_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ НА ИЖДИВЕНИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ЧУРСИНА Антонина Сергеевна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Законодательство Республики Казахстан связывает возникновение тех или иных правоотношений с фактом нахождения одного лица на иждивении другого. В статье рассматривается иждивение как юридический факт при наследовании, для обеспечения имущественных прав нетрудоспособных иждивенцев, в частности, граждан, совместно проживающих в фактических брачных отношениях с наследодателем. Также проанализированы основания установления факта нахождения на иждивении для получения выплаты, в связи с гибелью кормильца.
Abstract. The legislation of the Republic of Kazakhstan connects the occurrence of certain legal relations with the fact that one person is dependent on another. The article considers dependency as a legal fact upon inheritance, to ensure the property rights of disabled dependents, in particular, citizens living together in an actual marriage with the testator. Also analyzed are the grounds for establishing the fact of being dependent to receive payment in connection with the death of the breadwinner.
Ключевые слова: иждивение, Республика Казахстан, нетрудоспособные, срок, суд, наследование, выплаты, фактические брачные отношения, национальная валюта Казахстана (тенге), содержание, постоянный и основной источник средств существования, юридический факт, потеря кормильца, члены семьи.
Keywords: dependency, Republic of Kazakhstan, incapable of work, term, court, inheritance, payments, actual marriage, national currency of Kazakhstan (tenge), maintenance, permanent and main source of livelihood, legal fact, loss of a bread-winner, family members.
Законодательство Республики Казахстан связывает возникновение тех или иных правоотношений с фактом нахождения одного лица на иждивении другого. К таковым, например, относятся отношения по наследованию, получению пособия, страховых выплат, предоставлению льгот военнослужащим на жилье или по оплате стоимости аренды жилья.
В предусмотренных законом случаях, наследственное право Казахстана обеспечивает интересы нетрудоспособных иждивенцев.
Пункт 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Республики Казахстан [1] (далее - ГК РК) предусматривает условия для установления факта нахождения на иждивении лиц, относящихся к наследникам по закону первой, второй, третьей и последующих очередей, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию. Существенное значение имеют нетрудоспособность лица, ко дню смерти наследодателя и нахождение на иждивении в течение года или более длительного времени до дня его смерти. Установленный факт иждивения изменяет очередность наследования.
Если ко дню открытия наследства, лицо не входило в круг наследников, при определении иждивения, помимо двух основных условий, указанных в п. 1 ст. 1068 ГК РК, дополнительным критерием доказывания, согласно п. 2 ст. 1068 ГК РК, будет факт совместного проживания.
Показателен следующий, как представляется ошибочный казус. Так, в Енбекшиказахский районный суд Алматин-ской области обратилась Ш.Л.В. с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении. Ш.Л.В. указала, что в 2017 г. умер ее гражданский супруг К.А.Д., с которым она совместно проживала 32 года, от него имеет общего ребенка. Поскольку размер ее пенсионных выплат низкий (40 000 тенге), фактически находилась на иждивении К.А.Д., получавшего пенсию 70 000 - 80 000 тенге, а также заработную плату в размере
170 000 - 180 000 тенге. Установление данного факта необходимо для получения наследства в виде квартиры и машины, так как юридически брак зарегистрирован не был [2].
Суд, отказывая в удовлетворении требований, посчитал, что юридический факт нахождения на иждивении наследодателя может быть установлен только в отношении лица, входящего в круг наследников по закону. Поскольку Ш.Л.В., являясь гражданской супругой (сожительницей) наследодателя, не входит в круг наследников по закону, то установление факта нахождения ее на иждивении умершего юридического значения не имеет, правовых последствий не влечет.
С подобными рассуждениями трудно согласится, поскольку судом неверно истолкованы материальные нормы ГК РК. Пункт 2 статьи 1068 ГК РК не предусматривает, что для наследования наследственной массы, нетрудоспособный иждивенец наследодателя должен состоять в родственных отношениях с умершим, то есть правом обладает любое лицо, доказавшее факт нетрудоспособности и факт нахождения на иждивении погибшего.
В частности, п. 2 ст. 1068 ГК РК применим для защиты имущественных прав граждан, совместно проживающих в фактических брачных отношениях с наследодателем.
Установление юридического факта нахождения на иждивении имеет юридический интерес для получения выплаты, в связи с гибелью лица. Согласно ст. 940 ГК РК в случае смерти гражданина, право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение содержания.
Нетрудоспособность определяется исходя из положений ст. 940 ГК РК и ст. 13 Закона РК от 16.09.1997 № 126-1 «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан» [3] (далее -Закон о пособиях).
Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Имеют место случаи, когда суд, отказывая в удовлетворении заявления об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга указывал, что заявитель вышла на пенсию по достижению пенсионного возраста, а не по болезни, то есть является трудоспособной. Однако, ст. 940 и ст. 13 Закона о пособиях императивно указывают, что нетрудоспособным членом семьи считается, в частности супруга, если она достигла пенсионного возраста.
В Республике Казахстан с 01.07.2001 пенсионные выплаты по возрасту назначаются мужчинам по достижении 63 лет, женщинам - 58 лет до 01.01.2018, с последующим ежегодным увеличением на полгода до 2027 года до достижения 63 лет [4] (на момент публикации статьи, с 01.01.2020 - по достижении 59,5 лет).
Одним из основных условий установления рассматриваемого юридического факта является получение помощи. При этом иждивенец может получать заработок, пенсию, стипендию или иные выплаты, которые не являются причиной отказа в признании лица таковым. В данном случае, как указал Верховный суд РК в нормативном постановлении от 28.06.2002 № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» необходимо выяснить, была ли помощь со стороны лица, предоставляющего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию.
Так, при рассмотрении заявления И.Г.Г. об установлении юридического факта нахождения на иждивении сына К.И.В., заявитель пояснила, что в результате несчастного случая произошедшего на производстве по вине работодателя ТОО «Т-м» погиб ее сын [5]. Ответственность работодателя по страхованию работников от несчастных случаев была застрахована АО «Компания по страхованию жизни «Азия Life». Установление данного факта необходимо для получения страховых выплат.
В удовлетворении заявления И.Г.Г. отказано, поскольку заявитель не находилась на полном содержании сына. В течение 12 месяцев, предшествовавших смерти К.И.В., заявитель имела самостоятельный источник дохода (пенсию) порядка 59 594 - 64 718 тенге, а заработная плата К.И.В. в этот же период времени составила 115 884 тенге. Таким образом, срав-
Библиография:
нивая доходы матери и сына суд отметил, то обстоятельство, что размер пенсии заявителя (примечание - почти в два раза) был незначительно ниже размера заработной платы К.И.В., не подтверждает факт нахождения на иждивении.
При аналогичных обстоятельствах, судом установлен факт иждивения. При этом, заявитель получала пенсию в размере 21 738 тенге, сумма заработной платы погибшего сына составляла 60 000 тенге. То есть данные обстоятельства указывали на то, что доход погибшего сына намного превышал размера пенсии матери, и являлся для нее основным источником средства для существования.
Немаловажным является установление материального состояния умершего гражданина, то есть имел ли он возможности нести бремя содержания другого лица. Достаточность денежных средств определяется исходя из величины прожиточного минимума [6], составляющего в 2016 г. - 22 859 тенге, в 2017 г. - 24 459 тенге, в 2018 г. - 28 284 тенге, в 2019 г. - 29 698 тенге.
Следовательно, при наличии документально подтвержденных сведений о доходе умершего лица ниже установленного размера прожиточного минимума, безосновательным будет утверждение о том, что данный доход для иждивенца, являлся основным источником существования.
Таким образом, для признания лиц, находившихся на иждивении в целях получения социальных выплат необходимо установление наличия нетрудоспособности лица, постоянства источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным.
Как показывает анализ судебной практики совместное проживание, ведение общего хозяйства, выделение денежных средств на содержание и ремонт жилища (причем, если предполагаемый иждивенец и умерший проживали совместно, и ремонт делался для обустройства уюта, быта, удовлетворения потребностей обоих), для приобретения бытовой техники и предметов быта (для совместного использования), для оплаты отдыха, поездок, для досуга, не могут свидетельствовать о том, что данные затраты являлись основным источником средств к существованию и безусловными доказательствами факта иждивения.
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 01.07.1999 № 409-I (с изм. и доп. по состоянию на 28.10.2019). URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 13.08.2019 г.)
2. Решение Енбекшиказахского районного суда Алматинской области от 27.11.2018 № 1940-18-00-2/2318. URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 13.08.2019 г.)
3. Закон Республики Казахстан от 16.06.1997 № 126-I «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 25.11.2019). URL: http://adilet.zan.kz/kaz (дата обращения: 13.08.2019 г.)
4. Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изм. и доп. на 24.04.2019). URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 13.08.2019 г.)
5. Решение Темиртауского городского суда Карагандинской области от 07.11.2018 № 3524-18-00-2/6608. URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 13.08.2019 г.)
6. Закон Республики Казахстан от 19.05.2015 № 314-V ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях». URL: http://adilet.zan.kz/kaz (дата обращения: 13.08.2019 г.)