Научная статья Original article
УДК 343.121.5
DOI 10.33184/pravgos-2024.2.14
ЧЕБУРЁНКОВ Александр Анатольевич
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Россия,
e-mail: [email protected]
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
CRIMINALISTIC PROBLEMS OF DETERMINING THE NEGATIVE INFLUENCE OF ADULTS ON MINORS WITH A VIEW TO INVOLVING THEM IN THE COMMISSION OF CRIMES
CHEBURENKOV Alexandr Anatolievich
Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk, Russia.
Аннотация. Осуществляемое в различных формах негативное влияние взрослых лиц на несовершеннолетних с целью вовлечения их в совершение преступлений образует самостоятельныйсоставуголовно наказуемого деяния (ст. 150 УК РФ), а также включается в число основных факторов, вызывающих противоправную активность несовершеннолетних. Механизм такого влияния достаточно сложен и специфичен, его характер и особенности должны быть установлены при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ. Цель: обоснование особых подходов, разработка специальных криминалистических рекомендаций по установлению юридически значимых обстоятельств, связанных с негативным влиянием взрослых лиц на несовершеннолетних, по делам о вовлечении подростков в совершение преступлений. Методы: диалектический, логические, психологические, системно-деятель-ностный и структурно-функциональный. Результаты: предложены конкретные криминалистические средства и методы, обеспечивающие достоверное и полное установление обстоятельств негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних, на основе учета характерных свойств личности взрослого вовлекателя, специфики его взаимоотношений с подростком, способов и последствий оказания воздействия на несовершеннолетнего.
Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, негативное влияние взрослого, несовершеннолетний, подросток, взрослый, вов-лекатель,установление обстоятельств вовлечения
Для цитирования: Чебурёнков А.А. Криминалистические проблемы установления негативного влияния взрослых на несовершеннолетних с целью вовлечения их в совершение преступлений / А.А. Чебурёнков. -DOI 10.33184/pravgos-2024.2.14 // Правовое государство: теория и практика. - 2024. - № 2. - С. 103-114.
Abstract. The negative influence exerted by adults on minors in various forms with a view to involving them in the commission of crimes forms an independent corpus delicti (Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation) and is also included among the main factors causing the unlawful activity of minors. The mechanism of such influence is quite complex and specific, its nature and features should be determined in the investigation of crimes under Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation. Purpose: to justify special approaches and develop special criminalistic recommendations for determining legally significant circumstances related to the negative influence of adults on minors in cases of their involvement in the commission of crimes. Methods: dialectical, logical, psychological, system-activity and structural-functional. Results: the article proposes concrete criminalistic means and methods providing reliable and complete establishment of circumstances of negative influence of adults on minors based on taking into account characteristic properties of the personality of the adult involveer, specificity of his relationship with the adolescent, ways and consequences of influence on the minor.
Keywords: involving minors in committing crimes, adult's negative influence, minor, adolescent, adult, involveer, establishment of circumstances of involvement
For citation: Cheburenkov A.A Criminalistic problems of determining the negative influence of adults on minors with a view to involving them in the commission of crimes. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2024, no. 2, pp. 103-114 (In Russian). DOI 10.33184/pravgos-2024.2.14.
© Чебурёнков А.А., 2024
103
Введение
Преступность несовершеннолетних - одна из форм антиобщественных явлений, с которой человечество борется на всем протяжении своей истории. Важность такой борьбы обусловливается отчетливым пониманием того, что несовершеннолетние - это будущее любой страны.
Успешному решению задачи воспитания каждого нового человека служит правильное функционирование и гармоничное взаимодействие всех элементов единой воспитательной системы нашего государства и общества. Любые пробелы в одном или нескольких звеньях системы воспитания могут стать серьезными условиями неблагоприятного формирования личности; их рано или поздно используют антиобщественные элементы [1, с. 48].
Криминологи, изучающие проблемы детерминации преступности несовершеннолетних, обоснованно отмечают отрицательное влияние взрослых в качестве одного из основных факторов, способствующих формированию личности несовершеннолетнего правонарушителя [2, с. 898-899; 3, с. 48]. В случаях, когда такими лицами оказываются родители и иные родственники подростка, несовершеннолетние могут испытывать постоянное отрицательное влияние, и в связи с родственными отношениями такие факты труднее устанавливаются. Особую опасность представляет разлагающее влияние на несовершеннолетних, оказываемое со стороны ранее судимых лиц и членов криминальных структур, которые способствуют привыканию подростков к противоправному поведению как образу жизни, усвоению ими криминальной субкультуры, подготовке из их числа пополнения для профессиональной преступности.
Законодатель учитывает возможность негативного влияния взрослых на несовершеннолетних как криминогенный фактор и указывает на необходимость его установления при производстве по уголовным делам о преступлениях с участием несовершеннолетних (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ).
В результате негативного влияния взрослых на детей и подростков причиняется значительный вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, несовершеннолетние
незаметно для себя или осознанно вступают на преступный путь. Здесь опасность представляет не только совершение несовершеннолетним определенного преступления как сиюминутный результат состоявшегося вовлечения, но и происходящие изменения правосознания и мировоззрения конкретного подростка, деформация его ценностных установок и жизненных ориентаций, формирование у подростка привычек и навыков противоправного поведения.
Если вследствие оказанного на подростка негативного влияния он совершает преступление, то государство, обеспечивая правовую защиту его интересов, применяет в отношении взрослых лиц, реализовавших подобное воздействие, предусмотренные законом меры ответственности. В число уголовно-правовых средств борьбы с опасными формами влияния на несовершеннолетних входит ст. 150 УК РФ, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Методологические основы исследования механизма негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних с целью вовлечения их в совершение преступлений
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления понимаются различные действия, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления, а также способствующие приобщению и подготовке его к противоправному поведению.
Чаще всего в процессе воздействия на несовершеннолетних с целью вовлечения их в совершение преступлений взрослыми лицами используются подкуп, обещание «сильного» покровительства, оказание других услуг, обман путем использования неведения и доверчивости подростка, убеждение, дача советов, спаивание подростков спиртными напитками, запугивание, физическое принуждение и др. Использование каждого способа носит ситуационный характер и обусловлено конкретными личностными свойствами взрослого и подростка, различными факторами и обстоятельствами.
104
Наибольшую степень общественной опасности имеет вовлечение несовершеннолетних в деятельность преступных групп, состоящих из подростков, или так называемых смешанных групп, в которых наряду с подростками состоят, а зачастую и руководят ими взрослые преступники.
Проведенные исследования механизма вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений выявили определенные закономерности в действиях взрослых лиц - вовлека-телей, имеющие криминалистическое значение.
Отмечаемые в литературе особенности психологической характеристики несовершеннолетних (недостаток жизненного опыта, неустойчивость волевых качеств, невысокий уровень критичности мышления, повышенная эмоциональность, чрезмерная зависимость поведения от оценок и мнений окружающих, незавершенность формирования привычки сдерживаться, отсутствие навыков всесторонне оценивать ситуацию и др.) обусловливают их податливость к негативным воздействиям, которая умело используется взрослыми с целью вовлечения подростков в совершение преступлений.
Ключевыми свойствами личности несовершеннолетних, активно используемыми в механизме их вовлечения в совершение преступлений, можно признать повышенную восприимчивость к внушению и склонность к подражанию. С раннего детства ребенок, соприкасаясь с предметами, окружающими людьми и подражая им, воспринимает определенный социальный опыт, социализируется. Каждый подросток стремится к самоутверждению, желает стать самостоятельным и успешным. Именно подражание помогает ему достигать этой цели, способствуя выработке сложного социального поведения [4, с. 126].
Вместе с тем в силу отсутствия необходимой социальной практики в выборе объекта подражания, недостатка критичности мышления подростка нередко «захватывает» внешняя сторона поведения людей, непосредственно воспринимаемые свойства личности. Действительная сущность, внутреннее наполнение поступков людей, их подлинные цели и мотивы не всегда четко осознаются несовершеннолетними. Поэтому подростки в определенных условиях (специально создаваемых или случайно сложившихся) начинают подражать социально отрицательным образцам поведения (которые,
к тому же, могут оказаться более яркими, привлекательными), слепо копировать подходы и отношения взрослых лиц, имеющих антиобщественные установки. При этом в силу неустойчивости нравственных позиций и убеждений подросток может искренне считать свои действия, не соответствующие правовым и нравственным требованиям, вполне допустимыми, оправдывая тем самым не только себя, но и взрослого, внушающего или поощряющего подобные представления.
Во многих случаях взрослый вовлекатель, как в известной мере знаток психологии подростков, понимает, каким образом усилить симпатии и доверие конкретного вовлекаемого, умело использует его привязанности, увлечения, привычки, слабости, возбуждает нездоровые желания, потребности, интересы и т. д. Могут предприниматься попытки включить подростка в трудную жизненную ситуацию, в которой он будет вынужден совершить преступление. Нельзя исключать случаи провоцирования подростка, когда он совершает противоправные действия даже не потому, что желает их совершить, а чтобы не оказаться трусом, предателем в кругу сверстников. В случаях неэффективности перечисленных способов вовлекатель нередко прибегает к угрозам или прямому насилию.
Негативное влияние взрослых правонарушителей не только способствует совершению преступлений подростками, но и нередко придает их противоправным действиям более организованный и дерзкий характер. Под руководством взрослых подростки способны более тщательно подготовить конкретное преступление, умело скрыть следы его совершения, решиться на совершение серии преступлений и т. п. В данных вопросах наиболее квалифицированную «помощь» способны оказать лица, ранее судимые, а также рецидивисты, обладающие богатым криминальным опытом и передающие его несовершеннолетним. Такие вов-лекатели представляют особую опасность.
В совершение преступлений чаще всего вовлекаются те несовершеннолетние, за которыми отсутствуют или ослаблены контроль и надзор. Невыполнение семьей, образовательными учреждениями воспитательных функций в отношении детей, отсутствие контроля за фактическим поведением подростков при-
105
водят к тому, что безнадзорные несовершеннолетние подпадают под отрицательное влияние взрослых и используются для достижения криминальных целей.
Наряду с этим фиксируется тенденция интенсивного вовлечения в преступную деятельность подростков из относительно благополучных в социальном смысле и обеспеченных семей, отмечается высокая степень готовности таких несовершеннолетних к совершению различных преступлений. В данном случае факторами, способствующими вовлечению, выступают привлекательность высоких жизненных стандартов, неограниченность финансовых возможностей родителей, доступность многих форм проведения досуга, граничащих с нарушением установленных правил поведения, уверенность в безнаказанности ввиду высокого статуса родителей и др.
Установлено, что значительная часть несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступлений, отличалась предшествующим довольно устойчивым антиобщественным поведением. Такие подростки, как правило, легче поддаются негативному влиянию со стороны взрослых, и, кроме того, именно о них взрослые вовлекатели стремятся получить необходимую информацию и установить личностный контакт. Здесь первоисточником вредных влияний не всегда является взрослый.
Вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений может предшествовать склонение их сначала к совершению антиобщественных действий (распитие спиртных напитков, употребление наркотических и одурманивающих веществ, занятие попрошайничеством, проституцией и т. д.). В этом случае можно утверждать, что имеет место своеобразная «подготовка» несовершеннолетнего к преступной деятельности, что придает действиям, предпринимаемым вовлекателем, более целенаправленный и системный характер, одновременно затрудняя их разоблачение.
При изучении механизма вовлечения несовершеннолетних в криминогенные группы с целью совершения преступлений следует учитывать влияние, которое способна оказать такая группа. Совместное времяпрепровождение и общение подростка с чле-
нами группы, подчинение установленным в группе правилам, жесткий контроль со стороны лидера способствуют более быстрой внутренней переориентации личности несовершеннолетнего, существенно облегчают и ускоряют процесс негативного влияния на конкретного подростка.
Негативное воздействие взрослых лиц на несовершеннолетних может преследовать следующие цели:
1) превратить несовершеннолетнего в соучастника по одному или нескольким конкретным задуманным взрослым преступлениям;
2) использовать помощь несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, в конкретном эпизоде совершения задуманного взрослым преступления;
3) подтолкнуть несовершеннолетнего к совершению самостоятельных преступных действий с целью извлечения той или иной выгоды для себя;
4) организовать преступную группу из несовершеннолетних и руководить их противоправной деятельностью или ввести несовершеннолетних в качестве новых членов в уже созданную преступную группу с участием взрослых;
5) вовлечь несовершеннолетнего в совместное антиобщественное поведение с целью использовать его в последующем для совершения преступления.
В большинстве случаев вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений -длящийся процесс, занимающий определенный период времени. Могут быть выделены отдельные его этапы: знакомство взрослого с несовершеннолетним; налаживание и укрепление отношений между ними; целенаправленное психологическое воздействие на несовершеннолетнего; втягивание подростка в совершение незначительных антиобщественных действий; подготовка подростка к совершению конкретного преступления; непосредственное совершение с участием несовершеннолетнего преступления или совершение несовершеннолетним преступления самостоятельно; вовлечение несовершеннолетнего в другие преступления, организованную преступную деятельность и т. д. Каждому этапу свойственны свои особенности, проявляющиеся вовне признаки и типичные последствия поведения его участников.
106
Криминалистические аспекты доказывания негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних в ходе расследования дел о вовлечении их в совершение преступлений
Выяснение роли взрослого в инициировании, подготовке и совершении преступлений несовершеннолетних должно стать обязательным условием полного и всестороннего расследования и судебного рассмотрения каждого уголовного дела о преступлениях указанного вида. Это обстоятельство не только имеет самостоятельное уголовно-правовое значение, но должно учитываться в профилактической деятельности следователя как причина совершения несовершеннолетним конкретного преступления. Неустановление данного обстоятельства в следственно-судебной практике рассматривается как существенный недостаток, не позволяющий правильно разрешить конкретное дело.
При изучении фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений в рамках анализа обстоятельств, указывающих на наличие признаков состава данного преступления, должны быть установлены: личность и действительная роль взрослого, совершенные им конкретные действия по вовлечению, последствия его противоправного поведения.
На практике следователи, изучая факт совершения какого-либо преступления, совершенного несовершеннолетним, либо совместного совершения преступления взрослым и несовершеннолетним, не всегда выясняют наличие или отсутствие отрицательного влияния взрослых лиц на поведение несовершеннолетнего, совершившего преступление. Это ведет к тому, что не появляются достаточные основания для возбуждения уголовного дела по ст. 150 УК РФ [5, с. 29-30], в итоге взрослые преступники не выявляются и не привлекаются к уголовной ответственности. Впоследствии они могут вовлекать в преступную деятельность новых подростков, подготавливать и совершать с вовлекаемыми более тяжкие преступления.
Наряду с этим определенное распространение получил и другой вид ошибок, когда устанавливается факт совместных действий подростка и взрослого, а вовлекательская
роль последнего презюмируется (объективное вменение) [6, с. 51]. При этом конкретные действия взрослого лица, характер и степень его влияния на несовершеннолетнего, как правило, глубоко не выясняются, что снижает профилактические возможности следственных и судебных органов.
Нередко уголовные дела возбуждаются и расследуются не по ст. 150 УК РФ, а по другим эпизодам преступной деятельности взрослых лиц, используемых в качестве «под-страховочных» составов преступлений, а уже потом, при предъявлении взрослому вовле-кателю окончательного обвинения, следователи вменяют ему в вину также и содеянное по ст. 150 УК РФ [5, с. 27].
В этой связи необходимо особое внимание уделять установлению факта негативного влияния взрослого лица на конкретного несовершеннолетнего. Такое влияние может иметь различный характер, осуществляться разными способами, но в итоге направлено на то, чтобы подросток встал на преступный путь. В криминалистическом плане, однако, существенное значение приобретает степень конкретизации оказываемого на подростка влияния, поскольку она обусловливает возможность и способы выявления и фиксации наступивших (возможных) последствий противоправного поведения взрослого вовлекателя.
Соответствующее влияние может выражаться в общей психологической обработке подростка в направлении приобщения его к противоправному образу жизни, формировании у него антисоциальных установок. Вовле-катель при этом использует как физические, так и интеллектуальные (информационные) способы воздействия на несовершеннолетнего и не всегда прямо предлагает подростку совершить преступление. В данной ситуации отсутствуют непосредственно воспринимаемые, материально фиксируемые последствия воздействия на подростка, поскольку они связаны с изменениями личностного, субъективного характера и прямо не влекут совершение подростком преступления. Доказывание имевшего место негативного влияния на подростка, реальности причиненного его развитию вреда здесь связано с известными трудностями.
Наряду с этим у несовершеннолетнего под влиянием взрослого вовлекателя может
107
быть сформирован самостоятельный умысел на совершение преступления либо подросток привлекается к совершению задуманного взрослым преступления. В этой ситуации следователь имеет дело с реальными преступными действиями взрослого и несовершеннолетнего участников, характеризующимися временными, пространственными и иными признаками, оставляющими изменения в окружающей материальной среде, которые можно зафиксировать, изъять и т. п.
Для признания установленным факта негативного влияния взрослого на несовершеннолетнего не имеет значения отрицательная характеристика личности подростка, его предшествовавшее антиобщественное поведение и т. п. В то же время соответствующие данные о несовершеннолетнем должны быть изучены в аспекте признания их криминогенным фактором, обусловившим в итоге успешное вовлечение подростка в совершение преступления.
Обстоятельства негативного влияния взрослого лица на конкретного несовершеннолетнего могут быть установлены различными способами, с использованием разных видов источников доказательственной информации. К числу таких источников относятся: показания несовершеннолетнего, показания взрослого вовлекателя, показания других соучастников преступления, показания свидетелей из числа ближайшего окружения подростка и взрослого лица, результаты осмотра места происшествия и обыска, документы, материалы медицинского освидетельствования несовершеннолетнего (если имеются основания предполагать, что его вовлечение в совершение преступления осуществлялось посредством физического насилия).
ОсобЕнности допроса лиц, располагающих сведениями о криминогенных фактах негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних
Основным источником доказательственной информации по делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений обычно являются показания самого несовершеннолетнего. Особое значение данных показаний обусловлено тем, что в них содержатся
важные сведения о том, где, когда и каким образом происходил процесс вовлечения. Ценность такого рода сведений, получаемых от несовершеннолетнего, повышается в связи с тем, что взрослые лица часто скрывают свою причастность к вовлечению и дают ложные показания, чтобы избежать уголовной ответственности.
По делу о преступлении, предусмотренном ст. 150 УК РФ, допрос несовершеннолетнего во многих случаях выступает незаменимым следственным действием. Планируя его производство, следователь должен учитывать процессуальный статус допрашиваемого, который не всегда может быть однозначно определен.
Очевидно, что в ситуации, когда вовлекаемый в совершение преступления является малолетним (не достигшим возраста 14 лет), он должен всегда признаваться потерпевшим от противоправных действий взрослого. Такие лица не способны правильно оценивать суть и значение своих поступков, которые они совершают под воздействием взрослого лица.
Если же вовлеченный в преступление подросток достиг 14-летнего возраста, то не может быть исключена возможность признания его обвиняемым. При решении данного вопроса предлагается учитывать специальные критерии: степень сформированности способностей противостоять отрицательному влиянию взрослых [6, с. 54-55], уровень и направленность развития несовершеннолетнего на момент вовлечения его в преступление (Ю.В. Пудовочкин). Первый критерий требует учитывать, насколько подросток, достигший определенного уровня физического и психического развития, мог противостоять влиянию взрослого вовлекателя и противостоял ли этому влиянию в действительности. Соответственно, в общем, по основным личностным характеристикам, подросток предполагается вполне способным противостоять отрицательному влиянию взрослых. Второй критерий исходит из признания подростка потерпевшим на основании причинения ему вреда или возможности причинения такого вреда. «Если развитие и воспитание несовершеннолетнего имели социально одобряемую направленность, то вовлечение его в преступление, несомненно, причиняет вред его развитию и служит основанием для признания несовершеннолетнего вовлекаемого потер-
108
певшим; в противном случае оснований для такого признания нет» [7, с. 109]. При этом совершение несовершеннолетним преступления вследствие негативного влияния взрослого вовлекателя предлагается рассматривать как смягчающее наказание обстоятельство (в соответствии с ч. 1 ст. 89 УК РФ влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц должно быть учтено при назначении наказания несовершеннолетнему).
На практике допрос несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления, обычно считается неотложным следственным действием, его рекомендуется проводить в самом начале расследования. Помимо информационно-доказательственного значения, такой допрос может разрешить внутренний эмоционально-нравственный конфликт подростка, который, в случае его разоблачения, как правило, эмоционально возбужден, его может тревожить боязнь огласки содеянного, страх перед родителями, опасение наказания. Кроме того, если такой допрос отложить, то взрослые вовлекатели и иные заинтересованные лица могут повлиять на подростка, уговорить его взять всю вину на себя, не выдавать вовлекателя и соучастников и т. п.
Выяснению данных о личности вовлека-теля и обстоятельств вовлечения в ходе допроса несовершеннолетнего должно быть уделено самое пристальное внимание. У подростка необходимо выяснить: кто из взрослых уговорил, предложил, вынудил его совершить конкретное преступление; при каких обстоятельствах произошло знакомство с этим лицом; кто был инициатором знакомства; каков был характер отношений, сложившихся у подростка с вовлекателем; в течение какого периода времени поддерживались эти отношения; чем подросток и взрослый занимались при встречах, о чем говорили; знал ли взрослый возраст подростка, из каких источников; почему подросток поддерживал отношения с вовлекателем, не предпринимались ли попытки прекратить их; как подросток характеризует взрослого вовлекателя; скрывалось ли знакомство с этим лицом, если да, то по какой причине; кто знал об отношениях подростка с взрослым вовлекателем и т. д.
Нередко несовершеннолетние отрицают факт вовлечения их в совершение преступле-
ний или заявляют, что вовлекатель им незнаком. В этой ситуации требуется выяснить причины дачи подростком таких показаний (это может быть страх, ложное чувство товарищества, родственные связи и др.) и, по возможности, попытаться их устранить. Так, если подросток опасается мести со стороны взрослого вовлекателя, целесообразно ему разъяснить, что названное им лицо не представляет опасности, поскольку при выявлении оно будет привлечено к ответственности. В случае ареста взрослого вовлекателя можно сообщить об этом несовершеннолетнему перед началом допроса.
В случаях, когда подросток, рассказывая о факте вовлечения, не называет взрослого вовлекателя, потому что не знает его фамилии или иных данных, по которым можно установить виновного, рекомендуется получить от допрашиваемого как можно более подробные сведения о внешности предполагаемого вовлекателя, круге знакомых подростка, его родственниках, которые могут указать на вовлекателя, и др.
Для преодоления нежелания подростка выдать взрослого вовлекателя или раскрыть его действительную роль в преступлении могут быть использованы такие тактические приемы, как демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах вовлечения и личности вовлекателя, использование положительных качеств несовершеннолетнего, разъяснение ему в доступной форме значения чистосердечного признания и др.
Несовершеннолетнему надо раскрыть истинное лицо взрослого вовлекателя, действия которого не имеют ничего общего с товариществом, дружбой, а преследуют эгоистические, корыстные или иные противоправные цели. Особо стоит указать на противоправный или безнравственный характер совместных действий подростка и взрослого.
Если в ходе допроса при свободном рассказе подросток обходит роль взрослого в совершенном преступлении, рекомендуется постановка перед ним детализирующих вопросов, направленных на выявление всех обстоятельств вовлечения, включая периоды знакомства с вовлекателем, совместные действия и т. д.
В ситуации, когда подросток продолжает скрывать подлинную роль взрослого, реко-
109
мендуется использовать приемы, связанные с предъявлением доказательств, изобличающих взрослого вовлекателя. Однако при этом, учитывая, что подросток не всегда может уяснить весомость конкретных фактических сведений и их доказательственное значение, необходимо разъяснить соответствующие моменты несовершеннолетнему.
Важные сведения, касающиеся обстоятельств вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, могут сообщить свидетели, которыми могут быть: очевидцы конкретных действий по вовлечению; лица, осведомленные о личности, условиях жизни и воспитания подростка (родители, родственники, соседи, педагоги, воспитатели, друзья и др.); лица, осведомленные о личности взрослого, формировании у него умысла и мотива на вовлечение; лица, могущие сообщить информацию об условиях, способствовавших вовлечению (сотрудники органов опеки, инспекций по делам несовершеннолетних и защите их прав, жилищно-коммунальных служб, учебных заведений и т. д.). Круг лиц, которых необходимо допросить в качестве свидетелей, устанавливается в ходе допроса несовершеннолетнего, путем изучения характеризующих его документов и в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В процессе допроса свидетелей должна быть поставлена задача выяснить, с кем из взрослых общался несовершеннолетний, каковы известные обстоятельства их знакомства, характер и продолжительность их отношений, чем занимаются взрослые, с которыми общается подросток, где и с какой целью они бывают вместе и т. п.
В ситуации отсутствия сведений о личности взрослого вовлекателя у свидетелей следует выяснить, какие лица, по их мнению, могли отрицательно воздействовать на подростка и склонить его к вхождению в преступную группу, совершению преступления и т. п.
С целью наиболее полного изучения механизма негативного влияния на несовершеннолетнего у свидетелей необходимо выяснить данные, характеризующие личность конкретного подростка, условия его жизни и воспитания, круг его интересов, особенности поведения в различных ситуациях и др.
В литературе указывается на специфическую черту допросов свидетелей по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних, в качестве которых выступают родители, родственники, близкие детей и подростков, заключающуюся в необходимости учета имеющихся родственных, семейных и иных такого рода связей взрослого допрашиваемого с конкретным несовершеннолетним. Это обстоятельство непосредственно влияет на правдивость показаний допрашиваемых лиц из указанной категории свидетелей. Нередко они умалчивают об отдельных имеющих значение для дела сведениях. Иногда они пытаются скрыть или приукрасить собственную неблаговидную роль в содеянном. Возможен сговор с родителями подростка или иными участниками преступления с целью скрыть, исказить истинные обстоятельства совершенного [8, с. 215]. Основываясь на данной особенности, следователю необходимо своевременно выявлять у конкретного свидетеля имеющуюся заинтересованность и с помощью определенных тактических приемов изобличать таких лиц в сообщении ложных сведений по делу.
Производство следственных действий, связанных с собиранием вещественных доказательств о криминогенных фактах негативного влияния взрослого лица на несовершеннолетнего
Помимо показаний несовершеннолетних потерпевших, обвиняемых и свидетелей в доказывании обстоятельств дела, по которому установлено или предполагается участие несовершеннолетних, существенную роль играют материальные источники информации, например обстановка места происшествия. Так, при осмотре места, где было совершено преступление, могут быть обнаружены определенные обстоятельства, указывающие на наличие взрослого подстрекателя, организатора или соисполнителя:
1) обнаружение преступления, совершенного ухищренным способом (с применением различных воровских приспособлений);
2) отсутствие на месте происшествия видимого беспорядка и в то же время отбор пре-
110
ступниками определенных ценных или иных вещей, не находящихся на виду или спрятанных в определенном месте (это свидетельствует об осведомленности преступника о месте их нахождения, что не характерно для подростков);
3) отбор преступником определенных вещей при нетронутости тех, которые чаще всего интересуют несовершеннолетних (например, из магазина похищена бытовая техника, но не тронуты лежащие рядом мобильные телефоны, иные гаджеты, в том числе последних моделей);
4) размеры следов (рук, ног и др.), особенности механизма их образования (дорожка следов ног, отражающая специфику походки подростков, следы на вертикальных поверхностях, указывающие на рост преступника, и др.);
5) характер действий преступников. Например, перемещение значительных тяжестей свидетельствует о том, что в преступлении, возможно, участвовал человек, обладающий значительной физической силой; наоборот, проникновение в помещение через небольшой проем или форточку говорит об участии в преступлении подростка.
На возможность участия взрослого в преступлении, совершенном подростком, могут также указывать: несоответствие объяснений несовершеннолетнего о способе проникновения в помещение данным следственного осмотра; значительное количество похищенного, большие габариты и вес похищенных вещей; следы использования преступником автомашины и т. д. [9, с. 61-62; 10, с. 191].
Определенные данные для установления обстоятельств оказания на несовершеннолетнего отрицательного влияния может дать осмотр мест предполагаемых встреч подростка с взрослыми лицами (например, места, где они совместно употребляли спиртные напитки или наркотические средства, осуществляли подготовительные действия к преступлению).
Важным средством изобличения взрослого в негативном влиянии на несовершеннолетнего выступает обыск, проводимый как у вовлекателя, так и у подростка (по месту жительства, работы или учебы этих лиц).
Обыск может дать доказательства: знакомства и контактов вовлекателя и подростка (дневник, записи адресов и телефонов, переписка, наличие у одного вещей, принадлежа-
щих другому); антиобщественных взглядов и привычек (наркотики, иные запрещенные предметы); совершения преступления взрослым с участием несовершеннолетнего (видеозаписи, предметы и орудия со следами обоих соучастников и др.); подготовки и совершения еще неизвестных эпизодов преступлений и иных антиобщественных действий (оружие, воровские приспособления, деньги, похищенные и разыскиваемые вещи, предметы и следы, свидетельствующие о том, что обыскиваемый занимается преступной деятельностью, и т. д.) [9, с. 63; 10, с. 195].
ТАктико-психологичЕскиЕ особенности допроса лица, подозреваемого в оказании негативного влияния на несовершеннолетнего с целью вовлечения его в совершение преступления
Особую сложность по делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений представляет допрос взрослых лиц, которые склонили подростка к противоправному поведению. Обычно эти лица сначала отрицают причастность к вовлечению конкретного несовершеннолетнего в преступление. В этой связи заслуживает внимания предложенный в литературе подход к допросу взрослого вов-лекателя, в соответствии с которым целесообразно попытаться выяснить общие сведения, характеризующие личность предполагаемого вовлекателя (с учетом того, что негативное влияние на несовершеннолетних нередко выступает продолжением общего отрицательного поведения взрослого в быту, на работе и т. д.), особенности его взаимоотношений с несовершеннолетними детьми, друзьями и др., а также общую «картину» преступления, совершенного взрослым с участием несовершеннолетнего. Чтобы взрослый соучастник не насторожился, не следует сразу же ставить перед ним вопрос об обстоятельствах вовлечения конкретного подростка в совершение преступления. Факты, подтверждающие такое вовлечение, рекомендуется устанавливать косвенным путем, выясняя у допрашиваемого такие детали, которые, по его мнению, не усугубляют его вины, но имеют определенное значение для
111
доказывания виновного поведения вовлека-теля (например, что перед совершением преступления взрослый вовлекатель распивал с подростком алкогольные напитки).
Нередко вовлекатель признает, что совместно с несовершеннолетним совершил преступление, но отрицает сам факт вовлечения, ссылаясь на равноправное участие или инициативу подростка. В ряде случаев, как показывает практика, такого рода утверждения могут соответствовать действительности, поэтому они должны быть тщательно проверены.
Одним из аргументов, используемых взрослыми вовлекателями с целью своего оправдания, является утверждение о том, что подросток, по их мнению, достиг совершеннолетия. Здесь следователь может использовать имеющиеся объективные доказательства того, что взрослый определенно знал (или сознательно допускал) реальный возраст подростка: сообщение самого подростка о своем возрасте, внешний вид подростка, родственные отношения, давнее знакомство, совместная учеба или работа с другими несовершеннолетними или с родителями подростка, взрослый видел личные документы несовершеннолетнего и т. д. По поводу такого рода доказательств допрашиваемому должны быть заданы вопросы, а полученные ответы надлежит сопоставить с данными подростком показаниями (что он говорил о своем возрасте взрослому) и показаниями иных осведомленных лиц. В ситуации, когда взрослый был убежден, что вовлекаемый - совершеннолетний (на основе утверждений подростка или по его индивидуальным свойствам - телосложению, росту, интеллектуальному развитию), будет иметь место добросовестное заблуждение виновного.
В то же время следует исходить из того, что даже подтверждение взрослым лицом факта знакомства и совместных действий с подростком не должно становиться основанием для преждевременного вывода о доказанности вины этого лица. Отождествление факта знакомства и совместных действий с фактом вовлечения подростка в совершение преступления может привести к ошибке и объективному вменению.
На практике взрослые лица, изобличенные в ходе предварительного расследования в негативном влиянии на несовершеннолет-
него, могут впоследствии в судебном разбирательстве отказаться от своих признательных показаний. Для того чтобы предупредить такой исход, следователю необходимо создать определенный «запас прочности» показаний обвиняемого путем подтверждения их другими доказательствами.
Документальные источники информации о криминогенных фактах негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних
Значительные возможности для проверки версии о негативном влиянии взрослых на несовершеннолетнего с целью вовлечения его в совершение преступления предоставляет истребование и изучение следователем необходимых документов. В частности, следует получить подробные характеристики: на взрослого, обвиняемого в вовлечении, -с места работы и жительства; на несовершеннолетнего - с места его учебы или работы и жительства (при этом важно, чтобы характеристики содержали информацию в необходимом объеме и подписывались компетентными лицами; рекомендуется также использовать характеристики, полученные из нескольких независимых источников).
Целесообразно запросить справки о том, не состояли ли взрослый и подросток на профилактических учетах, не находятся ли под административным надзором и т. п.
В число документов, изобличающих взрослое лицо в негативном влиянии на конкретного несовершеннолетнего, могут быть включены личные дневники предполагаемого вовлекателя, его переписка с подростком и т. п. Содержание такого рода документов может подтверждать, в частности, факт знакомства вовлекателя с подростком, осведомленность вовлекателя о несовершеннолетии подростка, обсуждение с ним плана подготавливаемого преступления.
Заключение
Установление и изучение негативного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних с целью вовлечения их в совершение пре-
112
ступлений - самостоятельная задача, которую следователь должен решить по каждому уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 150 УК РФ. Это необходимо как для привлечения к ответственности взрослого лица, виновного в оказании криминального воздействия на несовершеннолетнего, так и для принятия действенных мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Полное и достоверное установление обстоятельств негативного влияния взрослого лица на конкретного подростка обеспечивается путем реализации следователем комплекса процессуальных, криминалистических, органи-
зационных средств, в число которых включаются: допросы лиц, располагающих сведениями о криминогенных фактах негативного влияния взрослых на несовершеннолетних; следственные действия, связанные с собиранием вещественных доказательств таких фактов; допрос лица, подозреваемого в оказании негативного влияния на несовершеннолетнего; изучение документальных источников информации и т. д. Процесс применения указанных средств должен учитывать характерные свойства личности взрослого вовлекателя и несовершеннолетнего, специфику их взаимоотношений, особенности механизма воздействия на несовершеннолетнего, значимые ситуационные факторы.
Список источников
1. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение / науч. ред. Б.С. Волков, М.Д. Лысов. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1983. - 152 с.
2. Криминология : учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2017. - 1008 с.
3. Бельский А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский, Р.С. Ягодин // Российский следователь. -2015. - № 15. - С. 48-50.
4. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних / Г.М. Миньковский, А.П. Тузов. - Киев : Политиздат Украины, 1987. - 215 с.
5. Поликашина О.В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий / О.В. Поликашина. - Москва : Прометей, 2013. - 140 с.
6. Каневский Л.Л. Особенности предмета доказывания, планирования и организации взаимодействия по делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность и иные формы антиобщественного поведения / Л.Л. Каневский // Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение : сборник научных трудов. - Москва : Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1981. - С. 48-59.
7. Энциклопедия уголовного права. Т. 17. Преступления против семьи и несовершеннолетних. - Санкт-Петербург : Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011. - 544 с.
8. Куемжиева С.А. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних / С.А. Куемжиева. - Москва : Юрлитинформ, 2018. - 264 с.
9. Гуковская Н.И. Особенности следственных действий, связанных с собиранием вещественных доказательств и документов по делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность и иные формы антиобщественного поведения / Н.И. Гуковская, М.Н. Поляков // Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение : сборник научных трудов. - Москва : Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1981. - С. 60-71.
References
1. Volkov B.S., Lysov M.D. (eds.). Juvenile delinquency and its prevention. Kazan University Publ., 1983. 152 p.
2. Dolgova A.I. (ed.). Criminology. 4th ed. Moscow, Norma: INFRA-M Publ., 2017. 1008 p.
3. Belsky A.I., Yagodin R.S. Criminological characteristics of the personality of a juvenile criminal. Rossijskij sledovatel' = Russian Investigator, 2015, no. 15, pp. 48-50. (In Russian).
4. Minkovsky G.M., Tuzov A.P. Prevention of delinquency among minors. Kyiv, Politizdat Ukrainy Publ., 1987. 215 p.
5. Polikashina O.V. Preventing the involvement of minors in committing crimes and antisocial actions. Moscow, Prometej Publ., 2013. 140 p.
6. Kanevsky L.L. Features of the subject of proof, planning and organization of interaction in cases of involving minors in criminal activity and other forms of antisocial behavior. Problems of combating the involvement of minors in antisocial behavior. Collection of scientific papers. All-Union Institute for the Study of the Causes and Development of Crime Prevention Measures Publ., 1981, pp. 48-59. (In Russian).
7. Encyclopedia of criminal law. Saint Petersburg, Publ. by Prof. Malinin, 2011. Vol. 17. 544 p.
8. Kuemzhieva S.A. Methodology for investigating crimes against family and minors. Moscow, Yurlitinform Publ., 2018. 264 p.
9. Gukovskaya N.I., Polyakov M.N. Features of investigative actions related to the collection of material evidence and documents in cases of involvement of minors in criminal activity and other forms of antisocial behavior. Problems of combating the involvement of minors in antisocial behavior. Collection of scientific works. All-Union Institute for the Study of the Causes and Development of Crime Prevention Measures Publ., 1981, pp. 60-71. (In Russian).
113
10. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский. - Красноярск : Изд-во Красноярского университета, 1991. - 288 с.
10. Kanevsky L.L. Criminalistic problems of investigation and prevention of juvenile crimes. Krasnoyarsk University Publ., 1991. 288 p.
Информация об авторе
Чебурёнков Александр Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса. Information about the Author
Cheburenkov Alexandr Anatolievich - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminal Law and Procedure.
Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 23.04.2024; принята к публикации 24.04.2024. The article was submitted 20.03.2024; approved after reviewing 23.04.2024; accepted for publication 24.04.2024.
114