Научная статья на тему 'Семейные перспективы девушек, переживших развод родителей'

Семейные перспективы девушек, переживших развод родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ипполитова Е. А.

В статье представлены результаты исследования ценностно-смысло­вого, эмоционального и когнитивного компонентов образа будущей семейной жизни девушек, переживших развод родителей. Выявлено, что в представлениях девушек с опытом развода в родительской семье, традиционные семейные ценности и цели связаны с негативной оцен­кой своей собственной будущей семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные перспективы девушек, переживших развод родителей»

СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕВУШЕК, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

© Ипполитова Е.А.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье представлены результаты исследования ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов образа будущей семейной жизни девушек, переживших развод родителей. Выявлено, что в представлениях девушек с опытом развода в родительской семье, традиционные семейные ценности и цели связаны с негативной оценкой своей собственной будущей семейной жизни.

В современной социальной ситуации самое большое количество актов регистрации первого брака приходится на возрастной период поздней юности. Примерно половина девушек в России решают узаконить отношения в возрасте 21 года. Именно на этом возрастном этапе юноши и девушки начинают задумываться о собственной семье, делать первые шаги в этом направлении. К началу поздней юности гедонистическое настоящее сменяется ориентацией на будущее, личностью приобретаются навыки организации времени и постановки целей. На этой основе молодые люди и девушки активно выстраивают свои перспективы. К настоящему моменту установлено, что жизненная перспектива личности является многомерным образованием и охватывает ряд сфер, в которых человек может представлять свое будущее - это сферы семьи, профессиональной деятельности и карьеры, досуга, отдыха и развлечений, саморазвития, творчества и др. (К.А. Абуль-ханова-Славская, P.A. Ахмеров, Е.И. Головаха, Р. Кастенбаум, В.И. Ковалев, И.С. Кон, Т. Котгл, A.A. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, И.А. Ральниковой, Л. Франкла и др.). Говоря об исследовании перспектив в сфере семьи, возможно, пользоваться термином «семейные перспективы». Научные взгляды Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, А. Митрикаса, A.M. Молокостовой, Н.С. Пряжникова, Т.В. Румянцевой и др. позволяют определить семейную перспективу как целостную картину будущей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные ориентации личности и способствующую актуализации соответствующего стиля семейного поведения. Семейные перспективы личности выступают как системное образование, содержание и структура которого обусловлена ценностным измерением и включает ряд компонентов: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Ценностно-смысловой компонент рассматривается как совокупность ценностных ориентаций личности, лежащих в основе построения планов на пред-

* Доцент кафедры Социальной психологии.

стоящий период семейной жизни. Когнитивный компонент объединяет совокупность ожидаемых и планируемых событий, эмоциональный - эмоциональное отношение к семейному будущему. Поведенческий компонент семейных перспектив включает стили, стратегии, формы поведения, направленные на реализацию спланированного [1, 4, 5].

В литературе отмечается, что в последние десятилетия традиционный образ семьи меняется, становясь более противоречивым, увеличилось количество разводов. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики, за 2008 год на 1178,7 тыс. браков приходится 703,4 тыс. разводов. Факт расторжения брака в родительской семье отражается на семейных представлениях их детей. Дети разведенных родителей чаще сталкиваются с проблемами в собственном браке, одной из причин этого является разрушение идеала любовных отношений на примере родителей. В частности, развод родителей является сильным стрессом и психологическая травма от него занимает второе место после потери близкого родственника [2, 3]. Таким образом, в современной социальной ситуации трансформации семейных ценностей особую актуальность приобретает исследование влияния родительского развода на представления детей о будущей семейной жизни.

Нами было предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей ценностно-смысловой, когнитивной, эмоциональной составляющих семейных перспектив девушек, переживших развод родителей (методы психодиагностического тестирования: модифицированная методика Е.Б. Фанталовой; модифицированный вариант семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном, и математические методы анализа информации (дисперсионный, корреляционный) с использованием компьютерной программы SPSS 15.0). В качестве респондентов выступили 16 девушек, переживших развод родителей, и 21 девушка из полных семей в возрасте от 18 до 23 лет. Выборку составили студентки Алтайского государственного университета.

Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностных ориентаций, лежащих в основе планирования будущей семейной жизни девушек с разведенными родителями. Так, для переживших развод родителей девушек в отличие от тех, у кого не было подобного опыта, возрастает значимость в планируемых супружеских отношениях терпимости (p = 0,001), совместного времяпровождения (p = 0,001), взаимопонимания (p = 0,003) и снижается значимость рождения детей (p = 0,001). В свою очередь более достижимой в своих будущих семейных отношениях им представляется общность интересов (p = 0,001). Можно предположить, что девушки с разведенными родителями воспринимают будущую семейную жизнь скорее как партнерские отношения, основанные на терпимости друг к другу, взаимопонимании, предполагающие наличие совместного

времяпровождения и общности интересов, и, одновременно, не предполагающие наличие детей.

Анализ содержания эмоционального компонента позволил выявить специфику, характерную для переживших развод родителей девушек, которая проявляется в оценке семейного будущего как менее привлекательного (р = 0,004) и более стремительного (р = 0,002) по сравнению с девушками из полных семей. Следовательно, особенности содержания эмоционального компонента семейных перспектив девушек из неполных семей раскрываются в формировании более негативного отношения к своему семейному будущему.

Когнитивный компонент семейных перспектив так же различается у девушек, переживших и не переживших развод родителей. По результатам методики «Персоплан» А.Г. Шмелева, было выделено 7 целей-событий планируемой семейной жизни, повторяющихся у обеих групп: встреча спутника жизни, брак/свадьба, дети, жильё, материальное благосостояние, работа.

Достоверные различия выявлены по двум целям - «дети» (р = 0,001) и «свадьба» (р = 0,001). Это значит, что девушки с разведенными родителями гораздо реже девушек из полных семей планируют эти события в своей будущей семейной жизни. В целом у девушек с разведенными родителями меньше целей будущей семейной жизни. План семейного будущего не детализирован, в основном перечисляются «популярные» цели, которые не являются продуманными и наполненными индивидуальным смыслом.

Анализ взаимосвязи ценностно-смыслового и когнитивного компонентов семейных перспектив показал следующее. Девушки, описывая цели-события будущей семейной жизни, указывали сроки реализации этих целей. Срок до года определяется как ближняя перспектива или ближняя удаленность события, от года до пяти лет - средняя перспектива и от пяти лет и далее - дальняя перспектива. Корреляционный анализ сроков реализации ценностей и целей показал, что у девушек с разведенными родителями ближняя перспектива отрицательно связана с доверием (г = -0,612), средняя перспектива положительно связана с ценностью «сексуальная удовлетворенность» (г = 0,692) и отрицательно с терпимостью (г = -0,692), а дальняя перспектива отрицательно коррелирует с ценностями «дети» (г = -0,926) и «материальное благосостояние» (г = -0,602). Следовательно, у девушек с разведенными родителями в основе планирования будущей семейной жизни на ближайший год лежит недоверие. На срок от 1 года до 5 лет они строят планы, ориентируясь на сексуальное удовлетворении и не хотят быть терпимыми к партнеру. В более отдаленном будущем они не желают иметь детей, так же для них не характерно стремление к материальному благосостоянию.

Корреляционный анализ важных семейных ценностей и эмоционального отношения к будущей семейной жизни у девушек, переживших развод родителей позволил выявить следующие взаимосвязи (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционный анализ важных семейных ценностей и эмоционального отношения к будущей семейной жизни девушек, переживших развод родителей

Будущая семейная жизнь Важные семейные ценности

Любовь Поддержка Доверие Верность

спокойная Коэффициент корреляции Пирсона -0,571* 0,445 -0,441 0,415

Уровень значимости 0,029 0,104 0,107 0,131

хорошая Коэффициент корреляции Пирсона -0,884** -0,081 -0,828** -0,177

Уровень значимости 0,000 0,780 0,000 0,536

лёгкая Коэффициент корреляции Пирсона 0,430 0,571* 0,420 0,695**

Уровень значимости 0,117 0,029 0,127 0,005

бурная Коэффициент корреляции Пирсона -0,237 -0,561* -0,083 -0,732**

Уровень значимости 0,405 0,033 0,772 0,002

необычная Коэффициент корреляции Пирсона 0,422 -0,346 0,704** -0,164

Уровень значимости 0,125 0,216 0,004 0,567

оптимистичная Коэффициент корреляции Пирсона 0,138 -0,752** 0,186 -0,622*

Уровень значимости 0,631 0,002 0,515 0,015

стабильная Коэффициент корреляции Пирсона -0,524* 0,558* -0,448 0,345

Уровень значимости 0,050 0,034 0,101 0,217

гармоничная Коэффициент корреляции Пирсона -0,356 0,604* -0,591* 0,349

Уровень значимости 0,201 0,019 0,023 0,212

стремительная Коэффициент корреляции Пирсона -0,353 0,498 -0,212 0,622*

Уровень значимости 0,207 0,064 0,457 0,015

Опираясь на табл. 1 можно заключить, что ценности «любовь», «поддержка», «доверие», «верность» коррелируют с негативными оценками будущей семейной жизни. Так, ценность «любовь» связана с плохой, неспокойной и нестабильной будущей семейной жизнью. Ценность «поддержка» коррелирует с пессимистичной, гармоничной, легкой, инертной и стабильной семейной жизнью. «Доверие» как ценность семейной жизни, связана с плохой, необычной и негармоничной семейной жизнью. И «верность» коррелирует с инертной, легкой, пессимистичной и стремительной будущей семейной жизнью.

Кроме того, согласно представлениям девушек с разведенными родителями, ценность «дети» связана с восприятием своей будущей семейной жизни как грустной (г = 953), пессимистичной (г = 992), неромантичной (г = 0,912), инертной (г = 858), неинтересной (г = 755), но гармоничной (г = 853). Следовательно, девушки, пережившие развод родителей с грустью и пессимизмом воспринимают перспективу появления собственных детей, хотя и видят в этом закономерность, гармонию.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало специфику содержания ценностно-смыслового, эмоционального и когнитивного компонентов семейных перспектив девушек, переживших развод родителей. Установлено, что в представлениях девушек, переживших развод

родителей, традиционные семейные ценности и цели связаны с негативным эмоциональным отношением к своей будущей семейной жизни. В частности, традиционная и важная ценность «дети» воспринимается девушками, переживших родительский развод, как обуза и воспринимается негативно.

Список литературы:

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Гогицаева О.У Тендерная социализация молодежи в современной семье // Личность в условиях современных социальных изменений: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. / Под ред. О.П. Степановой, Л.Г. Бузуновой, E.H. Исаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - Ч. 1. - 245 с.

3. Зритнева Е.И. Роль семьи в подготовке молодежи к брачно-семей-ным отношениям // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. -№ 1. - С. 12-18.

4. Митрикас A.A. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. - 2004. - № 5. - С. 65-73.

5. Молокостова A.M. Мотивация создания семьи в связи с построением жизненной перспективы // Сборник материалов конференции «Социально-психологические методы в работе с молодой семьей». - Оренбург, 2005.

ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ВЫБОР ВАРИАНТОВ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Скуратова A.B.*

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

Исследование, приведенное в статье, показало, что дети с высоким уровнем тревожности имели самые крайние варианты активных и пассивных способов психологической защиты. Было выявлено несколько устойчивых паттернов поведения в тревожных для детей ситуациях, основанных на базовом способе психологической защиты. Паттерны поведения были разними по социальной направленности: социально-желательные (соответствующие предъявленным нормам и правилам поведения),социально-нежелательные (идущие в разрез с нормами и правилами поведения).

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.