Научная статья на тему 'Образ будущего как компонент ценностно-смысловой сферы юношей и девушек'

Образ будущего как компонент ценностно-смысловой сферы юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
658
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / IMAGE OF FUTURE / YOUNG PEOPLE / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / GENDER-TIME PERSPECTIVE / PROSPECTS OF LIFE / LIFE PLAN / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / POTENTIAL OF AN INDIVIDUAL / ГЕНДЕР / ЮНОШЕСТВО / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Люсова О. В., Солянкина Л. Е.

Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, рассматриваются как один из показателей успешной социализации юношей и девушек. Важным является рассмотрение гендерных аспектов образов будущего, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованы, а с другой стороны, приобретают всё большую значимость в формировании сознания и поведения современного юношества, а также могут предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества. Исследование доказывает мысль о том, что при формировании образа будущего современных юношей и девушек необходимо учитывать следующее: характеристики образов воображения: у юношей синкретичный, у девушек дискретны; содержание образа будущего: у юношей связано с карьерой, властью, сферой достижений, у девушек с семьёй, общением и любовью; стиль мышления: у юношей дискурсивный, у девушек -интуитивный; преобладание у юношей когнитивного компонента, у девушек эмоционального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF FUTURE AS A COMPONENT OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF MODERN BOYS AND GIRLS

The article reflects the vision of future potential of an individual, which is regarded as one of indicators of successful socialization of boys and girls. The authors of the paper emphasize that it is important to study gender-oriented aspects of the image of future, for, on the one hand, the theory of these aspects are not enough studied and, on the other hand, they are becoming more important in shaping the consciousness and behavior of the contemporary youth, and may also provide the possibility of predicting the main trends of further development of the society. The study proves an idea that the formation of the image of future in modern youth should take into account characteristics of images of imagination: young men have a syncretic type of imagination, girls have a discrete type; the contents of the image of future: young men think about their career, power, area of achievement, girls care more about family, fellowship and love; way of thinking: young men have a discursive type of thinking, girls have an intuitive type of thinking; there is prevalence of cognitive component among boys, and emotional component among girls.

Текст научной работы на тему «Образ будущего как компонент ценностно-смысловой сферы юношей и девушек»

Таблица 3

Характеристика мотивационных типов работников

Тип мотивации Краткая характеристика

Избегательный (люмпенизи рованный) - Ему все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений - согласен на низкую оплату — при условии, чтобы другие не получали больше - низкая квалификация - не стремится повысить квалификацию, противодействует этому - низкая активность и выступление против активности других - низкая ответственность, стремление переложить её на других - минимизация усилий

Инструментальный - Интересует цена труда, а не его содержание - важна обоснованность цены, не желает «подачек» - важна способность самостоятельно обеспечить свою жизнь

Профессиональный - Интересует содержание работы - не согласен на неинтересные для него работы, сколько бы за них не платили - интересуют трудные задания — возможность самовыражения - считает важным свободу в оперативных действиях - важно профессиональное признание как лучшего в профессии

Патриотический - Важно общественное признание участия в успехе - главная награда — всеобщее признание незаменимости в компании - необходима идея, которая будет им двигать

Хозяйский - Добровольно принимает на себя ответственность - характеризуется обострённым требованием свободы действий - не терпит контроля

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях, а не в масштабе страны, в большей степени позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.

Таким образом, от чёткой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной

и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Каждая разработанная модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учёта специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом.

Библиографический список

1. Едронова В.Н., Бутина РИ. Анализ практики корпоративных подходов к мотивации труда. Экономический анализ. 2004; 15 (30): 16 - 21.

2. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учебное пособие для вузов. Перевод с англ. Под редакцией проф. Е.А. Климова. Москва, 2004.

3. Дуракова И.Б. Управление персоналом: учебник. Москва, 2009.

4. Балобанова Н.В. Природная мотивация: усиливать или не дать снизиться? Управление персоналом. 2006; 17 (147): 32 - 35.

5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. Москва, 2002.

References

1. Edronova V.N., Butina R.I. Analiz praktiki korporativnyh podhodov k motivacii truda. 'Ekonomicheskij analiz. 2004; 15 (30): 16 - 21.

2. Richi Sh., Martin P. Upravlenie motivaciej: uchebnoe posobie dlya vuzov. Perevod s angl. Pod redakciej prof. E.A. Klimova. Moskva, 2004.

3. Durakova I.B. Upravlenie personalom: uchebnik. Moskva, 2009.

4. Balobanova N.V. Prirodnaya motivaciya: usilivat' ili ne dat' snizit'sya? Upravlenie personalom. 2006; 17 (147): 32 - 35.

5. Kibanov A.Ya. Osnovy upravleniya personalom: uchebnik. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.05.16

УДК 159.9.072.432

Lyusova O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Psychology, Volgograd Branch of International Slavic Institute (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Solyankina L.E., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Director of Volgograd Branch of International Slavic Institute (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

IMAGE OF FUTURE AS A COMPONENT OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF MODERN BOYS AND GIRLS. The article reflects the vision of future potential of an individual, which is regarded as one of indicators of successful socialization of boys and girls. The authors of the paper emphasize that it is important to study gender-oriented aspects of the image of future, for, on the one hand, the theory of these aspects are not enough studied and, on the other hand, they are becoming more important in shaping the consciousness and behavior of the contemporary youth, and may also provide the possibility of predicting the main trends of further development of the society. The study proves an idea that the formation of the image of future in modern youth should take into account characteristics of images of imagination: young men have a syncretic type of imagination, girls have a discrete type; the contents of the image of future: young men think about their career, power, area of achievement, girls care more about family, fellowship

and love; way of thinking: young men have a discursive type of thinking, girls have an intuitive type of thinking; there is prevalence of cognitive component among boys, and emotional component among girls.

Key words: image of future, young people, gender-time perspective, prospects of life, life plan, potential of an individual.

О.В. Люсова, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии, Волгоградский филиал образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

Л.Е. Солянкина, д-р психол. наук, доц., директор Волгоградского филиала образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт», г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ОБРАЗ БУДУЩЕГО КАК КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И ДЕВУШЕК

Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, рассматриваются как один из показателей успешной социализации юношей и девушек. Важным является рассмотрение гендерных аспектов образов будущего, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованы, а с другой стороны, приобретают всё большую значимость в формировании сознания и поведения современного юношества, а также могут предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества. Исследование доказывает мысль о том, что при формировании образа будущего современных юношей и девушек необходимо учитывать следующее: характеристики образов воображения: у юношей - синкретичный, у девушек - дискретны; содержание образа будущего: у юношей связано с карьерой, властью, сферой достижений, у девушек - с семьёй, общением и любовью; стиль мышления: у юношей - дискурсивный, у девушек -интуитивный; преобладание у юношей когнитивного компонента, у девушек - эмоционального.

Ключевые слова: образ будущего, гендер, юношество, временная перспектива, жизненная перспектива, жизненные планы, потенциал личности.

«Мужское» и «женское» являются дихотомными, исчерпывающими, отличительными «природными» категориями, которым придаётся особое значение, как взрослыми, так и сверстниками детей...»

Serbin et al, 1993.

Стремительность изменений, характеризующих современное российское общество, а также содержание этих изменений во многом определяют процесс формирования образов будущего подрастающего поколения. Среди огромного многообразия проблем вхождения человека в общество можно выделить вопрос о планах, представлениях, ожиданиях на будущее, которые являются результатом и условием развития отношений современных юношей и девушек с внешним миром.

Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, и сформированность этих представлений в юношеском возрасте многими исследователями рассматривается как один из показателей успешной социализации юношей и девушек (Е.П. Белинская, А.С. Волович, Е.И. Головаха, И.А. Демина, Е.М. Дубовская и др.)

В представлениях о будущем можно увидеть «потенциал личности», на основе изучения жизненных планов юношества возможно прогнозирование развития общества. С другой стороны, сформированное представление о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости.

Особое место занимают работы К.И. Абульхановой-Слав-ской, Е.П. Авдуевской, Л.И. Анциферовой, Д.А. Ахмерова, С.А. Баклушинского, Л.И. Божович и др., направленные на изучение представлений о будущем в раннем юношеском возрасте. Это связано с тем, что данный возраст представляет собой чрезвычайно важный период в становлении личности, связанный с осуществлением значимых выборов: профессии, системы ценностей, партнёра по браку и т. д. Данные выборы отражаются в целях, планах, субъективной картине будущего. Наличие зрелых, сформированных представлений о будущем именно в этом возрасте становится возможной и необходимой предпосылкой дальнейшего развития личности.

Психологические исследования юношеских проблем в современных условиях реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются из собственно академических вопросов научного познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной действительности. Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные аспекты образов будущего, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованы, а с другой - приобретают всё большую значимость в формировании сознания и поведения современного юношества.

В связи с этим, на наш взгляд, актуальным становится исследование особенностей гендерного аспекта образа будущего

современного юношества. Кроме того, знание представлений юношества о будущем и изучение гендерных факторов, оказывающих влияние на их формирование, может предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества.

Объектом нашего исследования является образ будущего современного юношества. Предметом исследования - особенности образов будущего современных юношей и девушек.

Цель исследования - выделить гендерные особенности образов будущего юношей и девушек, разработать и научно обосновать программу формирования образа будущего современного юношества.

Выделение объекта, предмета, формулировка цели исследования позволили составить гипотезу исследования: при формировании образа будущего современных юношей и девушек необходимо учитывать:

- характеристики образов воображения: у юношей - синкретичный, у девушек - дискретный;

- содержание образа будущего: у юношей связано с карьерой, властью, сферой достижений, у девушек - с семьёй, общением и любовью;

- стиль мышления: у юношей - дискурсивный, у девушек -интуитивный;

- преобладание у юношей когнитивного компонента, у девушек - эмоционального.

Многоаспектность проблематики гендерного аспекта в формировании образов будущего стала причиной разносторонней направленности подходов к изучению образа будущего. Теоретико-методологическое направление исследовало жизненные пути личности и пространственно-временные представления о будущем: понятие, категории, концепции образа будущего. Экспертно-практическое направление - изучение будущей жизненной перспективы, планирования жизни, а также возрастной специфики восприятия своего будущего. Научно-теоретическое направление применяло опыт исследования образа будущего в контексте картины жизненного пути.

Таким образом, образ будущего - одна из составляющих картины жизненного пути. Как таковой, образ - это целостное, но неполное представление некоторого объекта, а также это идеальный продукт жизнедеятельности, конкретизирующийся в форме отображения в психике и воображении, т.е. создания новых образов до начала деятельности. В представлениях о будущем можно увидеть «потенциал личности», на основе изучения жизненных планов юношества возможно прогнозирование развития общества. Сформированные представления о будущем -предпосылка дальнейшего развития личности.

Образ будущего в юношеском возрасте можно охарактеризовать как личностное новообразование юношества, связанное с внутренней позицией взрослого человека, с осознанием себя

Образ будущего

Видение человеком своей жизни в будущем

Временная перспектива

1

Видение человеком своей жизни, как в будущем, так и в настоящем, в прошлом

Будущая временная перспектива

I

Психологическая перспектива - человек предвидит будущее, прогнозирует его.

Личностная перспектива - готовность человека к будущему в настоящем.

Жизненная перспектива - возможность для оптимистического жизненного продвижения.

Жизненная программа -ориентированы на перспективу без жёсткого определения сроков их выполнения.

Временное будущее -имеют место ограничения, рамки, т. е. психологическое будущее мыслится линейно.

Жизненная перспектива конкретизируется в жизненных планах. Жизненные планы - жёсткие сроки.

Смысловое будущее - пока человек не осмыслит, не осознает, т.е. не зависит от временной оси.

Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий будущего

как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели,ресурсыиусловия для решен— задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, произвоустиеннойзадааи; проявленлеабществeннoйеoзеции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построо^|^е(^об^-^веннор семей ит.п .).

Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в за-рубежнoO,нуе oеeчелтвренейлитepa^мpe,лднaкo нализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты мнегимииccлeдoиaтeлями.AнPлизнaечнoйлиеe paяypяl по теме исследования позволил выделить наше рабочее понятие гендера (психологический пол) - социально детерминированные роли, еферы дeoтecенocтимумчинежeнщие,

зависят не от биологических половых различий, а от социальной орraнизaцииoPщecтве,ту.пуиxвлoгччecкaяидентификoция человека с тем биологическим полом, с каким человек и социум ассоцииаует

Анализ теоретических подходов к гендерным особенностям образа будущего в юношеском возрасте позволил нам выделить факторы формирования, которые представлены в таблице 1.

Эмпирическое исследование проводилось на базе одной из школ г Волжского Волгоградской области, 11-е классы, а также МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» (г Волжский Волгоградской области), в экспериментальной части исследования принимали участие 61 респондент юношеского возраста, из них юношей - 11 человек, девушек - 50 человек. Нами была составлена программа исследования, состоящая из комплекса диагностических методик для выявления гендерных особенностей формирования образов будущего современного юношества:

- Методика«Гендерныйопросник»С.Бем[1,с. 129]; Методика мотивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена [2,

c.344]; c. 51];

Методика «Каузометрия» Е. И. Головаха и А.А. Кроник [3,

- Методика «MUST-тест» Иванова П.Н. и Колобовой Е.Ф. [4, c. 144] ;

- Проективное сочинениенатему: «Моёбудущее...» Можно сделать общий вывод по нашей исследовательской

работе:

- 54,5 % обследуемых юношей и 70 % девушек относятся к андрогинности, а 45,5 % юношей и 30 % девушек - к маскулинности. Среди опрошенных юношей и девушек фемининного

Таблица 1

Гендерные особенности формирования образов будущего юношей и девушек

Факторы формирования образов будущего Юноши Девушки

Социальное поведение Агрессивность, доминантность Дружелюбие, контактность

Социальные роли Профессиональные Семейные

Гендерные роли Проявление «героических» видов помощи (спасение), «кавалерские» виды помощи Забота о личных и эмоциональных потребностях других и помощь в достижении целей («заботливая помощь»)

Сферы жизненного проекта будущего Сегодня - профессиональная деятельность В будущем - власть и приобретение материальных благ В настоящее время важен ЗОЖ В будущем - профессиональная деятельность

Самосовершенствование Самосовершенствование

о ^ ■■ Власть принесёт удовлетворение Овладение властью

Области саморазвития Значимы власть и профессиональная деятельность Связь с творчеством и здоровьем

Содержание образа будущего Карьера, семья, сфера достижений Семья, общение, любовь

Стиль мышления Дискурсивный (рассуждение) Интуитивный

Характеристики образа воображения Дискретный Синкретичный

Способности Пространственные и математические Вербальные

Жизненный аспект Перспективы Сегодняшний день

гендера не было выявлено. По нашему предположению, факт отсутствия фемининности в данном исследовании объясняется современной социальной, политической и экономической ситуацией в стране и мире. Современная российская молодёжь поддаётся влиянию западных мировоззренческих и феминистических позиций. В современном обществе равноправия женщин и мужчин женский пол теряет свои фемининные черты и становится наравне с мужским полом. Вторым объяснением отсутствия фемининности в нашем исследовании является тот факт, что методика, предложенная Сандрой Бем для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности, была разработана в 1974 году и не модифицировалась, не адаптировалась для сегодняшнего времени;

- половина обследуемых девушек своей жизненной перспективой считают действия или стремления, направленные на развитие (актуализацию) их самих (саморазвитие), треть обследуемых девушек - мотивационные объекты, относящиеся к некоторым аспектам собственной личности, а немногочисленная часть обследуемых девушек - учебную деятельность, обладание, приобретение чего-либо и мотивационные объекты, включающие социальные контакты и цели, формулируемые для других. Также мы выявили, что половина обследуемых юношей своей жизненной перспективой считают действия или стремления, направленные на развитие (актуализацию) их самих (саморазвитие), треть обследуемых девушек - учебную деятельность, а немногочисленная часть обследуемых девушек - мотивацион-ные объекты, относящиеся к некоторым аспектам собственной личности;

- на первом месте жизненных ценностей и целей юношей находится автономность, на втором месте - личностный рост, на третьем месте - духовная культура, на четвёртом - власть.

Библиографический список

У девушек на первом месте - автономность, на втором месте -духовная культура, на третьем месте - личностный рост, на четвёртом месте - власть;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- девушки в своей жизненной перспективе видят сферы: «образование», «семья», «работа», «чувства»; юноши в своей жизненной перспективе видят сферы: «образование», «семья», «работа», «общество»;

- 9 % юношей и 34 % девушек обладают дискретным воображением, а 45,5 % юношей и 46 % девушек - синкретичным, у 45,5 % юношей и 38 % девушек присутствует когнитивный компонент, а у 9 % юношей и 42 % девушек - эмоциональный, 45,5 % юношей и 50 % девушек обладают дискурсивным мышлением, а 9 % юношей и 50 % девушек - интуитивным;

- По результатам нашего исследования, с помощью ф*-кри-терия углового преобразования Фишера мы выявили, что гендер оказывает влияние на формирование образа будущего в таких сферах образа будущего, как: образование, общение, личностное развитие. А для юношей и девушек с андрогинными чертами личности, так же как и для юношей и девушек с маскулинными чертами личности, одинаково значимы такие сферы будущего, как: Семья, Работа, Чувства, Ценности, Общество, Мысли, Здоровье, Быт, Досуг и др. Не выявлено также влияние гендера на особенности мышления, воображения и компонентов будущего.

Таким образом, была частично подтверждена наша гипотеза о том, что при формировании образа будущего современных юношей и девушек необходимо учитывать: характеристики образов воображения: у юношей - синкретичный, у девушек -дискретный; содержание образа будущего: у юношей связано с карьерой, властью, сферой достижений, у девушек - с семьёй, общением и любовью; стиль мышления: у юношей - дискурсивный, у девушек - интуитивный; преобладание у юношей когнитивного компонента, у девушек - эмоционального.

1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1994.

4. Люсова О.В., Тимашева Л.В. Возрастные аспекты самосознания человека в кризисные периоды взросления. Фундаментальные исследования. 2015; 2-7: 1518 - 1521.

5. Солянкина Л.Е., Ященко Р.В. http://elibrary.ru/item.asp?id=25361429 Материалы III-ей Международной, научно-практической конференции. Воронеж, 2015.

6. Nutten J. Future time. Perspective and Motivation. 1985.

References

1. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2008.

2. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

3. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti. Kiev, 1994.

4. Lyusova O.V., Timasheva L.V. Vozrastnye aspekty samosoznaniya cheloveka v krizisnye periody vzrosleniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-7: 1518 - 1521.

5. Solyankina L.E., Yaschenko R.V. http://elibrary.ru/item.asp?id=25361429 MaterialyIII-ejMezhdunarodnoj, nauchno-prakticheskojkonferencii. Voronezh, 2015.

6. Nutten J. Future time. Perspective and Motivation. 1985.

Статья поступила в редакцию 12.05.16

УДК 159.9

Medvedeva N.I., Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol,

Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF SAFETY OF A PERSON IN EXTREME CONDITIONS. The work raises a problem of how to form coping behavior of a person in an extreme situation. The author uses contemporary approaches in the research of the stated problem, studies the vital resources of a person, showing his individual characteristics. Life resources of a personality are abilities and personal qualities that help to overcome a difficult situation successfully. Vital resources can be seen as a source of inner strength of the man, enable him to cope with unusual situations, stress factors, difficulties of an internal and external plan, to sort out the issues and make the right decision, to succeed, to realize yourself. The author identified the main groups of personal resources: worldview and beliefs of a person, power of the spirit; intellect, creativity, interest in the world; a system of skills, abilities and knowledge; energy resources, including physical and mental health, the endurance of a person, his temperamental features; personality traits, aimed at countering the devastating impacts (resilience, determination, optimism, locus of control).

Key words: extreme situation, mental state, coping mechanisms, coping behavior, vital resources.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье поднимается проблема формирования совладающего поведения личности в экстремальной ситуации. Автор опирается на современные подходы и исследования, затрагивает проблему жизненных ресурсов личности, показывает их индивидуальные особенности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как источник внутренних сил человека, позволяющих ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Автором выделены основные группы личностных ресурсов: мировоззрение и верования человека, сила духа; интеллект, креативность, интерес к миру; системы навыков, умений и знаний; энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье; свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).

Ключевые слова: экстремальная ситуация, психическое состояние, копинг-механизмы, совладающее поведение, жизненные ресурсы.

Психология как область научных знаний рассматривает и интерпретирует психические состояния человека, в том числе возникающие в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Несмотря на пристальное внимание и интенсивное изучение отечественными и зарубежными психологами проблемы психических состояний, очень многое остаётся неясным. Как считает Т.А. Нем-чин, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека» [1]. Лишь в нормальном психическом состоянии человек способен регулировать себя в любом виде деятельности и поведении. Чего ждёт человек от науки? Объяснения феномена психического состояния или практического совета как регулировать себя и своё состояние? До сих пор мало исследованы потенциалы личности, позволяющие регулировать своё психическое состояние. Психологическая подготовка человека - один из важнейших факторов регуляции психического состояния. Русский физиолог И.П. Павлов саму науку психологию считал наукой о психических состояниях, благодаря психологии можно представить всю сложность субъективного [2].

Проанализировав большое разнообразие мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных с психическим состоянием, можно отметить, что практически все авторы едины во мнении о значимости проблемы. Н.Д. Левитов впервые поставил понятие «психическое состояние» в статус психологической категории [3]. Он считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии - разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя её конкретных интегральных проявлений в форме психических состояний»[4].

Анализируя исследования и подходы разных авторов, мы встречаем термин «напряжённые ситуации» (М.И. Дьяченко,

Л.А. Кандыбович), «крайние условия» (Л.Г. Дикая), «сложные ситуации» (А.В. Либин), «стрессовые ситуации» (Г. Селье, Ки-таев-Смык), «острособытийные ситуации» (В.В. Авдеев), «чрезвычайные ситуации» (А.Ф. Майдыков), «нештатные условия» (В.Д. Туманов), «особые условия» (С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая). Термин «экстремальные ситуации» встречается у многих авторов (Т.А. Немчина, В.Г. Андросюк, В.И. Лебедева, Г.В. Суворова и других).

Выделяя значимость субъективного восприятия чрезвычайной или экстремальной ситуации, хотелось отметить, что такая ситуация для личности является усложнением условий деятельности и жизни, приобретая особую значимость. Экстремальные ситуации отличаются тем, что вторгаются в относительно устоявшееся течение жизни человека и их негативные последствия сказываются на здоровье, жизненных планах, карьере, отношениях. Ситуации переживаются людьми как экстремальные в том случае, если человек осознанно или неосознанно устанавливает её смысл для себя и значимых людей. Экстремальная ситуация затрагивает важную для человека ценность. Таким образом, сложные объективные условия жизни и деятельности становятся экстремальной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, осознаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д. Достаточно часто такое состояние системы жизнедеятельности опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызывать психическую напряжённость и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

Совокупность факторов, приводящих к психической напряжённости может оказывать как положительное, мобилизующее влияние на человека, так и отрицательное, дезорганизующее воздействие. Мы рассматриваем ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, которое имеет мобилизующее значение и приводит к положительным изменениям в эмоциональной, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.