Научная статья на тему 'Установка как социологический индикатор групповой регламентации'

Установка как социологический индикатор групповой регламентации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зотова К. В.

Zotova K.V. An orientation as a sociological indicator of communal regulation. The article is dedicated to the fundamental problems of classical theory of communal orientation and communal dispositions. The author considers the phenomenon of communal predispositions as values of social behaviour, underlines the inevitable character of contradictions of orientations of leadership and prejudices of the other members of a community, puts forward a theory of a socalled orientation field as global characteristics of social intracommunal relations. The article addresses the readers interested in the grounds and morphemes of modern community and contains some empirical data on this issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An orientation as a sociological indicator of communal regulation

Zotova K.V. An orientation as a sociological indicator of communal regulation. The article is dedicated to the fundamental problems of classical theory of communal orientation and communal dispositions. The author considers the phenomenon of communal predispositions as values of social behaviour, underlines the inevitable character of contradictions of orientations of leadership and prejudices of the other members of a community, puts forward a theory of a socalled orientation field as global characteristics of social intracommunal relations. The article addresses the readers interested in the grounds and morphemes of modern community and contains some empirical data on this issue.

Текст научной работы на тему «Установка как социологический индикатор групповой регламентации»

• групповая сопричастность - первый и естественный этап стимулирования кластеризации со стороны руководителей организаций.

Таким образом, согласно такой трактовке, именно степень групповой сопричастности является наиболее верным социологическим признаком на первый взгляд незаметных, но уже начавшихся и весьма масштабных процессов кластеризации.

1. Шуметов В.Г. Кластерный анализ в региональном управлении: учеб. пособие для вузов. Орел, 2001.

2. ТагановД.Н. 8Р88: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб., 2005.

3. Елецкий А. В., Смирнов Б. М. Свойства кластерных ионов. Успехи физ. наук. М., 1989.

4. Смирнов Б.М. Комплексные ионы. М., 1983.

5. Петров Ю.И. Физика малых частиц. М., 1982.

6. Краснова Л.В. // Социология культуры, духовной жизни: сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Налетова. Тамбов, 2006.

7. Федоров И.А., Краснова Л.В., Запорожчен-ко О.А. // Столетие парламентаризма в Рос-

сии: история и современность: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под общ. ред.

О.А. Тарасова. Рязань, 2006.

8. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2003.

9. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. М., 1994.

10. Социология в России / под ред. В.А. Ядова. М., 1998.

11. Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассиче-ские походы к анализу социальной реальности: учеб. пособие. М., 2003.

12. Чурилов Г.Н., Тарабанько В.Е., Новиков П.В. и др. // Материалы Всерос. науч. конф. по физике низкотемпературной плазмы ФНТП-2001, 1-7 июля 2001. Петрозаводск, 2001. Т. 2. С. 140-143.

13. Новиков П.В. Исследование зависимости процесса образования фуллеренов и металло-фулеренов от параметров углесодержащей плазмы: автореф. дис. ... канд. физ.-мат. наук. Красноярск, 2003.

Поступила в редакцию 18.04.2006 г.

УСТАНОВКА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИКАТОР ГРУППОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

К.В. Зотова

Zotova K.V. An orientation as a sociological indicator of communal regulation. The article is dedicated to the fundamental problems of classical theory of communal orientation and communal dispositions. The author considers the phenomenon of communal predispositions as values of social behaviour, underlines the inevitable character of contradictions of orientations of leadership and prejudices of the other members of a community, puts forward a theory of a so- called orientation field as global characteristics of social intra-communal relations. The article addresses the readers interested in the grounds and morphemes of modern community and contains some empirical data on this issue.

Вероятно, одна из самых трудных проблем психологии и социологии заключается в том, чтобы понять, почему человек принимает то или иное решение, выбирает определенный вариант поведения в той или иной ситуации, конкретный вид деятельности и даже определенный образ жизни. Для исследователей представляет огромный интерес информация о предрасположенности субъекта к стереотипам поведения в заданных условиях.

Поведенческие планы и программы, по-видимому, формируются на уровне социаль-

ных групповых установок и ценностных ориентаций. Первым в отечественной психологии на это указал Д.Н. Узнадзе. Он предложил пользоваться понятием «установка».

Для автора установка - целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения - с другой. Такая трактовка вполне совместима с

традицией грузинской школы социологии и психологии [1], которая изначально выступала с протестом против рационального образа человека как изолированного, вырванного из мира существа.

В зависимости от условий, в которых приходится жить человеку, у него появляется потребность к деятельности и функционированию в том или ином направлении, т. е. функциональные потребности; естественно, чем сложнее становится среда, тем шире становится круг потребностей.

Для того чтобы появилась установка на поведение в определенном направлении мало только потребности, необходима еще соответствующая потребности ситуация. Без наличия совместного и согласованного воздействия ситуации и потребности на человека нет предпосылки к тому, чтобы у человека образовалась установка, которая подготовит субъекта к действию [2].

Появление определенной ситуации, необходимой для удовлетворения той или иной потребности, вызывает в субъекте импульс к деятельности в определенном направлении, согласно конкретной установке; для возникновения установки в определенном направлении требуются условия субъективного и объективного характера, их единство [2, с. 168].

Иными словами, в человеке существует внесознательное состояние, которое вырабатывается в результате действия установки и воздействует на сознание. Установка, согласно этой гипотезе, представляет собой состояние, которое, не будучи содержанием сознания, оказывает решающее влияние на его работу и проявляется у всякого живого существа в процессе его взаимоотношений с социальной средой [2, с. 180].

Одной из очевидных причин появления установки как предрасположенности к совершению привычных действий и является многократное повторение, в результате чего происходит фиксация установки. Чем прочнее фиксация, тем сильнее способность к актуализации вырабатывается в ней. Однажды активированная установка не пропадает, а сохраняет готовность актуализироваться при наличии даже отдаленно подходящих условий.

Прочность установки измеряется числом повторных установочных опытов, но существуют и единичные случаи действия установки, что не мешает ей актуализироваться.

В течение жизни человек приобретает бесчисленное множество фиксированных установок, которые, активируясь при удобном случае, формируют всю систему человеческих предубеждений.

Установка не относится к категории врожденных сущностей, поскольку потребности и социальная среда являются постоянно меняющимися условиями существования человека.

Концепция Д.И. Узнадзе исходит из постулата, лежащего в основе трехчленной схемы анализа деятельности, согласно которой всякое поведение определяется воздействием установки. Выстраивается цепочка: стимул-установка-реакция. Без направляющей роли установки индивид был бы растерян и сбит столку. Никакая деятельность не может актуализироваться без готовности к определенной форме реагирования, побуждающей его действовать именно таким образом, а не иначе.

Установка - фактор, ориентированный на минимальную вероятность возникновения «беспорядка» как в отношениях между человеком и миром, так и в душевной жизни самого человека. Важно, что сознание человека фрагментарно, а установка охватывает всю психику личности целиком. При этом установка является самым важным в определении деятельности человека.

Установка может быть более или менее стабильна или же крайне лабильна, пластична. В связи с этим положением установки людей, в зависимости от процессов и темпа их формирования, могут значительно отличаться друг от друга.

Результатом является то, что в субъекте под воздействием ситуации возникает специфичная модификация, которая представляет собой первичное отражение ситуации, т. е. установочное отражение или установку. Содержание всего поведения субъекта является реализацией этой установки. Теория установки открывает множество других подходов к формированию диспозиционной концепции. В общей социологии и психологии это работы А.Н. Леонтьева, связанные с анализом деятельности человека.

Он использует понятие личностного смысла, который выражает факт «пристрастности человеческого сознания» и может иметь сходство с такими понятиями, как

«ценность», «социальная фиксированная установка», «диспозиция» [3]. Экспериментальные данные школы Д.И. Узнадзе совпадают с одним из основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, а именно -что потребность может выступать как стимул только в той фазе развития, когда она становится предметной; он считает что «опредмечивание - это судьба потребности. Как произошло опредмечивание потребности, такой она и будет» [4]. Там, где начинается опредмечивание потребности, там начинается поисковое поведение. Потребность в результате поиска обретает свое предметное содержание и становится определяющей и направляющей ценностью поведения [5].

Потребности вовлекаются в поток деятельности, а не наоборот.

Видимо, исходной идеей объяснения различных форм поведения выступает принцип соответствия мотива и поведения. Каков мотив, таково и поведение. Мотив (или потребность) определяет психологическое содержание деятельности, это внутренняя сила поведения, которая актуализирует деятельность человека (деятельность всякую: внешнее поведение, внутренние психические процессы). Мотив не всегда обнаруживает себя, поэтому, кроме актуальных, нужно различать мотивы потенциальные. Существует иерархия мотивов, а это значит, что сама человеческая жизнь как система деятельностей есть иерархическая система. Мотивы имеют смыслообразующую функцию, предают личностный смысл целям, действиям, их содержанию, ставят задачу отдавания себе отчета в смысле собственного поступка [5, с. 450].

Представители школы Д.Н. Узнадзе отстаивают идею о существовании первичной установки, предваряющей и определяющей любые формы психической активности. Исследователи, стоящие на позициях теории деятельности (А.Н. Леонтьев), не менее последовательно отстаивают позицию первичности действия по отношению к любой установке.

Каково же место и значение понятия установки в общей теории деятельности? Поскольку деятельность начинается на базе некоторой преориентации индивида, то готовность действовать определенным образом -это фактор установки как закодированной модели конечного результата реакции. Ус-

тановка предвосхищает реакцию во времени и является неотъемлемой частью структуры целенаправленной деятельности.

Таким образом, на базе установки возникает определенно ориентированная и организованная деятельность. Установка является модусом субъекта в каждый момент его деятельности, побуждающая к активности, следовательно, она проявляется именно в деятельности.

Имеется богатая литература, посвященная регулятивным функциям разнообразных состояний готовности личности к определенному поведению. Их называют по-разному -«социальная установка», «доминирующая мотивация», «ценностная ориентация». Автор трактует их как диспозиции личности - фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности действовать определенным образом при определенных условиях. Последнее и позволяет выделять установки как своеобразную «виртуальную программу» реакций на кодовые жизненные ситуации.

Особенности диспозиционной структуры, условия ее формирования, ее соотношение с реальным социальным поведением личности составляет основное теории

В.А. Ядова, который подходит к пониманию данной установки как регулятору поведения не только с позиции психологической характеристики субъекта его деятельности, но и с позиции особенностей социальной среды.

Согласно его теории условия деятельности (ситуации), в которых могут быть реализованы потребности личности, образуют иерархическую структуру, да и сами диспозиции структурируются в некоторую иерархию.

Низший ее уровень образуют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей физического существования в простейших ситуациях и не осознаваемы, поскольку установка вырабатывается тогда, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек «объективирует» собственное поведение, осмысливает его. Второй уровень диспози-ционной структуры - социальные фиксированные установки, содержащие эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий аспекты. Формируется такая установка предметными потребностями социального существования (включением индивида в первичные или контактные группы).

Третий диспозиционный уровень - общая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности, формируется на основе высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с различными областями социальной деятельности.

Этот уровень образуется системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения. В. А. Ядов допускает мысль о том, что формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении и происходит в тех социальных группах или обществах, к которым принадлежит индивид и чье мировоззрение, идеология, образ мыслей он разделяет [6].

Этот уровень диспозиции играет решающую роль в саморегуляции поведения, поведение человека представляет тенденцию, в рамках которой отдельные поступки либо прямо совпадают, либо колеблются вокруг некоторой общей «оси», направляемой вышеизложенными диспозициями.

Высшие диспозиции оказывают доминирующие воздействие на нижележащие диспозиции, а также упорядочивают поведенческие акты субъекта.

Установка придает социальной ориентации человека глубокий личностный смысл, т. к. играет роль специфического психологического и идеологического механизма, выявляющего и формирующего активное избирательное отношение индивида к социальным нормам и ценностям.

А.Г. Здравомыслов подчеркивает ту мысль, что потребности, интересы и ценности выступают связующим звеном между обществом, социальной средой, индивидом и его внутренним миром [7].

Ни одно социальное действие не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Потребности и интересы - это особый род общественных отношений, при этом потребность ориентирована на предмет ее удовлетворения, а интерес направлен на те социальные отношения, которые обеспечивают удовлетворение потребности. Интересы, по мнению А.Г. Здра-вомыслова, являются более значимыми и направлены на социальные средства существования. Интерес - это свойство социальной

группы, которое воздействует на поведение данной группы. Интересы являются объективным основанием социальной психологии социальной группы [7, с. 74].

Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь превращаются в ценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей - это сфера духовной деятельности человека, поэтому имеет смысл рассматривать ценности не как простое продолжение или отражение интересов, а как относительно самостоятельную категорию. В мире ценностей усложняются стимулы поведения человека и причины социального действия. Если потребности решают задачу существования, а интересы решают задачу материальных условий бытия, то проблему соответствия представлений о назначении человека, о его достоинстве, о мотивации поведения берут на себя ценности, которые являются активной побудительной силой действия.

Без ценностных стимулов невозможно подлинное самоутверждение личности. Человек, находящийся во власти потребностей, не свободен, только выбор высших ценностей позволяет ему стать свободным [7, с. 161].

В зависимости от того, какие типы отношений складываются между потребностями, интересами и ценностями, возможно появление разных типов личностей. Чем сложнее мотивация поведения, связанная с преобразованием потребности в интересы, тем свободнее человек. Духовные ценности и нравственные нормы воздействуют на социальные интересы. Автор предлагает рассматривать ценности как «застывшие» установки.

Ценностное восприятие действительности порождает мотивацию действий и поступков, основанную на ценностных отношениях, дополняющую и обогащающую мотивацию, основанную на потребностях и интересах.

Ценности пронизывают собой все формы общественного сознания, объединяя определенные интересы разнообразными идейными, нравственными и эстетическими средствами, они оказываются важнейшим источником мотивов поведения и стимулов человеческой деятельности. А.Г. Здравомыслов акцентирует внимание на вопросе о механизме формирования потребностей, раскрывая специфику существования ценностей и анализи-

руя способ перехода этих ценностей в мотивацию поведения.

Ценность, таким образом, содействует выражению, формированию и направленности поведения группы. Увидеть, выделить и выяснить механизмы формирования установок - это значит получить возможность сознательно планировать и осуществлять воспитание того типа личностей, который более всего соответствует условиям социальной среды и всего общества в целом.

На практике социальная среда выступает как система взаимосвязанных отношений -производственных, организационных, идеологических и других, в которые включен человек в процессе своей деятельности. Все это оказывает влияние на необходимость учета воздействия социальной среды на поведение человека в целях научного подхода к формированию личности.

Приведенные положения позволяют сделать и некоторые выводы о роли именно групповых установок в формировании социального поведения.

Было бы откровенно наивным представлять, что такие установки представляют собой просто суммирование индивидуальных предрасположенностей к какому-либо типу действий у членов группы. Скорее напротив, один из мотивов объединения в группу - совместимость типов личности участников процессов группообразования, а следовательно, и базовых установок.

Таким образом, групповые установки содержат скрытый парадокс. С одной стороны, они непременно содержат ценности примерно схожих реакций на типичные ситуации групповой жизни для заметного числа членов группы. С другой же стороны, в таких установках должен быть и элемент отчуждения, центрирования их на ценностях лидера.

Уже в силу таких простейших соображений групповые установки имеют фундаментальное противоречие, выступающее источником развития.

Оно достаточно явно проявилось в ходе эмпирического авторского исследования в 2006 г., генеральную совокупность которого составили осужденные и штатные сотрудники службы исполнения и наказания Рязанской области РФ. Например, во всех квотах выборки респонденты четко отмечали важность и противоречивость именно реальных установок лидеров и общих групповых установок.

Разумеется, социальное, в том числе внутригрупповое поведение несводимо лишь к диалектике бытия установок. Но именно растущая предрасположенность к социально стереотипному поведению, умение экономить психические силы при столкновении с новой, непривычной реальностью, является, зачастую, одновременно и спасением в критических, пограничных ситуациях и ценой за такое спасение.

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2004.

С. 556.

2. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,1966. С. 165.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975. С. 153.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 2-6.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 414.

6. Ядов ВА. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. С. 23.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 6.

Поступила в редакцию 10.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.