Научная статья на тему 'УСТАНОВКИ И МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК НЕ ПЛАНИРУЮЩИХ БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ'

УСТАНОВКИ И МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК НЕ ПЛАНИРУЮЩИХ БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК / МОТИВАЦИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕЖИ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНОГО ИНСТИТУТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неупокоева Мария Николаевна

Путем использования методик и анкетного опроса выявление целей и мотивации современных девушек, взгляд на создание семьи и рождение детей. Перспективы на будущее и чем обусловлены данные установки у девушек, в возрасте 20-30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTALLATION AND MOTIVATION MODERN GIRL DO NOT PLAN TO MARRIAGE AND CHILDBEARING

By using the methods and questionnaire identifying the goals and motivation of modern girls look at a family and having children. Prospects for the future and what caused the data are girls, aged 20-30 years.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКИ И МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК НЕ ПЛАНИРУЮЩИХ БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ»

146

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015/ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСТАНОВКИ И МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК НЕ ПЛАНИРУЮЩИХ

БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Неупокоева Мария Николаевна

Студентка магистратуры (психология личности), Алтайский Государственный Университет, Барнаул

INSTALLATION AND MOTIVATION MODERN GIRL DO NOT PLAN TO MARRIAGE AND CHILDBEARING Neupokoeva Maria Nikolayevna, A student of Magistracy (personality psychology), Altai State University, Barnaul АННОТАЦИЯ

Путем использования методик и анкетного опроса выявление целей и мотивации современных девушек, взгляд на создание семьи и рождение детей. Перспективы на будущее и чем обусловлены данные установки у девушек, в возрасте 20-30 лет. ABSTRACT

By using the methods and questionnaire identifying the goals and motivation of modern girls look at a family and having children. Prospects for the future and what caused the data are girls, aged 20-30 years.

Ключевые слова: Развитие личности, позиции личности, перспективы современных девушек, мотивация и ценностные ориентиры молодежи, преобразования семейно-брачного института.

Keywords: The development of the individual, the individual position and prospects of modern girls, motivation and value orientations of youth, family and marital transformation of the institute.

В современном обществе, условия жизни диктуют свои правила. Кризисы и измененное отношение к институту семьи затрудняют правильность оценки целостной картины будущей жизни, задающей ощущение уверенности в настоящем и будущем. В настоящее время жизненные перспективы личности как клубок линий из поставленных целей и направлений к реализации себя, переплетающийся и завязанный не только на личностной самореализации, но и на ценностях семьи, профессиональной деятельности, карьеры, организации досуга и т.д. В нашем обществе происходит закономерная динамика преобразований семейно-брачного института и его вариаций в рамках социального развития в целом, которая обусловлена преобразованиями и изменениями в различных сферах: экономической, психологических, социальной, в культурном направлении.

Конечно многие авторы затрагивают эту тему в своих работах, так как вопрос очень актуален. Например, К.А. Абульханова-Славская в своей работе «Психология и сознание личности», где она рассматривает концепцию личности как субъекта жизненного пути, механизмы ее высших функциональных способностей, таких как: активность, временная организация и как эти способности определяют типологию личности и влияют на характер и становление личности, в русле школы Рубинштейна. Л.И. Божович в работе «Личность и ее формирование в детском возрасте», на основании исследований, проведенных в лаборатории института психологии АПН СССР, раскрывает условия и движущие силы формирования личности ребенка. Л.И. Божович работала над изучением наследия Л. С. Выготского, занималась проблемами волевого поведения и гармонического развития личности. В монографии А.А. Кроника и Е.И. Головахи «Психологическое время личности» представлена причинно-целевая концепция психологического времени на основе которой исследуется психологический возраст, механизмы временной саморегуляции личности, формы переживания прошлого, настоящего и будущего. А. В. Брушлинский в работе: «Проблемы психологии субъекта» предпринял по-

пытку обобщить некоторые работы, выполненные за последние годы в Институте Психологии РАН. Статьи автора, опубликованные с 1987 года, курсы лекций, читаемые автором с 1982 года на факультете психологии МГУ и в Московском Государственном Педагогическом Университете. Эти и другие работы помогают представить возможность о семейной жизни как картину в целом будущей семейной жизни во взаимосвязи с возможными расстановками и непредвиденными событиями, которые зависят от ценностных ориентаций и приемлемого стиля поведения в семейной жизни.

В настоящее время очень остро стоит проблема построения семьи перед молодыми девушками, вступающими во взрослую жизнь практически без знаний о традиционных ценностях института семьи, с размытыми представлениями о ролях, которые традиционно приписываются женщине в семье, модификация классических ценностей брака, целевых ориентаций в семейной сфере и т.д.

Крепкая семья является основой любого успешного развивающегося современного общества и залог прочного государства, заинтересованного в сохранении демографии, укреплении статуса своей страны, среди других государств. Ведь семья гарантирует развитие государства и Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее.

В наши дни девушки все чаще на первое место ставят профессиональную самореализацию, построение карьеры. У современной девушки происходит противопоставление важнейших жизненных стремлений - желания реализовать себя в карьере и желания иметь детей и полноценную семью. В связи с этим, многие молодые девушки откладывают рождение ребенка, на неопределенный срок, ставя перед собой другие приоритеты.

В связи с тем, что данная проблема стоит очень остро в современном обществе, многие авторы изучают этот вопрос. На основании которых и с использованием данной информации мною и было проведено эмпирическое исследование, направленное на рассмотрение таких

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015 / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

147

вопросов как: представления о перспективе брака и рождении ребенка, обусловленное спецификой содержания ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционального компонента; низкий уровень психологической готовности к созданию семьи и рождению ребенка у молодых девушек, в возрасте от 20-30 лет (группа 50 человек). Для комплексного анализа в работе использовались методы исследования: анализ вторичных источников по проблеме мотивации и установок молодых девушек не планирующих брак и рождение детей; анкетный опрос, психологическое тестирование (методика Е.Б. Фанталовой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном, методика родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, методика «Представление об идеальном родителе»); для обработки материала - математические методы анализа информации (факторный анализ, метод сравнения средних) с использованием компьютерной программы SPSS15.0.

С помощью проведенного эмпирического исследования можно оценить особенности ценностных ориента-ций, которые являются основополагающими для создания будущей семьи. Девушки, не планирующие рождение ребенка, большое значение придают «разнообразному времяпрепровождению» и «свободе как независимости в поступках и действиях». В то же время они достаточно холодно относятся к семейным ориентирам, как «любовь», «взаимопонимание», «доверие», «верность», «дети». Именно эти понятия характеризуют классическое понимание семьи как социального института.

Высокая значимость такой ценности как «материальное благосостояние» очевидна, так как девушки, изначально не планирующие брак и рождение детей, ставят в жизненную перспективу для себя - обеспеченное материальное будущее. Так же достаточно высоко девушки ценят «сексуальную удовлетворенность», что обусловлено их мотивацией к свободе отношений с партнером, не узаконенных официальным браком.

В результате применения метода факторного анализа ценности семейной жизни были выделены в четыре фактора.

Первый фактор - ценности гражданского брака: «общность интересов»; «материальное благосостояние»; «дети». Полученный фактор можно проинтерпретировать исходя из положения о том, что девушки, в планы которых не входит рождение ребенка, склонны к свободным отношениям в семье, и не придерживаются классических семейных ценностей, отвергая ценность рождения ребенка.

Второй фактор - ценность свободной любви: «свобода как независимость в поступках и действиях»; «любовь». Данный фактор показывает, что для девушек, не планирующих рождение ребенка, важную ценность семейной жизни представляет любовь, не ограничивающая их свободу.

Третий фактор - ценность совместного времяпровождения: «разнообразное времяпрепровождение»; «взаимопонимание. Важно сделать акцент именно на этом факторе, поскольку он непосредственно отражает те цели, которые преследуют девушки, которые не планируют рождение ребенка и создание семьи. Муж для них -это друг, с которым приятно проводить время, а семья место совместного проведения досуга.

Четвертый фактор - супружеская верность: «верность»; «сексуальная удовлетворенность». Данный фактор отражает представление девушек о верности в браке, по результатам которых, стало понятно, что большинство девушек ценят верность в браке больше, чем сексуальную удовлетворенность.

Таким образом, по результату исследования, представления молодых девушек о семье и детях, лежат четыре фактора, а именно: ценности гражданского брака, свободной любви, разнообразного времяпровождения, супружеской верности.

Исследование содержания эмоционального компонента представлений о семейных перспективах позволило установить наличие особенностей, характерных для девушек, не планирующих рождение ребенка.

По результатам факторного анализа, будущая семейная жизнь представляется девушкам, не планирующими рождение ребенка, более сумбурной, однообразной, скучной, стандартной и навязанной другими. Экспериментальным путем полученные данные, дают нам представление, что девушки, которые не планируют рождение ребенка, видят свою семейную жизнь в темном цвете и негативном окрасе, возможно по причине того, что семья «мешает» им полностью реализовывать себя в сфере карьеры, саморазвития, внося только скуку и однообразие в их жизнь, в связи с чем, воспринимается как навязанная кем-то извне.

В целом, исследование показывает, что отсутствие планов рождения ребенка у современных девушек может быть обусловлено особенностями устоев системы семейных ценностей и эмоционального отношения к будущей семейной жизни. Полученные результаты подтверждает значимость для полноценной реализации материнской роли семейного воспитания современных девушек, транслирующего традиционные семейные ценности, способствующего формированию адекватных им жизненных целей и позитивного эмоционального настроя по отношению к будущей семейной жизни.

Практическая значимость исследования определяется тем, что получен материал, который может быть использован психологами, педагогами, социологами, философами и др. специалистами. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при подготовке и чтении базовых и элективных курсов по возрастной психологии для студентов психологических факультетов, на курсах повышения квалификации практических психологов.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Мысль, 1987. - С.137-145.

2. Альбуханова-Славская К.А.Психология и сознание личности. - М., 1999

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: МГУ, 1988.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте// Мастера психологии. - Спб.: Питер, 2008

5. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб.: Питер, 2001. - С. 256-269.

6. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути личности // Мотивация личности. - М.: Прогресс, 1982. - С. 84-95.

7. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. -1983. №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.