолетних в рамках данного состава преступления;

- неопределенность законодателя, а равно и правоприменителя в ситуации, когда потерпевший (несовершеннолетнее лицо) самостоятельно проявляет инициативу к совершению преступления, а виновный поддерживает ее. В таком случае достаточно трудно установить истинные мотивы такого поведения, причины и условия, способствовавшие проявлению подобной инициативы, а также выбора конечного способа виновным.

Обсуждение результатов, выводы

Полагаем, что определение способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления имеет важное значение по ряду причин:

- во-первых, точность определения способа позволяет установить мотив механизма индивидуального поведения несовершеннолетнего, а также формы воздействия виновного на потерпевшего;

- во-вторых, помогает определить психологические, эмоциональные и иные группы риска несовершеннолетних, которые способствуют их вовлечению в преступную среду;

-в-третьих, способствует корректировке последующей работы с несовершеннолетними ввиду снижения тех аспектов психологического поля личности, которые являлись фактором их успешного вовлечения в преступную среду;

- в-четвертых, способ вовлечения дает возможность спрогнозировать и предотвратить развитие преступной мотивации у несовершеннолетних в контексте совершения единичного преступления ими в будущем;

- в-пятых, способствует предотвращению укоренения преступных установок у лиц, не достигших возраста 18 лет, на фоне их вовлечения в совершение преступление, в том числе и на групповом уровне. Так как вовремя правильно установленный способ вовлечения способен охарактеризовать тип личности несовершеннолетнего, а равно виновного лица, и указать на проблемные вопросы в структуре личностного портрета.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что установление способа как неотъемлемый этап квалификации преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, лежит в основе предотвращения развития таких негативных тенденций среди молодежи и несовершеннолетних, как:

- приобщение к преступной среде и совершение единичного преступления в будущем ввиду укоренения в поведенческой воле криминальных установок и мотивов;

- передача криминального опыта сверстникам и распространение идей деструктивного толка;

- распространение групповой преступности несовершеннолетних ввиду успешного склонения к совершению общественно-опасных деяний в прошлом и проявлении интереса к криминальному миру на ранних стадиях;

- увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на фоне усиления риска криминальной пораженности таких лиц ввиду предшествующего вовлечения в преступление со стороны взрослого лица.

В частности, в качестве одного из этапов, способствующих формированию мер профилактической и предупредительной работы, как раз и выступает правильная квалификация уголовного дела. Поэтому

способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления как неотъемлемый элемент состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, должен в полной мере устанавливаться на досудебных стадиях и четко отражаться судом на стадии вынесения приговора без использования «обширного толкования», «размытых дефиниций» и злоупотребления категорией «иным способом» без его конкретизации.

Более того, необходимо строго устанавливать все детали, отражающие характер взаимоотношений между вовлекателем и несовершеннолетним, все мотивы, причины и условия совершенного преступления4, в целях:

- всестороннего анализа механизма преступного поведения каждого из них;

- учета мотивационных особенностей личности виновного и несовершеннолетнего;

- выявления основных детерминантов указанного рода преступности, способствующих рецидиву;

- оценки степени криминальной пора-женности индивида и укоренения преступных мотивов в его сознании и поведенческой воле.

Все эти элементы необходимы для разработки мер профилактического и предупредительного характера, в том числе основанных на психологическом, социальном и культурном воздействии. Кроме того способствуют выработке индивидуального подхода к несовершеннолетним с учетом имеющегося у них криминального опыта на фоне предшествующего вовлечения и снижения возможности распространения криминальных идей ими среди сверстников, а также отсутствия реализации умысла на совершение единичного или группового преступления в будущем, в том числе тяжкого или особо тяжкого.

4 Постановление Пленума Верховного Суща РФ от 01.02.2011 .№1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110315/ (дата обращения: 08.06.2024).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коровин, Е.П., Бавсун, М.В., Попов, П.В. Проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Сибирское юридическое обозрение. 2015. №2 (27). С. 56-61.

2. Майоров, А.В. Криминализация вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность // Социальное управление. 2023. Т.5. №12. С. 566-573. URL: https://smgmt.ru/ index.php/smgmt/article/view/145 (дата обращения: 03.06.2024).

3. Медведева, Д.Д. Вовлечение несовершеннолетних в преступную среду как уголовно-правовая категория: вопросы теории и практики // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. №2 (41).

4. Набатова, Е.А., Пырьева, Е.И. Способы совершения вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2018. № 1(5). С. 99-105.

5. Пудовочкин, Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 293 с.

6. Савина, Н.Н. Личностные факторы криминального поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №2 (81). С. 174-180. D0I:10.24411/1999-6241-2020-12008

7. Тюлина, А.С. Способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник материалов. Воронеж. Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 202-204.

8. Харламова, А.А. К вопросу о способе вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №2 (70). С. 77-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шустикова, М.В. Преступность несовершеннолетних в современном обществе // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 4(7). С. 151157.

REFERENCES

1. Korovin, E.P., Bavsun, M.V., Popov, P.V. Problems of qualification of involvement of a minor in the commission of a crime // Siberian Legal Review. 2015. No.2 (27). Р. 56-61.

2. Mayorov, A.V. Criminalization of the involvement of minors in criminal activity // Social management. 2023. Vol.5. No.12. pp. 566-573. URL: https://smgmt.ru/index.php/smgmt/article/view/ 145 (date of address: 03.06.2024).

3. Medvedeva, D.D. Involvement of minors in the criminal environment as a criminal-legal category: issues of theory and practice // Law and order: history, theory, practice. 2024. No.2 (41).

4. Nabatova, E.A., Pyrieva, E.I. Ways of committing the involvement of a minor in the commission of a crime // Criminal and procedural protection of the rights and legitimate interests of minors. 2018. No. 1(5). Р. 99-105.

5. Pudovochkin, Y.E. Responsibility for crimes against minors under Russian criminal law. SPb.: Legal Center Press, 2002. 293 p.

6. Savina, N.N. Personality factors of criminal behavior of teenagers // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. No.2 (81). pp. 174-180. D0I:10.24411/1999-6241-2020-12008

7. Tyulina, A. S. Ways of involvement of a minor in committing a crime // Crime in the CIS: problems

of prevention and detection of crimes: collection of materials. Voronezh. Voronezh Institute of the Ministry oflnternal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 202-204.

8. Kharlamova, A.A. To the question of the method of involving a minor in the commission of a crime // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No.2 (70). Р. 77-82.

9. Shustikova, M.V. Juvenile delinquency in modern society // Scientific digest of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4(7). Р. 151-157.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Медведева Дарья Дмитриевна, документовед канцелярии оперативно-разыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Челябинской области; аспирант кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: ms.drenka@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Darya D. Medvedeva, documentologist of the Office of the Operational investigative part of the internal Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region, postgraduate student of the Department of Prosecutorial Supervision and Organization ofLaw Enforcement, Institute of Law, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ms.drenka@mail.ru

Конфликт интересов отсутствует.

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 01.06.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 10.06.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.